Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород




Скачать 27.58 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер27.58 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3

А.М. Савельев



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Методическое пособие для учителей
и воспитателей образовательных учреждений
интернатного типа


Нижний Новгород

2004

Методическое пособие освещает одну из острых сегодня педагогических проблем – индивидуального подхода в педагогическом процессе. Особую актуальность его реализация приобретает в школах-интернатах. Нами рассмотрены возможности и перспективы реализации индивидуального подхода в условиях образовательного учреждения интернатного типа. В работе дано определение индивидуального подхода, проанализированы некоторые его теоретические предпосылки, рассмотрены условия применения подхода.

Пособие адресовано учителям и воспитателям школ-интернатов. Оно будет полезно педагогам-практикам общеобразовательных учреждений других типов, а также студентам, аспирантам, исследователям.

При написании работы использован опыт работы школы-интерната №5 г. Нижнего Новгорода.


Научный редактор: Дмитриева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Рецензенты: Кафедра педагогики и психологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

Савельева Мария Сергеевна, учитель высшей категории санаторной школы-интернат №5


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. Теоретические предпосылки осуществления индивидуального подхода в образовательном учреждении интернатного типа.

1.1. Понятия «индивидуальность», «индивидуализация обучения» и «индивидуальный подход»

1.2. Особенности педагогического процесса в учреждениях интернатного типа. Теоретические предпосылки условий реализации индивидуализированного обучения

Глава 2. Организационно-педагогические условия реализации индивидуального подхода в школе-интернате

2.1. Индивидуальный подход на уроке

2.2. Индивидуальный подход вне урока

Библиографический список

Приложения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманизация как важнейший на сегодня принцип обучения в школе в качестве одного из важнейших условий предполагает осуществление на уроке индивидуального подхода. Он предполагает учет индивидуальных различий учащихся и, в связи с этим, вариативность методов воспитания, обучения, особые формы организации учебного процесса. Кроме того, успешность осуществления индивидуального подхода зависит во многом от знания учителем индивидуальных особенностей своих учеников и от его умения эти особенности постоянно изучать. В конечном счете, индивидуальный подход в обучении означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.

Особую актуальность приобретает применение индивидуального подхода в образовательных учреждениях интернатного типа, особенно профилированных, где дети отличаются теми или иными особенностями (например, осложнениями здоровья)

Задачи, которые поставлены в предлагаемом пособии направлены на рассмотрение педагогических условий реализации индивидуального подхода в учреждениях интернатного типа:

  • Обозначить актуальность применения индивидуального подхода к учащимся в школе-интернате;

  • Рассмотреть условия применения индивидуального подхода в школе-интернате;

  • Представить рекомендации по технологии применения индивидуального подхода с целью внедрения его в преподавательскую практику школы-интерната.

В качестве основных методологических постулатов декларируются следующие:

• непредсказуемость индивидуального поведения (признание права каждого ребенка на индивидуальный выбор и, соответственно отказ взрослому в праве на жесткий прогноз и жесткое, однозначное управление учебной жизнью ребенка, вариативность педагогических мер);

• ценность личности (отказ от разделения детей по критерию хороший – плохой в плане оценки их личности при сохранении оценочных критериев по отношению к конкретным аспектам поведения ребенка);

• уникальность индивидуальных возможностей (готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими только ему качествами и имеющего индивидуально-своеобразный потенциал своего развития).

Исходя из этого, индивидуальный подход в школе-интернате должен характеризоваться следующими важнейшими признаками:

– гуманностью;

– способностью к формированию коллективизма учащихся;

– являться активным, формирующим, развивающим принципом (поскольку индивидуальность нужно формировать, культивировать);

– реализовываться в отношении каждого ученика без исключения;

– динамичностью (во-первых, при индивидуальном подходе должны учитываться возрастные особенности детей, во-вторых, -– варьироваться разнообразные меры к ученику с учетом его меняющихся интересов);

– преемственностью и перспективностью, систематичностью и последовательностью в работе с каждым учеником;

– двусторонним характером: налаживанием и внешней и внутренней обратной связи в преподавании;

– различными путями достижения педагогических целей;

– недопустимостью оценки качества индивидуальной работы по количеству мероприятий в работе с учеником;

– осуществлением единых требований к каждому ученику.

Индивидуальный подход в школе интернате позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков; повысить уровень умений самостоятельной работы (причем эти умения переносимы на учебную деятельность по тем учебным предметам, на базе которых не происходило их специальное формирование), уменьшить относительное отставание учащихся.


ГЛАВА 1.

Теоретические предпосылки осуществления
индивидуального подхода в образовательном учреждении
интернатного типа


1.1. Понятия «индивидуальность», «индивидуализация обучения» и «индивидуальный подход»


Понятие «индивидуальность» играет большую роль как в педагогическом, так и в социальном познании вообще. Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим; человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Человек приобретает свою индивидуальность только на социальном уровне развития.

Под «индивидуализацией обучения» понимается «…органи­зация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» (Российская педагогическая энциклопедия. С. 359). Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств (Бударный, Рабунский, Кирсанов и др.).

Здесь мы имеем дело с «дифференциацией», под которой понимается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Как правило, обучение в этом случае происходит по различным учебным планам и программам.

Следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. Известный нижегородский ученый Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников» следующее определение: «Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по общеобязательным учебным программам и факультативам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника». Основное отличие такого определения от имеющихся – в стремлении отвести требования рассматриваемого принципа не только к методам и формам организации обучения, но и к отдельным сторонам его содержания» (Рабунский, С. 15).

Отметим также, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку учащихся со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого» (Дифференциация как система. С. 8-9).


Литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 77 С.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук, ин-т психологии. – М.: Наука, 2000. – 350 С.

  3. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. – №7. – С. 23-38.

  4. Гордеева И.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. – №2. – С.32-38.

  5. Дифференциация как система: В 2-х частях. / Под ред. Р. Чураковой. – М.: Новая школа, 1992. – Ч.1 – 2.

  6. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. – 224 С.

  7. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение / М.: Сентябрь, 2002. – 160 С.

  8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Педагогика, 1975. – 184 С.

  9. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. – М.: Политиздат, 1984. – 141 С.

  10. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. – 1986. – №11.

  11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 С.



1.2. Особенности педагогического процесса в учреждениях интернатного типа. Теоретические предпосылки условий реализации индивидуализированного обучения


Организация учебных занятий в школе-интернате имеет свои особенности, объясняемые, прежде всего, контингентом учащихся. Как правило, ученики таких школ отличаются быстрой утомляемостью, повышенной нервной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Зачастую – в связи с болезненным состоянием здоровья – они вынуждены пропускать учебные занятия и, следовательно, имеют большие пробелы в знаниях. В интернат они поступают из разных школ, с разной подготовленностью. Часто среди них находятся так называемые «запущенные» дети. Играет свою роль и социальный фактор, поскольку в интернат попадает очень много детей из неблагополучных семей.

С другой стороны, среди исследователей есть мнения, что педагогическому воздействию дети в школах-интернатах поддаются быстрее, чем в массовых школах. Пробелы в их знаниях ликвидируются в меньшие сроки, так как на это направлены усилия не только учителей, но и большого коллектива воспитателей (В нашей школе-интернате. С.66.). Урок здесь похож на урок в массовой школе, а приготовление уроков и внеурочной работы во многом отличаются. Прежде всего, есть больше возможностей к углублению и расширению знаний (Там же.). Таким образом, постоянное пребывание учащихся в стенах учебного заведения также заставляет несколько по-иному взглянуть на образовательный процесс, строить его с учетом всех особенностей данного учреждения и его учащихся.

Основная проблема, на решение которой направлена деятельность школы-интерната, заключается в изменение в содержании и формах взаимодействия общества и детей, имеющих трудности со здоровьем, средствами образования. Безусловно, одним из важнейших компонентов здесь является разработка индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Как правило, учебный процесс в школе-интернате ориентирован на сниженную нагрузку с включением обязательного компонента базисного учебного плана. Обучение детей нередко осуществляется с соблюдением принципов лечебной педагогики, которые предусматривают бесконфликтное общение с учащимися, предупреждение психотравмирующих ситуаций, профилактику умственного и физического переутомления (примером может служить санаторная школа-интернат №5 г.Н. Новгорода). Продолжительность уроков 40 минут. После второго и третьего уроков организуются большие перемены по 15-20 минут, на уроках проводятся физкультурные паузы по 2-3 минуты. Для всех учащихся предусмотрен 1,5-2 часовой послеобеденный отдых и 2,5-3 часовое пребывание на свежем воздухе с включением активных видов.

Разумеется, как и в обычной школе, индивидуализация в интернате никогда не может быть абсолютной. При использовании любых форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей. Во внимание принимаются лишь те черты, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, реально учитываются индивидуальные черты не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными особенностями.

В связи с этим индивидуальный подход в школе-интернате, как, впрочем, и в другом образовательном учреждении, должен включать в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

· систематическое изучение каждого ученика;

· постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

· выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

· фиксация и анализ полученных результатов;

· постановка новых педагогических задач.

В этой связи, реализуя индивидуальный подход в обучении в школе-интернате, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим условиям:

1. Строить образовательный индивидуализированный процесс с учетом особенностей здоровья каждого учащегося. Для этого – проводить систематическое изучение каждого ученика, и, исходя из этого, ставить ближайшие педагогические задачи в работе с каждым учеником;

2. Правильно организовать режим дня воспитанников;

3. Опираться на реальные психологические механизмы интеллектуального развития каждого ребенка, которые связаны с изменениями состава и строения индивидуального умственного опыта личности;

4. Относиться гуманно к каждому учащемуся. Вовремя организовать социальную адаптацию учащегося в социальную среду школы-интерната;

5. С начальных классов строить образовательный процесс сообразно выявленному ведущему стилю учебной деятельности ученика. Для этого – определить тип мыслительной деятельности ученика. Своевременно изучать знания, умения и навыки, умения самостоятельно работать, умственные способности, прочие качества;

6. Воспитать у школьников самостоятельность в деятельности в коллективе;

7. Самому учителю постоянно заниматься фиксацией и анализом полученных результатов. Учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

8. Заниматься самовоспитанием (учителю) с целью выработки необходимого педагогического такта (меры в процессе общения между учителем и учеником) на уроке, умения приспосабливаться к любым учебным ситуациям, созданию оптимального для интерната индивидуального стиля преподавательской деятельности.


Литература

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7.– № 2. – С. 21-27.

  2. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развитие его личности // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С 23-31.

  3. В нашей школе-интернате. (Из опыта работы Николаевской школы-интерната №1). – М.: Учпедгиз, 1960. – 192С.

  4. В помощь работникам школ-интернатов: Методические материалы. / Под ред. М.Н. Колмаковой. – М.: Просвещение, 1964. – 320С.

  5. Денисевич Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната // Начальная школа. – 1996. – №7. – С.29-32.

  6. Кадырова Д.Р. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успеваемость и дисциплинированность учащихся школы-интерната. – http: // pirao.ru/ nauch/k_disser.html.

  7. Плоткин М.М., Цыпурский В.Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате. Пособие для директоров школ-интернатов. – М.: Просвещение, 1982. -192 С.

  8. Савельев А.М. К вопросу о роли индивидуального подхода в условиях санаторного интерната // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды IV Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (4-5 февраля 2003 г.). – Нижний Новгород: ВГИПА, 2003. – С. 31

  9. Он же. Необходимые условия реализации индивидуального подхода в учреждениях интернатного типа // Аспирант: сборник научных трудов аспирантов Нижегородского лингвистического университета им. Н.А. Доборолюбова. – Вып. IV. – Ч.3. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбва, 2003. – С. 32-38

  10. Скатова В.А., Приходченко Т.В., Усанова Е.П. Модель специализированной школы-интерната для реабилитации детей с заболеваниями органов пищеварения / Доклад на Седьмом конгрессе педиаторов, февраль 2002 года. – М., 2002.

  11. Школы-интернаты. [Сб. ст.]. / Сост. А.А. Бобовский. Опыт ленинградских школ. – Л.: Лениздат, 1961. – 115 С.

ГЛАВА 2.

Организационно-педагогические условия реализации
индивидуального подхода в школе-интернате


Намечается следующий алгоритм индивидуальной работы с учеником:

1. Изучение целостной личности школьника в процессе его учебной деятельности:

а) наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в классе, при выполнении учебных заданий, в процессе общественно-полезного труда и т.д.;

б) организация обстоятельств, в которых воспитанник может проявить интересующие нас качества;

в) беседы с учащимися;

г) выявление общественного мнению коллектива об этом учащемся;

д) обмен мнениями и обсуждение индивидуальных особенностей воспитанника с учителями, руководителями кружков, его родителями.

2. Проектирование основного направления индивидуальной работы с учащимися на основе разработанной типологии (см. ниже);

3. Поиск наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учеником;

4. Уточнение основного направления индивидуальной работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов здоровьесберегающих технологий;

5. Анализ и обобщение проделанной работы.

Создание особой образовательной среды. В рамках личностно-ориентированного подхода она, следуя рекомендациям И.С. Якиманской, должна соответствовать трем основным принципам (Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования):

вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основании предлагаемых альтернатив);

гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика);

открытости (готовности учителя использовать возникшие у детей идеи и предложения в совместной деятельности).

Основой для осуществления подлинного, построенного по типам знаний индивидуального подхода к каждому ученику служит педагогическая характеристика. Предлагается следующая схема педагогической характеристики.

Ф.И.О.

Дата рождения

Класс

1. Учебная деятельность.

А) успеваемость

Б) общее умственное развитие (кругозор, начитанность)

В) развитие речи

Г) способности к учению

Д) старательность

Е) организованность

Ё) интерес к знаниям

Ж) умения в учебной работе (как усваивает учебный материал)

2. Отношение к труду.

3. Специальные способности и интересы.

4. Дисциплинированность.

5. Взаимоотношения с коллективом.

6. Особенности характера

7. Отношение к школе-интернату.

8. Особенности здоровья.

Характеристика составляется на каждого ученика ежегодно. Проводится сравнительный анализ результатов характеристик, где фиксируются:

– изменения, произошедшие с воспитанником за год и их причины;

– педагогическая работа с данным учеником, которая оказалась наиболее успешной;

– план дальнейшей педагогической работы (с указанием основных педагогических задач).

Руководствуясь сказанным выше, для каждого учащегося (или группы учащихся) интерната разрабатываются педагогические условия сопровождения. Они предполагают:

  • Систематический контроль выполнения нормативов для ликвидации перегрузок.

  • Сотрудничество на уроке.

  • Гуманизацию и гуманитаризацию педагогического процесса.

  • Дополнительное образование на базе для развития «хобби».

  • Технологии, позволяющие повысить активность учащихся на уроке и вне его.

  • Изменение роли учителя в направлении развития таких методов и форм работы с учащимися, как консультирование, помощь, поддержка.

Основные критерии, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются следующие:

– обеспечение учебной мотивации;

– построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;

– недопущение сильного и выраженного утомления.

Критерии, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

– ориентация на уровень достижений школьника;

– ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

Исходя из специфики школы-интерната, разрабатывается типология учащихся (определяется вместе с школьным психологом и социальным педагогом). В основу типологии учащихся целесообразно положить их обучаемость и мотивы учения, включив сюда:

– наличие определенного фонда действенных знаний;

– уровень аналитико-синтетической деятельности школьников;

– экономичность, продуктивность и гибкость мышления;

– темп продвижения;

– состояние здоровья.

Соответственно учащихся можно распределить на группы по следующим типам:

1-тип: учащиеся у которых высокая обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика. Они стремятся выполнить работу добросовестно, тщательно используя рациональные приемы учения.

2 тип: учащиеся, у которых высокая обучаемость выступает как потенциальные возможности в силу возможностей здоровья и своеобразия позиции, которую они занимают в отношении к учению и школе. Они равнодушны к результатам учебного труда, не желают работать систематически, выполнять работу тщательно и аккуратно.

3 тип: учащиеся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших успехов в учении. Они компенсируют недостаточное развитие отдельных мыслительных операций, вызванных состоянием здоровья, прилежанием, стремлением использовать рациональные приемы учения.

4 тип: учащиеся с низкой обучаемостью, формальным отношением к учению, низким качеством самоорганизации. Проблемы со здоровьем вызывают у них серьезные трудности в усвоении знаний, отсутствие интереса к учению.


2.1. Индивидуальный подход на уроке


На всех этапах урока, где применяется индивидуальный подход, должны быть реализованы следующие задачи:

1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей).

2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.

3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.

4. Создать условия для развития интересов и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Критерий эффективности здоровьесберегающих педагогической технологии на уроке – степень утомления обучающихся на учебном занятии.

Определить начальное состояние утомления педагог может с помощью наблюдения по некоторым признакам: учащийся начинает смотреть в сторону, «закатывать глаза к потолку», покачиваться на стуле. В данный момент им перерабатывается полученная информация и появляется невосприимчивость к внешним воздействиям. Ускорение темпа работы, громкая речь педагога могут вызывать агрессию и раздражение у обучающихся. Пауза, возможность передохнуть и усвоить полученную информацию будут способствовать сохранению их здоровья.

Контролировать утомление обучающихся с помощью наблюдения необходимо в течение всего занятия. Применение специальных методик целесообразно, если необходимо отследить влияние вновь вводимых методов, средств, форм обучения на утомляемость обучающихся. Замеры осуществляются на первом часе и в конце занятий. Таким образом, педагоги имеют возможность выявить исходное состояние учащихся и влияние учебной нагрузки на работоспособность в ходе учебного процесса.

Большое значение имеет знание о предпочтительных каналах восприятия информации учащимися. Оно позволяет педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания. Определение ведущего канала восприятия можно проводить, к примеру, по методике «Аналитический обзор стиля обучения (АОСО)» (см.: Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии). Данная методика позволяет педагогу получить информацию о ведущем канале восприятия у учащегося, а самому учащемуся поможет проанализировать его индивидуальные способы восприятия и запоминания и разработать наиболее предпочтительный стиль своего обучения.

Исследования выявили, что если у младших школьников преобладает в основном кинестетическая система, то у старших – визуальная и аудиальная или их сочетание. Следует отметить, что учащиеся с визуальной системой лучше воспринимают задания, написанные на доске или на карточках, чем со слов учителя, а также задания, оформленные с помощью графиков, рисунков и т.д. Для учеников с кинестетической системой удобны задания-действия, записываемые своей рукой в тетрадь, практические задания (рисунки, изготовление моделей). Для учащихся с аудиальной системой – это устные инструкции и задания.

По результатам диагностики целесообразно составить индивидуальные психофизиологические карты-характеристики (табл.1)

  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconМетодическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н
Рецензия Устюжаниной Тамары Ивановны (воспитателя второй категории колледжа – интерната искусств) на методическое пособие «Учим детей...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов дневной, очно-заочной и заочной форм обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации» Нижний Новгород
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет туризма и...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconАктуальные вопросы профессиональной деятельности для старших воспитателей доу
Система преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск
Печатается в рамках работы по проекту «Педагоги Омска – за нравственный город» на средства, выделенные на данный проект Администрацией...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconСтатья на тему «Интеграция образовательных областей при формировании навыков связной речи у детей с дцп»
Региональном семинаре-практикуме для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconКасаткина В. Н. / Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н.
«Педагогика здоровья» Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconВ. Д. Горяченко, А. Л. Пригоровский
Г 71 Горяченко В. Д., Пригоровский А. Л., Сандалов В. М. Задачи по теории колебаний, устойчивости движения и качественной теории...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconЕвропейская научно-техническая программа «Эврика» Методическое пособие Подготовлено автономной некоммерческой организацией «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой юнеско» (мцуэр)
Методическое пособие предназначено для информирования российских учреждений и организаций, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские...
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconУчебно-методическое пособие для учителей
Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном пространстве
Методическое пособие для учителей и воспитателей образовательных учреждений интернатного типа Нижний Новгород iconЕжеквартальныйотче т
Место нахождения эмитента: 603053, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Лесная, д. 5
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница