Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий




Скачать 12.73 Kb.
НазваниеКчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий
Дата03.02.2016
Размер12.73 Kb.
ТипАнализ
Яровчук Н.В.

КЧГУ, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий.

Этнопедагогическая направленность подготовки студентов педагогических вузов как фактор освоения этнической культуры народов Северного Кавказа


Анализ литературы показал- педагоги разных времен и народов, размышляя над проблемами обучения и воспитания, приходили к выводу о том, что успех педагогического воздействия в первую очередь определяется качествами ума, характера, воли самого воспитателя, его профессионализмом, яркостью и своеобразием личности, высокой нравственностью. «Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовать характер», - полагал К.Д.Ушинский 2,319. Сегодня, в условиях модернизации образования выдвигаются новые требования к профессиональной готовности учителя, вооруженного новейшими методиками и технологиями обучения, творчески мыслящего созидателя учебного процесса. Это налагает на педагогические высшие учебные заведения большую ответственность за подготовку пе5дагогических кадров, обладающих как хорошей общепрофессиональной подготовкой, так и этнопедагогической, позволяющей формировать личность учеников с помощью этнической культуры, являющейся базой воспитания личности.

В структуре педагогической деятельности профессиональная готовность занимает особое место. Она характеризуется интегральным умением творчески мыслить, применять знания и умения в деятельности и основывается на комплексном использовании его личностных качеств, теоретико-методологического сознания, методологической культуры и педагогической рефлексии. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н.Шиянова, в составе профессиональной готовности к педагогической деятельности правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, и с другой, – научно-теоретическую и практическую, составляющие компетентность педагога, основу его профессионализма

Следует отметить, что в последнее время эта проблема привлекает к себе пристальное внимание многих исследователей. За последние 10-15 лет появился целый ряд работ, авторы которых в той или иной форме затрагивают вопросы профессиональной готовности педагога: К.М.Гуревич, А.В.Барабанщиков, Е.В.Бондаревская, В.И.Загвягинский, В.А.Кан-Калик, И.Б.Котова, Н.В.Кузьмина, В.А.Николаев, В.А.Сластенин, Г.А.Станчинский, Е.Н.Шиянов, Р.Н.Щербаков, А.В.Шаалы и др. Одним из факторов профессиональной, нравственной и этнопедагогической подготовки учителя к эффективной работе в школе, педагогической деятельности является формирование этнопедагогической культуры будущих учителей.

Традиционная педагогическая культура общества включает в себя три составных части: целевую, содержательную, процесуальную. Их освоение необходимо для формирования этнопедагогической культуры личности, в которую входят:

 этнопедагогическое сознание;

 этнопедагогическое мышление;

 этнопедагогическая деятельность.

Развитие этих качеств лежит в основе формирования этнопедагогического мировоззрения, которое является необходимым для организации ценностно-ориентировочной деятельностью в национальной школе.

Этнопедагогическая культура учителя начинает формироваться в стенах высшего учебного заведения. Для решения этой задачи необходима организация формирование целостной этнопедагогической культуры, которая осуществляется при продуманном усвоении системы этнопедагогических знаний, разрешении противоречий, возникающих в современной школе. Эти противоречия могут быть выражены следующим образом:

а) между необходимостью применения этнопедагогических знаний в учебно-воспитательном процессе и недостаточным их освоением в силу низкого национального самосознания.

б) низким уровнем этнопедагогической культуры учителя и необходимостью интеграции традиционных и нетрадиционных этнопедагогических подходов для реализации программы ценностно-ориентировочной деятельности в школе;

в) недостаточным развитием этнопедагогического сознания учителя и потребностями общества в возрождении традиционных средств и методов этнопедагогической культуры, обусловленной изменениями в обществено-экономической жизни.

Решением этнопедагогических проблем занимается кафедра педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета, в работе которой просматривается целенаправленное введение этнопедагогических знаний в курсы педагогических дисциплин. Этот процесс начинается с I курса, когда студенты начинают изучать курс «Ведение в педагогику», затем, по мере усвоения других дисциплин психолого-педагогического цикла, делается упор на изучение курса этнопедагогики и курсов по выбору. Формирование этнопедагогической культуры будущих учителей в значительной мере зависит от целостного усвоения знаний в ходе изучения интегративных курсов «Ценностно-ориентированная деятельность в средней общеобразовательной школе» и «Специфические особенности традиционного этикета горцев Северного Кавказа».

Мы исходим из того, что этнопедагогическая культура каждого народа является отражением национальной психологии, менталитета, образа жизни, обычаев, обрядов, традиций, нравов, быта и сложившихся общественных отношений.

Педагог должен знать сущностные характеристики, специфические черты и условия, при которых задействуются те или иные обряды, обычаи, традиции. Особое значение имеет знание прогрессивных народных традиций, особенностями которых мы считаем:

 всеобщность, массовость – традиции поддерживаются широкими массами, общественным мнением; в народном воспитании участвуют все: воспитывают, воспитываются, имеет место самовоспитание, взаимное воспитание;

 прочность, стабильность. Традиции создаются временем как коллективный опыт, навык, правила, общепринятые закономерности;

 жизнедеятельность. Традиции – явление жизни, факт самой действительности, проявляются в знаниях, сознании, поступках, действиях, в поведении людей; многое овеяно духом романтики, красоты, они впечатляют, влекут, волнуют;

 долговечность. Традиции обладают постоянством, уступчивостью, повторяемостью. Даже консерватизм в данном случае может носить созидательный, положительный смысл как фактор стабильности. Отдельные общественно-полезные традиции с течением времени, даже потеряв или изменив свое первоначальное содержание, продолжают жить в памяти людей как дань признательности хорошему прошлому (Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова);

  • многообразие. Традиции бывают семейные, трудовые, игровые. Позднее или параллельно они перешли в другие сообщества, жизнь которых слабо представлена в понятиях народного воспитания ввиду позднего появления сообществ, в частности, школьных, студенческих, молодежных, армейских, медицинских, спортивных и т.д. Содержательно в этих сообществах продолжилось следование определенным принципам, являющимся характерными для уклада народной жизни – милосердие, дисциплинированность как ответственность за общее дело, корпоративность, чувство групповой чести, солидарность и др. На эти особенности обращалось особое внимание студентов.

Во всем многообразии представленных подходов к определению профессиональной готовности учителя четко просматривается выделение в ее сущности теоретического, практического и личностного компонентов. Ряд авторов выделяет также методический, технологический, социальный, морально-психологический компоненты.

Придерживаясь данной классификации, рассмотрим особенности профессиональной готовности учителя к формированию ценностных ориентаций учащихся национальной школы в условиях возрождения регионального-этнической культуры, решение которых также обозначено в курсе спецдисциплин, которые ведутся в КЧГУ.

Теоретическая готовность учителя в этом аспекте включает в себя:

 знание национальной культуры своего народа и других народов, представителей которых он обучает;

 аналитические умения – научно-обоснованная оценка объективной ценности прогрессивных идей и опыта народной педагогики;

 умение прогнозировать развитие личности, ход педагогического процесса, образовательные, воспитательные и развивающие возможности этнокультурного материала;

 рефлексивные умения.

К основным критериям практической готовности учителя к формированию ценностных ориентаций старшеклассников относятся:

 умение разрабатывать и осуществлять средства, способы, приемы обучения и воспитания с использованием этнокультурного и аксиологического потенциала народной педагогики;

 мобилизационные умения – умение привлечь внимание учащихся к изучению культуры и истории и других народов, развивать у них устойчивый интерес, формировать потребность в творческой самореализации;

 ориентационные умения – умение формировать морально-ценностные установки учащихся;

 умение использовать национальную базу культуры в формировании ценностных ориентаций школьников, отвечающих их познавательным возможностям;

 умение использовать наиболее значимые общественные факторы в воспитательной деятельности (общественное мнение, традиции, обряды, обычаи) и т.д.;

 перцептивные и коммуникативные умения – умение дифференцировать педагогическую деятельность с учетом состава класса, адекватно распознавать эмоциональное состояние ребенка согласно национальной специфике в ситуации общения и т.д.

Выделяя в качестве самостоятельного компонента профессиональной готовности в ходе обучения в вузе самообразование учителя, мы ориентировали студентов на:

 постоянное стремление к овладению знаниями в области этнопедагогики и этноэтикета, осознание их необходимости для профессионального самосовершенствования;

 сформированность умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками по народной педагогике;

 наличие умений и навыков изучения, организации, обобщения и переосмысления передового опыта учителей, а также воспитательных методов и средств старших поколений, родителей и т.д. Не менее важен социальный компонент профессиональной готовности учителя, включающий в себя:

 понятие и принятие этносоциокультурной специфики общения;

 знание возрастных особенностей социализации личности в этносоциуме;

 умение обеспечивать совместную деятельность семьи, школы и общественности по формированию ценностных ориентации школьников и т.д.

Нельзя не сказать о личностном компоненте профессиональной готовности учителя. Учитель – официальный представитель общества, в котором воспитывается личность. Он должен являться носителем тех нравственных ценностей, которыми располагает общество, носителем той культуры, которая в этом обществе выработана.

Нравственная готовность учителя, как показало наше исследование, предусматривает:

 овладение духовно-нравственными ценностями национальной культуры, а на её основе и общечеловеческой. Педагог должен выработать в себе умение воспитывать подрастающее поколение как на основе этнокультурных ценностей, так и общемировых, т.е. общечеловеческих;

 воспитание культурой должно опираться не только на национальные традиции, обычаи, жизненные и нравственные принципы конкретного этноса, но и традиции, обычаи общечеловеческого характера, которые имеются в каждой национальности.

Среди нравственных ценностей, которые педагог должен усвоить, а затем передать учащимся, главными являются: любовь к Отечеству, малой и большой Родине, добропорядочность (добрый нрав), честь, мужество, справедливость, милосердие, эмпатия, толерантность, чистосердечие, геронтотимия, взаимопомощь, взаимовыручка и многое другое, что отражает нравственные установки народа. Особую значимость имеет тот факт, что сформированность ценностных ориентации школьников напрямую зависит от уровня профессиональной готовности учителей, работающих с ними. Сопоставительный анализ экспериментальных данных (по результатам анкетирования, самооценки, наблюдения, бесед) позволил сделать вывод: чем выше уровень профессиональной готовности учителя, тем позитивнее сформированы ценностные ориентации на этническую культуру учащихся, что подтверждает необходимость этнопедагогизации учебного процесса в вузе.

Литература:

  1. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии /И.С. Кон. – М.: Наука, 1983. – 231 с

  2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. в 11-ти тт. / К.Д. Ушинский. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 – 1951. Т. 2.

  3. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими /К.Д. Ушинский // Собр. соч. – М.: АПН РСФСР, 1948. – Т. 3. – С. 306-314.

Похожие:

Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconЛ. Н. Буйлова, доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс б1 «История и философия специальной педагогики и психологии»
Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconПедагогическая практика студентов 4 курса Института информатики и информационных технологий
Руководитель – Донгаузер Е. В., канд пед наук, доцент кафедры общей педагогики и истории образования
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconМеждисциплинарная академия наук украины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная...
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования» по педагогическим наукам
Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории...
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconРабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности
Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории...
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconМинистерство образвания и науки РФ российский образоваительный форум методическая служба системы дополнительного образования детей: региональный опыт
Буйлова Л. Н., доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconМинистерство образования Российской Федерации кубанский государственный университет
Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем технологий в образовании Куб гу с. П. Грушевский
Кчгу, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий iconУроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий
Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница