Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»




Скачать 14.39 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер14.39 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева


Методическое пособие для учителя


к курсу «Окружающий мир»

для 3 класса

(система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)


Москва

2002 год


Оглавление


1. Введение

1. Задачи и предмет курса, материал, основной метод обучения, учебно-методический комплект. Содержание курса. Место третьего класса в общей логике курса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 3

2. Знания и умения учеников. Программа 3 года обучения.. . . . . . . . .. . . . . . . . . . .5

3. Необходимые учебные пособия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

4. Особенности работы учителя на третьем году обучения: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

5. Проектирование урока в 3 классе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .12

11. Содержание курса (описание последовательности заданий) . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . 26

Вводная задача (как представить результаты исследования).. . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Описание разных вариантов переходов от одних способов действий к другим ………………….………………………………………………………………………32

Цепочка задач 1:

маршрут - линейная запись пути; способы обозначения направления; размещение маршрутов на плоскости с учетом направления (картосхема); картосхема - вид "сверху".. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Цепочка задач 2:

картосхема - вид "сверху"; способы обозначения направления; маршрут. . . . . . . 49

Цепочка задач 3:

картосхема; картосхема с изолиниями; разрез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

Цепочка задач 4:

картосхема с изолиниями; график. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . ..54

Цепочка задач 5:

шкала (ряд); график.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56

Цепочка задач 6:

график; таблица.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

Цепочка задач 7:

классификация; таблица.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

Цепочка задач 8:

график; диаграмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 61

Цепочка задач 9:

классификация; диаграмма.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Анализ картосхем, разрезов, таблиц, графиков, диаграмм и других изображений для получения знаний о нашей планете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Задание на лето . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Примерное планирование ………………………………………….……………….. 76


1. ВВЕДЕНИЕ


1. Задачи и предмет курса, материал, основной метод обучения, учебно-методический комплект. Содержание курса. Место третьего класса в общей логике курса

Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:

- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, - а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.

В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Основным методом обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. В курсе 3 года обучения предполагается решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы представления результатов исследования.

Постановка этих учебных задач возможна на практически любом материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и др. естественных наук. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы а)дети имели бы дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений, б) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается), в) материал соответствовал гос.стандарту начального образования России.

В разделах, включающих знания социальной направленности, сильно выражен региональный компонент. В связи с этим можно рекомендовать учителям, работающим по курсу "Окружающий мир" вне России (Казахстан, Белоруссия, Латвия, Украина), дополнять его курсами истории или обществознания своей страны.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и документами, с другой.

Все особенности содержания компонента и формы обучения (широкое использование дискуссий, работы детей в группах) позволяют говорить о том, что курс обеспечивает развитие мышления и сознания детей.

Особенностью третьего года обучения является направленность на открытие и освоение детьми способов изображения, представления данных, полученных в опыте или наблюдении.

В учебно-методический комплект для 3 класса входят а) «Методическое пособие для учителя», которое Вы сейчас читаете; в нем излагаются основные принципы построения курса, последовательности разобранных заданий с вариантами возможных ответов, приемы проектирования уроков, список учебных пособий и приложения б) Учебники-тетради на печатной основе для учеников, в которых содержатся задания к курсу и тексты (1 часть - "Маршрут, карта, план", 2 часть - "Шкала, график, таблица»", в) программа курса «Окружающий мир».

Обращаем особое внимание учителя на специфику учебников-тетрадей, связанную с основным принципом системы Эльконина-Давыдова: невозможность сообщения ученикам в готовом виде того, что должно стать предметом их собственных открытий. Класс совместно работающих детей фактически является соавтором (так же как и учитель) нашего учебника. Заполненный и проверенный учителем и учениками учебник-тетрадь в конце года становится завершенным материалом, который начинает в последующие годы обучения работать в функции справочника (носителя готового знания) и источника новых проблем и вопросов (мотивационная функция), которые будут исследованы детьми уже в курсе средней школы.

Программа курса "Окружающий мир" в 3 классе рассчитана на 68 часов в год (два урока в неделю).

Какое содержание должен освоить ребенок за 4 года обучения по программе курса? Основной способ действий, усваиваемый ребенком в ходе обучения, - экспериментирование.

В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Это формулирование предположений об условиях того или иного процесса и воссоздание этих условий для опытной проверки. В ходе последующего обучения детьми вместе с учителем ставятся и решаются последовательно следующие более частные задачи: на открытие общих способов измерения процессов, на открытие общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента, на открытие общих способов моделирования и др. В ходе усвоения этого содержания способ экспериментирования обогащается и, таким образом, развиваются способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире, которые возникают у них в жизни.

Особенное содержание третьего года обучения состоит в открытии и овладении детьми общими способами представления результатов наблюдения и эксперимента. Такое описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Но особенно важно то, что в любых справочниках и учебниках для средней школы знания представлены именно так: в виде таблиц, планов, схем, графиков и пр. Овладевая умениями строить и читать эти виды изображений, дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы.

Так же важно, что систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания.

Содержание третьего класса логически вытекает из материала второго года обучения. Научившись проводить измерения и, следовательно, накапливая в своих опытах и наблюдениях достаточно числовых, а не только качественных данных, дети должны научиться представлять эти данные в виде, удобном для "чтения", последующего анализа, и передачи другим людям .


2. Знания и умения учеников. Программа 3 года обучения.


(68 часов)


А. Способы описания результатов наблюдений и опытов.


  1. Маршрут – линейная запись пути. Запись маршрута с помощью символов.

  • Безопасные маршруты в школу и домой.

  • Правила поведения на улице (улица, двор, подъезд, лифт).

(5 часов)


  1. Направления движения, стороны света. Ориентирование на местности с помощью Солнца, звезд, компаса. Возможности ориентирования по местным признакам.

(5 часов)


  1. Картосхема (план, карта) как способ представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем.

  • План комнаты – опасные места в своем доме. Правила противопожарной безопасности.

  • Карта мира – материки и океаны.

  • Путешествия людей в древности. Миграции животных по планете.

  • Путешествие по карте страны: основные ландшафты России. Народы, населяющие Россию. Традиции народов России.

  • Туристская картосхема – достопримечательности родного края.

(13 часов)



  1. Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение и чтение изолиний.

  • Изолинии высоты – изображение высот на карте. Путешествие по карте страны: горы и равнины, реки и озера.

  • Климат на картосхеме. Приспособленность животных и растений к климату. Ареал - обозначение области распространения живых существ на картосхемах.

  • Карты погоды. Предсказание погоды. Труд метеорологов.

(9 часов)


5. Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм.

  • Процессы роста животных, растений и человека.

  • Изменения ребенка по мере взросления.

  • Изменения температуры тела человека при заболеваниях.

  • Физическая культура и закаливание человека.

  • Здоровое питание.

  • Забота о здоровье в связи с сезонными изменениями.

  • Поведение птиц в разную погоду.

  • Выпадение осадков в разные времена года.

  • Изменения других природных и социальных объектов.

(15 часов)



  1. Чтение простейших разрезов.

  • Жилища животных и человека.

  • Слои земной коры, раскопки, культурный слой. Находки предметов культуры прошлых веков – свидетельства жизни людей в прошлом.

  • Окаменелости – загадки древней жизни.

  • Горные породы и минералы.

  • Полезные ископаемые

  • Почва и ее свойства.

(14 часов)


Б. Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений.

  • Формирование рельефа местности. Силы природы, изменяющие рельеф местности.

  • Внутреннее строение Земли.

  • Горообразование, вулканы, землетрясения.

  • Воздействие на рельеф местности хозяйственной деятельности человека.

(7 часов)


Примерная тематика экскурсий:

Политехнический музей, научно-исследовательский институт или местная метеостанция – приборы для измерения погодных явлений, способы предсказания погоды.

Краеведческий (исторический) музей – жизнь, быт людей в прошлом; палеонтологические находки.

Весной – в поле и лес (наблюдение за ростом и развитие растений и животных).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса моу лицей №5 разработана на основе авторской программы Федотовой О. Н.,...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д....
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса окружающий мир
Разработано на основе Программы начального общего образования к курсу «Окружающий мир», 1-4 кл. / Сост. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков,...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconУчебные пособия для учащихся, педагогов и родителей
Анастасова Л. П., Ижевский П. В., Иванова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу "Окружающий мир":...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconПрограмма Методическое пособие для учителя Учебник Методическое пособие для ученика
...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету: «Окружающий мир»
Учебники: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2012 г
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconЗадачи по физике методическое пособие для учителя ставрополь 2012
В. В. Киселёв, С. А. Козлов, Экспериментальные задачи по физике. Методическое пособие для учителя. Ставрополь, 2012, 44 с
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconПрограмма «окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница