Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов




Скачать 19.54 Kb.
НазваниеФгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов
Дата03.02.2016
Размер19.54 Kb.
ТипМетодическая разработка
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО «Мелеузовский механико-технологический техникум»






Михаил Васильевич Ломоносов —

просветитель Отечества

(К 300-летию великого русского поэта и учёного)


Методическая разработка


Мелеуз

2011


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель Отечества

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


В 2011 году, 19 ноября, мы будем отмечать одну из важнейших дат в истории нашей страны — 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Физика, астрономия, механика, химия, металлургия, геология, география, история, философия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. Михаил Васильевич утвердил основания современного русского литературного языка, обогатил своими открытиями многие отрасли знаний. Великие учёные 18 века высоко ценили талант и труды Ломоносова, наши современники находят у него блестящие мысли по естествознанию, опередившие свой век.

Тематический вечер «Михаил Васильевич Ломоносов — просветитель

Отечества» посвящён 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Цели и задачи библиотечного часа:

  1. Углубить знания студентов о жизни и деятельности великого учёного М.В.Ломоносова;

  2. Развивать познавательный интерес студентов к предметам «физика», «химия», к истории Отечества;

  3. Привлечение студентов в библиотеку, повышение читательской активности и потребности в чтении.



Михаил Васильевич Ломоносов —

просветитель Отечества

Тематический вечер, посвященный 300-летию великого

русского поэта и учёного



Видеооформление: Слайд-презентация

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук и экран



Слайд 1,2,3

19 ноября мы будем отмечать одну из важнейших дат в истории нашей страны — 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Он был первым русским, который с полным правом мог стоять на одной ступени с современными ему европейскими учёными. Физика, астрономия, механика, химия, металлургия, геология, география, история, философия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след.

Слайд 4

Великого сына России породил северный край. Побережье Белого моря издавна заселялось выходцами из Новгорода. Вольнолюбивые, энергичные, не знавшие крепостной зависимости крестьяне-поморы вели широкую торговлю, заплывали на своих судах в отдаленные страны и накопляли довольно основательный запас научных сведений о природе.

Слайд 5

Недалеко от верфи, в деревне Денисовке, близ города Холмогор, в 1711 году родился Михаил Ломоносов. Отец его Василий, владелец хорошо оборудованного коча, на котором он ходил в Северный океан. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. В 10 лет он выучился грамоте, а в 15 лет прочитал «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику»Магницкого, которые позднее назвал «вратами своей учености». В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Мать Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье, желание отца женить его, заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом. Ночью 1730 года, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику»Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога.

Слайд 6

Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 г. прибыл в Москву, где он никого не знал. В Москве, скрыв своё крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл три класса, в свободное время усердно посещал библиотеку. Он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания, философские, физические и математические сочинения. Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. В академии почти всё время обсуждали различные тонкости религиозного вероучения, что совсем не интересовало Ломоносова. С большой радостью узнал Михаил, что в числе двенадцати лучших учеников академии его отправляют на учебу в Петербург, в Академический университет.

Слайд 7

Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. В течение этого непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов слушал начальные основания философии и математики упражнялся между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.

Предыстория того, как Ломоносов попал в Германию такая: В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. Можно себе представить, с какой радостью узнал Ломоносов, что он среди трёх студентов, которых посылают за границу изучать горное дело и химию. Это показывает, что способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. М.Ломоносову было 25 лет.

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля, около года провел он в переездах, был в Голландии. С осени 1736 г. в Марбургском университете он изучал европейские языки, математику, физику и химию. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг. После Марбурга Михаил некоторое время учился во Фрейбурге, у известного мастера горного дела Й.Ф.Генкеля. Генкель, сосредотачивая основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим ученикам размышлять над теоретическими проблемами. Он не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей. Ломоносов часто спорил с ним, в конце концов, между ними произошёл разрыв. Вернувшись на некоторое время в Марбург, он в феврале 1739 г. женился на Елизавете-Христине Цильх, дочери хозяйки дома, в котором он проживал. В конце мая 1740 г., направляясь на родину, под Дюссельдорфом «показался пруссакам годною рыбою на их уду» и обманом «забрит» был в рекруты, но в октябре бежал, возвратившись вновь в Амстердам, оттуда отправился морем в Россию.

Слайд 8, 9

В 1741 г. Михаил вернулся в Россию и приступил к работе в Петербургской академии наук. В академии Ломоносов трудился более двадцати лет и объял все отрасли просвещения. Всё волновало его, всё изучалось им. Цель всей его жизни и деятельности — промышленный и культурный подъём России, создание в России нового учения о природе и нового отношения к науке.

Слайд 10

Патриотизмом пронизаны исторические сочинения ученого. Основной труд по истории - «Древняя Российская история». М.Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 года. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Прославление Родины, её великого прошлого, богатой природы было содержанием его произведений.

Слайд 11

Стихи Ломоносова, звучные, пронизанные искренним и глубоким чувством, завоевали широкое признание и положили начало современной русской художественной литературе. В творчестве Ломоносова основное место занимают оды, хотя его перу принадлежат трагедии, басни, сатиры, эпиграммы. Среди поэтических произведений Ломоносова: «Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», «Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския,1746 года» и другие. В 1751 г. вышло «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

Слайд 12

Ломоносов — крупный и неутомимый эспериментатор, ученый, который ставил физические и химические опыты, чтобы открыть законы природы. В научных трудах по физике и химии он далеко опередил своих учёных современников. Именно М.В.Ломоносову обязана своим рождением современная физическая химия. Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М.Ломоносова является его корпускулярная (молекулярно-кинетическая) теория тепла. Одним из выдающихся естественнонаучных достижений Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла ученый предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи.

Слайд 13

В 1748 г. была построена химическая лаборатория Академии наук, где производились эксперименты и исследования, связанные с теоретическими и практическими работами. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий - это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.

Слайд 14

Важные проекты Ломоносова были связаны с освоением новых территорий. Он прослеживал движение льдов в Арктике, производил химические, физические и прочие иссследования. В последние годы жизни он добился приказа Екатерины 11 о снаряжении эспедиции в Арктику.

Слайд 15

Тесно связана с научной работой Ломоносова основанная им отрасль промышленности — производство цветных стёкол и мозаик. Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками-мозаичистами М.Васильевым и Е.Мельниковым. А сам М.Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, Михаил Васильевич в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

Слайд 16

В течение 3-х лет он произвёл около 3 тысяч опытов, чтобы получить окрашенные стёкла для мозаики. Знаменитая мозаичная картина Ломоносова изображающая Полтавский бой посвящена Петру 1.

Слайд 17

Наиболее крупная технологическая работа Ломоносова - «Первые основания металлургии, или рудных дел». Для осуществления своих наблюдений, технологических работ Ломоносову приходилось изобретать и строить ряд новых механизмов. В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т.д.), М.Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов - только подъём метеоприборов. Наиболее известна модель летающей машины — геликоптёра, для изучения атмосферного электричества.


Слайд 18

В области электричества Ломоносову принадлежат открытия в области атмосферного электричества, объяснение причин молнии и грома, северного сияния. Систематические наблюдения за природой молнии, северного сияния, хвостов комет привели Ломоносова к убеждению, что эти явления имеют электрическую природу. 26 ноября 1753 г. им был сделан большой доклад «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы исходящих».

Наблюдая за Венерой, Ломоносов занялся усовершенствованием телескопа и разработал новую его конструкцию; изобрёл катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; «ночезрительную трубу», предназначавшуюся для рассмотрения на море удаленных предметов в ночное время; батоскоп для наблюдения за тем, что происходит на морском или речном дне.

Слайд 19

26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску первым открыл атмосферу, окружающую планету Венера и описал её в своей работе «Явление Венеры на Солнце». Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца, что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара - совместных усилий учёных многих стран. М.Ломоносов более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры. Эффект увидели многие наблюдатели, но только Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М.Ломоносова «пупырь»), получил его имя - «явление Ломоносова».

Слайд 20

Нельзя переоценить роль Ломоносова в налаживании подготовки русских научных кадров. Он стал основателем первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Он разработал его проект и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.

Слайд 21

Сегодня знаменитый Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова, которое было присвоено в 1940 году.

Слайд 22

К образу Ломоносова не раз обращались русские писатели и поэты: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, К.А.Полевой, Г.Державин, Н.А.Некрасов, Н.И.Рыленков, М.И.Алигер и другие. Вот одно из посвящений Ломоносову современного российского поэта Е.Евтушенко «Наследие».

Слайд 23

Среди поэтических произведений Ломоносова «Ода, в которой Ея Величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Царском Селе Августа 27 дня 1750 года».

Слайд 24

В середине марта 1765 года Ломоносов сильно простудился, 4 апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге.

Семья и потомки М.Ломоносова. Дети Ломоносовых: дочь — Екатерина-Елизавета родилась в 1739 г. в Германии, умерла в 1743 г.; сын Иван родившийся в Германии в 1741 г., умер 1742 г.; в Санкт-Петербурге в 1749 г. родилась дочь Елена, вышла замуж, родила сына и трёх дочерей, умерла в 23 года.

Именем Ломоносова названы: учреждения науки, образования и культуры, предприятия, географические объекты (хребет, полуостров, кратер на Луне, морское течение в Атлантическом океане), населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты, почтовые марки и памятные монеты России. В 2011 год Банк России к 300-летию со дня рождения М.Ломоносова выпустил памятную манету - 2 рубля, серебро.

Чем дальше отделяет нас время от периода жизни М.В.Ломоносова, тем величественнее его гений. М.В.Ломоносов оставил неизгладимый след в истории отечественной науки, его мысли и взгляды способствовали формированию подлинно научного материалистического мировоззрения передовых русских ученых.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тематический вечер «Михаил Васильевич Ломоносов - просветитель Отечества» посвящён 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Мероприятие пробудило интерес студентов к истории нашей Родины. Студенты узнали много интересного о жизненном пути великого русского учёного-энциклопедиста М.Ломоносова, интересе к наукам, целеустремленности и пытливости ума молодого юноши, его основных научных направлениях и литературной деятельности. Подготовлена интересная и познавательная слайд-презентация.

В читальном зале библиотеки оформлена книжно-иллюстративная выставка «Михаил Васильевич Ломоносов - просветитель Отечества».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.- 143 с.

  2. Замостьянов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов - просветитель Отечества. // Народное образование. - 2011. - №8. - С.20-28.

  3. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.- 96 с.

  4. Ломоносов (1711-1765). //Баландин Р.К. 100 великих гениев. - М., 2006. - С.433-443.

  5. М.В.Ломоносов. //Русская литература 11-18 вв./ Сост. Л.Дмитриев, Н.Кочеткова. - М., 1988. - С.259-274.

  6. Михаил Васильевич Ломоносов. //Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. /Под ред. И.В.Кузнецова. - М., 1961. - С. 9-33.

  7. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). //Люблю отчизну я …: Стихи, рассказы, сказки русских писателей /Сосот. И.В.Воробьева. - М., 183. - С.5-11.

  8. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. /Сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов — М.: Современник, 1989.- 493 с., ил — (Открытия и судьбы)

  9. Некрасов Н.А. Школьник: Стихотворения.- М.: Дет. Лит., 1989.

  10. Радовский М.И. М.В.Ломоносов и Петербургская академия наук. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.

Похожие:

Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconГбоу спо «мелеузовский механико-технологический техникум» Рассмотрено на заседании
Примерные Правила приема в гбоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» разработаны в соответствии
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconАдаскин А. М., Колесов В. Н. Современный режущий инструмент: учебное пособие
Список включает новую учебную и справочную литературу, поступившую в библиотеку фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум»,...
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconОтчет о результатах самообследования
Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования"Мелеузовский механико-технологический...
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconГбоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум»
Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности,...
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconИсследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле»
«Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле»
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconЗакон сложения (тема)
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своё время сказал замечательные слова
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconВнеклассное мероприятие Викторина «Путем Ломоносова»
Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, поэт. Сложно перечислить все заслуги этого выдающегося человека
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconМихаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Биография
...
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconРабочая программа учебной дисциплины
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Чеховский...
Фгоу спо «Мелеузовский механико-технологический техникум» Михаил Васильевич Ломоносов iconПрограмма по профилактике пав «Твой выбор»
Программа предназначена для студентов фгоу спо «Петуховский техникум мэсх» 1-4 курсы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница