«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»




Скачать 16.63 Kb.
Название«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер16.63 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Департамент образования Администрации города Ноябрьска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа мкр. Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск


Урок по теме

«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»


Разработала учитель биологии

Стафийчук Наталья Ивановна

(высшая категория)


2012


Тема Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.


Цель:

Образовательные

- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию этапов дыхания,

- создать условия для раскрытия сущности дыхания, его роли в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека, понимания роли кислорода в энергетическом обмене;

- обеспечить формирование понятий взаимосвязи строения и функций дыхательной и кровеносной систем.

- способствовать изучению строения органов дыхания в связи с их функциями;

- содействовать пониманию процесса голосообразования, мер профилактики заболевания голосовых связок.



Целеполагания учащихся:

Знать:

- особенности строения и функции органов дыхания

- этапы дыхания, сущность дыхания ;

- роль дыхания в обмене веществ, в поддержании постоянства содержания кислорода и углекислого газа;

-меры профилактики заболевания голосовых связок.

Понимать:

-взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

-процесс голосообразования;

-роль кислорода в энергетическом обмене.


Развивающие:

- Обеспечить развитие умений ставить цель и планировать учебную деятельность.

- Создать условия для развития умений проводить сравнение, анализировать обобщать, делать выводы.

  • Развивать монологическую речь учащихся.

Уметь:

планировать свою учебную деятельность;

самостоятельно работать с различными материалами;

делать выводы, обобщать;

анализировать факты, сравнивать;

выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

  • Развивать, совершенствовать коммуникативные способности учащихся.

  • Расширять кругозор школьников, формировать интерес к предмету.

  • Обеспечить политехнизм обучения.







Базовые понятия и термины:

  • альвеолы

  • газообмен

  • диффузия

  • парциальное давление

-

  • гемоглобин

  • оксигемоглобин

  • карбогемоглобин

  • гипоксия

  • тканевое дыхание







Этап урока, время

Ход урока

Приемы, формы и методы



Мотивация

С любовью и тревогой всматривается мать в своего только что родившегося ребенка. Проходит минута, вторая – и вдруг раздается первый крик. Счастью матери нет предела: ребенок закричал, он будет жить!

В период внутриутробного развития человека зародыш связан с телом матери пуповиной и плацентой (детским местом), через которые поступают к зародышу из крови матери кислород и питательные вещества, выделяются продукты распада и углекислота. Но вот наступает час рождения. Связь новорожденного с организмом матери прекращается. Ему неоткуда получать кислород, некуда отдавать углекислоту, и в крови ее становится все больше и больше. Наконец ее накапливается столько, что она начинает возбуждать дыхательный центр. Возбуждение идет к дыхательным мышцам. Они сокращаются, и ребенок делает первый вздох. Это и есть первый крик. Воздух устремляется в легкие, расправляет и наполняет их.

Так начинается жизнь человека.

Вступительное слово учителя.

Слайд 1.


О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Планирование учебной деятельности

Тема урока Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Цель урока:

Знать:

- строение органов дыхания; -сущность этапов дыхания;

- роль дыхания в обмене веществ, в поддержании постоянства содержания кислорода и углекислого газа;

-меры профилактики заболевания голосовых связок.

Понимать:

-взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

-процесс голосообразования; -роль кислорода в энергетическом обмене.

Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает потребность организма в воздухе. Объясните смысл этой поговорки?

А зачем нужен воздух человеку?

Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой, хотя они и являются внутренними органами.

Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – в основе речи и пения. Как часто изменение деятельности организма вызывает перемену дыхания. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях требуется не менее 2м3 воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Что бы вы хотели узнать о дыхании?


Используя опыт изучения других систем органов, определите план работы.

Слайд 2.


Определение плана урока учащимися

Слайд 3.

Поисковая беседа

Ответ ученика.

Почему Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни»

Слайд 4

Актуализация опорных знаний

учащихся об эволюции органов дыхания в животном мире.

Дыхание осуществляется всеми живыми организмами. Кислород нужен для дыхания всем живым существам. Животные, находящиеся на разных ступенях развития, дышат одинаково. А вот приспособления для этого используют самые разные.

  1. Актуализация опорных знаний. Эволюция органов дыхания

. Знаком + обозначить органы дыхания у предложенных видов животных (вариант1)

Вид животных

Поверхн.

клетки

Поверхн.

тела

Легочн.

мешки

трахеи

жабры

кожа

легкие

1.Инфузория-туфелька

+



















2.Дождевой червь




+
















3.Паук-крестовик







+













4.Лягушка озерная
















+

+

5.Крокодил



















+

6.Глухарь



















+

7.Шимпанзе



















+

(вариант 2)

Вид животных

Поверхн.

клетки

Поверхн.

тела

Легочные

мешки

трахеи

жабры

кожа

легкие

1. Рак речной













+







2.Майский жук










+










3.Прудовик большой



















+

4.Окунь речной













+







5.Лягушка озерная
















+

+

6.Ящерица прыткая



















+

7.Олень северный



















+

Ответьте на вопросы:

У каких животных впервые появились органы дыхания?

Какие эволюционные изменения произошли и позвоночных в дыхательной системе?

У кого наиболее совершенные легкие?

Если для дыхания требуется кислород, то дыхание называют аэробным, если реакции идут в отсутствие кислорода, то такое дыхание называют анаэробным.

Анаэробами являются паразитические черви, которые получают кислород при расщеплении гликогена.

У простейших и бактерий диффузия газов происходит через всю наружную клеточную мембрану.

У двухслойных кишечнополостных газообмен происходит через клеточную мембрану каждой из клеток. У кольчатых червей газообмен осуществляется через всю поверхность тела. Кровеносная система впервые обеспечивает дыхательной поверхности связь со всеми прочими тканями и органами тела.

Ракообразные дышат при помощи жабр. У насекомых появляются специализированные органы дыхания – трахеи, которые начинаются на поверхности тела отверстиями – «дыхальцами» - и уходят вглубь. По ним в организм поступает воздух. На теле даже крошечных козявок множество дыхалец. Если каждое из них представить как нос, то окажется, что насекомые с ног до головы покрыты «носами». Благодаря этому кислород из воздуха поступает прямо к тканям.

Паукообразные дышат при помощи трахей и легочных мешков.

Водные моллюски дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабр. Наземные моллюски дышат кислородом воздуха. Функции органа дыхания выполняет легкое.

Орган дыхания ланцетника – жаберные щели, пронизывающие глотку. У рыб органы дыхания – жабры. Земноводные дышат кожей и легкими, правда, еще сравнительно простого строения.

Тело пресмыкающихся покрыто роговым покровом, непроницаемым для газов, поэтому кожное дыхание у них отсутствует. Дышат они при помощи легких. Легкие у них более сложно устроены, чем у земноводных.

Птицы – теплокровные животные. Для поддержания температуры тела и в связи с приспособлением к полету им требуется большое количество кислорода. Легкие птиц невелики, за их пределами образуются большие тонкостенные воздушные мешки. Они располагаются между внутренними органами, проникают в полые кости. Общий объем мешков в 10 раз больше объема легких, что особенно важно во время полета.

Наиболее совершенным является строение легких у млекопитающих и человека. Легкие альвеолярного типа.

Слайд 6 –эволюция органов дыхания


Слайд № 7 - ключ.


Критерии

«5»

8-7 (+)

«4»
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» icon“Туберкулез органов дыхания’’
На выставке будет представлена научная медицинская литература, в которой освещены вопросы этиологии, патогенеза, клинические формы...
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconБолезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания
Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconФормирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи Хатнюкова (Шишкова) Т. Г., кандидат педагогических наук, доцент
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается одновременно с развитием речевой функции. Его становление в норме завершается к 10...
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconБолезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания
Здравствуйте! Наш урок посвящён здоровью человека, а здоровье это не только здоровое тело, но и положительный психологический настрой....
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconПлан-конспект урока строение и функции слухового анализатора. Гигиена органов слуха
Строение и функции слухового анализатора. Гигиена органов слуха (тема №11, урок №3)
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconМассаж в клинике внутренних болезней учебно
В пособии изложены частные методики и механизмы действия сегментарно-рефлекторного массажа при заболеваниях внутренних органов: сердечно-сосудистой...
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconТезисы докладов Всероссийского совещания
Наличие сопутствующей гастропатологии ухудшает показатели функции внешнего дыхания на 10,2%, снижает эффективность лечения
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» icon«Здоровьесберегающая технология формирования речевого дыхания»
В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая...
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» iconИнтервью «вместе против pa к a»
Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Сергею Николаевичу Турищеву. Он — автор более 160 печатных работ и 7 книг, в том...
«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» icon«Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты»
Цели урока: Повторить с уча-ся ранее пройденный материал и ознакомить их с индивидуальными средствами защиты, учить мерам защиты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница