Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию




Скачать 16.23 Kb.
НазваниеРаспоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию
страница1/23
Дата03.02.2016
Размер16.23 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 февраля 2011 г. N 165-р


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии, включающего в том числе мероприятия по подготовке проектов актов о внесении изменений в федеральные целевые программы и иные программные документы.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке федеральных целевых программ и иных программных документов.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.

5. Минрегиону России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.


Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН


Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 7 февраля 2011 г. N 165-р


СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


I. Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:

значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;

высокие риски ведения предпринимательской деятельности;

низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных) Приволжского федерального округа, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.


II. Характеристика Приволжского федерального округа,

конкурентные преимущества, вызовы и угрозы


1. Общая характеристика


В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6 процентов территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. километров), на ней проживает более 20 процентов населения страны (более 30 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов.

Приволжский федеральный округ входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.

Округ является одним из лидеров по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

Приволжский федеральный округ находится на втором месте среди федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды являются не только сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе значительны запасы лесных ресурсов.

Природные условия на большей части территории округа являются одними из наиболее благоприятных в России для жизни и ведения бизнеса. Агроклиматический потенциал территории позволяет вести продуктивное сельское хозяйство разных типов - выращивать зерновые, технические, плодоовощные культуры, заниматься продуктивным животноводством.

Важную роль в экономике округа играют пищевая и перерабатывающая промышленность, в значительной степени обеспеченные продукцией сельского хозяйства и имеющие значительный потребительский спрос.

В округе расположено много крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. С 2009 - 2010 годов 8 университетов округа являются национальными исследовательскими университетами.

Приволжский федеральный округ занимает близкое к географическому центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического положения округа является отсутствие выхода к Мировому океану и относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен в отношении поставок готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока.

Уникальность округа в том, что он расположен на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. По его территории проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию нефтехимической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе газом.

Минерально-сырьевой потенциал округа значителен, практически в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в Приволжский федеральный округ, имеются ресурсы углеводородного сырья, характеризующиеся высокой геологической изученностью и инфраструктурной освоенностью. В северо-восточной части Приволжского федерального округа имеются уникальные в мировом масштабе месторождения калийной соли, крупные месторождения титана, меди.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Приволжского федерального округа является человеческий капитал. Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Самарская область входят в десятку субъектов Российской Федерации по индексу развития человеческого потенциала.

Округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием (около 170 народов и более 6000 религиозных организаций) при бесконфликтном и органичном сосуществовании разных культурных традиций. На территории округа расположено 6 национально-территориальных административных образований - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Чувашская Республика.


2. Вызовы и угрозы


Первым вызовом текущего момента для Приволжского федерального округа является усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Вторым вызовом является ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Еще один вызов - это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.

Основные факторы, мешающие социально-экономическому развитию Приволжского федерального округа, связаны с наличием следующих проблем реального сектора экономики:

наличие ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре;

преобладание фондоемких, материалоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей;

низкая производительность труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;

высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды, вследствие чего - технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

недостаточно эффективное взаимодействие экономических субъектов между собой;

низкий уровень взаимодействия между производством и наукой;

недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры.

Наиболее проблемной отраслью является сельское хозяйство территорий на периферии округа: на юге - в сухостепной зоне в связи с деградацией ирригационных систем, на севере и западе - из-за депопуляции сельской местности и износа основных фондов. В этих районах меньшая рентабельность сельского хозяйства также определяется природными условиями.

Сальдо миграции Приволжского федерального округа устойчиво отрицательно в 2000-е годы. Отток населения направлен, главным образом, в гг. Москву и Санкт-Петербург, а также в промышленно развитые регионы Урала.

Темпы экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за исключением Республики Татарстан, были ниже средних по стране, что связано с непреодоленным спадом в обрабатывающих отраслях и замедленным ростом постиндустриальной экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций.

В экономике округа преобладают фондоемкие и материалоемкие отрасли с высокой зависимостью от конъюнктуры сырьевых рынков.

Машиностроение и нефтехимическая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в валовой региональный продукт Приволжского федерального округа, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей и, как результат, в 3 - 4 раза более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим явно недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Транспортная и энергетическая инфраструктуры в Приволжском федеральном округе заметно отстают от требований сегодняшнего дня, являясь сдерживающим фактором для развития экономики. На территории округа нет современной логистической системы.

Необходима комплексная оценка последствий, анализ достаточности и готовности мер инженерной защиты и других мер компенсации негативных последствий. Необходимо проработать вопрос о дальнейшей эксплуатации Чебоксарского и Нижнекамского гидроузлов.

Для снижения дефицита электроэнергии в Приволжском федеральном округе почти не используются возобновляемые источники энергии (прежде всего, малая гидроэнергетика), а также местные виды топлива (торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа).

Основным видом топлива для тепловых электростанций округа является газ (94 процента общего объема потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.

Модернизация экономики Приволжского федерального округа, стимулирующая рост производительности труда, может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. На одних территориях будет ощутимый дефицит рабочей силы, на других - дефицит рабочих мест.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconРаспоряжение от 8 декабря 2011 г. N 2227-р
Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия)
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconРаспоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года (далее Стратегия)
Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года (далее Стратегия)
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. №209-р Государственные заказчики Программы Министерство культуры Российской Федерации
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа)
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconРаспоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (с изменениями от 8 августа 2009 г.)
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconКонцепцияправительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconТомской области распоряжение
Утвердить Стратегию сокращения бедности на территории Томской области (приложение 1)
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconФедеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы утвердить прилагаемую Концепцию
Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 2015 годы
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 2015 годы
Распоряжение от 7 февраля 2011 г. N 165-р Утвердить прилагаемую Стратегию iconО долгосрочной целевой программе
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие "электронного правительства" в Ленинградской области на 2011-2015...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница