В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия




НазваниеВ. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия
страница1/29
Дата03.02.2016
Размер6.22 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




В.А. КАНКЕ


ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ НАУКИ


ИТОГИ XX СТОЛЕТИЯ


Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия»


Москва«Логос» • 2000


УДК 1:001

ББК 87.3

К19


Федеральная программа книгоиздания России


Рецензенты:

доктора философских наук

В.М. Розин (Институт философии РАН),

А.И. Уваров (Межвузовский центр

по философскому образованию Российской Федерации)


Канке В.А.

К19

Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000. - 320 с.

ISBN 5-88439-017-3


Рассматриваются ведущие философские направления XX века, включая феноменологию, фундаментальную онтологию, герменевтику, аналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм. Освещаются наиболее авторитетные концепции и этические аспекты науки, вопросы методологии научных исследований. Представляет собой первое фундаментальное обобщение философских итогов XX столетия.

Для магистрантов и аспирантов в области точных, естественных и общественных наук, а также для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Философия». Представляет интерес для ученых и специалистов, разрабатывающих проблемы в области философии и методологии науки, интеллектуальных читательских кругов.


УДК 1:001

ББК 87.3


ISBN 5-88439-017-3

© Канке В.А., 2000

© «Логос», 2000


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ЧАСТЬ 1 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА 5

1.1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 6

Эдмунд Гуссерль – основатель феноменологии 6

Коперникианский поворот Гуссерля 6

Феноменологический метод Гуссерля 8

Гуссерль о кризисе европейских наук 13

Литература 14

1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ 15

Мартин Хайдеггер: величие и превратности судьбы 15

Содержание философствования по Хайдеггеру 15

Метод Хайдеггера 24

Литература 25

1.3 ГЕРМЕНЕВТИКА 25

К истории вопроса 25

Философский проект Гадамера 27

Основные черты герменевтики Гадамера 28

Гадамеровская критика и критика Гадамера 32

Литература 34

1.4 ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА: 34

ОТ КРИТИКИ РАЗУМА К ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 34

От критической к эстетической теории 34

Юрген Хабермас: философия коммуникативного дискурса 37

Ю. Хабермас: практика дискурса 39

К.-О.Апель: трансцендентальная прагматика 40

Литература 43

1.5 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ 44

Структурализм: основные идеи 44

Мишель Фуко: философия дискурсивных практик 46

Жак Деррида: деконструкция и не-определенность 50

Жан Лиотар: конституирование постмодернизма 54

Что такое философский постмодернизм? 56

Литература 57

1.6 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 58

Г. Фреге и Б. Рассел: основатели движения 58

Людвиг Витгенштейн: от языка как логики к практике как языку 61

Джон Остин и Джон Сёрл: теория речевых актов 65

Ричард Хэар: универсальный прескриптивизм 66

О соотносительности языков 67

Логико-лингвистический метод 70

Литература 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

Что делать с парадигмами философии? 72

ЧАСТЬ 2 73

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 73

2.1 МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НАУКИ 73

Наука и не-наука. Критерии научности 73

Аналитическая философия науки 76

Феноменологическая философия науки 79

Философия науки М. Хайдеггера 82

Герменевтическая философия науки 84

Критическая философия науки франкфуртцев 86

Постмодернистская философия науки 88

Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций 90

Литература 91

2.2 МЕТОДЫ НАУКИ 92

К вопросу о специфике науки 92

Индуктивный метод, контекст научных открытий 97

Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 103

Аксиоматический и конструктивистский методы в логике и математике 107

Прагматический метод в технических и гуманитарных науках 111

Литература 117

2.3 ЭКСПЕРИМЕНТ И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 118

Экспериментальное знание: качественные и количественные понятия 118

Связь эксперимента с теорией: конвенционализм, тезис Дюгема-Куайна 121

Принципы наблюдаемости, относительности к средствам наблюдения, дополнительности. Операционализм Бриджмена 122

Измерение в гипотетико-дедуктивных и прагматических науках 125

Концепция сменяемости теорий К. Поппера 128

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 130

Концепция научных парадигм и революций Т. Куна 131

Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость 132

Литература 134

2.4 НАУКА И ЭТИКА 134

Этика как прагматическая наука 134

Ученые об этике (анализ воззрений А. Пуанкаре и А. Эйнштейна) 137

Этика ответственности 139

Этическое измерение науки 142

Литература 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

Философия и наука в зеркале друг друга 146


Посвящаю моей жене Людмиле

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconПсихологический журнал Том 24, №4, 2003
Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconК 30-летию института психологии ран
Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconВопросы для экзамена по философии
...
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconПрограмма по курсу «История религий» для сзо епдс
Представление о предмете истории религии, историческое становление сравнительного религиоведения. Принципы классификации религий....
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (философские науки)»
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (философские науки)» –...
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconПрограмма развития моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Настоящая программа определяет стратегию развития адаптивной модели школы и основные направления деятельности по ее реализации. Основные...
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconПрограмма обсуждена и принята на расширенном заседании Совета школы 28 августа 2007 года. В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании»
В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании» и на «Концепции модернизации Российского образования на период...
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconКонцепция развития кафедры экономических и финансовых дисциплин на 2012-2017 г г. Москва
Основные итоги работы кафедры за 2007- 2011 г г и ключевые направления развития в 2012-2017 г г
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconГодовой план воспитательной работы моу сош №2 на 2010 2011 учебный год основные направления
Педсовет «Итоги 2009-2010 уч года и задачи на 2010-2011 учебный год» Администрация
В. А. Канке основные философские направления и концепции науки итоги XX столетия iconДоклад основные итоги социально-экономического
Приложение: «Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар в 2012 году»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница