Опыта




Скачать 16.34 Kb.
НазваниеОпыта
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер16.34 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 1 «Ручеек»


Тема опыта:

«Игровая деятельность, как средство снижения

уровня тревожности

у детей среднего дошкольного возраста»


Автор - составитель:

Кипаренко Олеся Викторовна

педагог - психолог


г. Анапа

2012 г.


Структура описания педагогического опыта


1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………………………...

1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….……

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………….....

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………………………………….......

3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………………....

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………………...

3.4. Результативность педагогического опыта …………………………….........

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…..

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…………….....

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта……………………………………………………………………………….

4. Выводы……………………………………………………………………....

5. Библиографический список…………………………………………...……

6. Приложения…………………………….……………………….….……......


1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА


1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На мой взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В данной работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.

Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Игра - это одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра - форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка - дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. З.Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.

Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству:

. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.

. Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

Именно поэтому все большее значение приобретает игротерапия.


1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:

Адаптация - постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Воспитание - целенаправленная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая максималь­ному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст со­временной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Деятельность - форма психической активности лично­сти, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц — действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой про­исходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавли­вающие его переход к новой, высшей ступени развития.

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Игра - один из видов деятельности, значимость которой за­ключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует пси­хологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонич­ному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе дей­ствий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нрав­ственному воспитанию детей. Игра ролевая - совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжет­ных условиях. Игра символическая - игра, в которой реальность воспроизводит­ся в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстракт­ной, символической форме. Игра сюжетная - игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.

Помощь психологическая - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах - психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психотерапия (психокоррекция) - направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Cоциализация - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Тревожность- состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря - это психоэмоциональное состояние человека.


2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта


В формировании представляемого педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада: среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.


Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может быть задержка эмоционального развития, сохраняющаяся всю жизнь.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник эмоций дошкольника, источник формирования произвольной деятельности.


2. От эффективности специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, экскурсии, игры) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.


3. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.


4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий, занятий по самообслуживанию (уборка участка, комнаты). В этом случае развивается эмоциональное единство группы дошкольников.


Как показывают наблюдения, дошкольники, в целом, относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Их эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями.

Одна из характерных особенностей дошкольников заключается в недостаточном развитии произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.


3. Педагогический опыт


3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте


1. Тестирование детей по методике проективного теста тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М.

Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет "проективную" нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол.


2. Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод.

Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Наблюдение за детьми в ходе проведения исследования, и фиксирование полученных данных.


3. В целях профилактики дошкольной тревожности, было организовано и проведено родительское собрание на тему "Детская тревожность".

Главной целью было – обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родители были ознакомлены с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предложены компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

На родительском собрании родителей ознакомили с результатами исследования тревожности их детей. Были озвучены возможные причины возникновения тревожности и страхов. Также были предложены рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку избавиться от страхов и что нужно для этого делать.


Экспериментальная часть исследований проводилась с детьми средней группы № 09 «Чемпионы». Исследования проводились с октября 2011 по март 2012 г.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Опыта iconМодуль обобщения передового педагогического опыта
Условия возникновения и становления опыта: какие мотивы лежат в основе формирования идей данного опыта и определения путей их решения?...
Опыта iconПедагогического опыта
Целостное описание опыта работы 5
Опыта iconГруздева и в. Сурдуковская С. В
Из опыта функционирования моу «Гимназия №10» в статусе центра инновационного опыта как поставщика образовательной услуги
Опыта iconОпыта работы
Сведение об авторе опыта: учитель математики моу «сош №13» Шпаковского района Ставропольского края Бузина Галина Владимировна
Опыта iconОпыта
История изучения педагогического опыта «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»...
Опыта iconТема опыта: «Сочетание массового и индивидуального в воспитании здоровой личности»
Сведения об авторе опыта. Мокрощупов Алексей Васильевич, учитель физической культуры Хатасской средней общеобразовательной школы...
Опыта iconМоего опыта работы
Из опыта работы учителя начальных классов Трутановой И. А. по теме «Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников...
Опыта iconКонкурсное мероприятие «Методический семинар» Задание
Задание: презентация участником конкурса своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами-...
Опыта iconМетодические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта
При подготовке пояснений преподаватель может использовать методику обобщения и описания педагогического опыта, применив ее к своей...
Опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница