Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.




Скачать 15.29 Kb.
НазваниеПрограмма по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Дата03.02.2016
Размер15.29 Kb.
ТипПрограмма
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»




С О Д Е Р Ж А Н И Е:


1. Анализ ситуации. Актуальность программы.


2. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач

достижения поставленных целей.


3. Отличительные особенности данного проекта.


4. Рабочий план реализации проекта.


5. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.


6. Содержание занятий


7. Список используемых источников.


1. Анализ ситуации. Актуальность программы.


Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза,

число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%,

с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%,

нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.  

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.


2. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач, достижения поставленных целей.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;  

  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

  • привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;

  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.



3. Отличительные особенности данного проекта.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому от ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практически ми заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются  практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной по мощи.  

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело вые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы -ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факто рами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько на правлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.


4. Рабочий план реализации проекта.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы — 4 года.

Форма и режим занятий:

Форма обучения 

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете),

                                      внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).


5. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.

  • К концу 1 года обучения

Должны знать: как правильно надо мыть руки и лицо,

как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами,

                            знать правила ухода за кожей,

                           как следует питаться,

                           о пользе сна,

                            правила поведения в школе и дома,

                            о вреде курения,

                            о пользе физических упражнений и закаливания,

                            правила безопасного поведения на воде.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо,

делать гимнастику для глаз,

со держать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений,

выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме,

спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час,

 контролировать своё поведение в школе и дома,

уметь противостоять при предложении покурить,

выполнять физические упражнения для укрепления мышц,

выполнять закаливающие процедуры,

соблюдать правила безопасного поведения на воде,

играть в подвижные игры на воздухе.

Способ проверки: 

наблюдение за внешним видом и поведением детей по при ходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры;

беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ

отчёты детей-санитаров, физоргов, командиров о выполнении учащимися валеологических   правил,

опрос на занятиях после пройденной темы.


6. Содержание занятий

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 5. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 6. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 7. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 8. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 9. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 10. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест.

      Тема 11. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 12. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 13. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 14. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 15. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.  

Тема 16. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 17-18 Я – ученик. (2 часа)

 Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 19-20. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов.  Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.  

Тема 21. Скелет – наша опора. (1час) 

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 22. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 23. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 24. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 25-т29 Чтобы душа была здорова. Делать добро спеши. Игра , Чем сердиться, лучше помириться»

Тема 30. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 31. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.


7. Список используемых источников.



  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

  2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

  3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

  4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

  5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

  6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Примерная схема режима дня младших школьников www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495

Правила личной гигиены школьников /sch730.edusite.ru/p147aal.html 8 Кб

Похожие:

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconПрограмма дополнительного образования «Азбука Здоровья» (модифицированная программа)
Предлагаемый курс «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconК областной целевой Программе
Формирование здорового образа жизни, укрепление и сохранение здоровья населения Челябинской области
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. icon«Укрепление и сохранение здоровья школьников» Инициатор проекта
Здоровье детей – забота общая. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconПрограмма кружка построена на основе программы курса «Здоровье»
Сохранение и укрепление здоровья это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconСохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий. Автор: учитель начальных классов Лаврентьева С. Е
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей,...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconЗдоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе
Так, в пятом пункте Национальной образовательной программы «Наша новая школа» говорится, что «дети проводят в школе значительную...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconИ укреплению здоровья учащихся в рамках реализации инициативы «наша новая школа» Требунских Наталья Юрьевна моу сош №77 г. Воронежа
«Наша новая школа». Одним из основных направлений было объявлено направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. «Дети...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconКонкурсы стихов и рисунков «Дети против насилия»
Цель мероприятий направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику злоупотребления пав
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. iconБабенко С. В., Васильева Т. И., Нефедова Л. А
Обеспечение подготовки воспитателей, профессионально ориентированных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница