Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год




Скачать 19.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год
страница1/11
Дата03.02.2016
Размер19.03 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Ольга Константиновна Сливкина

Методическое пособие

Преподавание литературы
в 7 классе:
аксиологический подход





г. Смоленск

2010 год

Содержание

п/п

Название

Страница

I

Введение. Актуальность заявленной темы




II

Аксиология как наука.

Ценностный подход в преподавании литературы




III

Индивидуально-психологические особенности школьника в подростковый период




IV

Методы и приемы, используемые в преподавании
предмета «Литература» в 7 классе с позиции
аксиологического подхода




V

Тематическое планирование уроков литературы
в 7 классе




VI

Конспекты уроков, материалы к урокам, уроки
с использованием семантических полей




VII

Литература




VIII

Приложение




Введение

Актуальность заявленной темы

Воспитывать ум ребенка,
не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитывать угрозу для общества

К.Д. Ушинский

«В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено… Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине»1. Эти слова Николай Бердяев сказал в начале прошлого века. К сожалению, они остаются актуальными и по сей день. Социокультурные условия, в которых находится современное общество, сродни катастрофе: разрушены прежние идеалы, размыты нравственные ориентиры, нет четкой границы между добром и злом, красотой и уродством. Человек живет в плену ложных идеалов, сам не понимая того. Невольно вспоминаются слова Федора Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни».

Что делать, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию общества, должны думать все здравомыслящие люди, которым не безразлично будущее страны, и не просто думать, а, имея активную жизненную позицию, «каждый на своем месте поднимать свою Россию с колен».

Эти ориентиры должна иметь и современная школа, и, в частности, школьный предмет «Литература». Ведь у этого предмета особое место. Уроки литературы помогают ребенку ощутить связь с прошлым, играют важную роль в художественно-эстетическом воспитании и формировании нравственных основ личности школьника.

Именно сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу нашей литературы и с помощью великих художников слова дать ценностные ориентиры новому поколению. Иными словами, цель современного урока литературы – силой художественного слова очищать, облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Аксиологический подход в преподавании литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении ценностей высшего порядка, но и отношение к самому произведению как к ценности эстетического уровня. Помимо того в преподавании литературы нужно учитывать то, что вся литература досоветского периода «вышла из православной купели» (И. Шмелев), и христианские ценности являются её духовным стержнем. Поэтому понять само произведение без учета христианских ценностей и миропонимания писателя можно лишь приблизительно. По моему глубокому убеждению, на уроках литературы должно звучать слово Божье. Оно должно стать фундаментом при изучении творчества и Достоевского, и Гоголя, и Пушкина, и Лермонтова и других великих художников слова. Нет, уроки литературы – это не уроки Закона Божьего. Но цель у них одна – формирование ценностного сознания личности ребенка.

Исходя из всего сказанного ранее, в своей работе я ставлю перед собою цель – дать представление о возможностях аксиологического подхода в условиях современного преподавания литературы. Чтобы достичь этой цели, я предлагаю решить ряд задач.

1. Изучив литературу по теме творческого отчета, раскрыть сущность и основное содержание аксиологического подхода в преподавании литературы.

2. Систематизировать материал из опыта работы по данной теме.

3. Продемонстрировать использование наиболее эффективных методов и приемов обучения при аксиологическом подходе.

4. Показать влияние аксиологического подхода в процессе преподавания на формирование нравственных качеств личности подростка, на личностное восприятие учащимися художественного произведения.

Решение данных задач в достижении поставленной цели актуально, так как это способствует повышению духовного уровня современных школьников и их качественного новому нравственному развитию.

В данной работе мною представлены тематическое планирование уроков, система уроков по данной проблеме для 7 класса по программе В.Я. Коровиной.

Почему меня заинтересовала именно эта возрастная категория школьников? Прежде всего, подростковый возраст – особый возраст. В это время у детей появляется желание понять себя, свое место в мире, разобраться в своих чувствах, настроениях. В этом возрасте, по мнению психологов, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и своим собственным. В этом возрасте ребенок «становится на путь правдоискательства».

Я считаю, что уроки литературы должны помочь подросткам если
не обрести себя, то, по крайней мере, увидеть путь, по которому можно прийти к истине.

III. Аксиология как наука.

Ценностный подход в преподавании литературы

Аксиология (греч. Axia – ценность, logos – слово, учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей, как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям, поступкам, – данное определение мы находим в философском словаре.

В своих категориях, как наука, аксиология определилась с конца XVIII века, но её истоки исследователи видят в античной философии
в трудах Канта, Сократа. «Что есть благо?» – этот вопрос Сократа стал основным вопросом аксиологии.

Основным понятием аксиологии является ценность, которая определяется «в виде главного критерия отношения людей, входящих в данный социум, к миру, к разным явлениям жизни, друг к другу, к самому себе» (Б.С. Гершунский).

В западной науке аксиология давно уже составляет передний план научной мысли, причем в самых разных областях: в философии, эстетике, социологии, экономике, литературоведении и других гуманитарных науках. Аксиология во всех областях знаний дала мощный толчок к развитию, расширила их горизонты. В конце 20-х годов XX века западными учеными была высказана мысль о том, что «ценности дадут ключ, который, в конечном счете, освободит все гуманитарные науки от их современного положения патетической поверхности».

В нашей стране аксиология (подобно кибернетике и генетике) долгое время была под негласным запретом, поскольку природа, состав и соотношение ценностей предполагались раз и навсегда определенными марксистско-ленинской теорией. Входила же она в обиход научной мысли в основном через психологию (Узнадзе), социологию (В.А. Ядов и его школа), культурологию (С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич, Г.С. Кнабе, А.М. Пятигорский, Г.С. Померанцев и другие). Но все-таки этот ряд имен справедливее будет начать с П.А. Флоренского, Н.О. Лонского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева. В трудах этих ученых мы видим истоки современной науки. Относительно недавно (в 90-х годах прошлого века) аксиологию начали активно разрабатывать в нашей стране.

Аксиология – философское осмысление природы общечеловеческих ценностей, которые являются отражением закономерного нравственного исторического развития человеческой цивилизации. Накапливаясь веками, ценности служили основанием мотивации регуляции общения людей, человеческого поведения. Для человека ценности – жизненные ориентиры. Они могут быть разного достоинства – ценностями истинными и мнимыми; вечными и преходящими; общечеловеческими и личными, социальными и идеологическими. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка видеть истину, «отделять зерна от плевел».

Выбор ценностей – достаточно сложная задача.

Для религиозного сознания эта задача решается путем утверждения единой и неделимой ценности – Бога. Другие же ценности рассматриваются как «ступени к постижению главной ценности: любовь – есть единение в Боге; труд – созидание во славу Господа; семья – малая церковь и т.п.»

Для нерелигиозного сознания существуют несколько подходов к обозначению ведущих ценностей: природоцентрический и антропоцентрический.

С точки зрения природоцентрического подхода такой ценностью является Природа, способная породить самого человека.

С позиции же антропоцентрического подхода высшая ценность мира – Человек, ценность которого – в его неповторимости, оригинальности, универсальности. Человек ценен потому, что он и только он является создателем, творцом материальных и духовных ценностей.

Педагогическая мысль в нашей стране с конца XX века исходит именно из этой предпосылки. Представляется, что эта тенденция закономерна. Длительное же время в нашем государстве интересы общества ставились выше интересов человека, что не могло не привести к игнорированию в ряде случаев интересов человека. С 90-х годов XX века наступил период «главенства человека». Такой поворот несет в себе много позитивного, но и скрывает в себе, по мнению философов, опасность «индивидуалистического тупика».

Ведущий аксиолог М.С. Каган «верховное место» в иерархии ценностей отводит Человечеству, Роду людскому. Мельчайшей частицей Его является личность, и, Ему, Человечеству, она обязана своим существованием, потому что Его история даровала ей духовные богатства, потому что вне Его развития немыслимо само её бытие.2

Английский ученый А. Тойнби свидетельствует, что «до 20 века у человечества не было общей судьбы», а конец XX века показал, что всё человечество стоит перед угрозой своего уничтожения. Это и говорит в пользу ценности Человечества.

В работах В.И. Звягинцева, В.С. Селиванова высказываются созвучные идеи о том, что «высшей потребностью человека, формируемой на основе чувства его сопричастности к роду человеческому, является служение людям, оказание им помощи … нередки случаи, когда эта высшая потребность служения людям не сформирована, но это издержки воспитания».3

Условием сохранения современной цивилизации В.А. Сластенин, Г.И. Чижова, Е.Г. Каменева считают необходимость утверждения Гармонии интересов Человека и Человечества.

В.А. Караковский в своей книге «Стать человеком» выделяет восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые может ориентироваться человек: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Без сомнения, эти понятия стары как мир и вместе с тем актуальны, так как вырабатывались в сознании человека веками. Они имеют национально-культурные корни, сложились в результате диалога культур,
диалога религий, выдержали испытание столетиями человеческого опыта. Если они станут ценностными ориентирами в жизни человека, общества, они повлекут за собой доброту, честность, порядочность, гуманизм
чувство собственного достоинства, патриотизм, сформируют духовно-нравственную личность, способную понимать, оценивать собственные поступки и поступки окружающих, делать выбор в пользу добра, истины, справедливости.

Деградация же или подмена ценностей как для общества, так и для отдельно взятой личности плачевны – это «бомба замедленного действия», механизм самоуничтожения.

На мой взгляд, говорить об общечеловеческих ценностях, не подводя религиозной основы, малоэффективно.

Почему я должен уважать в другом человеке личность, если я комфортно чувствую себя, относясь к нему презрительно? Почему я не имею право свести счеты с жизнью, если во мне нет больше желания, возможности сопротивляться жизненным неурядицам, болезням? Ведь я никому не делаю плохо! Почему я должен быть добр к людям, относиться бережно к природе, должен быть терпимым к недостаткам окружающих, почему должен вопреки всему любить Родину? Эти вопросы могут остаться вопросами, повисшими в воздухе, если не говорить с детьми о нравственных законах бытия, о заповедях, данных человечеству на заре его истории,
о последствиях нарушения этих законов (заповедей).

Человек, понимающий причины и последствия всего происходящего, чувствующий нравственную ответственность за всё, к чему он ни прикасается, способен правильно выбирать жизненные цели, избегая возможных крайностей и перегибов.

В условиях современной школы должно быть приложено максимум усилий, чтобы дать ребенку духовно- нравственные ориентиры – ту первооснову, которая в течение всей его последующей жизни определит направленность его личности, формирование интеллектуальных процессов, осмысление окружающей действительности, будет руководить совершаемыми им поступками. Для раскрытия сущности духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка понятий духовность, нравственность, культура. Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, богословской и других наук.

Понятием «культура» (лат. – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционная культура делится на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя бытовую и производственную сферы. Духовная представлена философией, искусством, религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, людям, миру. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Российской культуре присущи высокая нравственная направленность российской идеи, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, общность (соборность), любовь к природе.

Понятием духовность обозначается всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, церкви. (В.Н. Даль)

1. В этическом, политологическом и теологическом смысле – устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, к какому-либо им предпочтенному идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя, свою жизнь к этому идеалу, уподобиться и, тем самым, одухотвориться, внутренние освободиться от обыденности.

2. Основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают эстетические ценности, составляющие основу сознания.

Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего мира.

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мироздания. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое начало.

О нравственности говорили и писали испокон веков.

К числу первых нравственных понятий наши предки относили понятие внутренней чистоты. А это значит, что русские люди изначально отвергали гнев, ярость, гордость, клевету, зависть, обиду, воровство, блуд, пьянство, злобу. Понятие добра и зла, правды и кривды – основные для русского человека. Об этом свидетельствует фольклор, произведения древнерусской литературы. Эти понятия отражены нашими предками в «Русской Правде» – основном кодексе законов древней Руси.

Каким должен быть человек? Как нужно воспитывать ребенка? Какой должна быть семья? Что есть добро, что есть зло? На эти и подобные этим вопросы дает ответ «Домострой» – регламент семейной, хозяйственной, религиозной жизни средневекового дома. О воспитании подрастающего поколения было впервые сказано в своде правил «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». О нормах поведения в обществе, об умении держать себя в рамках приличия было сказано в «Уставе Благочиния, или
Полицейском». Был в истории нашей страны и «Моральный кодекс строителя коммунизма»…

Без сомнения, время меняет законы, правила, нормы, корректирует ценности. Но основные нравственные постулаты остаются незыблемыми. Имеющиеся в настоящее время в системе общего образования учебные предметы, несомненно, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Особое место среди них отводится школьному предмету «Литература».

Система работы учителя литературы должна быть направлена на то, чтобы восстановить истинное представление о низком и высоком,
воспитать Человека в человеке. Это можно сделать более успешно, если подходить к преподаванию литературы с аксиологической точки зрения.

Реализация аксиологического подхода в преподавании литературы позволяет:

– сформировать общечеловеческие (добро, красота, честность, вера) и личностные ценности (творчество, компетентность, профессионализм…), помогающие жить и действовать в современном мире;

– обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся;

– сформировать личность, способную найти свою социальную нишу в обществе, сохранить при этом психическое и физическое здоровье ребенка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год icon«Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход»
Муниципольное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 города Смоленска
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconАксиологический подход Подход, предполагающий, что
Аксиологический подход связывает между собой теорию и практику, позволяя изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей...
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconФакультатив картография 6 класс (методическое пособие)
Данное пособие ориентировано на преподавание факультативного курса в 6 классе «Картография»
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconОбзор методических пособий по химии для подготовки к Единому государственному экзамену в 11-м классе и итоговой аттестации в 9-м классе. 2013 год
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к гиа по химии. Оно включает: 20 вариантов учебно-тренировочных тестов,...
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconАнализ воспитательной работы в 1-а классе за 2010-2011 учебный год
Классный коллектив сформирован 01. 09. 2010 года. В классе 26 учеников: 13 мальчиков и 13 девочек. На первое сентября 13-ти ребятам...
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconБелова С. В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: Учебно-методическое пособие
Абдуллаев Э. Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература // Преподавание истории в школе, 2009, №2, с. 3
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconТипология жанров современной экранной продукции учебное пособие
Представление о жанровой структуре и типологии: исторический, аксиологический и гносеологический аспекты
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconМетодическое пособие выполнено п 2001 г в рамках нтп министерства образования Российской Федерации «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»
Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие....
Методическое пособие Преподавание литературы в 7 классе: аксиологический подход г. Смоленск 2010 год iconРабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень 2010-2011учебный год
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2008 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница