2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»?




Скачать 23.64 Kb.
Название2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»?
Дата03.02.2016
Размер23.64 Kb.
ТипДокументы
А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА» (9ч)

1-й урок. Биография А. Н. Островского, его литературно-теат­ральная деятельность.

2-й—3-й уроки. Драма «Гроза» как отражение роста самосо­знания русского общества. Реализм пьесы. Особенности

жанра.

Дидактический материал: карточки № 1—4, 5 (2, 3). 6, 7

(2, 3), 8 (2, 3); карточки-информаторы № 1—6.

Карточка № 1

1. Какие явления общественной жизни изобразил А. Н. Ост­ровский в драме «Гроза» (см. карточки-информаторы № 2, З)?

«...Островский обладает глубоким пониманием русской жиз­ни и умением изобразить резко и живо самые существенные ее стороны». Соотнесите это высказывание с творчеством Остров­ского, идейно-художественным содержанием драмы «Гроза».

Какова основная проблематика драматургии А. Н. Остров­ского?

2. Чем творчество Островского привлекало и привлекает вни­мание читателей и зрителей?

Карточка № 2 (1-е действие, явление I)

1. Какая картина предстает перед зрителем в первом дейст­вии (см. карточку-информатор № I)? Что такое ремарка, какова ее роль в драматическом произведении? Объясните идейно-ху­дожественный смысл первой ремарки драмы «Гроза»?

2. Какими словами начинается драма «Гроза»? Какую цель преследует автор первыми репликами Кулигина и Кудряша? Сравните отношение этих героев к красоте природы.

3. Каково содержание и идейно-художественное значение раз­говора Кулигина, Кудряша, Шапкина? Что такое экспозиция литературного произведения? Найдите экспозицию в драме <Гроза» (см. карточку-информатор № 4).

Карточка-информатор № 1

Среди пьес, для создания которых Островский широко исполь­зовал материалы своих экспедиций, первое место принадлежит <Грозе». Эта пьеса выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных Островским во время его путешествия по верховьям

Волги.

Уже в первое свое посещение Костромы, состоявшееся в 1848 году, Островский был очарован и захвачен красотой ее природы.

<Подле собора,—записал Островский в Костроме,—-обществен­ный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар... На конце этого бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видали до сих пор». (Островский А. Н. Полн. собр. соч., т. XIII. М., 1952» с. 183.) В Костроме Островский бывал и в последующие годы.

Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они во­шли в его пьесы, изображающие жизнь и быт приволжских го­родов. Нашли они свое место и в «Грозе».

1. Прочитайте отрывки из дневника А. Н. Островского.

2. Ответьте на следующие вопросы: а) каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»?; б) какую роль в драме <Гроза» играет природа?

Карточка-информатор № 2

Вспоминая об общественном движении предреформенных лет, писатель-демократ и публицист Н. В. Шелгунов писал: «...Точно небо открылось над нами, куда-то потянуло вверх, вширь... Это было удивительное время,—время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за ду­шой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные. Не о сегодняшнем дне тут шла речь, обдумывались и решались судьбы всей России, становившие­ся в зависимость от того или другого разрешения реформ.., В 1858 г. я не только верил в возможность самого полного об­новления России на гуманных и справедливых началах, но был убежден и в возможности этого». (Шелгунов Н. В. Воспоми­нания. М.—Л.. 1923, с. 64, 82, 84.)

1. На основе отрывков из «Воспоминаний» Н. В. Шелгунова ответьте на следующие вопросы:

а) что являлось наиболее характерным для общественного движения 60-х годов?; б) как понять следующую мысль: «...обду­мывались и решались судьбы всей России»?

2. Сопоставьте высказывания Н. В. Шелгунова с уже извест­ной вам характеристикой общественно-политической жизни Рос­сии 60-х годов, приведенной в учебнике. Покажите на примерах. что этот период—время общественного подъема.

Карточка-информатор № 3

«Вопрос о положении женщины и об организации семейства есть,—писал М. И. Михайлов,—один из самых насущных вопро­сов нашего времени. Только от его разрешения зависят твердые и правильные успехи цивилизации. Мысль всех сознательно или бессознательно обращена к этому вопросу». (М и х а и л о в М. И. Парижские письма.—«Современник», 1859, № 1, с. 163—164.)

В это время общественного подъема особую актуальность приобрела проблема эмансипации женщины. Она ставилась и обсуждалась во всех более или менее передовых органах печа­ти в публицистике и в беллетристике.

Проблеме эмансипации женщины, в связи с общими идеями освободительной борьбы народа, с задачами обличения устарев­ших морально-бытовых понятий, особенное внимание уделял журнал «Современник». С конца 1858 года здесь начали печа­таться по вопросам эмансипации женщины знаменитые статьи революционного деятеля, поэта и переводчика М. И. Михай­лова («Парижские письма», 1858, №9—12), которые, по сло­вам Н. В. Шелгунова, «произвели в русских умах землетря­сение».

1. Пользуясь словарем, выясните, что такое эмансипация, беллетристика.

2. Почему в 60-е годы XIX века особую значимость приобре­ла проблема эмансипации женщины?

3. Как она отразилась в русской литературе, в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

Карточка-информатор № 4

Напомним некоторые особенности такого жанра художест­венной литературы, как драма. Специфика драмы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. «Драматическая поэзия не полна без сценического искус­ства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действу­ет, говорит, чувствует,—надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». (Белинский В. Г. Собр. соч. в Зт„т. 1.М., 1948, с. 351.)

В драме образы людей характеризуются «и словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора» (М. Горь­кий). В драме отсутствует присущая эпосу авторская речь. Един­ственным средством обрисовки героев в драме является собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки. Автор­ский комментарий к пьесе (описание обстановки или же атмо­сферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками. В основе драмы—концентрация жиз­ненного конфликта, особая экономность и острота в выявлении социальной и индивидуальной природы персонажей.

Драматический конфликт—это, как правило, резкое столк­новение, борьба характеров. «Драма» означает действие, но под действием следует понимать не только основные события, изо­браженные в драматическом произведении, но и различные человеческие переживания, мотивы поступков, внутреннюю борьбу.

При чтении драматического произведения необходимо особое внимание к каждой детали, ремарке, реплике и т. д. Реплики действующих лиц сообщают нам самые различные сведения: вбира­ют в себя рассказ о прошлом, отражают настоящее и подготав­ливают последующее, при этом каждая реплика психологически всегда оправдана.

В драме обычно обострен интерес к человеку, его душевному миру, его жизни. Источник драматических событий—сама жизнь, но воплощается она в системе образов, явлений, ситуа­ций, отражающих общественные процессы и отношения, их про­тиворечивость, дисгармонию, т. е. драматизм самой жизни.

1. Определите сюжет драмы «Гроза», ее основной конфликт.

2. Приведите примеры, раскрывающие смысл художествен­ной значимости и выразительности авторских ремарок, реплик и диалогов действующих лиц.

3. Продолжая работать с текстом, проследите: а) какое зна­чение имеет та или иная сцена (явление) в развитии действия пьесы?; б) как раскрываются в действии, явлении, сцене взаи­моотношения, характеры героев?; в) рассмотрите подтекст их речи, особенности языка.

4-й—5-й уроки. Обличение в драме купцов-самодуров (Кабанихи, Дикого), их деспотизма, жестокости и мракобесия. Дидактический материал: карточки № 1—8; карточки-инфор­маторы № 2, 3, 5—7.

Карточка № 3

(1-е действие, явления II, III; 3-е действие, явление II; 4-е дей­ствие, явление II)

1. Памятуя, что в драматическом произведении речь дейст­вующего лица—одно из важнейших средств его характеристики, Проанализируйте речь Дикого и на основании этого раскройте мастерство драматурга в обличении самодурства как социально­го (и психологического) явления того времени.

2. Как раскрывается характер Дикого во взаимоотношениях с окружающими (племянником, домашними, подчиненными, Кулигиным, купцами, Кабановой)? Какой вывод на основании этих фактов можно сделать (см. карточку-информатор № 5)?

3. «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой—вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского; требования права, законности, ува­жения к человеку—вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины безобразия»,—писал Н. А. Добролюбов. (Собр. соч. в 3-х т., т. 3. М., 1952, с. 177—178.)

Аргументируйте «безобразие взаимных отношений» в мире купечества примерами «произвола, с одной стороны» и недостат­ком сознания, с другой...»

Карточка № 4

(1-е действие, явления 1, 111; 3-е действие, явление 111; 4-е деиствие, явления II, IV)

1. Прочтите указанные отрывки, выберите соответствую­щий материал и раскройте образ Кулигина по самостоятельно составленному плану (см. карточки-информаторы № 5, 6).

2. Соотнесите оценки и характеристики, сделанные Кулигиным, с изображением купцов в драме «Гроза». Покажите типичность «темного царства» для России того времени (см. карточки-информаторы № 5—6).

3. В чем идейно-художественный смысл образа Кулигина?

Карточка 5 (3-е действие, явление 1; 4-е действие, явление I)

1. Прочтите и проанализируйте указанные отрывки. Опре­делите их идейную значимость.

. 2. О чем свидетельствуют разговоры горожан? Каков их об­разовательный и культурный уровень? Каковы их представления

о жизни?

3. Типична ли обстановка в городе Калинове? Аргументируй­те выводы.

Карточка № 6 (1-е действие, явление V: 2-е действие, явления 111, V, VI, VII)

1. Каковы первые реплики, произнесенные Кабановой, Тихо­ном, Варварой, Катериной? Характерны ли они для этих героев?

Докажите это.

2. Приведите примеры ханжества и деспотизма Кабанихи, забитости и покорности Тихона, хитрости Варвары, естественно­сти и искренности Катерины. Проследите характер отношений этих действующих лиц.

3. Добролюбов писал: «...Самодуры русской жизни начина­ют, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему... Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она... но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тем­ному произволу самодуров».

На материале драмы «Гроза» покажите, что «...самодуры русской жизни начинают... ощущать какое-то недовольство и страх».

Карточка-информатор № 5

В воспоминаниях передового врача А. А. Синицына, относя­щихся к тому же времени, что и творчество А. Н. Островского, быт и нравы торжковского купечества представлены следующим образом:

«Первенствующими сословиями в городе были купечество и чиновничество... Новоторжское купечество было тогда очень бо­гато и сильно... Домашняя жизнь купечества была крайне замк­нута. Каждый дом более или менее зажиточного купца представ­лял род крепости, проникнуть в которую было довольно затруд­нительно. Двор окружен был хозяйственными постройками и каменной стеной. Тяжелые деревянные ворота были постоянно на замке... В домашней жизни царствовал самый грубый, самый жестокий произвол. Домохозяин был полный владыка в своем доме—все перед ним трепетало, все ему повиновалось: но в то же время все его обманывали, начиная с жены и кончая последним работником...» (Из воспоминаний старого врача А. А. Синицына.—«Русская старина», 1913, апрель, с. 204, 205, 208.)

1. Прочтите отрывок из воспоминаний А. А. Синицына.

2. Ответьте на следующие вопросы: а) почему купечество было «первенствующим сословием в городе»?; б) в чем выража­лась замкнутость жизни купечества?; в) каковы взаимоотноше­ния в купеческих семьях?; г) чем объяснить «самый грубый, са­мый жестокий произвол» купцов?

3. Сопоставьте характеристику купечества в воспоминаниях А. А. Синицына с изображением его в драме «Гроза» А. Н. Ост­ровского. Определите типичные качества купечества 60-х годов XIX века.

Карточка-информатор № 6

" «Первое, что поражает наблюдателя в Твери,—это бедность промышленного класса (мещан) и ничтожность заработной пла­ты... Приведу несколько фактов. Главный промысел бедных твер­ских мещан составляет перевозка через Волгу; этой работой за­нимаются около ста человек. Такого количества перевозчиков для Твери много, и выручка держится только между 15 и 20 коп. серебра в день на человека. Да и эта работа только весной...

В зимнее время весь бедный класс судопромышленников за­нимается кузнечным мастерством: ковкою гвоздей, барочных принадлежностей и других мелких изделий. Работа изнуритель­ная и мало прибыльная: работники... вырабатывают не более полтинника в неделю... Самое лакомое кушанье, о котором они мечтают, это жареный лук в конопляном масле. Мяса не видят почти круглый год». (Островский А. Н. Полн. собр. соч., т. XIII. М, 1952, с. 190-192.)

1. Сопоставьте рассказанное А. Н. Островским в этом от­рывке с тем, что говорит Кулигин о жизни тружеников горо­да Калинова (1-е действие, явление II; 3-е действие, явле­ние III).

2. Подготовьте рассказ на тему «Жизнь тружеников в купе­ческом городе в 60-е годы XIX века»,

Карточка № 7

(1-е действие, явление V; 2-е действие, явления III, V, V//, 2-е действие, явление I; 4-е действие, явления IV, V, VI; 5-е дей­ствие, явления V, VI).

1. Прочтите указанные отрывки. Воссоздайте на основе их внешний облик Кабановой (см. карточку-информатор № 7). Об­ратите внимание на речь персонажа, лексику. Как речевая ха­рактеристика раскрывает основные черты личности?

2. Какова обстановка в семье Кабановой? Почему она ста­рательно соблюдает старинные обряды и обычаи? Как это ее характеризует, что нового добавляет к ее облику?

3. Докажите, что в мире кабаних и диких лицемерие и без­душие закономерны.

Карточка № 8

1. «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описатель­ным» (М. Горький). Исходя из приведенного высказывания, прочтите V явление 1-го действия драмы «Гроза» и подумайте, как доказать эту мысль М. Горького текстом пьесы.

2. Проанализируйте это явление по следующим вопросам:

Выражает ли лексика и интонации речи Кабанихи ее подлин­ные чувства и мысли?

Как раскрывается личность Кабанихи в диалоге с Тихоном? Что можно сказать о характере Кабанихи на основании ана­лиза ее речи?

3. На материале этого и других отрывков драмы подтверди­те верность характеристики, данной ей Кулигиным: «Ханжа!., Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Карточка-информатор № 7

Чтобы легче было представить внешний облик Кабановой, мы познакомим вас с тем, как одна из первых исполнительниц роли на сцене Александрийского театра актриса А. А. Чижевская со­здавала этот образ: «Уже при первом появлении Кабанихи— Чижевской, шествующей степенно и медленно во главе своей семьи—Тихона, Катерины, Варвары,—она гипнотизировала зрителей мрачной многозначительностью своего шага. В ее мед­ленном движении было что-то от схимы, от пострига, от ритуала, торжественность которого равна его суровой неумолимости. Оде­тая вся в черное, она казалась строгой игуменьей, ревниво обере­гающей уклад и обычаи своего монастыря... И как бы ни был страшен этот выход Кабановой—Чижевской, еще страшнее бы­ла ее речь. Говорила она тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего живого, заставляющего ду-

мать, надеяться, чувствовать. Так на протяжении всей роли она изматывала и Катерину, и Тихона, изматывала какой-то одуряю­щей внутренней неизвестностью своих интонаций, изматывала бессердечным, слишком настойчивым своим взглядом». (Малю­тин Я. О. Актеры моего поколения. Л.—М., 1959, с. 326—327.)

1. Что в характере Кабановой подчеркивала актриса Чижевская, воссоздавая ее внешний облик?

2. Характерны ли для Кабановой монотонный голос, бессер­дечный взгляд, найденные актрисой Чижевской? Какие качества Кабанихи они раскрывают?

3. Соответствует ли рисунок роли Чижевской изображению Кабановой в драме «Гроза»?

6-й—7-й уроки. Катерина—самобытный русский характер. Добролюбов о Катерине.

Дидактический материал: карточки № 1. 3 (вопр. 3), 5, 6, 9—15; карточки-информаторы № 2, 3, 5, 7—10.

Карточка 9 (1-е действие, явление VII; 2-е действие, явление II)

Проанализируйте монолог Катерины, в котором она расска­зывает о своем прошлом.

1. Выделите в нем сведения о ее занятиях, интересах, взаи­моотношениях в доме родителей.

2. Расскажите об интересах и занятиях Катерины. Сопоставь­те обстановку в доме Кабановых и в родительском доме героини. Справедлива ли ее оценка обстановки в доме мужа? Аргументи­руйте свое рассуждение примерами из текста.

3. Какие стороны натуры Катерины, ее духовного мира рас­крываются в указанном явлении?

Карточка № 10 (2-е действие, явление X)

1. Проанализируйте сцену с ключом. Какова роль монолога в раскрытии характера Катерины? Обратите внимание на автор­ские ремарки, стиль речи в этой сцене, способы передачи душев­ного состояния героини.

2. Каковы причины смятения и душевной борьбы Катерины? «...Русский ... характер в «Грозе»... прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам..., он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естествен­ной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержения в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Он руководится не отвлеченны­ми принципами, а просто натурою, всем существом своим».— пи­сал Добролюбов. (Собр. соч. в 3-х т., т. 3. М., 1952, с. 196.)

Соотнесите это высказывание Добролюбова со сценой с клю­чом, докажите на материале этой и других сцен, что «русский сильный характер в «Грозе»... руководится не отвлеченными принципами, а просто натурою, всем существом своим».

Карточка № 11 (4-е действие, явления III, IV, V)

1. Сопоставьте картины грозы в 1-м и в 4-м действиях. Про­следите, как нарастает напряженность в развитии действия.

2. Как раскрывается в 4-м действии душевное состояние Ка­терины?

3. Каковы мотивы ее покаяния?

Карточка № 12 (5-е действие, явления II, III, IV)

1. Как в монологах Катерины передается ее душевное со­стояние?

2. Докажите близость монологов, их стиля, тона, лексики

к народной речи. Какую сторону высоконравственно душевного

мира героини подчеркивает эта близость?

3. О чем свидетельствует уход Катерины из дома Кабановой,

ее слова: «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу—все равно...»? Как этот факт раскрывает характер героини?

Карточка № 13

(5-е действие, явления V, VI, VII)

1. Какова реакция Кабановой, Тихона, Кулигина на само­убийство Катерины?

2. Какой смысл имеет концовка драмы, когда Тихон бросает

матери слова обвинения: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы!.. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да

мучиться!»?

Карточка-информатор № 8

«Куда ни оглянетесь, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью еще робкий, неопределенный, го­товый спрятаться, но все-таки уже дающий заметить свое суще­ствование» (Н. А. Добролюбов).

На примере драмы «Гроза» покажите «пробуждение лично­сти... протест против насилия и произвола...».

Карточка-информатор № 9

«В этой личности мы видим уже возмужалое, из глубины все­го организма возникающее требование права и протеста жизни.., всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко».

Островский «умел создать такое лицо, которое служило пред­ставителем великой народной идеи, не неся великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неравной борьбе, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение»; «Пя­тый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера, столь про­стого, глубокого и так близкого к положению и к сердцу каждо­го порядочного человека в нашем обществе» (Н. А. Добролю­бов).

Приведите примеры и докажите, что Катерину «всякое наси­лие, всякое стеснение возмущает... кровно, глубоко».

Карточка-информатор № 10

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий... В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, ко­торая открывается нам в самой ее гибели» (Н. А. Добролюбов),

Что позволило Н. А. Добролюбову назвать драму «Гроза» «самым решительным произведением Островского»?

Карточка № 14

1. Какова роль второстепенных действующих лиц в раскры­тии идейно-художественного смысла драмы?

«В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных «лиц». (Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 3-х т., т.З.М., 1952, с. 182).

2. Раскройте смысл тезиса Добролюбова: «Характер Кате­рины... составляет шаг вперед... во всей нашей литературе» (Н. А. Добролюбов). Докажите справедливость этого утверж­дения.

3. Аргументируйте примерами из драмы «Гроза» следующее положение статьи Добролюбова: «А. Н. Островский своей пьесой воспитывал уважение к человеческой натуре... глубокую, непри­миримую ненависть к тем влияниям, которые задерживают и ис­кажают нормальное развитие личности».

Карточка № 15

По следующему плану подготовьте пересказ содержания статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: а) про­тест против произвола во имя свободы личности; б) реализм и народность драмы «Гроза»; в) тема обреченности «темного цар­ства»; г) пробуждение общественного самосознания; д) характер Катерины — «характер, требуемый у нас новым поворотом общественной жизни»; е) черты русского решительного характера воплощены в женском образе; ж) «лицо, которое служит пред­ставителем великой народной идеи»; з) «Гроза»—самое реши­тельное произведение Островского.

8-й— 9-й уроки. Обобщающий смысл драмы «Гроза». Реали­стичность конфликта, яркость и самобытность характеров

в драме «Гроза».

Дидактический материал: карточки № 1—2, 6—13; карточки-информаторы № 1—3, 8—10.

Похожие:

2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconПрочтите текст и ответьте на следующие вопросы: How many people live in London?
Назовите номер абзаца, в котором Participle I (причастие I) является определением. Выпи­
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconТест-заявка на курс Shock-In-English! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: Имя, фамилия
...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconОтветьте письменно на следующие вопросы: Что представляют собой процессы верхнего уровня? Каким образом они детализируются?
Цель занятия – изучение процессов эталонной модели организации (на примере универсальной схемы классификации процессов Международной...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconОтветьте письменно на следующие вопросы: Какая модель используется для описания процессов верхнего уровня компании?
Цель занятия научиться описывать основные процессы компании, а также различные варианты (сценарии) процесса при помощи инструментальной...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconОтветьте на вопросы
Цель: дать представление: о законах Ньютона; силах – тяжести, трения, упругости, весе
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconКаковы возможные источники развития российской экономики в "постнефтяной" период?
В россии имеются колоссальные ресурсы пресной воды, использование которых позволит развить до экс­портных масштабов производство...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? icon" Взаимное пересечение тел"
Из большого многообразия литературы по начертательной геометрии и инженерной графике кафедрой для студентов рекомендуются следующие...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconЗадание Прочтите текст и ответьте на вопросы к нему
...
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconВопросы к экзамену (1) по дисциплине «Технология автоматизированного изготовления деталей и узлов»
Каковы структура и особенности расчета штучного времени операций, выполняемых на токарно-револьверных автоматах?
2. Ответьте на следующие вопросы: а каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»? iconПоложение о проведении областного этапа реализации всероссийского общественно-направленного проекта "Радуга добрых дел"
Целью общественно направленного проекта "Радуга добрых дел" (далее Проект) является вовлечения детей и взрослых в общественно-полезную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница