Скачать 15.9 Kb.
|
Пояснительная записка. Данная рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»( 1- 9 классы): прогр./Сост.Б.М.Неменский.- Москва: Просвещение, 2007. Программа рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т.е. 34 часа в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана МОУ « Шамординской ООШ» на 2011- 2012 учебный год. Общая характеристика предмета. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру. 6 класс, как и последующий 7, посвящены изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой, необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства служат для передачи значимых символов, являются способом выражения содержания. Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображённую реальность. В этом заключён механизм передачи от человека, от поколения к поколению опыта чувств и опыта внимание мира. При изучение языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда – либо и кем – либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определённой системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно. Восприятия произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причём обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд стоит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения. Содержание программы 6 класс. Тема занятий учебного года: «Изобразительное искусство в жизни человека»- 34 часа. 1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка( 9 часов) 2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов) 3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов) 4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве. ( 8 часов) Ц е л и художественного образования: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку. Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. 2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. 4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 6 классе., шедевров русского и зарубежного искусства. В учебно- методический комплект входит: 1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса.- Москва: Просвещение,2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. Учащиеся должны знать: - о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека, - о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи, - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ, - основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства, - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве, -особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта, - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива, - о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей, - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь: - пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники, - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы, - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти, - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению, - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Учебно- методическое обеспечение уроков. 1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961. 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.; 8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003. 13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003. 14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998. 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998. 16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998. 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. 21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008. 22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 6 класс.CD, 2010. 23. Фотографии художников. 24. Таблицы, схемы. 25. Репродукции картин русских и зарубежных художников. 26. CD Шедевры зарубежных художников. 27. CD Эрмитаж. 28. CD Музеи мира. 29. М.А. Порохневская. Изобразительное искусство. 6 класс.Часть 1, 2. Поурочные планы.- Издательство «Учитель- АСТ», 2005. 30. Таблицы по цветоведению. |
![]() | Пояснительная записка к курсу «Россия и мир в XX веке» Программы Минобрнауки России для общеобразовательных школ по соответствующему федеральному базисному плану, утвержденному Министерством... | ![]() | Программа учебного предмета «Технология» В 2011-2012 учебном году предмет «Технология» вновь введен в 9 классе (1 учебный час в неделю), согласно письму Министерства образования... |
![]() | Рабочая программа по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение... | ![]() | Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах... |
![]() | Рабочая программа по обж конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, А. Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного)... | ![]() | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования... |
![]() | Перечень учебников, используемых в образовательном процессе моу «Средняя общеобразовательная школа №39» в 2012-2013 учебном году Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, методические пособия, дидактические... | ![]() | Перечень учебников, используемых в образовательном процессе моу «Средняя общеобразовательная школа №39» в 2013-2014 учебном году Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. Программа, методические пособия, дидактические... |
![]() | Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю) Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного)... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе программы по литературе к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы: В. Я. Коровина, В. Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др Программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного... |