Курс эко-до или экология для начинающих




Скачать 27.79 Kb.
НазваниеКурс эко-до или экология для начинающих
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер27.79 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



курс эко-до

или

экология для начинающих


Методическое пособие для педагогов





Великий Новгород

2012


Авторский коллектив:

Карасева Н.С., Казарова О.А.


Комплекс адаптивный педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного экологического образования


СОДЕРЖАНИЕ

Комплекс адаптивных педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного экологического образования…………

Тема: В гостях у леса…………………………………………………

Тема: Кому нужна вода?.................................................................. …

Тема: Кто живет в подземном царстве?.........................................….

Тема: Кто они такие, хищники лесные?.........................................….

Тема: С кем дружит солнце?........................................................... …

Тема: Тайны пятого океана…………………………………………..

Программа «ЭКО-ДО» для учащихся начальных классов

Тема: Пояснительная записка……………………………………..…

Тема: Путешествие по ЭКОГРАДУ…………………………………

Тема: В художественном салоне «Аленький цветочек»………......

Тема: В заколдованном парке…………………………………….…

Тема: На станции скорой помощи……………………………….….

Тема: На космодроме…………………………………………………

Тема: В теплице………………………………………………........…

Тема: Подводная Одиссея……………………………………………

Тема: Приключения кладоискателей…………………………….….

Тема: На воздушном шаре……………………………………………

Тема: Кто не спит ночью?............................................................... …

Тема: Муравейник……………………………………………………

Тема: В ветеринарной лечебнице………………………………..….

Тема: В медицинском кабинете………………………………….….

Тема: В классной комнате………………………………………..….

Тема: На рабочем месте…………………………………………..….

Тема: В нашем доме………………………………………………….

Тема: В супермаркете………………………………………………..

Тема: В социологическом центре………………………………..….

Тема: Там, на неведомой дорожке……………………………….….

Тема: Там, на неведомой дорожке 2……………………………..….

Тема: Там, на неведомой дорожке 3……………………………..….

Тема: Там, на неведомой дорожке 4 …………………………….….

Тема: Там, на неведомой дорожке 5……………………………..….

Тема: Там, на неведомой дорожке 6……………………………..….

комплекс адаптивных педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного экологического образования

Современный этап развития образования характеризуется обновлением содержания и педагогических технологий, внедрением новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода.

Компетентность рассматривается как желаемый результат образования, как актуальный фактор развития личности, как перспективный фактор, обеспечивающий непрерывность образования, повышения квалификации, формирования профессиональной мобильности личности.

Под компетентностью в той или иной деятельности понимается способ воплощения в деятельности того или иного содержания образования. Вместе с тем компетентность предполагает не только знание способов деятельности, но и опыт успешного её осуществления.

Актуальность формирования и развития экологической компетентности обусловлена системными изменениями в жизни общества: социально-экономическими преобразованиями, новыми требованиями, предъявляемыми к внедрению современных технологий производства, необходимостью оптимизации разных направлений природоохранной деятельности, распространения гибких, адаптируемых к новым постоянно изменяющимся условиям форм и способов природоохранительного просвещения среди населения.

Модель содержания экологической компетентности можно представить по аналогии с моделью содержания учебно-познавательной компетентности (по С.Г. Воровщикову) в виде трёхъярусной пирамиды: верхний ярус пирамиды – ценностно-ориентирующий уровень: убеждения, эмоционально ценностные установки, знание высших образцов деятельности; средний ярус – теоретико-информационный уровень: знание законов, теорий, способов и приёмов деятельности; нижний ярус – технико-технологический уровень: владение этими способами и приёмами деятельности, готовностью их применить в различных стандартных и нестандартных ситуациях (рис. 1).




Рис. 1. Модель содержания экологической компетентности:

верхний ярус – ценностно-ориентирующий уровень; средний ярус – теоретико-информационный уровень; нижний ярус – технико-технологический уровень.


Стремление к первоочередному «возведению» верхнего яруса пирамиды, которое обнаруживается при реализации компетентностного подхода, обусловлено тем, что в основе выделения компетенций лежит анализ деятельности, её структуры, как системы действий, побуждаемых определёнными мотивами и направленных на достижение определённых целей. Таким образом, у каждого обучающегося могут быть сформированы индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Следовательно, компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, задач, связанных с деятельностью. Компетентность же относится к субъекту деятельности, она индивидуальна, личностна, хотя и направлена на реализацию определённой объективной компетенции. Это сознательное приобретение личности, благодаря которому человек может эффективно решать функциональные задачи. Исходя из этого, деятельность

обучающегося при реализации компетентностного подхода рассматривается как деятельность осознанная. «Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, которое помимо своего объективного обнаружения имеет ещё субъективное выражение. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своём объективном обнаружении: его структура иная и иное его отношение к ситуации, в которой оно совершается; оно иначе протекает. Это обстоятельство определяет понимание компетенции не только как некоторого отчуждённого, заранее заданного требования к подготовке обучающегося, совокупности его знаний, умений и навыков, а как более глубокого понятия, характеризующего его личное отношение к объекту, путь, по которому он пришёл к результату. Следовательно, компетентность не является статичной, это не набор «застывших» компетенций.

Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей индивида, сколько от его особенностей, находящихся в «зоне ближайшего развития» (понятие введено Л.С. Выготским) и «зоне перспективного развития» (понятие введено В.И. Тютюнником). Круг решаемых индивидом задач, выполняемых первоначально под руководством какого-либо субъекта (педагога, любого профессионала), в сотрудничестве с обучающимися, как раз и составляет «зону» его ближайшего развития. Однако на определённом этапе развития индивид может решать некоторый круг задач только при взаимодействии с профессионалом высокого уровня, что позволяет активизировать те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне перспективного развития. Под зоной перспективного развития мы понимаем расхождение в уровне трудности задач, решаемых под руководством какого-либо субъекта, в сотрудничестве с обучающимися (зона ближайшего развития) и при взаимодействии с профессионалом высокого уровня. Таким образом, при реализации компетентностного подхода в образовании становится очевидной необходимость вовлечения в учебно-воспитательный процесс консультантов, специалистов, имеющих творческие достижения в соответствующей профессиональной области, обеспечения условий для взаимодействия с профессионалами в тех областях творчества, к которым у обучающегося есть способности. В свою очередь, консультантам и специалистам важно осознавать себя как творческую индивидуальность, иметь потребность в творческом взаимодействии с обучающимися, обладать знаниями, умениями, навыками организации процесса игры, познания, общения, труда, как творческой деятельности. На необходимость проявления творческой позиции в педагогической деятельности указывал ещё Л.Н. Толстой: «Нет ни одной методы дурной и ни одной хорошей… Недостаток методы состоит только в исключительном следовании одной методе, а лучшая метода есть – отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

В Центре экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха уже имеется определённый опыт взаимодействия с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», учреждениями культуры, общественными организациями, управлением по экологии Администрации Великого Новгорода, комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области. Согласно «Концепции развития системы дополнительного экологического образования и просвещения детей и подростков Великого Новгорода на период до 2012 года» участие всех субъектов природоохранной деятельности является не только инструментом повышения эффективности дополнительного экологического образования и просвещения детей и подростков, но и источником дополнительных ресурсов.

Сотрудничество с субъектами природоохранной деятельности обеспечивает успешное конструирование образовательной среды детей и подростков посредством адекватного выбора педагогических технологий. Традиционно моделирование комплекса адаптивных педагогических технологий осуществляется с учётом основной или ведущей деятельности в психическом развитии личности, характерной для определённого возраста. Такой подход нам представляется «рамочным», ограничивающим возможности субъектов образовательного процесса, поскольку, во-первых, в зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава ведущий характер могут принимать различные виды деятельности (игра, учение, труд), в которых индивид испытывает потребность и обладает способностями, обеспечивающими его успешность в них, во-вторых, в условиях системно-деятельностного характера образования, направленности его содержания и методического сопровождения на развитие ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, творческого потенциала личности моделирование комплекса адаптивных педагогических технологий с учётом какой-либо одной деятельности, априорно выделенной в каждом возрастном этапе, является недостаточным.

Результаты современных исследований по проблеме развития личности, вызывают необходимость уточнения и разграничения понятий «основная деятельность» и «ведущая деятельность» в психическом развитии личности. Рассматриваемое нами понятие основной деятельности является прямой конкретизацией понятия социальной ситуации развития, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований у человека. Однако, учитывая, что сущность личности человека связана с его творческими способностями, а основной потребностью человека как личности является потребность в созидании самого себя и окружающего мира, правомерно центральным (общественно ценным) личностным новообразованием считать возникающую впервые в дошкольном возрасте потребность-способность к созиданию нового в деятельности, которая реально формирует это новообразование [5. Необходимо отметить, что различные виды деятельности, в которых индивид испытывает потребность и обладает способностями, определяющими его успешность в них, выполняют свою «ведущую роль» при соответствующей позиции субъектов взаимодействия, обеспечивающей развитие самосознания субъекта творческой деятельности. Таким образом, все виды деятельности сосуществуют во взаимопереходах, в тесной взаимосвязи с ведущей деятельностью, формируясь в ней и ею определяясь. В свою очередь, взаимодействие между субъектами образовательного процесса, отличающееся созиданием нового в различных сферах деятельности, на разных уровнях значимости (семья, школьный, студенческий или производственный коллектив, профессиональная общность, нация, страна, человечество), определяется как личностно-образующее.

В связи с вышеизложенным нам представляется оптимальным моделирование комплекса адаптивных педагогических технологий с учётом основного вида деятельности, характерного для определённого возраста (социальной ситуации развития), и ведущей деятельности (потребности-способности к созиданию нового в различных сферах деятельности, на разных уровнях значимости).

Разработанная нами модель комплекса адаптивных педагогических технологий включает инвариантную часть (системообразующую технологию и другие, выбранные с учётом социальной ситуации развития, усложнения содержательной и процессуальной сторон деятельности) и вариативную (технологии, выбранные с учётом ведущей деятельности каждого обучающегося, его продвижения по индивидуальной траектории, особенностей личностно-образующего взаимодействия между субъектами образовательного процесса), и строится на основе интеграции следующих педагогических технологий:

  • технологий, основанных на реализации проектной деятельности;

  • технологий, основанных на создании учебных ситуаций;

  • информационных, коммуникационных технологий обучения;

  • технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения (рис. 2).





Рис. 2. Модель комплекса адаптивных педагогических технологий при реализации компетентностного подхода в образовании: инвариантная часть комплекса (основание пирамиды): системообразующая (стержневая) технология – технология, основанная на реализации проектной деятельности (а), и технологии, основанные на создании учебных ситуаций (б); вариативная часть комплекса (боковые грани пирамиды): информационные, коммуникационные технологии обучения и технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения (в, г, д).


Поскольку реальные достижения каждого обучающегося на разных этапах образования определяются, прежде всего, его собственным выбором посредством оценки своих познавательных возможностей, способностей, интересов и потребностей, в качестве системообразующей технологии целесообразно выбрать технологию, основанную на реализации проектной деятельности. Включение в инвариантную часть комплекса технологий, основанных на создании учебных ситуаций (учебно-игровых, учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-профессиональных), обусловлено задачей целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение содержания образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования. В свою очередь, развёртывание проектной деятельности не только создаёт обстановку востребованности компетентности для эффективного решения реальных проблем, обозначенных в учебной ситуации, но и развивает детей и подростков в режиме частично-поисковой, исследовательской, творческой деятельности. Информационные, коммуникационные технологии обучения и технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, являясь включёнными, проникающими технологиями, определяются индивидуальными достижениями каждого ребёнка и подростка в ведущей деятельности, особенностями личностно-образующего взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а также кадровыми, материально-техническими и другими возможностями образовательного учреждения.

Комплекс адаптивных педагогических технологий, обладая постоянством основных структурообразующих компонентов, вместе с тем отличается динамичностью, которая зависит от специфики условий учебно-воспитательного процесса, уровня подготовленности и самостоятельности обучающихся, их интересов, методического мастерства педагогов. Следовательно, будучи стабильным в течение определённого диапазона времени, комплекс в то же время открыт для изменений, обусловленных личностными запросами, общественными потребностями и возможностями системы образования по их удовлетворению. Комплекс адаптивных педагогических технологий способствует формированию единого образовательного пространства дополнительного экологического образования и просвещения детей и подростков Великого Новгорода, предопределяя соблюдение принципа преемственности дополнительного экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, интеграцию общего и дополнительного образования.

Таким образом, комплекс адаптивных педагогических технологий обладает значительным развивающим, воспитательным, здоровьесберегающим потенциалом, обеспечивая успешность реализации цели курса «ЭКО-ДО».

Целью курса «ЭКО-ДО» является формирование и развитие экологической компетентности детей и подростков. «ЭКО-ДО» – путь к природе, для каждого обучающегося индивидуален, хотя и нацелен на овладение определённой объективной компетенцией при освоении взаимосвязанных блоков программы «Я познаю мир» (программа для дошкольников), «Экология растений» (программа для учащихся 1 класса), «Экология животных» (программа для учащихся 2 класса), «Экология человека» (программа для учащихся 3 класса), «Мы охраняем природу!» (программа для учащихся 4 класса), участии в клубах по интересам, краткосрочных курсах «Устройство аквариума», «Фотосъёмка в природе», «Дрессировка собак» и т. д. Включение учащихся в разнообразные виды деятельности способствует расширению спектра позиций детей и подростков, предоставляя возможность реализовать себя в познании и поведении, опираясь на свои интересы, ценностные ориентации и опыт, развитию у них мотивации и способности к самооценке, самокоррекции, самовоспитанию.

В целом, курс «ЭКО-ДО» существенно отличается от других курсов с экологической направленностью и программ, включающих экологические аспекты, поскольку курс «ЭКО-ДО» направлен на личность, экологическая компетентность которой в конечном итоге и определяет её жизнедеятельность и, соответственно, персональное влияние на природу, в то время как другие курсы преимущественно направлены на сохранение и улучшение природной среды посредством выявления взаимосвязей между живыми организмами.

Достижения детей и подростков в процессе освоения курса «ЭКО-ДО» отмечаются согласно содержанию и характеру выполняемой деятельности, что, в свою очередь, даёт право на ношение эмблемы «Ученик ЭКО-ДО», «Лидер ЭКО-ДО», «Инструктор ЭКО-ДО», «Мастер ЭКО-ДО», «Хранитель ЭКО-ДО».

У ученика ЭКО-ДО сформированы индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему принимать эффективные решения, связанные с сохранением природной и улучшением антропогенной среды.

Лидер ЭКО-ДО организует акции, связанные с сохранением природной и улучшением антропогенной среды, координируя деятельность их участников.

Инструктор ЭКО-ДО пропагандирует современные идеи охраны природы, предлагая алгоритмы их реализации в конкретных условиях.

Мастер ЭКО-ДО разрабатывает эффективные способы природоохранной (пропагандистской и трудовой) деятельности на основе неповторимой комбинации известных приёмов действия либо известной комбинации неизвестных приёмов.

Хранитель ЭКО-ДО обобщает опыт разных направлений природоохранной (пропагандистской и трудовой) деятельности, осуществляя между ними взаимосвязь и координируя деятельность участников ЭКО-ДО согласно традициям.

Методы, средства и формы организации, характерные для курса «ЭКО-ДО», имеют свои специфические особенности и раскрываются в соответствующих пояснительных записках программ.


Я ПОЗНАЮ МИР


ДЕТСКИЙ САД


Примерные планы-конспекты занятий





ПРОГРАММА «ЭКО-ДО» ДЛЯ ТЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В период дошкольного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными. Он узнает, что всё живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребенка.

Курс «ЭКО-ДО» входит в систему дополнительного экологического образования и просвещения детей Великого Новгорода. Программа «ЭКО-ДО» для воспитанников дошкольных учреждений представлена блоком «Я познаю мир», который включает шесть занятий:

  • С кем дружит Солнце?

  • Кому нужна вода?

  • Тайны пятого океана

  • Кто живет в подземном царстве?

  • В гостях у леса

  • Кто они такие, хищники лесные?

Дошкольный курс «ЭКО-ДО» открывает знакомство с Экоградом, оформляется Паспорт путешественника, заполнение которого предполагается на протяжении пяти ступеней данного курса.

Эффективность реализации программы достигается посредством комплекса адаптивных педагогических технологий (технологий, основанных на реализации проектной деятельности; технологий, основанных на создании учебных ситуаций; информационных, коммуникационных технологий обучения; технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения), обеспечивающих интеграцию дошкольного и дополнительного образования.

Динамичность комплекса адаптивных педагогических технологий, как и выбор методов, средств и форм организации зависит от специфики условий учебно-воспитательного процесса, уровня подготовленности и самостоятельности детей, их интересов, методического мастерства педагога. Вместе с тем выбор методов, средств и форм организации осуществляется с опорой на содержание компетентности, включающей ценностно-ориентирующий, теоретико-информационный и технико-технологический компоненты. В условиях экологического образования определяющее значение имеет ценностно-ориентирующий компонент (убеждения, эмоционально ценностные установки, знание высших образцов деятельности), который обусловливает особую организацию знаний декларативного (знаний о фактах, законах, теориях, понятиях) и процедурного характера (знаний о приёмах и методах), подразумевающую сознательное их приобретение и применение.

Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных в данной технологии экологического воспитания дошкольников.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры (окрас, строение, запах и др.), но и их связь со средой. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан с чтением рассказов, сказок, стихов; это могут быть вопросы к тексту, пояснения воспитателя, рассказ детей, беседа о прочитанном – всё это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

В данной технологии представлены такие формы работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов.

На протяжении всего учебного года данная технология предполагает выполнение заданий, которые направлены на непрерывное расширение кругозора детей, развитие сенсорики и наблюдательности. Дошкольники учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.

Участие в «Панораме добрых дел: ребята хотят стать юными экологами» помогает развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

В заключение следует отметить, что данная технология – это целостная система экологического воспитания дошкольников. Её реализация на практике поднимет уровень экологической культуры воспитателя, обеспечит сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в экологическом воспитании детей.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Курс эко-до или экология для начинающих icon20. 1 Экология Биология, химия, экология: межпредметный интегрированный курс -м.: Ооо «Физикон», 2005
Включает: теоретический материал, 6000 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты, интерактивная периодическая система...
Курс эко-до или экология для начинающих iconФакультет повышения квалификации студия практической психологии и бизнес-консалтинга «эко-тренинг» эко тренинг умац «Самгту-нефтегазбезопасность»
Вы знаете, что менеджеры по продажам – самые востребованные специалисты на рынке труда?
Курс эко-до или экология для начинающих icon127287, г. Москва, Петровско-Разумовский проезд, 29
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении юридического лица – общество с ограниченной...
Курс эко-до или экология для начинающих iconАвторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и«Экология») для учащихся начальных классов Учитель начальных классов
Авторская программа «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)
Курс эко-до или экология для начинающих iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Бонк Н. А. Бонк, Наталья Александровна Английский шаг за шагом : Курс для начинающих. В 2 т., Т. 1/ Н. А. Бонк, И. И. левина, И....
Курс эко-до или экология для начинающих iconСинтез понятий «бизнес» и«предпринимательство»
«Курс предпринимательства» определяет бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами или организациями для извлечения природных...
Курс эко-до или экология для начинающих iconПрограмма элективного курса «Экология и здоровье» для учащихся 9 класса Автор: Зеленова Елена Владимировна
Предлагаемый элективный курс является межпредметным. Он предназначен для обучающихся 9-х классов, проявляющих интерес к изучению...
Курс эко-до или экология для начинающих iconПримерная программа наименование дисциплины методы почвенных
Курс «Методы почвенных исследований» является основополагающим и предшествующим для изучения следующих дисциплин: агрохимия, система...
Курс эко-до или экология для начинающих iconАндрианова Н. С. Экология насекомых. Курс лекций
Паразито-хозяинные отношения членистоногих с наземными позвоночными. – Л.: Наука. 1982. 318 с. Тр. Зин
Курс эко-до или экология для начинающих iconПрактическая работа №1 Загрузить обучающую программу TeachPro (Пуск, Программы, TeachPro, TeachPro PhotoShop 0 для начинающих)
Загрузить обучающую программу TeachPro (Пуск, Программы, TeachPro, TeachPro PhotoShop 0 для начинающих)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница