«отечественная история»




Скачать 16.23 Kb.
Название«отечественная история»
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер16.23 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


О.И. Быльченко



Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


(для студентов дневной формы обучения)





Ростов-на-Дону


2009

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов всех специальностей.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины» (протокол № 3 от 17.11.08).


Составитель: канд. ист. Наук, доцент О.И. Быльченко


Рецензенты: доктор истор. Наук, профессор Паламарчук Е.А.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

5

2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

10

3. ПРАКТИКА

56

4. КОНТРОЛЬНЫЕ работы

65

5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

69

6. модули

72



























ВВЕДЕНИЕ


История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) традиционно рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Основная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта.

История нашего Отечества – это калейдоскоп героических и трагических событий. За более чем тысячелетний период существования Российское государство испытало периоды расцвета и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям, но всегда находило возможность побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и продолжало развиваться, оказывая влияние на мировое политическое, экономическое и культурное развитие.

Предлагаемый учебно-методический комплекс должен помочь студентам получить представление о наиболее значимых событиях нашей истории, ее закономерностях, роли личности, связей с мировой историей.

В целях стимулирования творческой работы и улучшения управления учебным процессом использована рейтинговая система оценки знаний студентов. Она дает возможность к моменту завершения курса набрать определенную сумму баллов. В зависимости от набранной суммы определяется итоговая оценка:

85-100 баллов – «пять»

70-84 балла – «четыре»

60-69 баллов – «три»

менее 60 баллов – «два».

Изучаемый материал распределен по двум блокам. Каждый из них включает соответствующие темы лекций и семинарских занятий, контрольные задания, тесты, список рефератов, а также дополнительные задания разного уровня сложности.

Студент может получить дополнительно еще 15 баллов при выполнении других видов учебной и научной работы, не предусмотренных учебным планом (например, написание реферата и участие в конференции). В этом случае максимальная сумма баллов будет равна 115.


  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ



п/п

Темы лекционных занятий

Кол-во

часов



Россия и мир в период средневековья (IX – XV вв.).

2



Россия в XVI-XVII вв.

2



Российская империя в XVIII в.

2



Россия в первой половине XIX в.: упущенные возможности

2



Россия во второй половине XIX в.: от реформ Александра II к контрреформам Александра III

2



Реформы и революции начала XX в.

2



Построение социализма в России – СССР (1917 – конец 30-х гг.)

2



Место СССР в мире накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной Войны

2



От апогея сталинизма (1945-1953) – к ослаблению тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80-х гг.

2



От консервативной модернизации СССР 1985-1991 к радикальным реформам 90-х гг. XX века

2

ИТОГО:

20



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во

часов

1.

От Руси – к России (IX – XVI вв.)

2

2.

Первая попытка модернизации России и ее последствия (XVIII в.)

2

3.

Либеральные и военно-бюрократические тенденции XIX в.

2

4.

Большевики у власти: надежды и реалии (1917 – конец 30-х)

2

5.

Актуальные проблемы Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

2

6.

Проблемы и противоречия застойного периода (1964-1985 гг.)

2

7.

На пути к новой России (август 1991 г. – настоящее время)

2

ИТОГО:

14


ТЕМАТИКА КУРСА ПО модулям





Кол-во часов




БЛОК 1

лекции

семинары

1.

Россия и мир в период средневековья (IX-XV вв.).

2

2

2.

Россия в XVI-XVII вв.

2




3.

Российская империя в XVIII в.

2

2

4.

Россия в первой половине XIX в.: упущенные возможности

2




5.

Россия во II половине XIX в.: от реформ Александра II к контрреформам Александра III

2

2










БЛОК 2







1.

Реформы и революции начала XX в.

2




2.

Большевики у власти: надежды и реалии (1917 – конец 30-х)

2

2

3.

Место СССР в мире накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны (конец 30-х – сер. 40-х гг.)

2

2

4.

От апогея сталинизма (1945-1953) – к ослаблению тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80-х гг.

2

2

5.

От консервативной модернизации СССР 1985-1991 к радикальным реформам 90-х гг. и строительству новой России

2

2




Итого:

20

14













Содержание программы


Тема 1. Россия и мир в период средневековья (IXXV вв.).

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Славянское общество в эпоху расселения. Основные черты и особенности формирования российской государственности (Киевская Русь). Принятие христианства – важная веха в истории Руси.

Переход к феодальной раздробленности в середине XII – I пол. XIII вв. Распад киевского государства.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьбы русских земель. Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. Особенности централизации (в сравнении со странами Западной Европы). Проблема воздействия монголо-татарского ига на древнерусское общество.


Тема 2. Россия в XVI-XVII вв.

XVI в. в истории Европы. Завершение формирования Российского государства. Иван Грозный и опричная политика. Последствия опричнины. Российский тип феодализма.

Общая характеристика столетия. Расхождение путей исторического развития России и Запада. Смутное время. Россия после Смуты. Укрепление в России общества традиционного типа. Российская мысль и культура в преддверии Нового времени.


Тема 3. Российская империя в XVIII в.

ХVIII век в Европе. Вступление России в эпоху раннего капитализма к концу ХVII – нач. ХVIII в. Потребность модернизации всех сфер Российского общества. Петр I и первая попытка модернизации страны. Проблемы «Петровского наследства». Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II – попытка либеральных преобразований в жизни России последней четверти XVIII в.


Тема 4. Россия в первой половине ХIХ в.:

упущенные возможности

Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ веке (построение индустриальных обществ в Западной Европе, модернизация стран «второго» и «третьего» эшелонов экономического развития, формирование колониальной системы). Попытки либеральных реформ Александра I и их крах. Аракчеевщина. Самодержавие при Николае I – военно-бюрократическая монархия. Назревание кризиса крепостнической системы.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«отечественная история» iconОтечественная история учебно
И 90 отечественная история: Учебно-методическое пособие. 2-е изд./ Сост. Г. В. Чумаков. — Петрозаводск: кгпу, 2004. — 30 с
«отечественная история» iconОтечественная история тесты. Проблемно-логические задания пенза 2007
Настоящее издание рассчитано для студентов, изучающих дисциплину «Отечественная история» и может быть полезно для самостоятельной...
«отечественная история» iconГоу впо «Сибирский государственный технологический университет» отечественная история хрестоматия
Отечественная история. Хрестоматия. Сборник документов для самостоятельной работы студентов: Учебно-справочное пособие для студентов...
«отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения)
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных...
«отечественная история» iconВопросы к экзамену по курсу
История отечественная и всеобщая”, “История и музеология” стационара и заочного факультета “
«отечественная история» iconСодержание 1 история 4
Укрепление сталинской диктатуры и поворот в национальной политике на Украине (1930-е годы) / Е. Ю. Борисенок // Отечественная история....
«отечественная история» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
«отечественная история» iconКалягин А. В. Планы семинарских занятий и Программа курса по дисциплине "Отечественная история" на 2005/06 уч год
Планы семинарских занятий и Программа курса по дисциплине "Отечественная история" на 2005/06 уч год
«отечественная история» iconПрограмма по дисциплине «Отечественная история»
История как наука и методы ее изучения. Источниковедение и историография отечественной истории: этапы развития, школы и направления....
«отечественная история» iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История», «История России»). Для студентов I курса всех специальностей
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница