Отечественная история учебно




Скачать 46.84 Kb.
НазваниеОтечественная история учебно
Дата03.02.2016
Размер46.84 Kb.
ТипВопросы к экзамену


Министерство образования Российской Федерации

Карельский государственный педагогический университет

Кафедра истории


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ



Учебно-методическое пособие для студентов-заочников

Издание второе







Петрозаводск


2004

УДК 94(47) Печатается по решению

ББК 63.3(2)7 редакционно–издательского

О 90 совета КГПУ


Составитель: Г.В. Чумаков, канд. ист. наук, доцент


Рецензенты: Р.И. Крылова. канд. ист. наук, доцент

Е.В. Дианова, канд. ист. наук, ст.преподаватель




И 90 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Учебно-методическое пособие. 2-е изд./ Сост. Г.В. Чумаков. — Петрозаводск: КГПУ, 2004. — 30 с.


В пособие даны учебно-методические задания и рекомендации по самостоятельному изучению курса «Отечественная история». Имеются указания по выполнению контрольных работ, списки литературы, итоговый тест и вопросы к экзамену.

Предназначено для студентов I курса заочного отделения.


УДК 94(47)

ББК 63.3(2)7


 Г.В.Чумаков, сост.,2004

© КГПУ, 2004


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Цели и порядок изучения курса «Отечественная история»…………………………………………………………….4


Учебно-тематический план лекционного курса «Отечественная история»………………………………………………..…………...6


Рекомендации по самостоятельной работе и список литературы………………………………………………………….7


Планы семинарских занятий………………………………………9


Контрольная работа………………………………………………17


Итоговый тест по курсу «Отечественная история»…………….22


Вопросы к экзамену по курсу «Отечественная история»……...27


ЦЕЛИ И ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«Отечественная история»


Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Основными принципами исторической науки являются — историзм, объективность, социальный подход, альтернативность. Только соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Целями данного учебного курса является изучение российской истории в контексте мировой цивилизации, выявление общего и особенного в российской истории, формирование представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу. Материал излагается в форме сравнительного анализа. Это позволяет студентам получить принципиальное представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем, первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России, что особенно важно для более адекватного понимания процессов. происходящих в нашей стране и мире в настоящее время.

В основу курса положены принципы цивилизационной теории, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Однако студенты знакомятся также и с основными положениями классово-формационной концепции, которая длительное время преобладала в нашей исторической науке.

В процессе изучения курса студенты должны:

  • приобщиться к чтению научно-исторической литературы, как классической, так и современной;

  • усвоить теоретические основы исторического познания и новые подходы в оценке исторического прошлого нашей страны;

  • познакомиться с дискуссиями по вопросам отечественной истории;

  • приобрести навыки самостоятельной работы.

Структура курса подчинена основным формам учебной работы: лекциям, практическим (семинарским) занятиям, организации самостоятельной работы. В лекционном курсе и в ходе семинарских занятий рассматриваются наиболее крупные и проблемные вопросы отечественной истории.

Учебные планы факультетов предусматривают изучение отечественной истории, как правило, в течение первого года обучения.

Во время установочной сессии читается основная часть лекционного курса.

В первом семестре и на зимней сессии:

  1. студенты выполняют письменную контрольную работу № 1, которая представляется в деканат до начала сессии;

  2. дочитываются лекции по оставшейся части учебного курса;

  3. проводятся семинарские занятия.

Во втором семестре и на летней сессии:

  1. выполняется письменная работа № 2 (если это предусмотрено учебным планом факультета);

  2. сдается итоговый экзамен.

В пособии приводятся учебно-тематический план курса, планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, тематика контрольных работ, методические рекомендации к различным формам учебной работы и перечень экзаменационных вопросов. В данные материалы могут быть внесены изменения преподавателем, читающим лекционный курс. Во время сессий и в межсессионный период студенты могут обратиться за консультацией на кафедру истории, расположенную по адресу: пр. Ленина, 29 каб.330.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

«Отечественная история»


Назначение лекций – помочь студентам осмыслить основные проблемы курса в рамках выделенных тем учебной программы, вызвать интерес студентов к отечественной истории и нацелить на самостоятельную работу с источниками и литературой. Из-за ограниченности аудиторного времени в лекциях освещаются лишь наиболее сложные и важные темы курса.


Введение в курс

Тема 1: Этапы становления российской государственности

— 2 часа.

Тема 2. Особенности формирования российского

централизованного государства

в XV—XVII вв. — 2 часа.

Тема 3: Вступление России в новый период истории

в XVIII веке. Просвещенный абсолютизм

в России — 2 часа.

Тема 4: Россия в XIX в. — 2 часа.

Тема 5: Россия в эпоху реформ, войн и революций

(1900 – 1920 гг.) — 2 часа.

Тема 6: Основные этапы и особенности советского периода отечественной истории (1921 – 1993 гг.) — 2 часа.

Заключение


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основным методом изучения отечественной истории на заочном отделении является самостоятельная работа над источниками и литературой, так как на аудиторные занятия (лекции и семинары) отводится по плану крайне ограниченное время. В самостоятельной работе по изучению предмета следует руководствоваться учебной программой курса «Отечественная история», с которой можно познакомиться на кафедре истории. А также – учебно-методическим планом курса, приведенным в данном пособии. Самостоятельная работа начинается, как правило, с ознакомления с материалами учебников и учебных пособий. Можно использовать любые учебники, написанные и рекомендованные для Вузов после 1991 г. Затем можно переходить к изучению главных источников и научной литературы по отдельным периодам отечественной истории. Для лучшего и более глубокого закрепления изучаемого материала рекомендуется конспектирование или реферирование отдельных источников и монографий применительно к вопросам будущего экзамена. Ниже в пособие дается примерный список литературы, вышедшей в свет за последнее десятилетие, которую можно использовать при изучении отечественной истории.



  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России/ А.Я.Аврех. М., 1991.

  2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1-3. М.,1991.

  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990.

  4. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. М., 1990.

  5. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в исто­рию. М., 1994.

  6. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.,1992.

  7. Виппер Р.Ю. и др. История нового времени. М.,1995.

  8. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.. М.,1997.

  9. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.,1993.

  10. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб.,1992.

  11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. Л.,1990.

  12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.,1995.

  13. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1995.

  14. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История Рос­сии. В 2-х т. М., 1995.

  15. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. М.,1994.

  16. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. IX-сер.XVIII века. М.,1992.

  17. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II. М.,1994.

  18. Запад и Восток: традиции и современность. М.,1993.

  19. Из истории мировой цивилизации / Под ред. Ш.М. Мунчаева. М.,1993.

  20. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX в. М.,1995.

  21. История Отечества: люди, идеи, решения. Часть 1. М.,1991.

  22. История России и мировые цивилизации / Под ред. М.В. Рубана. М.,1997.

  23. История России с древнейших времен до кон­ца XVII в. / Отв. ред.. А.Н. Сахаров, А.П. Новосель­цев. М., 1996.

  24. История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

  25. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. М.,1997.

  26. Карр Э. История Советской России. М.,1990.

  27. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1988-1989.

  28. Наше Отечество: Опыт политической истории. В 2-х т. М., 1991.

  29. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993.

  30. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь,1993.

  31. Россия и мир. Уч.книга по истории. В 2-х ч. М.,1995.

  32. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.,1993.

  33. Семенникова Л.М. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск,1995.

  34. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. М., 1994.

  35. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен. М.,1996.

  36. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917–1991. М.,1995.

  37. Шумилов М.И., Шумилов М.М. История России 1861-1917 гг.: Учебное пособие. Петрозаводск, 1995.

  38. Шумилов М.И., Шумилов М.М. История России 1917-2000 гг.: Учебное пособие. Петрозаводск, 2000.

  39. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.,1995.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинары – это коллективная форма подведения итогов самостоятельной работы. Цели семинара – выяснение знаний студентами конкретного исторического материала; выработка навыков убедительно и грамотно излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам и вести дискуссию; обучение умению делать аргументированные выводы и заключения. Предлагаемые планы семинарских занятий ориентируют студентов на углубленное изучение наиболее значимых проблем отечественной истории. Добросовестная и всесторонняя подготовка к семинарам и активная работа на них являются важным условием успешной сдачи итогового экзамена.


ТЕМА 1. Истоки российской государственности

(2 часа)


  1. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь.

  2. Крещение Руси и влияние православного христианства на историческое развитие России.

  3. Московское царство: образование централизованного государства и утверждение самодержавия в России.


Литература

Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка,

А.Н. Марковой. М.,1997.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.,1993.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб.,1993.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история IX — сер. XVIII

века. М.,1992.

История России с древнейших времен до кон­ца XVII в. / Отв. ред..

А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1996.

История России и мировые цивилизации / Под ред. М.В. Рубана.

М.,1997.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1988-1989. Т. 1–2.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь,1993.

Россия и мир: Учеб. книга по истории. В 2-х Ч. М.,1995.

Рыбаков П.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993.


Методические указания к теме 1

Первый вопрос. Цель первого семинарского занятия состоит в том, чтобы выяснить предпосылки и обстоятельства возникновения в конце IX в. объединенного государства восточных славян – Киевской Руси. Особое внимание следует уделить проблеме, было ли Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исторические предшественники. Вопрос о начале древнерусской государственности породил многовековой спор между «норманистами» и «антинорманистами», в котором важнейшую роль играли политико-идеологические соображения. Поэтому следует проанализировать аргументы каждой из этих концепций.

В истории Киевской Руси выделяются три периода: становления, расцвета и разложения. Охарактеризуйте основные черты каждого периода. Определите, в чем заключались особенности социально-политического развития Киевской Руси по сравнению с Западной Европой. А в чем они были сходны. Назовите причины, приведшие к дроблению и распаду древнерусского государства.

Второй вопрос. Наиболее значимым событием в истории Киевского государства, оказавшим огромное влияние на все последующее развитие страны и в значительной степени определившим ее особенности, явилось крещение Руси. Особое внимание следует уделить следующим вопросам:

  1. Почему на Руси было принято христианство, а не иная религия?

  2. Какую роль сыграло христианство в политическом и духовном объединении древнерусского этноса?

  3. Почему христианство было принято в восточном (византийском) варианте?

Говоря о значении принятия христианства, следует упомянуть о различных оценках причин и последствий этого решения.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской цивилизации, в которой в силу срединного положения нашего Отечества между Востоком и Западом проявились черты и средневековой западноевропейской, и традиционной восточной цивилизации.

Третий вопрос. Прежде всего следует рассмотреть особенности начавшегося в XIV в. процесса централизации русских земель: влияние татаро-монгольского господства на все сферы жизни; усиливавшееся обособление Юго-Западной Руси от других русских территорий; необходимость восстановления политической независимости; медленные темпы экономического развития.

Проанализируйте причины и условия возвышения Московского княжества в XIV-XV вв. и охарактеризуйте этапы объединительного процесса северо-восточных русских земель. Назовите наиболее выдающихся русских князей, сыгравших решающую роль в создании единого русского государства. Определите вклад русской православной церкви в дело формирования новой государственности. Выясните, когда Русское государство приобрело основные черты самодержавной монархии. Кто стал первым русским царем?

Обратите внимание на наличие альтернативного «литовского» варианта создания объединенного государства. Почему не был реализован этот вариант?

Материалы для ответов на эти вопросы содержатся в вышеназванных учебных пособиях, а также в следующих работах:

Гумилев Л.Н. От Руст до России. СПб., 1992.

Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т.1.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь,

1993.


ТЕМА 2. Россия в эпоху нового времени

(2 часа)


  1. Россия во время преобразований Петра I.

  2. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в.



Литература

Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.

М.,1997.

Виппер Р.Ю. История нового времени. М.,1995.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.,1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история IX-сер. XVIII века.

М.,1992.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины

Великой до Александра II. М.,1994.

История Отечества: люди, идеи, решения. Часть I. М.,1991.

История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред.

А.Н. Сахаров. М., 1996.

История России и мировые цивилизации / Под ред. М.В. Рубана.

М.,1997.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1988-1989. Т. 3–5.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.,1993.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Кн.1–3.

М.,1991-1995.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь,1993.

Россия и мир. Уч. книга по истории. В 2-х Ч. М.,1995.


Методические указания к теме 2

Первый вопрос. Рассмотрение данного вопроса нужно начать с анализа социально-экономического, политического и международного положения России в конце XVII в. и выяснения предпосылок реформ Петра I. Далее выделите основные периоды правления царя-реформатора. Охарактеризуйте личность Петра I.

Основное внимание слудует сосредоточить на характеристике основных направлений петровских преобразований: военные реформы; реформы в сфере государственного управления и в церковных делах реформы финансов и экономики; реформы социально-классовых отношений; реформы в просвещении, науке и культуре.

В заключение оцените значение петровских реформ для дальнейшего развития России. Обратите внимание на наличие различных точек зрения на итоги преобразований Петра I.

Второй вопрос. Ответ на этот вопрос начните с анализа причин отмены крепостного права в России в 1861 г. Дайте характеристику императору Александру II. Что послужило непосредственным толчком к началу преобразований? Какие предварительные шаги предпринял Александр II при подготовке крестьянской реформы ? Раскройте содержание Манифеста от 19 февраля 1861 г. На каких условиях крестьяне получили землю? Какова была реакция крестьян? Дайте оценку результатов проведенной крестьянской реформы и ее значения для дальнейшего развития России.

Крестьянская реформа повлекла за собой в 60-70-е гг. преобразования всех сфер государственной и общественной жизни России. Их целью было приспособление российского абсолютизма к новым условиям наступившей эпохи капитализма. В ряду этих реформ следует назвать: судебную; земскую; городскую; военную; цензурную; образовательную. Важнейшей особенностью преобразований была одновременность проведения всех этих реформ. Раскройте содержание каждой из названных реформ. Дайте оценку этих преобразований. Объясните, почему проводимые реформы носили двойственный и противоречивый характер.

Ответы на вопросы темы 2 можно найти в следующих учебных и научных работах:

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история IX—сер.

XVIII века. М.,1992.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От

Екатерины Великой до Александра II. М.,1994.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1988-1989. Т.4–5.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.,1993.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь,1993.


ТЕМА 3. Россия в XX веке

(2часа)


  1. Российская революция 1905-1907 гг.: причины, особенности, основные события и итоги.

  2. 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Проблема исторического выбора.

  3. Основные этапы развития советского общества.


Литература

Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М.,1991.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 Т. М., 1990.

Валентинов Н. (Н. Вольский). Новая экономическая политика

и кризис партии после смерти Ленина. М.,1991.

Верт Н. История Советского государства. М.,1994.

Волкогонов Д. Триумф и трагедия (политический портрет

Сталина). М.,1989.

Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.

М.,1997.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.,1993

Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М.,1990.

Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х

гг.). М., 1996.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории

Советского государства. М.,1991.

История России и мировые цивилизации / Под ред. М.В. Рубана.

М.,1997.

История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. М.,1997.

История России: Вторая половина 19 – 20 вв. / Под ред.

Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Карр Э. История Советской России. Кн.1. М.,1990.

Ленин В.И. Последние письма и статьи // Полн. собр. соч.,

5-е изд. Т. 45. С. 343-408.

Милюков П.Н. Воспоминания. М.,1990.

Наше Отечество. Часть I. М.,1991.

Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для вузов / Под

ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998.

Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд

через десятилетия: Кн. Для учителя. М., 1992.

Шумилов М.И., Шумилов М.М. История России 1917-2000 гг.:

Учебное пособие. Петрозаводск, 2000.

Шумилов М.И., Шумилов М.М. История России 1861-1917 гг.:

Учебное пособие. Петрозаводск, 1995.


Методические указания к теме 3

Первый вопрос. Рассматривая этот вопрос необходимо обратить внимание на выяснение причин возникновения революционной ситуации в России в начале XX в. Какие события послужили толчком для начала революционных событий? Выделите основные этапы революции. Выясните особенности первой российской революции по сравнению с аналогичными буржуазными революциями в Западной Европе в XIX в. Охарактеризуйте программные установки и политическую деятельность основных партий накануне в ходе революции. Дайте характеристику политике правящего режима на различных этапах революции. В заключение назовите причины поражения революции и те изменения, которые произошли в России под ее влиянием.

Второй вопрос. Этот вопрос является одним из самых сложных и противоречивых в истории нашего Отечества. Россия в очередной раз оказалась на историческом перепутье перед необходимостью выбора своего дальнейшего развития. События , произошедшие в нашей стране в этот короткий по времени период, оказали определяющее воздействие на дальнейшую историю не только России, но и всего мира. 1917 год продолжает оставаться объектом острейших дискуссий ученых, политиков и широкой общественности в нашей стране и за рубежом до настоящего времени.

Вначале ответьте на вопрос, почему так легко и быстро было свергнуто самодержавие в феврале 1917 г. Затем оцените ситуацию, сложившуюся в стране сразу же после падения монархии. Что такое двоевластие?

Проанализируйте цели и деятельность основных политических партий в период с февраля по октябрь. Укажите, какие варианты (альтернативы) развития России имелись в это время. Дайте оценку деятельности Временного правительства: кризисы власти, изменение состава кабинета министров, результативность.

Кратко раскройте ход подготовки и проведения большевиками вооруженного восстания в Петрограде. Назовите причины успеха восстания. Обратите внимание на наличие различных противоположных оценок Октябрьской социалистической революции.

Третий вопрос. Ответ на этот вопрос предполагает обобщенную характеристику основных этапов советского периода нашей истории (с 1918 по 1993 гг.). Для этого прежде всего следует дать обоснованную периодизацию истории советского государства. Далее необходимо кратко и четко определить характерные черты и особенности каждого этапа. Попытайтесь оценить достижения и неудачи на этом пути.

Материалы по этим вопросам можно найти в следующих изданиях:

История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко.

М., 1997.

Головатенко А. История России: спорные проблемы.

М., 1993.

Верт Н. История советского государства. 1900-1991.

М., 1994.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Контрольная работа – одна из основных форм проверки знаний студента-заочника, его умения работать с источниками и литературой, итог самостоятельной работы по выбранной им теме. Выполнение этого задания позволяет более глубоко изучить одну из тем учебного курса.

Существует определенная методика подготовки и написания такого рода работ. Первым шагом является выбор темы. Ниже дается примерная тематика контрольных работ, утвержденная на кафедре истории. Но прежде чем сделать свой окончательный выбор, студент должен ознакомиться с теми разделами учебника, к которым относятся предлагаемые темы, и выяснить наличие специальной литературы по данной проблематике в своей библиотеке.

Следующий шаг на этом пути – это подбор источников и литературы. Лучше всего его осуществлять с помощью библиотечных каталогов и библиографических указателей. Консультации и помощь можно получить у сотрудников библиотек.

Следующий этап – составление плана контрольной работы. Правильно и грамотно составленный план свидетельствует о понимание студентом сути изучаемой проблемы.

Стандартный план включает в себя:

  • введение,

  • основную часть (состоящую из 3-4 вопросов-пунктов),

  • заключение;

  • список литературы.

Объем контрольной работы не должен превышать 15-20 страниц машинописного текста.

Лишь после ознакомления с основными источниками и литературой по проблеме можно приступать к написанию текста самой контрольной работы. Рекомендуется использовать не менее 3-5 источников по избранной теме; значительное внимание должно быть уделено использованию краеведческого материала (если это возможно по теме). Во введении контрольной работы (объемом – 1–2 страницы) автор должен кратко обосновать актуальность и научную значимость избранной темы; хронологические рамки исследования. Дать сжатый историографический обзор литературы и определить степень изученности проблемы.

Основная часть контрольной работы предполагает изложение главных проблем темы. Эта часть работы выполняется на основе отобранной автором научной литературы. Вместе с тем она не должна быть механическим копированием имеющихся источников. Автор должен продемонстрировать навыки творческого подхода к использованию уже опубликованных материалов. В этой части контрольной работы обычно используется значительное количество сносок. Чаще всего применяются постраничные сноски, в которых указываются фамилия и инициалы автора, полное название работы, выходные данные, номер цитируемой страницы.

Заключение содержит общие выводы по теме исследования, а также личное отношение автора к рассматриваемой проблеме. Объем заключения – 1–2 страницы.

Завершает контрольную работу список источников и литературы. Он должен быть составлен в алфавитном порядке и включать всю литературу найденную студентов по данной теме.

По согласованию с преподавателем студент может предложить свой вариант темы контрольной работы.

Сроки представления контрольных работ на проверку и количество выполняемых студентами заданий определяет преподаватель в соответствии с учебным планом факультета.


Примерная тематика контрольной работы № 1

  1. Цивилизационные особенности истории России в допетровскую эпоху.

  2. Теории и гипотезы возникновения государства у восточных славян.

  3. Принятие христианства на Руси и его последствия.

  4. Международные отношения Киевской Руси.

  5. Исторические портреты русских князей: Олег, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Александр Невский (по выбору студента).

  6. Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия.

  7. Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в.

  8. Л.Н. Гумилев о монголо-татарском нашествии.

  9. Предпосылки и особенности объединения русских земель вокруг Москвы.

  10. Московская Русь и Русь Литовская: альтернативные варианты развития средневековой российской цивилизации.

  11. От Московского княжества к царской деспотии: эпоха Ивана IV Грозного.

  12. Кризис российской государственности на рубеже XVI–XVII вв. («Великая смута»).

  13. «Самозванчество» в России.

  14. Церковный раскол в XVII в.: причины и последствия.

  15. Быт и нравы Московской Руси в эпоху «Домостроя».

  16. Земские соборы в России: место и роль в развитии Московского государства.

  17. Основные этапы и особенности установления крепостного права в России.

  18. Исторические портреты великих князей и царей Московского государства: Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы (по выбору студента).

  19. Внешняя политика России в XVII в.

  20. Народные движения в XVII в.

  21. Реформы Петра I: причины и последствия.

  22. Внешняя политика Петра I.

  23. Эпоха дворцовых переворотов в 30–50-е гг. XVIII в.

  24. Россия в период просвещенного абсолютизма в ХVIII в.

  25. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

  26. Проекты политических реформ М.М. Сперанского и их судьба.

  27. Отечественная война 1812 г.

  28. Движение декабристов.

  29. Западники и славянофилы: вопрос о путях развития России в первой половине XIX в.

  30. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.

  31. Отмена крепостного права в России.

  32. Реформы 60–70-х годов XIX в. : содержание и результаты.

  33. Развитие экономики России во второй половине XIX в. Особенности российского капитализма.

  34. Общественно-политические движения во второй половине XIX в.: консервативное, либеральное, революционное.

  35. Культура России во второй половине XIX в.



Примерная тематика контрольной работы № 2

  1. Возникновение и деятельность основных политических партий России в начале XX в.

  2. Революция 1905–1907 гг. в России: причины и итоги.

  3. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее результаты..

  4. Деятельность Государственной Думы в России в 1906–1917 гг.

  5. Россия в Первой мировой войне.

  6. Февральская буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия.

  7. Подготовка и осуществление большевиками Октябрьского вооруженного переворота.

  8. Гражданская война и интервенция в России: причины, этапы, результаты и последствия.

  9. Новая экономическая политика: сущность и результаты.

  10. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 20-е гг.: причины и последствия.

  11. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.

  12. Истоки и сущность сталинизма.

  13. «Большой террор» (из истории массовых репрессий в 30-е гг.).

  14. Советско-германский договор о ненападении от 1939 г. и его оценка.

  15. «Странная война» на Западе – политика выжидания.

  16. Причины поражений и отступлений Красной Армии в 1941–1942 г.г.

  17. Борьба советских людей в тылу врага.

  18. Трудовой героизм советских людей в годы войны.

  19. Роль Коммунистической партии в организации отпора фашистской агрессии.

  20. Антигитлеровская коалиция и её вклад в разгром фашизма.

  21. Г.К. Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны.

  22. Цена победы (вопросы потерь СССР в годы войны).

  23. Образование мировой системы социализма: особенности и этапы.

  24. Кто развязал «холодную войну» (обзор дискуссий).

  25. Массовые репрессии второй половины 40-х гг.: причины и последствия.

  26. «Оттепель» 50-х гг.: причины и результаты.

  27. Реформы Н.С. Хрущева и причины их провала.

  28. Политические портреты – Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко (на выбор).

  29. Хроника диссидентского движения в СССР.

  30. Реформы 60-х гг. и причины их провала.

  31. Политические портреты – М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын (на выбор).

  32. Война СССР в Афганистане: правда и вымысел.

  33. Образование многопартийной системы в СССР.

  34. События августа 1991 г. и их последствия.

  35. Распад СССР: случайность или закономерность?



ИТОГОВЫЙ ТЕСТ


Тестирование – это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по истории. Отвечая на вопросы теста, можно узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания. Данный тест составлен так, что он охватывает все темы, изучаемые в рамках учебного курса.

В тест включены 32 вопроса. При тестировании следует подчеркнуть (или отметить) тот вариант ответа, который Вы считаете верным. Успешно выполнившим (на «удовлетворительно») задание считается тот, кто дал не менее 60% правильных ответов (это – 19 вопросов). На «хорошо» – не менее 70% правильных ответов (это – 22 вопроса). На «отлично» – не менее 80% правильных ответов (это – 26 вопросов). В конце дан ключ к тесту.



  1. Расцвет Киевской Руси связан с именами князей…

а) Олега, Игоря, Ольги, Святослава;

б) Владимира Святого, Ярослава Мудрого;

в) Владимира Мономаха, Изяслава.


  1. Решение княжеского съезда в Любече (1097 г.) о наследственном владении каждой княжеской семьей своего княжества…

а) укрепило единое древнерусское государство;

б) ускорило процесс феодальной раздробленности.

  1. Определите хронологические рамки периода феодальной раздробленности на Руси:

а) вторая половина XI – начало XII вв.;

б) середина XII – конец XV вв.;

в) начало XIII – середина XVI вв.


  1. В период складывания Московского государства появляется и получает все большее распространение следующая форма феодального землевладения…

а) вотчина; б) поместье; в) государственные земли.


  1. Первым носителем царского титула в России стал…

а) Иван III; б) Иван IV; в) Михаил Романов; г)Петр I.


  1. Одной из причин реформ Петра I было стремление…

а) создать в России правовое государство;

б) утвердить капиталистические отношения;

в) выдвинуть Россию в число великих держав.


  1. Одним последствий реформ Петра I стало…

а) утверждение в общественном сознании идей западных просветителей;

б) усиление крепостного права;

в) создание гражданского общества.


  1. Просвещенный абсолютизм в России связан с именем…

а) Петра I ; б) Екатерины II; в) Александра I.


  1. Программу государственных реформ в России по поручению Александра I подготовил в начале XIX века…

а) А.А. Аракчеев; б) М.М. Сперанский; в) А.Х. Бенкендорф.


  1. Автором теории «официальной народности» являлся…

а) М.М. Сперанский; б) С.С. Уваров; в) А.И. Герцен.

  1. Что такое славянофильство?

а) религиозное течение;

б) идея превосходства славянской расы;

в) теория особого пути развития России.

  1. Одной из причин отмены крепостного права в России стали…

а) требования российского дворянства освободить крестьян;

б) поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.;

в) требования развитых западноевропейских государств.


  1. Идеологом анархизма в России являлся…

а) Н.Г. Чернышевский; б) Г.В. Плеханов; в) П.Л. Лавров.


  1. Первым крупным русским марксистом считается…

а) Г.В. Плеханов; б) А.И. Герцен; в) В.И. Ленин.


  1. Какая российская партия ставила своей целью установление конституционной монархии?

а) октябристы; б) эсеры; в) меньшевики.


  1. Столыпинская аграрная реформа в России началась в …

а) 1903 г.; б) 1906 г.; в) 1911 г.


  1. Временное правительство 1-го состава в марте 1917 г. возглавил…

а) А.Ф. Керенский; б) князь Г.Е. Львов; в) П.Н. Милюков.


18. Когда Россия была провозглашена республикой?

а) 2 марта 1917 г.; б) 1 сентября 1917 г.; в) 25 октября 1917 г.


  1. Впервые продразверстка в России была введена в …

а) 1916 г.; б) 1917 г.; в) 1918 г.


  1. Первая в истории России Конституция была принята в

а) 1917 г.; б) 1918 г.; в) 1922 г.


  1. Первым Председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР являлся…

а) В.И. Ленин; б) Л.Д. Троцкий; в) Я.М. Свердлов.


  1. «Красногвардейская атака на капитал», предпринятая большевиками в 1917-1918 гг., означала…

а) ускоренную национализацию крупных, средних и мелких предприятий;

б) начало массовых репрессий против буржуазии;

в) «экспорт» мировой революции в другие страны.


  1. СССР был образован в …

а) 1918 г.; б) 1922 г.; в) 1928 г.


  1. Новая экономическая политика означала …

а) ускоренную индустриализацию промышленности;

б) возрождение рыночных, товарно-денежных отношений;

в) переход к плановому управлению экономикой.


  1. Когда в составе СССР появилась Карело-Финская союзная республика?

а) в 1922 г.; б) в 1940 г.; в) в 1956 г.


  1. Вторая мировая война началась …

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1941 г.;

в) 10 мая 1940 г.


  1. Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны произошел …

а) в декабре 1941 г. (после вступления в войну США);

б) в 1943 г. (после разгрома фашистских войск под Сталинградом);

в) в июне 1944 г. (после открытия второго фронта в Европе).


  1. Одной из причин перехода к политике «холодной войны» в международных отношениях стало …

а) усиление идеологических разногласий между СССР и США в период войны с фашизмом;

б) исчезновение общей угрозы в лице фашистского блока;

в) усиление экономических противоречий между СССР и США в годы войны.


  1. Впервые режим личной власти Сталина был подвергнут официальной критике в …

а) 1953 г.; б) 1956 г.; в) 1961 г.


  1. Последняя (брежневская) Конституция СССР была принята в …

а) 1971 г.; б) 1977 г.; в) 1982 г.


  1. Кто сменил Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?

а) М.С. Горбачев; б) К.У. Черненко; в) Ю.В. Андропов.


  1. Перестройка в СССР началась в …

а) 1982 г.; б) 1985 г.; в) 1987 г.


КЛЮЧ

к итоговому тесту


1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-б, 9-б, 10-б, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-а, 16-б, 17-б, 18-б, 19-а, 20-б, 21-а, 22-а,

23-б, 24-б, 25-б, 26-а, 27-б, 28-б, 29-б, 30-б, 31-в, 32-б.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«Отечественная история»


Экзамен – завершающий этап изучения курса отечественной истории. К сдаче экзамена допускаются только те студенты, которые успешно выполнили контрольную работу и присутствовали на семинарских занятиях.

Основными критериями оценки знаний студента по курсу «Отечественная история» являются:

  • знание конкретного исторического материала;

  • логическое и последовательное изложение материала;

  • умение прослеживать причинно-следственные связи;

  • знание первоисточников;

  • знание истории родного края;

  • умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

При подготовке к экзамену следует руководствоваться установками, полученными на обзорных лекциях, и материалами учебных пособий, рекомендованных преподавателем.

Ответ должен быть точным, четким, раскрывающим суть вопроса.



  1. Восточные славяне в VI—IX вв. Происхождение, общественное устройство, хозяйственная деятельность и быт.

  2. Образование Киевской Руси в IX—X вв.: причины, этапы, особенности.

  3. Крещение Руси и влияние православного христианства на историческое развитие России.

  4. Причины и этапы возвышения Московского княжества в конце XIII—XV вв.

  5. Оформление самодержавия в России в XVI в. Иван IV Грозный.

  6. Кризис российской государственности на рубеже XVI—XVIIвв. «Смутное время».

  7. Установление крепостного права в России (причины, этапы, особенности и последствия).

  8. Россия в эпоху преобразований Петра I: причины, основные направления и результаты..

  9. Эпоха дворцовых переворотов в 30–50-е гг. XVIII в.

  10. Россия в период просвещенного абсолютизма в ХVIII в.

  11. Александр I и реформы начала XIX в.

  12. Отмена крепостного права и либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.

  13. Общественно-политические движения во второй половине XIX в. консервативное, либеральное, революционное.

  14. Революция 1905–1907 гг. в России. Ее уроки и исторические последствия.

  15. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

  16. Деятельность Государственной Думы в России в 1906–1917 гг.

  17. Россия в Первой мировой войне.

  18. Февральская буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия.

  19. Расстановка и борьба политических сил между февралем и октябрем 1917 г.

  20. Подготовка и осуществление большевиками Октябрьского вооруженного переворота.

  21. Гражданская война и интервенция в России: причины, этапы, результаты и последствия.

  22. Новая экономическая политика: сущность и результаты.

  23. Развитие советского общества в 30-е гг. XX в.

  24. Начало Второй мировой войны.

  25. Цели, характер и периодизация истории Великой Отечественной войны. Причины трудностей и военных поражений Красной Армии в 1941–1942 г.г.

  26. Главные сражения Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Причины и значение победы советского народа в войне.

  27. Послевоенное устройство мира. Внешняя политика СССР в 40–50-х гг.

  28. Борьба за власть в руководстве страны после смерти

И.В. Сталина.

  1. Попытки реформирования СССР в конце 50-х—в 60-е гг. Причины их незавершенности.

  2. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 70—начале 80-х гг.

  3. Истоки и сущность перестройки в СССР.

  4. Распад СССР: причины и последствия.

  5. Формирование новой российской государственности: от советской власти к президентской республике.

  6. Межнациональные отношения в России в 90-е гг. XX в.

  7. Внешняя политика Российской Федерации после 1991 г.

  8. Конституция РФ (1993 г.).



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Учебно-методическое пособие для студентов-заочников
Составитель — Чумаков Герман Владимирович



Редактор — Е.А. Нетылько

Компьютерная верстка — Г.В. Чумаков


Лицензия № 040333 от 24 ноября 1997 г.


Подписано в печать 2004. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печ.л. Тираж 400 экз. Заказ


Карельский государственный педагогический университет.

Республика Карелия. 185680. г.Петрозаводск, ул.Пушкинская, 17.

Печатный цех КГПУ


Похожие:

Отечественная история учебно iconГоу впо «Сибирский государственный технологический университет» отечественная история хрестоматия
Отечественная история. Хрестоматия. Сборник документов для самостоятельной работы студентов: Учебно-справочное пособие для студентов...
Отечественная история учебно iconОтечественная история учебно
...
Отечественная история учебно iconОтечественная история тесты. Проблемно-логические задания пенза 2007
Настоящее издание рассчитано для студентов, изучающих дисциплину «Отечественная история» и может быть полезно для самостоятельной...
Отечественная история учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Отечественная история учебно iconУчебно-методический комплекс «Отечественная история»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отечественная история учебно icon«отечественная история»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины» (протокол №3 от...
Отечественная история учебно iconМетодические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения)
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных...
Отечественная история учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Направление подготовки 03900. 62 «юриспруденция»
Проблема внешнего происхождения русской государственности: "варяжский" вопрос в отечественной историографии
Отечественная история учебно iconВопросы к экзамену по курсу
История отечественная и всеобщая”, “История и музеология” стационара и заочного факультета “
Отечественная история учебно iconСодержание 1 история 4
Укрепление сталинской диктатуры и поворот в национальной политике на Украине (1930-е годы) / Е. Ю. Борисенок // Отечественная история....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница