МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА В. Л. Галкина Методика преподавания музыки Руководство к самостоятельной работе студентов заочного отделения музыкально-педагогического факультета Учебно-методическое пособие Чебоксары 2002 ББК 74.580р30 Г-755 Галкина В. Л. Методика преподавания музыки. Руководство к самостоятельной работе студентов заочного отделения музыкально-педагогического факультета: Учебно-методическое пособие.– Чебоксары, 2002.– 90 с. Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
Научный редактор О. Г. Максимова, д-р пед. наук, профессор Рецензенты: Л. В. Кузнецова – доктор пед. наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева; С. М. Кудрявцева – канд. пед. наук, зав. кафедрой культуры ЧРИО; Р. В. Глякина – учитель музыки общеобразовательой школы № 9 Галкина В. Л., 2002 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2002 ВВЕДЕНИЕ Практическая деятельность учителя музыки, ее результаты во многом зависят от теоретической и методической подготовленности педагога-музыканта. Методика преподавания музыки как комплексная дисциплина включает в себя: знание теоретических основ; знание тематического построения программы «Музыка»; владение методикой организации различных видов музыкальной деятельности; владение методикой организации урока музыки и внеклассной деятельности; умение планирования и анализа урока музыки; знание требований к оснащению кабинета музыки и др. В пособии раскрывается содержание музыкального образования в общеобразовательной школе, дается характеристика основным видам музыкальной учебной деятельности. Значительное место уделено уроку как центральному звену всего учебно-воспитательного процесса, обозначены особенности урока музыки, даны рекомендации по подготовке, планированию урока. Пособие включает в себя линию нотной грамоты, которая может помочь учителю последовательно и постепенно заложить у младших школьников основы музыкальной грамотности, материал по анализу и самоанализу в деятельности учителя, наблюдению как самому доступному методу педагогического исследования. Созданию урока музыки в практической деятельности учителя помогут дидактические материалы: план работы над песней, схема художественно-педагогического анализа музыкальных произведений, образцы планов уроков и др. Направления в подготовке (самоподготовке) учителя музыки научиться слушать музыку, сопереживать ей, ощущать музыкальный образ; научиться работать с музыковедческой, методической литературой, пользоваться собственными знаниями, умениями, навыками; понимать, что главное на уроке музыки – музыка, слезы, радость, протест… – и из чувств рожденная мысль. Не подавлять учеников, а вводить их в мир искусства с радостью; научиться анализировать музыку лишь в проблемной ситуации, путем неоднократного прослушивания произведений, введения слушателей в настроение, историю создания, жизненные ситуации, повлиявшие на создание музыки; научиться вчитываться в программу, понимать ее задачи, ощущать взаимопроникновение тем; понять необычность урока музыки среди других предметов, самому стать не просто учителем, а музыкантом, несущим детям радость творчества. В методическую копилку | «Стенографией чувств» называл музыку Л. Н. Толстой, «языком души» – композитор и критик А. Н. Серов. «Это область чувств и настроений, – писал он, – это в звуках выраженная жизнь души». | | Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, Раскаты грома, звон капели, Птиц несмолкаемые трели Среди зеленой тишины. И дятла дробь, и поездов Гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень – песенкой без слов Все на одной веселой ноте. А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье! ...Вот потому-то иногда почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали, О том, как плещется вода, Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели... А это арфы нам напели, Рояль, и скрипка, и гобой! | | М. Ивенсен | |