О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери




Скачать 24.03 Kb.
НазваниеО том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер24.03 Kb.
ТипРеферат
  1   2




Содержание:


Введение…………………………………………………………………………2


Глава I. Предпосылки принятия христианства на Руси…………………6

1. 1.Причины проведения религиозной реформы Руси……………………6

1.2.Первая религиозная реформа князя Владимира………………………….7

1.3.Причины и обоснование необходимости проведения второй религиозной реформы……………………………………………………………………………..8


Глава II. Принятие христианства на Руси…………………………………9

2.1.Христиане на Руси до 988 года…………………………………………….9

2.2.Христианство в соседних с Русью странах…………………………….10


2.3.Процесс крещения Руси………………………………………………………14


Глава III. Результаты принятия христианства…………………………..16

3.1. Изменения в культуре и экономике Руси после принятия христианства………………………………………………………………………16

3.2.Изменения международного статуса Руси после принятия христианства……………………………………………………………………..19


Заключение………………………………………………………………………23


Список источников и литературы…………………………………………...24


Введение.

Принятие христианства на Руси является одним из важнейших событий во всей истории России. Вместе с тем, до сих пор еще остается множество вопросов, связанных с эти событием.

В современном мире, когда идут активные процессы глобализации, а отдельные народы вплотную столкнулись с проблемой сохранения собственной национальной, этнической и религиозной самоидентификации, проблемы, связанные с принятием христианства на Руси встают особенно остро.

В частности, все чаще возникают многочисленные домыслы и рассуждения на тему о том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический период (раньше или позже).

Таким образом, проблемы принятия христианства на Руси в настоящий момент являются весьма актуальными и требуют своего разрешения.

Среди основных источников, способных осветить рассматриваемые вопросы, в первую очередь необходимо упомянуть первую русскую летопись «Повесть временных лет1». Повесть временных лет представляет собой общерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1120-е годы, впоследствии он был положен в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов.

В качестве отдельного самостоятельного памятника «Повесть временных лет» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются: Лаврентьевская летопись, где отражена вторая редакция «Повести», и Ипатьевская летопись, в состав которой вошла ее третья редакция.

По вопросу об авторстве «Повести» до сих пор не утихают споры исследователей, но большинство из них склоняется к мысли о том, что ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поскольку такое указание есть в некоторых списках «Повести временных лет».

Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью. Однако, исследования целого ряда историков показали, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама она не является единым произведением. После своего появления «Повесть» еще дважды подвергалась переработкам.

Еще одним ценным источником в контексте указанной темы является «О церемониях» Константина Багрянородного, откуда можно почерпнуть сведения о путешествии княгини Ольги в Константинополь2. Знаменитый трактат, посвящен описанию византийского придворного церемониала. Следует отметить, что трактат подвергся позднейшим дополнениям и интерполяциям, а его вторая книга носит следы позднейшей переработки, но основа трактата считается принадлежащей Константину.

Единственная сохранившаяся рукопись XI—ХII века является одной из достопримечательностей Лейпцигской городской библиотеки. Впервые сочинение Константина было издано Рейске в 1751—1754 г.

В арабских источниках также содержится довольно много информации по ранней, дохристианской истории Руси, в том числе у Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста3.

Стоит заметить, что очень многие исследователи занимались указанными вопросами и разрабатывали различные аспекты принятия христианства на Руси.

Одним из ведущих специалистов по ранней истории Киевской Руси является Б. А. Рыбаков, который написал целый ряд работ по указанному периоду. В частности, ему принадлежит труд «Рождение Руси4», где он подробным образом освещает различные аспекты ранней русской истории, в том числе, и принятие христианства.

В своей работе Рыбаков опирается на большое количество источников не только русских, но и арабских, европейских и др. Однако, стоит сказать, что его работы написана в советский период, когда вопросы религии освещались исключительно с атеистических позиций, а процесс принятия христианства рассматривался лишь в русле марксистско-ленинской классовой теории. Тем не менее, его работа и по сей день остается одной из лучших по ранней истории России.

Внешнеполитический аспект принятия христианства на Руси затрагивается во многих работах, но наиболее полно он анализируется в трудах, посвященных истории дипломатических и международных отношений5. Вместе с тем, другие аспекты принятия христианства в подобных работах практически не рассматриваются.

Стоит сказать, что разносторонний анализ рассматриваемых проблем присутствует в общих работах по истории России6. Однако, стоит заметить, что подобные работы, как правило, основаны на довольно узкой источниковедческой базе и недостаточно глубоко и подробно рассматривают вопросы, связанные с принятием христианства на Руси.

Таким образом, несмотря на довольно обширный круг исследовательских работ по рассматриваемой теме, остается еще ряд вопросов, слабо освещенных в историографии.

Главной задачей данного исследования является анализ причин и последствий принятия христианства на Руси. В соответствии с этим, в первой главе предлагаемого исследования решаются задачи анализа причин и предпосылок необходимости проведения религиозной реформы на Руси по введению монотеистической религии.

Во второй главе данного исследования решаются задачи анализа причин и предпосылок введения на Руси именно христианской веры.

В третьей главе данной работы рассматриваются последствия принятия на Руси христианства. Основными задачами здесь являются анализ последствий принятия христианства в контексте внутренней (экономической, культурной, политической и т.д.) и международной ситуации для Киевской Руси.


Глава I. Предпосылки принятия христианства на Руси.

1. Причины проведения религиозной реформы Руси.

Существование на Руси языческой веры значительно тормозило ее развитие, как во внутреннем, так и во внешнеполитическом отношении. По сути, Киевская Русь в действительности варварским государством, как о ней и судили ведущие мировые страны. Не говоря уже о том, что языческие верования вели к разобщению русских земель и не способствовали их объединению. Это обстоятельство вытекало, прежде всего, из особенностей самой языческой веры и языческого уклада, основательно закрепившимся на Руси.

Родовой быт изначально вел людей к обособлению, поскольку роды жили замкнуто и враждовали между собой. В языческие времена на Руси было лишь одно сословное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами, рабы носили название челядь (холоп, роба). Положение рабов, довольно многочисленных по своему составу, было очень тяжелым. Они рассматривались, как рабочий скот в хозяйстве своего господина, при этом, холоп мог найти себе защиту только у своего господина. В случае, если господин его отпускал на волю или прогонял, раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и пристанища. Свободные же люди находили себе защиту в своих родах и сообществах.

При таких порядках в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть в настоящее время. Все общество делилось на самостоятельные союзы, которые лишь своими силами могли охранять и защищать своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем.

Что касается семейных отношений, то при обычае многоженства, умычки и покупки невест, она имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и имело тяжелые формы. Грубая сила господствовала в обществе, а человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения7.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности Руси в X веке, а также желание быть равной Византии и другим ведущим мировым странам, требовали изменений в идеологии. В средние века господствующей формой выражения идеологических взглядов была именно религия. Таким образом, была необходима общая религия для всех русских земель, которая бы способствовала укреплению их единства и княжеской власти (Владимира).

1.2.Первая религиозная реформа князя Владимира.

В 980 году Владимир предпринял попытку создания общей религии на уже имеющейся языческой основе. Он попытался создать единый пантеон языческих богов, которым поклонялись в разных частях страны. Однако попытка Владимира превратить язычество в общую государственную религию потерпела крах. Многие предпочитали оставаться верными старым богам, отвергая насилие со стороны государственной власти8.

Владимир не стал упорствовать в своем начинании, поскольку даже в случае успеха реформы и создании единой языческой религии по всей Руси, он смог бы решить лишь внутриполитические проблемы. Владимир укрепил бы собственную власть, объединил страну, но это не смогло бы решить внешнеполитических задач. Развитые страны по-прежнему свысока смотрели на Русь и воспринимали ее как страну варварскую.


1.3.Причины и обоснование необходимости проведения второй религиозной реформы.

Князь прекрасно понимал острую необходимость в принятии новой, единой веры для всех русских земель. Принятие такой веры способствовало бы не только внутреннему единству, укреплению его собственной власти, но и значительным внешнеполитических и культурным дивидендам. Прежде всего, речь здесь идет о том, что с принятием одной из ведущих мировых религий на Русь автоматически стали бы проникать культурные достижения стран, исповедующих их. Тем самым значительно окрепли бы внешнеполитические связи – религия смогла бы стать тем цементирующим средством, на которым гораздо проще и эффективнее поддерживались союзы между странами, как политические, так и военные9.

Кроме того, Русь стала бы равной ведущим державам мира, на нее уже не посмели бы смотреть свысока, не говоря уже об упрощении и значительном развитии внешнеторговых отношений, а также изменению самого мировоззрения русских людей. Все эти аспекты прекрасно понимал Владимир и его главной задачей стал поиск и принятие наиболее «адекватной» в сложившейся ситуации религии, способной решить как можно больше из существующих проблем.

Торговые связи с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его и славянскому населению.

Таким образом, в X веке на Руси сложилась ситуация, требовавшая коренных изменений в «идеологическом» климате, способные еще больше укрепить государственную власть в окрепшем русском государстве и поднять его авторитет на международном уровне.

Глава II. Принятие христианства на Руси.

2.1.Христиане на Руси до 988 года.

Эпоху Игоря и Ольги, середина X века, с полным правом характеризуется исследователями как переломная, что ощущается и в отношении к христианству.

Разумеется, официальное принятие христианства как государственной религии произошло позже, в 988 году, но первое знакомство с христианством и эпизодическое крещение отдельных русских людей началось значительно раньше, еще в 860-е годы, но в середине X века мы уже ощущаем утверждение христианства в государственной системе.

Так, при заключении договора 911 года русские послы клянутся только языческим Перуном (послы-варяги тоже клянутся чужим для них русским Перуном), а договор 944 года скрепляется уже двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу10: «Мы же, елико нас крестилися есмы, кляхомъся цьркъвию святаго Илие в съборьней цьркъви и предълежащьмь честьнымь крьстъмъ11».

Церковь святого Ильи (во многом сближаемого с Перуном-громовержцем) находилась в торговой части Киева на Подоле «над Ручаем, коньць Пасынъче Беседы12». Важно отметить, что церковь названа соборной, то есть главной, что по определению предполагает наличие и других христианских храмов. Кроме крещеных русских в источниках упомянуты также крещеные хазары и варяги.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Ильи, так как, по словам летописца, в Киеве «мнози бо беша варязи христиани13». В дружине самого князя Игоря было много христиан, жена князя св. Ольга также была христианкой. Таким образом, христианская вера была хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был равнодушен к греческой вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще бывали пред ними человеческие жертвы.

В Повести временных лет есть также указание на то, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву языческим богам. Тем не менее, на мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться, в общем, относительно быстро.

Тем самым, выбор князя Владимира не был случайным и определенные предпосылки к принятию на Руси именно христианства уже существовали, но, по всей видимости, решающим фактором в принятии христианства, а не мусульманства или какой-либо другой религии было то, что христианская вера отвечала практически всем требованиям, стоявшим перед князем. Что немаловажно – она также имела некоторые традиции и историю в русских землях, была знакома князю лучше других14.

2.2.Христианство в соседних с Русью странах.


Необходимо заметить, что в то время христианство представляло собой значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе, и к моменту принятия христианства на Руси, ряд славянских стран уже принял христианство.

Для наших земель наибольшее значение имела христианизация Болгарии, а также и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX века. К середине X века в Болгарии создалась уже значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь.

Вполне возможно, что одним из связующих звеньев между Болгарией и Киевской Русью был «остров руссов15», земля «дунайцев», нередко находившаяся в политической зависимости от Болгарского царства.

Второй, не менее важной точкой соприкосновения древних руссов с болгарскими культурными центрами было сосредоточение «русских» пристаней на болгарском побережье Черного моря между Констанцией и Варной.

Сам же князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато16»; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Однако, среди его боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан.

Вдова Игоря, княгиня Ольга, регентша малолетнего Святослава, впоследствии также приняла христианство и, возможно, предполагала сделать его государственной религией. Однако, здесь сразу же резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви.

Из этого положения делался весьма выгодный для Византии вывод: любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством.

В свою очередь, Киевская Русь, достаточно спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимной выгодой, равновесием сил и не налагали на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора.

Таким образом, объявленное Ольгой в 955 году желание креститься в христианскую веру следует расценивать в качестве своеобразного политического поединка монархов, возглавлявших две крупнейшие державы того времени. При этом, каждая из сторон, в нем участвовавших, стремилась обусловить собственную позицию в предстоящей ситуации.

До нашего времени не дошли сведения о пределах пожеланий сторон, поскольку переговоры были тайными и в известные нам источники просочились только намеки и недомолвки. Тем не менее, следует отметить, что автором одного из источников был непосредственный участник этих тайных бесед – сам цесарь Константин Багрянородный. Но и здесь нет никаких точных сведений на этот счет.

В первую русскую летопись включено особое сказание о поездке русской княгини-регентши в Константинополь: «В лето 6463 (955 год) иде Ольга в Грькы и приде Цесарю-граду. И бе тьгда цесарь Костянтин сын Леонов, и приде к нему Ольга. И видев ю добру сущю зело лицьмь и съмысль-ну, удививъся цесарь разуму ея, беседова с ней, рек ей: "По-добьна еси цесарьствовати в граде сем с нами17».

Данное сказание составлено не по свежим следам - в некоторых списках цесарь назван Цимисхием (969-976), который начал царствовать уже после смерти Ольги. В приведенном отрывке присутствует также еще одно несоответствие. Согласно ему, цесарь сватается к русской княгине, а то время, как у него жива жена, беседовавшая с Ольгой. Ольга ответила Константину, что она язычница и хочет, чтобы ее крестил он сам: «Аз погана семь. Да аще мя хощеши крьстити, то крьсти мя сам. Аще ли [ин], то не крыцюся», «И крьсти ю цесарь с патриархъм...», «Бе же имя ей наречено в крыцении Олена, якоже и древьняя цесарица, мати Великого Костянтина».

Сам Константин описал встречи с Ольгой в книге «О церемониях» под 957 годом, где говорится о дарах русскому посольству, упомянуто золотое блюдо, на котором было поднесено 500 милиарисиев. Об этом блюде упомянул новгородский купец Добрыня Ядрейкович, побывавший в Константинополе в 1212 году. Он писал, что видел в Софийском соборе «блюдо велико злато, служебное Олгы Русской, когда взяла дань, ходивше ко Царюгороду18».

Император, описывая церемонию приема Ольги в своем дворце, упомянул два ее визита - 9 сентября и 18 октября, а также о том, что Ольга прибыла со своим священником Григорием. О крещении княгини император не упоминает. Трудно допустить, что если бы Ольга действительно была окрещена в Царьграде императором и патриархом, то Константин, перечисливший состав посольства, размер уплат, приемы, беседы и обеды, не намекнул бы в своем тексте на это весьма важное событие.

По всей видимости, Ольга прибыла в Византию уже христианкой (а бывший при ней священник, вероятно был ее духовником), а красочный рассказ о крещении ее императором, представленный в летописи является поэтической фантазией русского автора, как и сватовство женатого Константина19.


2.3.Процесс крещения Руси.

О том, как крестился сам князь Владимир и его народ, на Руси существовало множество различных преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве. Другие указывали место его крещения в городе Василеве. Третьи же говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков.

В Повести временных лет также сеть рассказ о процессе крещения Владимира и Руси и в нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания. Прежде всего, это предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем. Во-вторых, предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами. И, наконец, предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и греческую веру, приняв ее рукою победителя.

Последнее предание было основано на реальном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска и греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз с греками был заключен в 987 году, по которому Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен, но византийцы после победы не исполнили своих обещаний. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь – главный греческий город в Крыму, настояв на исполнении греками договора.

Здесь же, в Корсуне (Херсонесе) князь принял христианство и получил в жены царевну. По поводу места крещения Владимира единого мнения не существует, но в отношении даты этого события большинство исследователей сходятся в том, что это произошло в 989 году.

Возвратившись из корсунского похода в Киев вместе с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Сначала он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Изображения и статуи старых богов были низвергнуты и брошены в реку, а на их местах были поставлены церкви. Так же насаждение новой религии происходило и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.

По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих районов русских земель. Так, в Новгороде пришлось применить силу, а в отдаленных районах (например, у вятичей) язычество сохранялось, еще целые века. В целом, по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия20.

Подводя итог главе второй, необходимо отметить, что был целый ряд предпосылок для принятия на Руси именно христианской веры, достаточно хотя бы сказать о том, что при дворе киевского князя была достаточно сильная группировка русских-христиан, поддерживаемая самим князем.

Кроме того, сопредельные территории, а также страны, с которыми у Руси были довольно тесные торгово-экономические и дипломатические связи, также были христианизированными. Тем самым, можно сказать о том, что принятие именно христианской веры было, в определенной степени предопределено.


  1   2

Похожие:

О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconВопросы: Что будет с нами и нашей страной, если мы забудем, что было раньше?
Рассказать детям о том, что сохранение выбранных князем Владимиром Красное Солнышко принципов самобытности и приверженности православию...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconЗначение Бородинской битвы в событиях Отечественной войны 1812 года ( если позволяет время лучше отвести на эту тему 2 часа)
В 1801- 1812 годах. Скажите, какое направление этой политики было одним из самых главных? (Западное или европейское). Почему? ( В...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconТема опыта
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать,...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconПарадоксы русского просвещения
Ее уникальность заключалась не только в том, что в атмосфере либерализма и гласности впервые в России широкие слои населения могли...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconЛю Гуань Юй Секреты китайской медитации
Буддха Дхарма бесполезна, если ее не вводить в живую практику, потому что если мы не имеем личного опыта в ней, она будет чужда нам,...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconЯ думаю, что когда я был маленьким, я был чувствительным ребенком. Моим откликом на естественный мир была удивительная любознательность. Я любил и искал
Но мое эмоциональное окружение редко было гармоничным. Мой отец быстро прогрессировал вниз в болезни алкоголизма, и все внимание...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconМеждународный Фестиваль «Звёзды Нового Века»
Это привело к тому, что имя Мандельштама долгое время было известно лишь узкому кругу любителей поэзии и специалистам. Глубокое,...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconИнтервью Марина Синеокая
Если бы были младше. Некоторые кончили войну в 20 лет, а я начала, мне было 19. Между прочим, меня заставили написать кое-что. Если...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconСовременный англо русский словарь компьютерных технологий
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроиз ведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами...
О том, что было бы и каким образом развивалась бы Россия, если бы было принято не христианство, а любая другая монотеистическая религия, например, ислам. Или же возникаю вопросы о том, по какому пути исторического развития пошла бы Россия, если бы христианство было принято в другой исторический пери iconАмериканские заметки
Если они обнаружат какие либо факты, свидетельствующие о том, что хотя бы в одном из указанных мной отношений Америка отклонилась...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница