Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ?




Скачать 18.96 Kb.
НазваниеЧей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ?
Дата03.02.2016
Размер18.96 Kb.
ТипВопрос






МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА



ВОПРОСЫ к комедии «ГОРЕ ОТ УМА»

1. Чей ум – виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ?

2. Каков ум Чацкого в отличие от остальных героев комедии?

3. Имеет ли право Чацкий по своему статусу выносить приговор России, высшему свету, к которому он принадлежит? Как это его характеризует?

4. Способен ли Чацкий быть критиком самому себе и видеть не только в других, но и в себе изъяны?

5. Какова цель критики Чацкого? За что или кого он болеет душой?

6. Кого Чацкий жалует и признает? Отчего он одинок? Почему даже Софья, с которой он воспитывался, не рада его приезду?

7. В чем ущербность ума Чацкого?

8. Обладает ли Чацкий состраданием к другим людям и благодарностью?

9. Почему у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», если он эгоистичен и на любовь жертвенную, невысокомерную не способен?

10. В чем «болезнь» ума Чацкого и нарастающая болезнь первой половины 19 века?

11. Права ли старуха Хлестова, сказавшая о Чацком: «Над старостью смеяться грех… А Чацкого мне жаль. По-христиански так, он жалости достоин.»

12. Есть ли Чацкому дело до блага Отечества? Его критика – это боль за Отечество или месть за «оскорбленное чувство?

13. Слова Чацкого – в его монологах, а каковы же дела? Есть ли соответствие слова делу?


Тема: “Умён ли Чацкий?”


I. Выдвижение проблемы.


В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме.

“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.

А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.

Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?


2. Выдвижение гипотез.


ГИПОТЕЗА 1.

Чацкий умён.

Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

Мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках


А.С.ГРИБОЕДОВ.

( 1795 – 1829 )


1. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .


  1. Родился 4 (15) января 1795 года в старинной дворянской семье. Фамилия Грибоедовых принадлежала к высшему московскому обществу. Семейные традиции прочно связывали ее со старой барской Москвой.

  2. Получил прекрасное образование. Сначала домашнее под руководством учителей, а потом в Благородном пансионе при Московском университете. Образованием Грибоедова руководили выдающиеся педагоги того времени. Мальчик рано обнаружил замечательную разностороннююю одаренность. Он обладал выдающимися музыкальными способностями ( остались музыкальные сочинения Грибоедова – в основном вальсы), виртуозно играл на фортепиано. С детских лет овладел 5 языками: французским, греческим, английским, латынью, немецким. С раннего возраста отличался рвением к учебе,стремительно осваивал науки и искусства, демонстрируя при этом блестящие успехи.

  3. В 1806 году поступил в Московский университет на словесное отделение. Через 2 года закончил словесный факультет и стал студентом юридического ( этико-политический), а еще через 2 года, одолев и этот курс наук, поступил на естественно-математический факультет, обучение на котором не смог завершить из-за начавшейся Отечественной войны 1812 года – в период войны университет был закрыт. За время обучения в университете осваивает персидский. арабский и турецкий языки.

  4. В 1812 году служит добровольцем в Московском гусарском полку, но в военных действиях не участвует, так как уже началось отступление французов. На военной службе Грибоедов провел 3 года и , выйдя в отставку, в 1815 году переехал в Петербург. В центре интересов Грибоедова – театр, музыка, литература. Пытается реализоваться в качестве переводчика. В 1814 – первые публикации в «Вестнике Европы», в 1815 – поставлена первая комедия «Молодые супруги».

  5. В 1817 году знакомится с А.С.Пушкиным, поступившим в ту же Коллегию иностранных дел, что и А.С.Грибоедов. Круг общения молодого Грибоедова – П.Я.Чаадаев, Рылеев, Бестужев. Именно в этот период Грибоедов утверждается в мысли, что его будущая деятельность связана с литературной и научной деятельностью, и начинает пробовать свои силы в творчестве. Однако родители не разделяют увлечение сына литературой и театром, считая, что он должен стать дипломатом. По настоянию матери Грибоедов в 1818 году принимает должность секретаря русской дипломатической миссии в Персии и выезжает из Петербурга в Тавриз.

  6. В 1818 году состоялась дуэль А.С. Грибоедова с офицером А.И. Якубовичем, который вызвал его на поединок. На дуэли писатель был ранен в кисть левой руки с серьезным повреждением пальца, что почти лишило его возможности играть на фортепиано, хотя он считался виртуозным исполнителем-музыкантом до дуэли.

  7. 1818- 1821гг. Грибоедов живет в Персии: сначала в Тегеране, затем в Тавризе. В 1820 году начинает работу над комедией «Горе от ума».

  8. В 1822г. переведен в Тифлис под командование генерала А.П.Ермолова. Общается с В.Кюхельбекером, читает ему наброски комедии.

  9. В 1823г. Грибоедов проводит длительный отпуск в Москве. В 1824 году заканчивает работу над комедией «Горе от ума». Произведение вызывает резонанс в обществе. Комедия начинает ходить в рукописных списках, но высшая московская знать негативно воспринимает произведение, усматривая в нем явные намеки на конкретных лиц. В 1824 году Грибоедов отправляется в Петербург, но и там его догоняют доносы о комедии, содержание которых сводится к тому, что «Горе от ума» - пасквиль на московское дворянство, что произведение наносит удар всему дворянскому сословию, что оно угрожает даже государственнному строю. Грибоедов хочет напечатать произведение, но комедию не допускают ни в печать , ни на сцену.

  10. Литератору Ф.Булгарину удалось издать часть комедии ( 3 действие и 4 явления 1 действия в сборнике «Русская Талия» в 1825 году. Однако никакие обстоятельства не смогли помешать произведению разойтись по всей России в рукописном варианте и стать бестселлером того времени. Один из списков комедии был доставлен Пушкину, находившемуся в ссылке в Михайловском.

  11. В 1825 году Грибоедов отправляется на Кавказ, и в Киеве встречается с членами «Южного общества» ( декабристами). После знакомства с членами тайного общества Грибоедов ведет со многими из них переписку.

  12. 12 декабря 1825 года вспыхнуло восстание декабристов в Петербурге. 22 января к генералу Ермолову на Кавказ, в крепость «Грозная», прибывает фельдъегерь с приказом сделать обыск у Грибоедова и арестовать его. Ермолов предупредил писателя об обыске, что дало возможность Грибоедову сжечь главную часть бумаг. 11 февраля Грибоедов был доставлен в Петропавловскую крепость, где провел 4 месяца по делу декабристов.

  13. Декабристы Рылеев и Бестужев категорически отрицали принадлежность писателя к тайному обществу. Показания декабристов и отсутствие улик позволили Грибоедову освободиться из заключения.

  14. После освобождения из-под следствия Грибоедов отправился на Кавказ, где началась война с Персией. Он участвует в заключении Туркменчайского мира (1828 год). Император Николай 1 награждает Грибоедова повышением по службе: писатель назначен полномочным министром-резидентом России в Персии. Писатель разрывается между дипломатической карьерой и творчеством, предчувствуя опасные последствия Туркменчайского мира: «Нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг, не простит он мне Туркменчайского трактата» ( слова Грибоедова из воспоминаний его друзей).

  15. В 1828 году Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и государственного деятеля, князя Александра Чавчавадзе. Свадьба состоялась 22 августа, а 9 сентября того же года писатель отправился в Персию на место службы.

  16. 30 января 1829 года произошло нападение мусульман-фанатиков на русскую миссию в Тегеране. Грибоедов был зверски убит, а его тело в течение 3 дней толпа фанатиков-мусульман таскала по улицам города. Опознать его удалось лишь по руке с изуродованным когда-то на дуэли пальцем. Из всего состава русского посольства спасся только один человек – секретарь Мальцев. В схватке с мусульманами погибли не только работники посольства, но и 32 казака, составлявшие охрану посольства, а также весь штат посольства.

  17. Грибоедов похоронен в Тифлисе, в монастыре Св.Давида. На пьедестале надгробного памятника вдова писателя высекла слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

2. Комедия «Горе от ума» : художественный метод.


1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя :

  • принципы художественного отбора;

  • способы художественного обобщения;

  • принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;

  • принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

Основные методы – реалистический и нереалистический ( например, романтизм, сентиментализм и др.)


2. Реализм в России ( литературные формы).


  1. Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

  2. Черты:

    • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

    • тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;

    • универсальность в изображении человека;

    • историческая точка зрения на жизнь.



3. Этапы развития реализма в России :

- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);

- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического ( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);

- критический реализм – обличительная направленность , решительный празрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др );

- социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.


4. Метод и герой Грибоедова.


Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.


ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:


  • отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);

  • переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму ( вершинная – с одним главным героем);

  • характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;

  • мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;

  • переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;

  • построение пьесы на основе двух сюжетных линий ( любовная и социально-политическая);;

  • отсутствие крупных переломных событий;

  • афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.

  • современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.


ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:

  • обширные монологи, не способствующие развитию действия;

  • традиционное количество актов – 5;

  • наличие «трех единств» ( времени, места и действия), с нарушением единства действия;



  • наличие «говорящих» фамилий и имен ( Молчалин, Скалозуб, Софья и др);

  • наличие традиционных амплуа ( Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).



ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:


  • герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;

  • в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».



3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.


1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.


2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.


3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:


  • прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге ( 2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);

( 3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);

Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским ( 4 действ., 20 явл).

  • прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга . ( Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.

  • Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. ( Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим. )



4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.


  • Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный ( «карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.

  • Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» ( термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.



План статьи И.А.Гончарова

«Мильон терзаний».


  1. Судьба комедии «Горе от ума».

  2. Определение жанровых особенностей произведения.

  3. Языковое и стилевое своеобразие комедии.

  4. Определение Гончаровым сюжета и композиции.

  5. Оценка образа Чацкого.

  6. Трактовка образа Софьи.

  7. Решение Гончаровым проблемного вопроса:

  8. «Чацкий – победитель или побеждённый?»

  9. В чём «мильон терзаний» Чацкого?

  10. Реализм комедии и реалистичность

центрального образа

Похожие:

Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconТрадиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы
Выставка книг, доска, тесты, портрет Д. И. Фонвизина, иллюстрации к комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Е. Суматохина
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconУрок литературы (8 класс)
Д. И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль»
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconПосле написания комедии «Недужный дом» мне захотелось попробовать свои силы в чём­нибудь
Да и живу я даже у подножия той самой Кум­Тигейской (ныне Покровской) сопки и я решил: буду писать о них
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconЛитература
Софья, племянница Стародума из комедии «Недоросль», Софья Фамусова из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин»...
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconВакцинация против клещевого энцефалита – барьер для вируса
За период 2005 – 2010 гг в России были инфицированы вирусом клещевого энцефалита более 60 тыс человек, сотни из которых уже погибли....
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconО причинах специфики ультрадисперсных (наноструктурных) материалов
Более обоснованным для специфики наноразмерности является сформулированное еще в 1981 г. [3] определение: «ультрадисперсные материалы»...
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconЧто происходит с ребенком в отрочестве
Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде,...
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconПроект на тему: «Мыльный пузырь витал в воздухе…»
Малыши завороженно смотрят на полет удивительных радужных шаров. Дети постарше не устают выдувать их – кто больше, да чей дальше...
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconРешение Ученого совета импэ им. А. С. Грибоедова от «20»
Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Чей ум виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ? iconКульт греко-римских богов ко времени образования империи начинает постепенно падать. Греческая мифология становится предметом насмешек, является материалом для
Но те, кто ждал утешения от горя, безысходности и прочих проблем, искали помощи в других религиях, у других богов. Римляне были терпимыми...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница