Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания




Скачать 14.28 Kb.
НазваниеИсторико-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания
Дата03.02.2016
Размер14.28 Kb.
ТипДокументы
Историко-краеведческие походы

как фактор патриотического воспитания

Назарова Лариса Васильевна,

ПДО высшей категории,

руководитель историко-краеведческого клуба «Исток 39»

МБОУ ДОД ДДТ «Центральный»


В настоящее время, решая задачу вовлечения подрастающего поколения в активную общественно-полезную и творческую деятельность, приоритетным направлением необходимо признать идейно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи. В данном направлении невозможно достижение сколько-нибудь значительных результатов без активного освоения детьми и подростками историко-культурного наследия своего народа, своей родины.

Историко-краеведческая работа, направленная на всестороннее научно-обоснованное познание истории родного края, обладает практически безграничными возможностями в плане воспитания. В деле воспитания гражданина и патриота изучение историко-культурного наследия своей малой родины заключает в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Историко-краеведческая работа открывает широкие возможности для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей и подростков на основе использования богатого конкретного материала, наглядно демонстрирующего взаимосвязь исторических закономерностей с особенностями развития родного края, общего исторического материала с местным. Историко-краеведческая работа не только открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности детей и подростков, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Именно на базе использования краеведческих материалов формируются основы гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

К сожалению, зачастую усилия педагогов в этом направлении оказываются малоэффективными. Причина кроется в умозрительности моральных ценностей, не имеющих подкрепления в практической, повседневной жизни подростка. Основы гражданственности и патриотизма подрастающего поколения намного эффективнее формируются не в результате освоения готового материала, но, прежде всего, привлечения подростков к практической работе по поиску, исследованию и охране историко-культурного достояния своего народа. Широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет система дополнительного образования с ее сетью творческих подростковых коллективов как средовых условий реализации вовлечения подростков в сферу активной общественной жизни.

Одним из таких творческих объединений является историко-краеведческий клуб «Исток-39» Дома детского творчества «Центральный», на протяжении почти трех десятилетий собирающий в своих рядах детей и подростков от 11 до 15 лет. Приоритетной целью деятельности клуба является формирование подростка как разносторонне развитой личности, сочетающей в своем жизненном опыте широту кругозора, социально активную нравственную позицию и убежденность в ценности историко-культурного достояния своей родины. Годы работы показали, что достигнуть желаемого результата можно только при условии вовлечения детей и подростков в активную деятельность по изучению и сохранению памятников прошлого своего родного края.

Фундаментом такой работы стали две вещи: это психологические особенности подросткового возраста и сочетание в образовательной программе клуба двух направлений. Программа нашего клуба «Юные исследователи Сибири» построена на основе органического соединения историко-краеведческой и туристско-краеведческой подготовки. Оба направления дополняют и обогащают друг друга, и таким образом, осуществляется более полный охват краеведческого материала, и работа с региональным компонентом выходит на более высокий уровень. Соединение двух направлений позволяет наполнить учебное время практической работой в различных организационных формах: учебными семинарами и дискуссиями, экспедициями и многодневными походами, что создает благоприятные условия для актуализации полученного теоретического багажа и подкрепления его практической деятельностью.

К насыщению учебного времени практическими видами деятельности подталкивают и психологические особенности подростков, особенности потребностно-мотивационной сферы этой возрастной группы. Одной из определяющих становится потребность в значимости содержания деятельности: подростки стремятся к таким занятиям, какие были бы признаны «взрослыми», т.е. социально-значимыми. На этот период приходится усложнение интеллектуальной деятельности, начало формирования сознательного контроля над нею, закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Нельзя забывать и о большом значении формы, в которую облечен тот или иной вид деятельности. Притягательность “романтики” и ее атрибутов в этом возрасте общеизвестна. Говоря о психологических особенностях подростков, надо помнить о большом значении формы, в которую облечен тот или иной вид деятельности. Поэтому экспедиции и походы различной степени сложности всегда привлекают к себе внимание подростков.

В клубе с первого года его существования действует походно-экспедиционный отряд. В условиях походно-экспедиционного отряда есть возможность реализовать свойственное этому возрасту стремление к самостоятельности и самоопределению, к собственной социально-значимой деятельности. Походно-экспедиционный отряд предоставляет подросткам возможность расширить и обогатить свой социальный опыт, приучаясь к работе в коллективе сверстников и взрослых, формировать и совершенствовать культуру общения. Участие в различных экспедициях и походах создает условия для формирования и развития таких черт личности, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Кроме того, совершенствуются навыки адаптации к различным условиям, что значительно повышает самооценку личности подростка и содействует укреплению его социальной позиции.

Каждый подросток за время занятий в клубе имеет возможность побывать в составе нашего походно-экспедиционного отряда в нескольких походах различной степени и категории сложности по НСО, Алтаю, Кузнецкому Алатау, Саянам и другим местам Сибири, принять участие в раскопках археологических памятников новосибирской области.

За 28 полевых археологических сезонов наши ребята принимали участие в исследовании могильников бронзового века Милованово, Спирино, Линево, курганного средневекового могильника Крохалевка-5,, поселений Боровое-2, городища Кудряшевский бор и многих других. Временной диапазон исследуемых памятников широк: он охватывает промежуток от эпохи развитого бронзового века и до позднего средневековья. Участие в археологических экспедициях предоставляет возможность не только полноценно отдохнуть на лоне родной природы, но и принять наравне с взрослыми самое активное участие в важном общественно-полезном деле изучения и сохранения культурно-исторического наследия.

Археологические экспедиции стали основной формой работы клуба в летний период с первого года его существования. Со временем мы расширили диапазон форм и видов деятельности, включив в систему работы клуба историко-краеведческие походы.

Традиционно туристические походы являются одним из наиболее эффективных способов организации активного отдыха. Через туризм возможна реализация задач нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, приобретение навыков самостоятельной работы, формирование активной гражданской позиции. Необычная обстановка, элемент риска (контролируемого педагогами), богатство окружающей природы, тесный круг друзей, совместное преодоление трудностей, отвечают самым насущным потребностям подростков в том, что принято называть романтикой. Впечатления, полученные в походах, остаются порой самыми яркими воспоминаниями поры детства и ранней юности и оказывают длительное позитивное влияние на формирование личности. Кроме того, практической работой в походном отряде закрепляется полученный в зимний период теоретический материал.

В работе клуба «Исток-39 особое место заняли походы историко-краеведческие. Над разработкой системы историко-краеведческих походов педагоги клуба работали несколько лет. В основе данной работы лежит идея организации активного отдыха детей и подростков, органично сочетающего рекреационную и образовательно-воспитательную составляющую. Цель организации таких походов состоит в создании условий для эмоционального восприятия историко-краеведческих объектов в их естественном природном окружении. Проведение историко-краеведческих походов решает целый ряд важнейших педагогических задач, обучающих, развивающих и воспитательных:

  • получение комплексных знаний по истории родного края в процессе непосредственного наблюдения памятников истории и культуры

  • обучение на практике приемам пешего, горного и водного туризма

  • ознакомление подростков с уникальными природными и историческими объектами Сибири

  • развитие исторического мышления, формирование представлений о неразрывности исторических судеб родного края и страны в целом

  • развитие навыков учебно-исследовательской работы по историко-краеведческой проблематике

  • воспитание устойчивого интереса к краеведческому материалу

Разрабатывая варианты маршрутов похода, мы учитываем не только физические возможности детей, уровень их подготовки, но и наличие исторических объектов на маршруте. Посредством историко-краеведческих походов педагоги клуба «Исток-39» решают задачу организации процесса познания наиболее естественным и доступным путём, включив в него эмоциональное восприятие памятников прошлого в их естественном природном окружении

Историческое прошлое как бы приближается к сознанию обучающихся, становится для них настоящей действительностью. Историко-краеведческий поход позволяет сделать памятники далекого прошлого близкими, доступными непосредственному наблюдению. Более того, преодоление естественных в походах трудностей окрашивает восприятие исторических мест глубокими личными переживаниями. Участники историко-краеведческого похода перестают быть сторонними наблюдателями. Они не просто посещают достопримечательности того или иного рода, но «проживают» весь маршрут и его этапы, эмоционально соприкасаясь с прошлым.

Работа по интеграции двух направлений в рамках деятельности одного объединения ведется в течение 8 лет. За это время педагогами клуба разработан ряд историко-краеведческих маршрутов, проложенных с учетом наличия памятников истории и культуры и, кроме того, интересных своими туристическими возможностями (пресеченная местность, необычные природные объекты).

Уже третье поколение юных «истоковцев» отправляется в поход 1 категории сложности «Путешествие в галерею предков» по району среднего течения Томи в Кемеровской области. Этот маршрут интересен открытыми скальными выходами, сочетанием различных ландшафтов и, прежде всего, наличием интересных памятников древней истории. На протяжении всего похода ребята знакомятся с наскальными рисунками эпохи неолита, проводят мониторинг археологических памятников - писаницы на р. Томь. Завершает путешествие посещение музея под открытым небом «Томские писаницы».

Большое впечатление оставляет некатегорийный поход «Путешествие к старой крепости», - поход к памятнику освоения Сибири, Приобья русскими – Умревинскому острогу, вернее, к месту его расположения, т.к. в настоящее время острога не существует. Имеется только реконструированный фрагмент оборонительной системы острога.

Для младших кружковцев, завершивших занятия по программе базового уровня, разработан историко-краеведческий поход 1 степени сложности «По тропинкам древнего бора». Поход проходит по одному из самых живописных мест Приобья и знакомит воспитанников клуба как с памятниками древней истории родного края, так и с интересным природным объектом нашей области – древним Кудряшовским бором.

Выпускники клуба, подростки 15-16 лет, отправляются в поход 1 категории сложности по Кругобайкальской железной дороге. Поход проходит в районе Прибайкальского хребта и плато Олхон. В ходе похода наши воспитанники не только видят уникальный природный объект Сибири: озерой Байкал, посещают лимнологический музей озера Байкал в с. Листвянка, но и знакомятся с уникальным историческим памятником Прибайкалья: Кругобайкальской железной дорогой.

Для сбора краеведческого палеонтологического материала ребята отправляются в поход выходного дня «По следу мамонта». Этот небольшой поход проходит по пригородной зоне Новосибирска в районе с.Красный Яр по берегу реки Обь.

В настоящее время нами разработаны и успешно опробованы еще несколько историко-краеведческих маршрутов. В стадии разработки находится маршрут, позволяющий познакомить воспитанников клуба с историческими пещерами Горного Алтая.

Материалы, полученные во время походов, обрабатываются его участниками. Ребята готовят отчеты о проведении похода, исследовательские работы, слайд- и DVD-фильмы. Все это пополняет выставочный комплекс нашего клуба и становится хорошим подспорьем в учебной работе.

В заключение надо отметить, что и в процессе археологических раскопок, и в ходе историко-краеведческих походов, ребята получают новый материал по истории родного края, который нуждается в доскональной обработке и анализе. Этому наши воспитанники посвящают много времени и относятся с большой ответственностью. Ведь это их первые шаги в большую историческую науку, приобщение к самостоятельной работе с первоисточником! Результаты своих исследований ребята представляют на конференциях школьников. Так, на школьной секции XLII Региональной археолого-этнографической конференции были представлены итоги пода «Путешествие в галерею предков», в ходе которого был проведен мониторинг памятника древнего искусства Тутальская писаница и был обнаружен ранее не опубликованный камень с наскальными рисунками. Итогом похода «Путешествие к старой крепости» стал DVD-фильм, рассказывающий об истории возникновения и исследовании памятника, и учебный макет острога, использующийся для проведения учебных занятий.

Таким образом, шаг за шагом мы стараемся содействовать формированию подростков, выбравших наш клуб, как активных и сознательных граждан своей страны, патриотов своей родины. Работа в данном направлении будет продолжаться, т.к. такие маршруты помогают получить комплексные знания по истории родного края, воспитывают подрастающее поколение в духе бережного и уважительного отношения к народному достоянию.

Похожие:

Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания «Содружество поколений»
Мероприятия по реализации Программы патриотического воспитания Центра образования «Школа здоровья» №943
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПроектная и исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПоложение о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в доу
Смотр уголков патриотического вос­питания по группам проводится в со­ответствии с годовым планом работы доу в целях реализации задачи...
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconО реализации программы патриотического воспитания молодежи «Под княжеским стягом» в 2012 году
Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-фз, в целях патриотического воспитания молодежи, возрождения интереса к историческому...
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconИз опыта работы по созданию и практике использования стенда Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания и гражданского становления учащихся
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования...
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания icon«Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания». Содержание Введение
Актуальность темы – заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и...
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПервый крестовый поход. Дальнейшие крестовые походы и их последствия
Вопрос: 1 Кто, где и когда выступил с проповедью, призывая население Западной Европы принять участие в крестовых походах? Почему...
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПрограмма О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Тема: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Историко-краеведческие походы как фактор патриотического воспитания iconПрограмма гендерного воспитания старшеклассниц как фактор социализации учащихся коррекционной школы
Коу омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница