Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография»




Скачать 18.38 Kb.
НазваниеТематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18.38 Kb.
ТипТематический план
  1   2   3   4


Российская федерация Министерство культуры России

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

Институт изобразительных искусств и музейных технологий

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела


Историография

Учебная программа для аспирантов специальности

07.00.02 «Отечественная история»

07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»


Пояснительная записка


Настоящая программа кандидатского минимума предназначена для аспирантов и соискателей, ведущих исследования в области историографии и источниковедения. Она ориентирована на исследование важнейших историографических концепций на различных этапах развития исторической науки, изучение опыта ведущих научных школ и направлений отечественной и зарубежной историографии, комплексное изучение актуальных проблем историографии, методов исторического исследования.

Программа курса предусматривает проблемно-поисковый метод овладения историческими знаниями, самостоятельную работу аспирантов и соискателей с новейшей литературой и периодическими изданиями по специальности.

В программе представлена картина эволюции исторического знания, формирование последнего как научной дисциплины. В ней даётся представление о предмете истории историографии, модель историко-историографического анализа и сам статус дисциплины.

Особое внимание уделяется взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным моделям исторического развития.

Предмет данного курса – история как процесс познания прошлого, а познание прошлого связано с процедурой его реконструкции.

Курс состоит из лекционных и практических занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе соискателей, которой поможет рекомендованная литература.


Тематический план курса




Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

СРС

  1. 1

Понятие «историография». Историческое сознание. Термины и проблемы.

4

2




2

  1. 2

Европейская историческая традиция.

4




2

2

  1. 3

Средневековая историография.

4

2




2

  1. 4

Историческое знание нового времени.

4

2




2

  1. 5

Историки и философы XIX века: представления об историческом прошлом.

6

2

2

2

  1. 6

Историческая мысль и профессиональная историография в конце XIX-начале XX века.

4

2




2

  1. 9

Историческая наука в XX веке: кризисы в историческом познании.

6

2

2

2

  1. 1

На рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы.

4

2




2



ВСЕГО

36

14

6

16



Программа курса


Тема 1. Понятие «историография». Историческое сознание. Термины и проблемы.

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической культуры. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение.

Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Подразделение прошлого на отрезки времени: исторические периоды, века, эпохи. Понятия «школа» и «направление».

Историческое сознание или коллективная память общества. Сохранение и осмысление исторического опыта общества. Обстоятельства формирования исторической памяти. Смысл исторического явления, его основные модальности. Разные типы исторического сознания и различия между ними. Зависимость исторической памяти от субъективных и эмоциональных аспектов. Связь поколений через социальную или культурную память. Особенности массового исторического сознания.


Тема 2. Европейская историческая традиция.



Опыт написания «больших» историй. Идея создания истории всего человечества, её выражение в трудах античных авторов.

Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего».

Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Cократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк - «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин.


Тема 3. Средневековая историография.


Средневековая культура, опыт создания всеобщей истории в трудах христианских учёных. Центр христианской истории по Божественному плану «богоизбранный» народ. Идея непрерывности и целостности прошлого, настоящего и будущего человеческого рода на основе Ветхого и Нового Завета.

Историописание переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа- центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История королей готов» Исидора Севильского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного», «История лангобардов» Павла Диакона. Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».

Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Отгон Фрейзингенский, Иоанн Солсберийский, Иоахим Флорский и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика: королевские и городские хроники. Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин.

Региональные модели средневековой историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания вХ1-ХШ вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».


Тема 4. Историческое знание нового времени.


Формирование рационалистической научной картины мира, схемы всеобщей истории. Характеристика целостного всемирно-исторического процесса на основе прогресса универсального разума. Европа как центр человечества, европоцентристский пронцип написания всеобщей истории.

Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Политическая школа: предмет истории - борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д'Обинье.

Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов и идея прогресса. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. История в системе наук. Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» - образец политической историографии.

Западноевропейская историография в XVII - начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден: история и археология. Деятельность академий и ученых ассоциаций. Публикация источников. Бенедиктинские монастыри, их архивы и библиотеки. Мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд и «общество болландистов». Гиперкритицизм. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон. Капитальные издания А. Муратори - начало внутренней критики источников.

Русская историческая мысль в XVI - начале XVIII века. Хронографы. Связь летописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редакции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание. «История» Ф. Грибоедова. Изменения в характере и форме исторического повествования на рубеже XVII - XVIII вв. Освоение научно-рационалистической традиции. Влияние реформ Петра I на развитие исторических знаний. Собирание исторических памятников и организация архивного дела. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева.

Исторические концепции Века Просвещения. Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки-рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона - классический образец универсальной истории эпохи Просвещения. Идеи Просвещения и российская историография. «История Российская» В.Н. Татищева. Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Норманская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В. Ломоносова. М.М. Щербатов и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории. И.Н. Болтин о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.


  1   2   3   4

Похожие:

Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconАннотации примерных программ дисциплин в рамках фгос впо по направлению Экономика
Всего часов 144/ зачетных единиц в том числе лекции – 28 часа, практические занятия – 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconПрограмма курса (Общее количество часов 60. Лекции 30, семинары 30) Москва, 2007 Российский государственный гуманитарный университет
В связи с этим предлагаемый лекционный курс нацелен на ознакомление студентов гуманитарных факультетов только с наиболее важными...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconУчебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса: 6 класс «Введение в краеведение Южного Урала»
Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconПочасовой учебно-методический план весеннего семестра Лекции
Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Одержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconФакультет социального управления кафедра «Связи с общественностью» Специальность: Связи с общественностью
Общая трудоемкость дисциплины: 570 часов, в т ч лекции – 152 ч., семинары 40 ч., практические занятия 92 ч, самостоятельная работа...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconКак будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?
На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. Учебный процесс рассчитан на...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconПояснительная записка. Предмет: история Учитель : Падуряну С. В. Количество часов : Всего 70
«История», программ курса «Новейшая история зарубежных стран xxв.» для 9 класса, курса «История Отечества. XX в.» Козленко С. И.,...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Тематический план курса № Наименование тем и разделов Количество часов Всего Лекции Семинары срс 1 Понятие «историография» iconРабочая программа по обж конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
А. Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2007 год, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница