Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля)




Скачать 28.28 Kb.
НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля)
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер28.28 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР,

профессор_______ Т.И. Гуляева

«____»_____________2011 г.





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Рабочая программа дисциплины (модуля)


ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

___________________________________________________________ (наименование дисциплины (модуля))


Направление подготовки 111801. 65 - Ветеринария

__________________________________________________________________ (указывается наименование направления подготовки) Профиль подготовки ________________________________________________

(указывается наименование профиля подготовки)


Квалификация (степень) специалист


Форма обучения очная


1. Цели освоения дисциплины.

Патофизиология — фундаментальная наука и дисциплина, раскрывающая наиболее общие закономерности возникновения, течения и исхода патологических процессов и заболеваний на основе комплексного использования достижений биологии, биохимии, патоморфологии, иммунологии, генетики и других наук. Патофизиология концентрирует и обобщает опыт всех отраслей ветеринарии, создает основы теории патологии; без чего невозможна осознанная деятельность ветеринарного врача любого уровня.

Дисциплина «Патологическая физиология» входит в комплекс дисциплин ФГОС по направлению подготовки (специальности) 111801.65 - Ветеринария (квалификация (степень) выпускника – «специалист»).

Цель освоения дисциплины «Патологическая физиология» - формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и исходов болезни; методологической и методической основы клинического мышления и рациональных действий врача, способности проводить патофизиологический анализ развития патологических изменений в больном организме, что является основой в подготовке студентов к клиническому пониманию общих принципов профилактики и лечения болезней.


2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета.

Дисциплина «Патологическая физиология» является дисциплиной базового уровня обучения и представлена в структуре основной образовательной программы в цикле «Общепрофессиональные ветеринарно-биологические дисциплины».

Базисными дисциплинами для патофизиологии являются биология (знание эволюционного развития органов и систем, их взаимодействия с окружающей средой), анатомия домашних животных (знание строения и расположения здоровых внутренних органов и частей тела по областям), цитология (знание строения, развития и функции животных клеток, процессов клеточного размножения, старения и смерти), гистология (знание строения и развития тканей животного организма), генетика (знание законов и механизмов наследственности и изменчивости), химия (знание химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ, законы из превращения), биохимия (знание химического состава живых клеток и организмов, а так же химических процессов, лежащих в основе их жизнедеятельности), физика (знание наиболее общих закономерностей природы, строения и законов движения материи), биофизика (знание физических и физико-химических процессов, протекающие в живых организмах), физиология и этология животных (знание закономерностей функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.), иммунология (знание механизмов неспецифической резистентности и основ формирования иммунного ответа). Изучение этих дисциплин должно предшествовать патофизиологии, и только на основе их усвоения возможно эффективное преподавание дисциплины. Высокий уровень знаний по патофизиологии, в свою очередь, необходим для успешного усвоения последующих клинических дисциплин: патологическая анатомия, клиническая диагностика, внутренние незаразные болезни, микробиология, эпизоотология, хирургия

Таблица 1

Взаимосвязь учебной дисциплины с другими дисциплинами

Предшествующая дисциплина

Последующая дисциплина

Анатомия домашних животных, биология, цитология, гистология, генетика, химия, биохимия, физика и биофизика, физиология и этология животных, иммунология.

Патологическая анатомия, клиническая диагностика, внутренние незаразные болезни, микробиология, эпизоотология, хирургия.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия, используемые в патофизиологии;

  • роль причин, условий и состояния реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни;

  • общие закономерности патогенеза и морфогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;

  • патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных

  • этиологию и патогенез наиболее частых заболеваний органов и систем организма животных

  • значение экспериментального метода (моделирования болезней и патологических процессов на животных) в изучении патологии , его возможности, ограничения и перспективы.

  • значение патофизиологии для развития ветеринарной медицины, профилактики и терапии болезней

Уметь

  • применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии

  • грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической науки;

  • планировать и проводить эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов, правильно понимать значение эксперимента для изучения клинических форм патологии;

  • ориентироваться в вопросах общей нозологии, включая этиологию и патогенез болезни;

  • проводить патофизиологический анализ клинико-лабораторных данных и формулировать на их основе заключение о наиболее вероятных причинах и механизмах развития патологических процессов;

Владеть

  • знаниями об основных биологических законах и их использовании в ветеринарии,

  • навыками работы на лабораторном оборудовании,

  • методами наблюдения и эксперимента,

  • знаниями по механизмам развития болезни,

  • методикой определения количества эритроцитов, гемоглобина и количества лейкоцитов в единице объёма крови анализом гемограмм для выявления типовых нарушений красной и белой крови;

  • -навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;

  • навыками системного подхода к анализу ветеринарной информации;

Иметь представление:

  • об основных перспективных направлениях развития патофизиологии


4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет _8_ зачетных единиц.

Таблица 2

Виды учебной нагрузки

Всего часов

Семестры




5

6




Аудиторные занятия (всего)

144

72

72




В том числе:













Лекции

52

26

26




Практические занятия (ПЗ)

20

10

10




Семинары (С)

-

-

-




Лабораторные работы (ЛР)

72

36

36




Самостоятельная работа (всего)

144

72

72




В том числе













Курсовой проект (работа)

30

-

30




Расчетно-графические работы

-

-

-




Реферат

12

12

-




Другие виды самостоятельной работы










самостоятельное изучение теоретического материала

66

36

30

проведение УИРС

36

24

12

Вид промежуточной аттестации

зачет, экзамен

зачет

экзамен

Общая трудоемкость, час

зач.ед

288

144

144

8

4

4



5.Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

Таблица 3



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Предмет и задачи патологической физиологии.

Патофизиология как теоретическая основа современной ветеринарии. Значение патофизиологических исследований в оздоровлении животных, развитии профилактического направления в ветеринарии, создании новых методов и средств лечения больных животных. Значение эксперимента в развитии патологической физиологии. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки новых способов лечения. Краткие сведения из истории патофизиологии. Основные этапы ее развития. Место патофизиологии в системе высшего ветеринарного образования.

Ведущая роль отечественных ученых в развитии патологической физиологии.

2

Общее учение о болезни.


Основные понятия общей нозологии. Понятие о болезни. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма. Критика антинаучных представлений о болезни. Принципы классификации болезней. Виды течения болезни; периоды болезни. Выздоровление полное и неполное. Характер течения болезни: ремиссии, рецидивы, осложнения. Умирание как стадийный процесс. Предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Патофизиологические основы реанимации. Роль причин и условий в возникновении болезней, их диалектическая взаимосвязь. Критика механического материализма и субъективного идеализма в представлениях общей этиологии. Местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь. Ведущие звенья патогенеза. Пути распространения болезнетворных агентов в организме. Защитные, компенсаторные и восстановительные реакции организма.

3

Действие болезнетворных факторов на организм животных.


Болезнетворное воздействие механических факторов. Удар, ушиб. Общие нарушения при травмах. Травматический шок. Повреждающее действие звука и шума. Болезнетворное воздействие физических факторов. Действие на организм высокой температуры. Повреждающее действие изменений барометрического давления. Повреждающее действие электрического тока. Повреждающее действие лучей солнечного спектра и лазера. Болезнетворное действие химических факторов. Химические вещества неорганического и органического происхождения, вызывающие отравления. Экзогенные яды. Эндотоксины. Аутоинтоксикация. Вредоносное действие биологических факторов. Действие микроорганизмов-бактерий, вирусов, вибрионов и др. Гельминтозы. Протозойные болезни. Микозы.

4.

Патологическая физиология клетки


Причины, вызывающие повреждение клеток. Общие механизмы и проявления повреждения клетки. Характер возникающих нарушений, их специфичность. Повреждения субклеточных структур. Механизмы клеточных дистрофий. Общие реакции организма на повреждение клеток.

5.

Роль наследственности и конституции, возраста в патологии.


Наследственные и врожденные болезни. Этиология и патогенез наследственных болезней. Значение материнского эффекта в патологии. Роль недостаточности питания, вирусов, химических и фармакологических веществ, гормональных факторов, механических воздействий в появлении врожденных болезней.

6.

Реактивность и ее значение в патологии.

Реактивность и резистентность. Роль нервной системы в реактивности организма. Влияние внешних факторов в реактивности организма. Виды реактивности. Барьерные приспособления (наружные, внутренние). Фагоцитоз. Иммунологическая толерантность.

7.

Иммунопатологические состояния.


Аллергия. Аллергия, ее виды и механизм развития. Аллергическая реакция немедленного типа. Анафилаксия. Патогенез анафилаксии. Аллергические реакции замедленного типа. Аллергические реакции и их значение для диагностики инфекционных заболеваний.

8.

Местные расстройства кровообращения.


Артериальная гиперемия. Виды артериальной гиперемии. Микроциркуляция при артериальной гиперемии. Признаки и последствия артериальной гиперемии. Микроциркуляция при венозном застое крови. Симптомы венозной гиперемии. Последствия венозной гиперемии. Ишемия. Микроциркуляция при ишемии. Стаз. Виды стаза. Инфаркты, его причины и механизм развития. Инфаркты ишемические, геморрагические и их исход. Кровотечение, его классификация и механизм. Тромбоз, причины, механизм образования и последствия. Эмболия. Экзогенные эмболии. Эмболия эндогенного происхождения. Роль травмы в происхождении эмболии. Исход эмболии.

9.

Патологическая физиология голодания.


Виды голодания. Полное, неполное, частичное голодание. Углеводное, жировое, белковое , водное, минеральное голодание. Недостаточность водорастворимых витаминов.

10.

Воспаление.Определение, этиология и патогенез воспаления.


Определение понятия. Основные компоненты воспалительного процесса: альтерация, экссудация, пролиферация, этиология воспаления. Симптоматика воспаления. Расстройства кровообращения и микроциркуляции. Изменения в воспаленной ткани. Экссудация, эмиграция лейкоцитов и механизм развития.


11.


Классификация воспалений.


Альтеративный тип воспаления. Экссудативный тип воспаления. Пролиферативный тип воспаления. Соотношение местных проявлений воспаления и общего состояния организма, их взаимовлияние. Значение иммунных механизмов в развитии воспаления. Диалектическая связь повреждения и защитно-приспособительных реакций в воспалительном процессе. Значение воспаления для организма.

12.

Патофизиологические процессы в тканях.


Гипербиотические процессы. Гипертрофия и гиперплазия. Регенерация. Физиологическая регенерация. Патологическая регенерация. Факторы, обуславливающие процессы регенерации. Гипобиотические процессы. Атрофии, виды атрофии. Физиологическая атрофия. Патологическая атрофия. Дистрофия, некрозы: сухой и влажный. Гангрена.

13.

Патофизиология опухолевого роста.


Биологические особенности и классификация опухолей. Распространение опухолей у животных. Этиология опухолей. Патогенез опухолевого роста. Взаимоотношение опухоли и организма. Влияние возраста и характера питания на бластомогенез. Бластоматозная кахексия.

14.

Патология тепловой регуляции.



Гипотермия. Гипертермия. Лихорадка, этиология, патогенез лихорадок. Классификация лихорадок. Терморегуляция на разных стадиях лихорадки. Изменение обмена веществ и физиологических функций при лихорадке. Биологическое значение лихорадочной реакции.

16.

Патофизиология системы красной крови. Изменения

общего объема крови.

.


Гиповолемия, гиперволемия, их виды и механизм возникновения. Изменения количественного и качественного состава эритроцитов. Анемии. Принцип классификации. Постгеморрагическая, алиментарная, апластическая анемии. Этиология и патогенез. Картина крови при анемиях. Патологические формы эритроцитов. Расстройства функций и компенсаторные явления при анемиях

17.

Патофизиология системы белой крови.


Изменения количественного и качественного состава лейкоцитов. Лейкоцитозы и лейкопении, их виды. Лейкозы, этиология и патогенез лейкозов. Патология тромбоцитов. Изменения свертывания крови. Нарушение ее физико-химических свойств. Методология исследования крови на гематологическом анализаторе «Абакус» (ИНИИЦ)

18.

Патофизиология общего кровообращения.


Общая характеристика расстройств кровообращения. Недостаточность кровообращения. Сердечная недостаточность кровообращения, ее патогенез. Нарушение коронарного кровообращения, патогенез, последствия. Физиологическая гипертрофия миокарда. Патологическая гипертрофия миокарда. Патология перикарда. Расстройство кровообращения при деформации клапанов сердца. Нарушение функции проводниковой системы сердца. Нарушение функции автоматизма. Нарушение возбудимости сердца. Нарушение функции проводимости сердца. Расстройства кровообращения при нарушении функции кровеносных сосудов. Гипертензия и гипертоническая болезнь. Гипотензия. Шок. Коллапс. Обморок.

19.

Патофизиология внешнего дыхания.


Общая характеристика дыхания. Значение нервной и гуморальной регуляции в патологии дыхания. Нарушение вентиляции легких, неравномерная вентиляция легких (гипер- и гиповентиляция их). Одышка, ее виды, патогенез. Нарушение функции верхних дыхательных путей. Расстройство дыхания при патологии легких (бронхиты, пневмония, гиперемия, отек, эмфизема). Расстройство дыхания в результате нарушения перфузии легких. Нарушение функции дыхания, обусловленное строением грудной клетки и поражением дыхательных мышц.

20.

Патофизиология внутреннего дыхания.

.


Недостаточность внутреннего дыхания. Нарушение транспорта кислорода из легких в ткани, углекислоты из тканей в легкие. Нарушение тканевого дыхания. Типы гипоксии. Компенсаторные изменения в легких и тканях при гипоксии. Нарушение функции организма под влиянием гипоксии, (цианоз, изменения метаболизма). Влияние гипоксии на сердечно-сосудистую систему, на функцию почек

21.

Патологическая физиология эндокринной системы.


Общие принципы эндокринной регуляции. Механизм действия гормонов. Этиология и патогенез эндокринных нарушений. Нарушение функции гипофиза. Нарушение функции щитовидной железы. Нарушение функции околощитовидных желез. Нарушение функции надпочечников. Нарушение внутрисекреторной функции поджелудочной железы. Нарушение функции половых желез. Стресс и общий адаптационный синдром.

22.


Патофизиология пищеварения.


Основные формы проявления патологии пищеварения в ротовой полости. Причины и последствия нарушения акта жевания. Расстройства слюноотделения и влияние их на процесс пищеварения. Недостаточность акта глотания. Нарушение функции пищевода. Нарушение пищеварения в преджелудках жвачных. Нарушение оптимальных условий для жизнедеятельности микрофлоры в преджелудках. Изменение моторной функции преджелудков. Расширение рубца с гипер- и гипотонией преджелудков. Тимпания. Нарушение функций однокамерного желудка и сычуга. Изменение секреторной функции желудка. Типы патологической секреции. Основные причины и механизмы расстройств секреторной деятельности желудка. Изменение пищеварительной функции при гипо- и гиперацидных состояниях. Усиление и ослабление сокращения желудка. Рвота. Нарушение кишечного пищеварения. Расстройства пищеварения, вызванные нарушением секреции пищеварительных желез. Нарушение пристеночного пищеварения. Изменение моторной функции кишечника. Влияние процессов брожения и гниения пищи на функции организма.

23.


Патофизиология печени.


Причины нарушения функции печени. Последствия нарушения функции печени. Искусственно вызванные нарушения деятельности печени (фистула Экка-Павлова), резекция и экстирпация печени и др. Нарушение обмена веществ, при функциональных расстройствах и повреждениях печени. Этиология и патогенез гепатитов и циррозов печени. Нарушение барьерной функции печени. Нарушение желчеобразования и желчевыделения. Причины, механизм и последствия механической, паренхиматозной и гемолитической желтух. Особенности пигментного обмена при желтухах. Действие составных частей желчи на организм. Желчекаменная болезнь.

24.

Патофизиология мочевыделительной системы.


Общая характеристика нарушения функции мочеотделения. Понятие о недостаточности функции почек. Экстраренальные факторы, ведущие к расстройству функции почек. Ренальные факторы: нефрозы, нефриты, склерозы почек. Нарушение фильтрации, секреции и реабсорбции (воды, белка, продуктов обмена веществ), количественные нарушения диуреза: полиурид, олигоурия, анурия; причины, механизм их возникновения и патологические влияния на организм. Нарушение концентрационной способности почек. Гипостенурия, изостенурия. Уремия, ее виды и патогенез. Качественные нарушения мочеотделения: альбуминурия, ее виды, гематурия, гемоглобинурия и ее виды. Этиология и патогенез почечнокаменной

25.

Патофизиология нервной системы.


Общая этиология нарушения функции нервной системы. Расстройство двигательной функции нервной системы. Парезы и параличи. Гиперкинезы. Атаксия. Астения. Астазия. Нарушение чувствительности. Гипостезия, гиперстезия, анестезия, парестезия. Боль, ее патогенез и защитное значение. Нарушение функции вегетативной нервной системы. Вегетативные неврозы.

26.

Общая патофизиология нервной клетки.



Нарушение функций клеток и нервных проводников. Нарушение проводимости по нервным волокнам. Нарушение передачи возбуждения. Нарушение функции тормозных синапсов. Патологический парабиоз. Патологическая доминанта.

27.

Нарушение высшей нервной деятельности.


Последствия полного удаления коры больших полушарий головного мозга. Значение типологических особенностей нервной системы в патологии. Следовые реакции нервной системы.

Содержание указывается в дидактических единицах.

  1   2   3

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины Физиология и этология животных Направление подготовки: 111801. 65 «Ветеринария»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины Цитология, гистология и эмбриология Направление подготовки: 111801 «Ветеринария»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconПрограмма учебной практики по дисциплине
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» утверждаю проректор по ур
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (квалификация (степень) «бакалавр сельского хозяйства»
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля «ато»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля «Физика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный университет» рабочая программа дисциплины (модуля) iconСтавропольский государственный аграрный университет
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница