Искусство англии XVIII века




Скачать 15.02 Kb.
НазваниеИскусство англии XVIII века
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер15.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


«АНГЛИЙСКИЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА»

ИСКУССТВО АНГЛИИ XVIII ВЕКА



В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными ценностями, чем XVII век, а в неко­торых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство «галантного» столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой пере­довой европейской стране, на пол­тора столетия раньше Франции осу­ществившей буржуазную револю­цию, национальный гений рано и блистательно проявился в литера­туре, но поздно - в пластических искусствах. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К это­му времени послеренессансное искус­ство в других странах уже прошло большой исторический путь и зна­чительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опере­жала его практику, что сообщило особый отпечаток английскому ис­кусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждаю­щим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра.

«Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности (мифо­логия здесь никогда не была в поче­те) и содержащий моральные выводы. Знаменитый английский юмор уберегал от слишком пресного мо­рализаторства, от мелочного дидак­тизма. Не меньше ценились в ис­кусстве психология и характер. Впоследствии все это синтезирова­лось у Диккенса, гениального даже в своей сентиментальности, воз­вышенной пафосом любви к людям и несравненным юмором. «Диккен­совское» начало задолго до Диккен­са формировалось в английской литературе; можно заметить его и в первых успехах изобразительно­го искусства англичан. Именно на английской почве появился уже в первой половине XVIII века пред­теча будущего критического и сати­рического реализма в живописи ­­­­­- Уильям Хогарт.

Однако в целом изобразительное ис­кусство Англии XVIII века не пошло по пути повествовательности. Рас­сказ был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая упущен­ное, совершенствовала свои соб­ственные возможности главным об­разом в жанре портрета. Напомню, что портрет и ранее культивировал­ся в Англии, беря начало от Гольбейна и Ван Дейка. Укрепленный литературой интерес к психологии поддержал эту традицию. Плеяда портретистов второй поло­вины XVIII века является гордо­стью английского искусства. Доста­точно назвать двух крупнейших, ко­торые были в известном смысле ан­типодами, — Рейнолдса и Гейнсборо.

Томас Гейнсборо (1727-1788)



Томас Гейнсборо родился в ма­леньком, типичном для Восточной Англии городке, который некогда знал времена расцвета, но потом притих на берегу реки в окружении лугов и дуб­рав. Семейство Гейнсборо было ти­пичным семейством почтенных куп­цов. Отец торговал сукном, дела его понемногу приходили в упадок, как у многих других в канун великой Про­мышленной революции. И только Томас, младший, девятый ребенок в семье оказался нетипичным. Вместо того чтобы приглядываться к работе отца, он, прогуливая школу, рисовал все, что видел вокруг, - деревья, зеленые изгороди, овраги, скалы, пас­тухов, крестьян, лошадей, собак, по­росят и кошек. Много позже, став зна­менитым художником, он назовет эти детские забавы «школой верховой езды». Когда мальчику исполнилось 13 лет, родственник увез его в Лондон и пристроил к серебряных дел мастеру. Ни в какой другой стране Запада, по словам современного историка Ар­нольда Тойнби, один-единственный город так не затмевал все остальные, как Лондон. Население страны было меньше, чем во Франции, Германии или даже Италии, а Лондон уже в конце XVII века стал крупнейшим го­родом в Европе. В нем кипела куль­турная жизнь, работали 17 театров, на­учные общества, существовала мощ­ная художественная школа - целый мир, независимый и влиятельный, не последнее место в котором занимали меценаты, покровители талантов. Один из них и приметил способного мальчика, обеспечив Томасу возмож­ность учиться в Академии св. Мартина (Королевская Академия художеств бу­дет создана только через тридцать с лишним лет).

Все смешалось в художественной культуре Англии того времени - ос­татки принципов и традиций барокко, диктовавшего торжественный «боль­шой стиль»; занесенное из Франции рококо, изящное, декоративное, но неглубокое; классицизм с его органи­зованностью форм, идеализированной природой, строгой иерархией ис­кусств, в которой излюбленные Гейн­сборо пейзаж и портрет занимали низ­шую ступень; сентиментализм, взы­вавший к «естественным чувствам»; нарождавшийся острый, сатиричес­кий реализм.

Картинных галерей и музеев в Анг­лии еще не было, доступ к частным коллекциям имел не всякий, но суще­ствовало замечательное английское изобретение - аукционы, где выстав­лялись картины на продажу. Уже в те годы работал знаменитый аукцион Кристи. С его основателем, бывшим моряком Джоном Кристи, позже по­дружится Гейнсборо и оставит нам его портрет. На аукционных выставках и отражалась борьба художественных мнений и вкусов.

Юный Томас Гейнсборо впитывал могучую живопись Рубенса и Ван Дейка, тонкую реалистичную живопись «малых голландцев», реализм Хогарта, извивы рококо, но в зрелые годы не копировал выигрышные при­емы, а с их помощью пытался пере­дать состояние и движение природы, характер человека.

В начале пути, вынужденный зара­батывать на жизнь, он выполняет де­коративные работы, пишет маленькие пейзажи. Одна из самых ранних под­писных картин изображает бульте­рьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте рукой художника сделана ува­жительная надпись: «Замечательно умный пес».

Скоро Гейнсборо замечают и на­чинают ценить коллеги, сам Хогарт приглашает его к участию в украше­нии детского приюта, и он пишет вид лондонского госпиталя «Чартерхаус» - мощные кирпичные стены, тяжесть которых расплавлена в теплых крас­новатых тонах и не подавляет, уходя­щая вглубь мощеная мостовая, неров­но освещенная и потому играющая всеми оттенками, какие способен придать кирпичу и камню солнечный луч, в самом светлом пятне маленькие черные фигурки детей, слева - дере­вья, а над ними - прорыв в небо, пенящееся облаками.

По этой работе, выполненной в 1748 году, когда Гейнсборо был 21 год, видно, как зарождались особенности его мастерства. При неизбежном для изображения архитектурных форм ма­тематически точном построении ком­позиции здесь уже присутствуем дви­жение, увлекающее зрителя, при зам­кнутом пространстве уже сделана по­пытка прорыва, создания форм игрой теней и света. Человеческие фигурки - ритмические точки - уже пытаются жить собственной жизнью.

У зрелого Гейнсборо мы не найдем ни городских архитектурных пейза­жей, ни даже изображения узнаваемых конкретных мест. Несмотря на необ­ходимость зарабатывать, он отказывался писать топографически точные виды поместий, которые жаждали иметь английские сквайры.

Заказов «для души» добиться Лон­доне не удавалось, и Гейнсборо пере­ехал в небольшой портовый город Ип­суич, где было поменьше соперников. Первым, кто пригласил его к себе, был местный помещик, желавший... по­красить окна и двери. Однако дело по­степенно налаживалось - в Ипсуиче художник написал около 80 портретов, продемонстрировав замечательный дар мгновенно и точно схватывать сходство.

Долгое время главным в творчестве Гейнсборо считался портрет, хотя са­мому художнику всегда был ближе пейзаж. «Меня тошнит от портретов, писал он другу, - ужасно хочется уда­литься в какую-нибудь милую дерев­ню, где я мог бы писать пейзажи...». Однако отвлеченных пейзажей тогда не ценили, а потому не заказывали и не покупали, мода на них пришла лишь в конце XVIII века. Может быть, необходимость писать портреты ради денег в сочетании с душевной потреб­ностью писать пейзажи и привели Гейнсборо к одному из его главных художественных открытий - созда­нию пейзажного портрета, где человек и природа сливались воедино.

Огромную роль в творчестве худож­ника сыграла его редкостная музыкальность. Каким-то чудом Гейнсборо сумел перенести свою любовь к музыке и ее тонкое понимание в живопись - в портреты, где легкая игра светлых пятен, вьющиеся линии создают впечатление только что отзву­чавшей мелодии; в пейзажи - с их ритмической перекличкой. «Лес Корнар» («Лес Гейнсборо»), написанный в 1748 году, - итог раннего творчества художника. Текущая под облачным небом меж могучими деревьями извилистая дорога пронизана серебристым светом. Крестьяне на дороге уже не просто маленькие фигурки, но часть природы, достойная художественного изображения. В пейзажах, созданных в Ипсуиче, сереб­ристые тона уступают место более теп­лым - красноватым, оранжевым. Ри­сунок становится обобщенным, уже не отличишь дуб от вяза, не узнаешь куст или цветок. Гейнсборо постепен­но отказывается от реальных наблю­дений в природе и варьирует по соб­ственному усмотрению самые разно­образные мотивы, воспоминания о родных местах. В портретах он пыта­ется передать мгновенное, непосред­ственное впечатление от модели, не­взирая на ее «общественное положе­ние»; его интересует обычный повсе­дневный облик человека.

В 1759 году художник оставил Ипсуич и переехал в модный курортный городок Бат, о котором мы знаем из произведений Чарлза Диккенса, - там с октября по апрель собиралось выс­шее общество, к услугам которого были минеральные воды, бассейны, развлечения. В Бате соперников у Гейнсборо не оказалось, и первый же написанный им большой портрет Ан­ны Форд, музыкантши-любительни­цы, мечтавшей о профессиональной карьере, привлек всеобщее внимание. Любовь художника к музыке продик­товала композицию портрета - очер­тания женской фигуры повторяют форму цитры, лежащей на коленях Анны, и выступающей из полутени виолы. Образ оказался таким живым, что современники называли его «ве­ликолепной обманкой», и таким сме­лым, что воспитанные дамы считали его неприличным.

Это слово - «неприлично!» - Гейнсборо приходилось слышать не раз, и часто подводила его… любовь к животным. Говорили, что в портрете виконта Лигонье художник уделил го­раздо больше внимания коню, нежели его хозяину, а написанный в дар Ко­ролевскому обществу Эдинбурга порт­рет герцога Бакли в обнимку с люби­мой собачкой вообще был с негодо­ванием отвергнут.

С 1759 года начались ежегодные общедоступные выставки в лондон­ском Художественном обществе, и Гейнсборо регулярно посылает на них свои работы, резко выделявшиеся на общем фоне. В ту пору господствовали два типа пейзажей - героико-исторический, который развивали знаменитые французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, и прозаичес­кая топографическая видопись, столь милая сердцам владельцев английских поместий. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Его пейзажи стро­ятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, движение раз­вертывается по спирали, втягивая взгляд зрителя. Бесконечно разнооб­разны световые эффекты, передающие самое разное время суток; художник увлечен ночными пейзажами, пробует работать при искусственном освеще­нии. Музыкальность его композиций помогает отойти от непосредственной передачи натуры и заняться ее ритми­ческим преобразованием. Уравнове­шенность и спокойствие сменяются мощным движением.

На редкость необычным был твор­ческий метод Гейнсборо. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, по­степенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке. По сло­вам его главного соперника, первого президента Академии художеств, сэра Джошуа Рейнолдса, вблизи живопись Гейнсборо выглядела настоящим хао­сом, а на расстоянии все как по вол­шебству вставало на свои места и об­ретало форму. Внешне незавершенные картины заставляли зрителя думать и фантазировать, участвуя в творческом процессе.

Гейнсборо охотно шел на всевоз­можные технические эксперименты. В Лондоне в 1781 году состоялось не­сколько сеансов своеобразного волшебного фонаря, с помощью которого на подсвеченном экране демонстри­ровались в сопровождении музыки называется слайдами. Очарованный этой забавой, Гейнсборо построил собственный аппарат и расписал де­сятки стеклянных пластинок - лун­ный пейзаж с хижиной, цыгане у ко­стра... По словам друга Гейнсборо, знаменитого актера Гаррика, его голо­ва была «так набита всякими таланта­ми, что всегда существует опасность, что она взорвется, как перегретый па­ровой котел».

Писал Гейнсборо чуть ли не двух­метровыми кистями, стараясь нахо­диться на одинаковом расстоянии от модели и от холста; клал тени привязанным к палочке кусочком губки, а пробелы прорабатывал обломком бе­лил, зажатым сахарными щипчиками; краски разводил очень жидко. Его порт­реты часто кажутся чрезмерно ярки­ми, но надо помнить, что дамы в XVIII веке не мыслили себя без косметики, были модны очень красные губы, чер­ные брови и ресницы, белила, румяна, сильно напудренные волосы. «В порт­ретной живописи, - писал Гейнсборо, - нужно разнообразие быстрых и неожиданных эффектов - таких, что­бы сердце взыграло... нужны блеск и отделка, чтобы выявилась внутренняя жизнь личности».

Как необычно проявилась эта внут­ренняя жизнь в работах Гейнсборо на­чала 1770-х годов! Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм - выступающая из грозовой темноты серебристая фигурка, пепель­но-серые и приглушенные золотистые тона. Образ и атмосфера портрета вы­зывали почти суеверные чувства - миссис Грэм умерла молодой, горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение. Картину упаковали и спрятали почти на пол­века. Джонатан Баттл (этот портрет еще называют «Голубой мальчик») стоит в небесно-синем костюме на ко­ричневато-сером фоне листвы и зака­та - какая значительность и сила в этом изысканном образе!

Тем временем Гейнсборо пригла­шают стать одним из 36 членов-осно­вателей Королевской Академии, и в 1774 году он переезжает в Лондон, где ему поневоле приходится вступить в состязание с Рейнолдсом.

Редкостное для XVIII века проник­новение в духовный мир мы видим в портрете герцогини де Бофор («Дама в голубом» — единственная картина Гейнсборо в нашей стране, в собрании Эрмитажа), словно сотканной из лег­ких мазков, тающей и мерцающей в изысканной гармонии холодных то­нов; королевы Шарлотты, некраси­вой, но очаровывающей зрителя бла­годаря виртуозному письму об этом полотне один из современников ху­дожника сказал: «Признак таланта - создание прекрасных вещей из невоз­можных сюжетов»; скользящей в тан­це Джованны Бачелли; знаменитой актрисы Сары Сиддонс и во многих других работах Гейнсборо, оставившего нам настоящую портретную гале­рею английского общества.

Скажем еще об одном шедевре ху­дожника - портрете миссис Шеридан, жены прославленного драматурга, на­писанном в 1783 году. Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не раство­ряясь в пейзаже. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где вол­нующаяся под ветром листва. Прекрас­ное задумчивое лицо вечно будет сиять в мягком сумеречном свете дня.

Громкая слава пришла к Гейнсборо незадолго до смерти, и в некрологах его назвали «певцом природы», чего художник добивался всю жизнь, и в середине XVIII века Томас Гейнсборо проторил дорогу не только романти­кам, но и импрессионистам, намного опередив свое время.

  1   2   3

Похожие:

Искусство англии XVIII века icon«Культура России во II половине XVIII века»
Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о...
Искусство англии XVIII века iconРабочий лист по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века»1
Прочитайте пункт «Состояние экономики России на ру­беже XVII-XVIII веков» (стр. 122) и выделите черты экономики страны к началу XVIII...
Искусство англии XVIII века iconУрок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»
Искусство англии XVIII века iconУрок на тему: «Развитие Тверского края в 30-80 гг. XVIII века»
Приложение Урок на тему: «Развитие Тверского края в 30-80 гг. XVIII века». Авторы: Митрофанова Лариса Петровна («Рождественская сош»),...
Искусство англии XVIII века iconТеатральная рецензия в современной периодической печати
Рецензия – основной жанр критической работы в периодической печати. Начиная с XVIII века по настоящее время жанр рецензии претерпевал...
Искусство англии XVIII века iconРабочая программа по истории. 7 класс
Охватывает период с конца XVI века и до конца XVIII века
Искусство англии XVIII века iconI. немецкая баллада в контексте европейской литературы первой половины XIX века
Романтизм как явление в немецкой литературе конца XVIII первой половины XIX века
Искусство англии XVIII века iconПроект по английскому языку на тему
Различия и сходства высшего образования в Англии и России. Преимущества и недостатки образования в Англии и России…
Искусство англии XVIII века iconЛитература англии XVII-XVIII в. В
Великобритании, она же сокращенно Британия, куда кроме нее входят еще и Шотландия с Уэльсом. Великобритания и Северная Ирландия вместе...
Искусство англии XVIII века iconПарижские секции времен великой французской революции конца XVIII века в освещении н и. Кареева

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница