Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования




НазваниеПояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования
страница1/28
Дата03.02.2016
Размер25 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


      Образовательная программа началь­ного общего образования МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа разработана педагогическим коллективом в соответствии с тре­бованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

        Территориальная удаленность школы от районного центра , недостаточный уровень образованности и культуры населения, малая доля интеллигенции, недостаточное количество  культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа и  выполняет роль единственного культурно-образовательного центра на селе.  

  Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – работники СПК «Пригородное». Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

        Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей), педагогически запущенные дети.
Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения готовности к обучению (тест для определения школьной зрелости).
       Для обеспечения доступности качественного образования используется очная форма освоения образовательных программ.
       В конкретных условиях  деятельность МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В школе на первой ступени обучения реализуется программа для общеобразовательных классов «Школа России».

        Образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха.        Разработка обра­зовательной программы начального общего образования осу­ществлялась школой самостоятельно с привлечением органов само­управления (педагогический совет, Родительский совет), обеспечивающих го­сударственно-общественный характер управления образова­тельным учреждением.

Образовательная программа МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

1). формирование общей культуры обучающихся, их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

2).создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и сомосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        Образовательная программа МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

       ● с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

       ● с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

       ● с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

       ● с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

       ● с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

                Реализация образовательной программы МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа обеспечивает конституционное право на образование всем обучающимся, пожелавшим учиться в школе. Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.

        Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

        ● центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

        ● развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

        При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

        При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

        Целью реализации образовательной программы начального общего образования МОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартами образовательной программой начального общего образования решаются следующие задачи:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

        К числу планируемых результатов освоения об­разовательной программы МКОУ Киргинская средняя общеобразовательная школа отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

 ● метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

 ● предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        В основе реализации образовательной програм­мы МКОУ Киргинская СОШ лежит системно - деятельностный подход, который предпо­лагает:

● воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального состава;

● переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо­вательном учреждении, реализующем основную образователь­ную программу;

● ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

● признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

● учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

● обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

● разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Содержание образовательной программы на­чального общего образования МКОУ Киргинская СОШ формируется с учётом социо­культурных особенностей и потребностей. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МКОУ Киргинская СОШ, кото­рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть, включающую внеурочную деятельность. Формы внеуроч­ная деятельность: экскур­сии, кружки, секции, клубы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

        При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность проме­жуточной аттестации определяются Уставом МКОУ Киргинская СОШ и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон­цепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России.

         Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

        Разработанная МКОУ Киргинская СОШ основная образовательная программа предусматривает:

      ● достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

      ● выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож­ностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

     ● организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

     ● участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

     ● использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;    

 ● возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке педагогических работников;     

● включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

    Образовательная программа МКОУ Киргинская СОШ направлена:

   ● на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;          

● на реализацию права семьи на выбор образовательных программ начального общего и дополнительного образования;

                В МКОУ Киргинская СОШ особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

          • повышению уровня культуры личности школьников;

          •  обеспечение возможности накопления школьниками опыта выбора;

          •  воспитанию уважения к закону, правопорядку;

          •  развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, досуговой и трудовой деятельности;

          •  развитию культуры умственного труда учащихся,  навыков самообразования.

                Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

          •  обеспечивают федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и минимальный для каждого обучающегося уровень успешности;

         •  нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

                Образовательная программа МКОУ Киргинская СОШ предназначена удовлетворить потребности:

  учащихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету;

  родителей -  в потребности выбора программ обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры, в социальной адаптации;

  общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

               


Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

                •  Закон РФ «Об образовании»;

                •  Нормативные документы МО РФ, Министерства образования города Свердловской области;

                •  Конвенция о правах ребёнка;

                •  Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);

                •  Типовое положение об образовательном учреждении;

                •  Устав школы и локальные акты;

                •  Лицензия образовательного учреждения.

                Также при разработке образовательной программы учтены:

                - уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работают квалифицированные педагогические кадры;

                - материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, имеется выход в Интернет;

                - традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т.д.;

                - цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

                - учебно-методическую базу реализации учебных программ.


        МКОУ Киргинская СОШ, реализующее об­разовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

▪ с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении (заявление при поступлении в школу);       

▪ с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и Уставом образовательного учреждения.       

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы. 


1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

1.2.1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconОбразовательная программа началь­ного общего образования мбоу «Талашкинская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconОбразовательная программа началь­ного общего образования мбоу «посш»
Обеспечить развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconПрограмма начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающи­мися основной образовательной программы началь­ного общего образования
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования (новая редакция) Оса 2012 г. Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №3 г. Осы» группируется в три основных раздела: целевой,...
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconОбразовательная программа основного общего и среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального образования
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) мбоу «Дедовичская средняя общеобразовательная школа №1»
Фгос ноо второго поколения и приказа №2357 Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Центр образования с. Лаврентия»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка образовательная программа началь­ного общего образования iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы №51 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного об
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница