Сценарий литературной дискуссии




НазваниеСценарий литературной дискуссии
Дата03.02.2016
Размер19.2 Kb.
ТипСценарий
Сценарий литературной дискуссии


«Роман И.А. Гончарова «Обломов» и судьбы России»

Литературная дискуссия

На этапе подготовки дискуссии школьникам было предложено перечитать главы романа «Обломов». Часть первая.Главы:1,2,3,4,9. Часть вторая. Главы:1,2,4,5,8,10.Часть третья. Главы: 7,8,9. Часть четвертая. Главы: 1,2,4,6,8,9,10,11. После чтения глав произведения школьникам предлагается обдумать такие вопросы:

  1. Какой вопрос или проблемные вопросы, обозначенные в романе «Обломов», вам представляются ключевыми и для нашего времени? Объясните, чем значима для вас проблема или вопрос, поставленный автором в романе. Если вы читали роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история», поделитесь своим впечатлением.

  2. Издавна люди размышляют над «вечными» вопросами бытия, называя их проклятыми. Философы, ученые, писатели, художники посвящают свои исследования и творения этим вопросам. Каждый человек по-своему отвечает на них. Одним из главных онтологических вопросов (бытийных, «вечных») является вопрос о смысле, о подлинности жизни и судьбы, о том, что принято называть счастьем. Как на вопрос о смысле жизни, о ее подлинности, о счастье отвечают герои Гончарова? Какие мысли о жизни, ее цели, выраженные героями романа «Обломов», вам близки, а какие считаете возможным оспорить с точки зрения современного человека? Приведите свои аргументы.

  3. Что дано героям романа «Обломов» для подлинного счастья, какие качества им свойственны, чтобы понять и почувствовать смысл жизни? Когда они делают такое открытие?

  4. Что, на ваш взгляд, сокрушает Илью Ильича, почему счастье недостижимо? Почему погибает человек с «золотым сердцем»? Может быть, он открыл такой закон счастья, который невозможен для других персонажей?

  5. Какую жизненную стратегию личностного развития (Ильи Ильича, Штольца, Ольги или Адуевых) вы считаете наиболее плодотворной, позволяющей понять смысл жизни и счастье? Докажите свой выбор.

  6. Возможно ли выбором личной стратегии жизни определить исторический путь развития, историческую судьбу России или частная жизнь человека и судьба отечества назависимы друг от друга? Какое мнение вы разделяете и почему?

Чтение и осмысление романа, знакомство с классическими и современными истолкованиями произведения было подкреплено электронным учебным пособием, которое содержало тексты глав романа «Обломов», тексты критических статей Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, А.В.Дружинина, статьи Д. И.Мережковского, Ю.Айхенвальда, Н.О.Лосского, суждения Д.Н.Овсянико-Куликовского, Ст.Цвейга. В отдельной части пособия были представлены исследования современных литературоведов (В.Недзвецкого, В.Кантора) и критиков. Подготовку к дискуссии школьники вели самостоятельно.

До начала дискуссии участники и зрители (ученики и учителя) получили специальные карточки с цитатами из статей критиков и литературоведов, которые (по желанию) могли использовать в качестве аргументов. Далее мы приводим сценарий дискуссии «Роман И.А.Гончарова «Обломов» и судьбы России».

Ведущий приветствует участников встречи-дискуссии и объясняет правила поведения на дискуссионной площадке, объявляет тему дискуссии.

Сегодня, мы надеемся, произойдут своеобразные открытия, открытия новых смыслов, значений, важность которых постигается не единовременно, а постоянно, ценою дней жизни, всей судьбой. Тема дискуссионной площадки: «Романы И.А.Гончарова и судьбы России» (С.1).

Главное правило дискуссии: мы умеем слушать друг друга и благодарить оппонентов.

Нужно сказать, что качествами корректного полемиста отличался сам И.А.Гончаров (С.2).Каждый роман писателя, статья или речь, этюд или фрагмент мемуарной прозы вызывали широкое, острое обсуждение среди критиков-журналистов, литераторов и читателей. Глава «Сон Обломова» потрясла читающую Россию, нетерпеливое ожидание продолжения романа «Обломов» подогревало напоминание автора, сделанное во второй части «Фрегата «Паллада»: «Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах, и никакие океаны не смоют ее!» (С.3)

Россия ждала романа…о самой себе, о своей судьбе, прошлой, настоящей, будущей…В 1859 году завершилась почти десятилетняя работа над романом «Обломов», и вновь автор со своими героями предстал перед неравнодушными читателями, своими соотечественниками. В полемику о романе включились авторитетнейшие журналисты. «Он, как бомба, упал в интеллигентную среду как раз во время сильного общественного возбуждения…, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя»,- писал позднее А.М.Скабичевский (С.4).

Заметно высказался о романе Л.Н.Толстой: «Обломов» - капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике» (С.5)

По свидетельству самого И.А.Гончарова, И.С.Тургенев как-то сказал ему: «…пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить «Обломова» (С.6).

Первым из профессиональных журналистов-критиков на роман откликнулся Н.А.Добролюбов. В заглавие своей статьи критик включил ответ Штольца на вопрос о причине гибели Ильи Ильича: «Обломовщина». По мысли Н.А.Добролюбова, это историческое, социальное и психологическое явление – порок современной России. Это ключевая характеристика эпохи и соотечественников. Понятие «обломовщина» «…оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели…все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей обломовщине…мы находим…произведение русской жизни, знамение времени» (С.7).

Отвечая на вопрос о причинах гибели Обломова, Н.А.Добролюбов обвиняет барство, в нем видит истоки нравственного рабства Обломова. «Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (С.8).

Итак, по Н.А.Добролюбову, обломовщина – «создание воспитания и окружающих обстоятельств». Следовательно, чтобы спасти Россию, нужно сокрушить обломовщину и уничтожить Обломовку.

Иную точку зрения выразил критик А.В.Дружинин. И Дружинин размышляет о трагедии главного героя, и он осмысливает обломовщину, но выводы делает иные: « из того, что (обломовщина) развилась и живет у нас с необыкновенною силою, еще не следует думать, чтоб обломовщина принадлежала - одной России… По лицу всего света рассеяны многочисленные братья Ильи Ильича, т.е. люди, не подготовленные к практической жизни» (С.9).

А.В.Дружинин рассматривал образ Ильи Ильича как русское выражение некоего всечеловеческого типа.

Отчасти идею А.В.Дружинина разделил молодой критик Д.И.Писарев: «Мысль г. Гончарова…принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывает на человека умственная апатия, усыпление…охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается разнородными причинами, но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить?» (С.10).

Как видим, все критики с разных позиций пытаются соотнести образ главного героя и, соответственно, самый смысл романа с судьбоносными для исторического развития России вопросами. Судите сами, какого накала был исторический, социальный сюжет: роман был опубликован в 1859 г., т.е. почти за три года до отмены крепостного права (февраль 1861 г.), и мысль о деятельной, осмысленной свободе, об ответственности самого человека за собственную судьбу, идея выбора стратегии жизненного развития была весьма острой.

Прошло почти полтора столетия. Сегодня мы, читатели XXI века встречаемся с героями А.И. Гончарова, с критиками и исследователями его произведений, встречаемся друг с другом, чтобы еще раз увидеть главные смыслы в новом историческом времени, обозначенные на несколько ином языке.

Какой вопрос или проблемные вопросы в романе «Обломов» вам представляются главными, существенными и для нашего времени? Ученики делятся суждениями о проблематике романа.

Как на вопрос о смысле жизни, о ее подлинности, о счастье отвечают герои романа?

Илья Ильич. Не утверждением, а отрицанием впервые отвечает на вопрос о счастье Илья Ильич. Каждый утренний посетитель Ильи Ильича назван несчастным человеком. Первым навестил Обломова молодой светский повеса Волков. После его прощальной реплики: «Боже мой, что за веселье на свете!» Илья Ильич думает: «В десять мест в один день – несчастный!.. и это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Илья Ильич радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой» (С. 11). И Судьбинский, вдохновенно делающий карьеру, назван несчастным, и Пенкин, рекламирующий «великолепную» поэму «Любовь взяточника к падшей женщине», тоже несчастный. Обратим внимание, что именно к человеку литературной среды, Илья Ильич обращается с вопросом требовательным до риторичности: «Где же человечность-то?.. Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, но не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой…». Из опровержения представлений визитеров о неких высших смыслах, действиях, поступках постепенно складывается идеал счастья и требования к подлинно счастливому человеку. Отметим еще одно обстоятельство: «Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» (Ч.1., гл. VIII). Важно, что именно Штольцу Илья Ильич доверяет свой идеал жизни. Штольц оценивает перспективы этого идеала как утопию и называет «обломовщиной».

Далее ученики обращаются к суждениям Андрея Штольца. В споре с другом Штольц защищает свой идеал счастья и понимание смысла жизни. Опровергая идиллию Обломова, Штольц резко отвечает на вопрос друга. «Так когда же жить?..Для чего мучиться весь век?... Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть, в последний раз» (С.12). Получив согласие Ольги на брак, Штольц восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно последнее счастье человека!»

Мы помним, что в попытке «приподнять» друга Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской. Вспомним эпизод пения Ольги и впечатление Ильи Ильича (Ч.II, гл.V). Это переживание подлинного вдохновения жизни, счастья и готовности принять от жизни все и все предназначенное исполнить. На следующий день, беседуя с Ольгой, Обломов вновь охвачен острым чувством счастья: «Да, я что-то добываю из нее…из нее что-то переходит в меня. Тут я чувствую что-то лишнее, чего, кажется, не было…Боже мой, какое счастье смотреть на нее!..» (С.13). Как представляет идеал счастья Ольга Ильинская? Она искренне стремится выполнить «завещание» Штольца, ведь Андрей Иванович просил ее приглядывать за ним. Составлен план, и Ольга уже видит себя виновницей превращения! «Цель - жить». Называя свою любовь к Илье Ильичу долгом, Ольга поясняет: «Мне как будто Бог послал ее и велел любить…». Любовь как долг и духовное призвание Ольги, как подвижничество ежедневного труда души и сердца ради любимого человека.

Как преобразилась Агафья Матвеевна Пшеницына? «Покой и удобства Ильи Ильича» - цель жизни. Любовь – беззаветное служение, бескорыстная преданность и тихое благословение каждой минуты этого служения. Возможно, Обломов обрел свое счастье. На Выборгской стороне «воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей» (С.14).

3. Что дано героям романа «Обломов» для воплощения своих идеалов, для подлинного счастья? Какие качества им присущи, чтобы понять и почувствовать смысл жизни? Участники дискуссии обращаются к портрету Ильи Ильича (С.15) и приводят суждение П.Вайля и А.Гениса, которые обратили внимание на экспозицию романа, подтверждающую философский подтекст. «Гончарову эта галерея типов нужна постольку, поскольку нужно показать, что ради таких смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. Все эти малозначительные фигуры своей суетой компроментируют в глазах Обломова практическую жизнь» (С.16). Обломов решительно отвергает пошлость и фальшь, суетность и пустословие. Расширяя это суждение, многие приводят мысль В.А.Котельникова: «Он (Обломов) отнюдь не легкомысленно обходится с наследственной привилегией быть внутренне свободной личностью. И поэтические мечты, воспоминания, сны, утопии его совсем не пустяки. Все они – то или иное выражение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку и который для Обломова непреложен. Назначение человека – не утратить, не исказить этот идеал. И не это ли назначение исполняет сам Обломов у Гончарова, не ради ли идеала ведет он свою трагикомическую войну с действительностью?»

Принимая решение вернуться из Крыма в Петербург, Штольц вспоминает «бедного Илью» и сам объясняет жене суть ее любви к Обломову, за что она любит его: «За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» (С.17). Вспомним, как честный и верный Обломов поднял руку на мерзавца Тарантьева, оскорбившего Ольгу. Он подлинно рыцарь (подобный Дон Кихоту). В яростном негодовании он защищает честь любимой, он искренне заботится о воспитании детей Агафьи Матвеевны, а подлость, корысть, предательство немыслимы в духовном мире и практической жизни. Это его честь, его человеческое «самостоянье», его представление о внутренней свободе и об идеале «совершенного бытия». Примечательно, что философ Н.О. Лосский в статье «Характер русского народа» (1957) давал такую интерпретацию образа Обломова: «…человек, стремящийся к идеалу абсолютного, совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственное деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества» (С.18). Иной вопрос: насколько совместим этот идеал с веком, с идеалом его современников?

Чем наделен Андрей Штольц? Ученики размышляют о жизни четы Штольц в Крыму (гл.VIII) и отмечают ретроспективную характеристику героя. Это дает основания проследить духовную связь мечты Штольца, его представлений о любви и идеале жизни с идеалом его друга. «Очерк этой мечты против воли жил в его памяти». Верность мечте, идеалу и деятельность как достойное достижение мечты. Андрей Штольц не утрачивает верность в дружбе, в стремлении приподнять Обломова он готов пожертвовать осуществлением своего счастья, своей «мечты».

Но почему Ольге Штольц так тягостно ее счастье? В Крыму она ищет ответ на вопрос: «Я счастлива!.. За что мне выпало на долю?» - смиренно думала она». Как читатели ответят на вопрос героини? Поиск ответа побуждает учеников вспомнить о счастье Агафьи Матвеевны. «Бог труды любит!». Труд деятельной любви, самопожертвование, благословение любимого человека и смирение. Не эти ли качества роднят Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну?

Что сокрушает Илью Ильича? Почему счастье, идеал жизни недостижим для человека, наделенного «честным, верным сердцем», с «голубиной нежностью»? На этом этапе дискуссии ученики активно использовали суждения критиков, литературоведов в качестве «ударных» аргументов. Почти все выводы учеников сходились в одной смысловой точке: причины сокрушения, гибели Ильи Ильича нужно искать в некой надличностной характеристике. Например, в национальной. Сам И.А.Гончаров отмечал это: «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова – в себе и в других – и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются…элементарные свойства русского человека» (С.19). В письме к С.А.Никитенко автор шире объяснял первоначальный замысел и причины катастрофы героя: «…когда я начал писать для печати…у меня был один идеал: это – изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры».

Заостряем вопрос. Причины гибели Ильи Ильича: русская Обломовка или несовершенство мира и человека?

Да, гибель Обломова предрешена. Но это не финал романа. Счастливы ли супруги Штольц? Вспомним ужас Ольги: «Что ж это?.. Это болезнь, гнет!». Она не находит ответа. Драматизм ситуации усиливается тем, что и Штольц с трудом удерживается «на одной высоте». М.Я.Дымарский отмечает: «Штольц не преуспевает, точнее, преуспевание его носит внешний характер. Дыхание отчаяния и распада чувствуется в сценах, описывающих его благополучную жизнь с Ольгой. Получается весьма пессимистичная картина».

Далее обращаемся к вопросу о выборе жизненной стратегии личностного развития. Закономерно, что школьники не дают однозначного ответа, размышляют о возможности сочетать позиции и стратегии жизненного пути героев.

Вновь обратимся к суждениям литературоведов. В.Г.Маранцман: «Наверное, смысл обломовского порыва в том, чтобы достичь гармонии с самим собой. Взрывы этому мешают. Но дело в том, что если мы хотим гармонии не только с самим собой, а с миром, то путь к этому один – преодоление себя» (С.20).

Если жизненная стратегия - преодоление себя, возможно ли этим выбором определить исторический путь развития, историческую судьбу России? Насколько частная жизнь человека и судьба отечества взаимопроникновенны? Многие участники дискуссии откликнулись на мнение Т.В.Рыжковой: «Все романы Гончарова обостряли, обнажали скрытые противоречия жизни, заставляли современников думать…Вопрос о судьбе России не решить, сидя на печи, - нужно окунуться в мир» (с.21).

Естественно, подробный сценарий дискуссии не может включить всех нюансов и неожиданных «поворотов» рассуждений участников и зрителей. Главное, что школьники осознали и выразили неисчерпаемость социально-философских смыслов романа, что пробудилась потребность задуматься о стратегии личного выбора в перспективе исторической судьбы России, что современным читателям оказался дорог порыв И.А.Гончарова: «Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало» (С. 22).

Примечание1. В скобках указаны слайды презентации, содержащие цитаты из текста романа и критических статей.

Примечание 2. При подготовке дискуссии были использованы материалы сайта: http://www.qoncharov.spb.ru.

Похожие:

Сценарий литературной дискуссии iconСценарий театрализованного представления «День открытых дверей»
Сценарий открытия поселковой выставки декоративно-прикладного искусства «Поселок мастеров»
Сценарий литературной дискуссии iconV градостроительный форум «Город Завтра 2011» Круглый стол «Сибирь как бренд» и проблемной дискуссии «Внутренний маркетинг города»
Круглый стол «Сибирь как бренд» и проблемной дискуссии «Внутренний маркетинг города»
Сценарий литературной дискуссии iconКак хорошо продать хороший сценарий
Вообще-то, эту книжку вполне можно считать пособием «Как заработать миллион». Ведь она про то, как в Америке пишут киносценарии,...
Сценарий литературной дискуссии icon«Необычная судьба гордого чайника. Образ сказочного героя, приёмы его создания». По авторской литературной сказке Г. Х. Андерсена «Чайник»
Тема урока: «Необычная судьба гордого чайника. Образ сказочного героя, приёмы его создания». По авторской литературной сказке Г....
Сценарий литературной дискуссии iconДревнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия
Сценарий литературной дискуссии iconЛитература введение идеология одна из «вечных»
Идеология в историческом пространстве (Россия в начале ХХ века: дискуссии об идеологии и идеологические кампании в науке)
Сценарий литературной дискуссии iconКонспект урока по литературному чтению, 3 класс
Цель: познакомить учащихся с новой литературной сказкой; совершенствовать технику чтения; развивать речь
Сценарий литературной дискуссии iconУрок-исследование: Октябрь 1917: закономерность или случайность?
Учебная задача: дискуссии в исторической науке, неоднозначность трактовки событий октября 1917 г
Сценарий литературной дискуссии iconМетодические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя)
Работа с произведением в классе зависит от многих обстоятельств, учитель может выбрать один из предлагаемых вариантов проведения...
Сценарий литературной дискуссии iconРегламент выступления с докладом 7-10 мин в дискуссии 2-3 мин. Программа семинара «Проблемы и перспективы здоровьесбережения студентов»
Ангарский филиал фгбу «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» со рамн
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница