Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру»




Скачать 16.61 Kb.
НазваниеМетодическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер16.61 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру»


Введение.

Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.

Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

Удмурты говорят: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются Иваны не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. Но в наше время все чаще сталкиваешься с проблемой обрусения удмуртского народа. А с исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению // Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000//

Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы удмуртского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана-с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.


Цель и задачи.

Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.

Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;

2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.

3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.

5. Знакомство детей с государственными символами Удмуртии и России (герб, флаг, гимн);


Содержание.

Тема 1. человек в мире людей.

- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.

- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;

- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;

Национально-региональный компонент:

- как нарекали детей в старину удмурты и что означали древние имена, значение прозвищ (кушам ним);

- знакомство с названиями частей тела и лица на удмуртском языке;

- сравнение культур удмуртского и русского народов,

- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и УР

Компонент ДОУ.

- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);

-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Алнаши;

-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории Алнашского района;

Тема 2. человек в мире природы.

- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.

- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;

- животный и растительный мир;

Национально-региональный компонент:

- хозяйство и образ жизни народов (русского, удмуртского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на удмуртском языке, познакомить с животными и растительным миром Удмуртии (Алнашский район)

Компонент ДОУ.

- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям, реке Алнашке, реке Тойме, гора Кавказка, Бэктэр нюк, Чебер Нюк. Обсудить названия этих мест, почему так назвали.

Тема 3. человек в истории.

- Дать представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.


Национально-региональный компонент:

- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Алнашского края, какие национальные праздники празднует удмуртский народ, в чем их ценность и особенность.

Компонент ДОУ.

-Празднование некоторых удмуртских народных праздников, таких как Масленица (Вой), коляда (портмаськон) и т.п., постановка обрядов (чечы кыскон, нуны вордиськон и т.п.)

Тема 4. человек в мире вещей.

- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;

- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;

- Подворье, надворные постройки, ворота;

- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;

- предметный и вещный мир в загадках.

Национально-региональный компонент:

- особенности жилища народов края;

- внутреннее убранство удмуртского жилища как символическая структура;

- красный угол; - домашний очаг - печь.

- «Мужская» и «женская» половины дома. Двери и окна;

-особенности надворных построек удмуртского жилища ,

- одежда удмуртского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;

- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;

- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;

- символика орнамента;

- украшения:

Компонент ДОУ.

-Создание музея «Удмуртская изба», со старинной утварью, национальной вышивкой, ткачеством, удмуртским костюмом. В группе составить мини – макет «Удмуртская изба», соответствующий возрастной группе.

Тема 5. человек в мире символов.

- Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.

Национально-региональный компонент:

- Малая родина_ Удмуртия, столица – Ижевск, символика Удмуртской Республики, нашего села Алнаши, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на удмуртском костюме, тканых изделиях, избах и т.д.;

Компонент ДОУ.

- Изображения флага, герба РФ, УР и Алнашского района, карты мира, страны, УР и Алнашского района. Альбом «Удмуртские узоры», что означает каждый узор и где используется.

Тема 6. человек в мире искусства.

-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;

Национально-региональный компонент:

-знакомство с произведениями удмуртских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..

Компонент ДОУ.

- разучивание удмуртских песен, старинных игр, танцев;

- рисование, аппликация удмуртского орнамента


Младшая группа

тема

содержание

1. человек в мире людей.

Я человек

Формировать представления о своей внешности, о своей принадлежности к человеческому обществу. Объяснить, что у каждого человека есть имя, оно дается сразу после рождения. Учить называть сверстников по имени, а воспитателя по имени и отчеству. Знать свое имя, свою фамилию. Половая принадлежность (я - мальчик, я - девочка)

Я и мое тело или внешний образ человека

Знакомить детей с названиями частей тела и лица на удмуртском и русском языках; развивать способность понимать настроение людей по выражению лица, голосу. Прививать детям основы культурно- гигиенических навыков. Уход за своим телом.

Я и моя семья

Познакомить детей с обязанностями всех членов семьи, с составом семьи. Побуждать к рассказам о профессиях своих родителей. Знать имена родителей. Формировать представления о дружной семье.

Я и детский сад

Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с трудом взрослых, работающих в д/с (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра). Обращать внимание на их трудовые действия и их результат.

Я и мои соседи

Провести беседы о людях живущих рядом с нами (сверстники, соседи, друзья и т.п.). Как их зовут, чем они занимаются. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. человек в мире природы.

Я и мир растений

Формировать элементарные представления о некоторых растениях. Познакомить с названием двух наиболее знакомых деревьев, двух комнатных и луговых растений. Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить с названиями на удмуртском и русском языках.

животный мир.

Познакомить с домашними животными и их детенышами. Познакомить с дикими животными, проживающими в нашей местности. Отметить особенности проживания. Воспитывать бережное отношение к природе. Названия животных на удмуртском и русском языках.

времена года

Познакомить детей с особенностями каждого времени года. Особенности протекания времен года в наших краях. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на удмуртском языке

3. человек в мире вещей.

Я и мой дом.

Дать детям первоначальные знания о доме, для чего строят дома, особенности материала (дерево, кирпич). Отметить основные части дома (фундамент, стены, крыша).

убранство дома

Познакомить детей с особенностями убранства дома, дать для сравнения старинный и современный интерьер удмуртского дома. Знакомство с основными понятиям и символами удмуртского дома – стол и печь, объяснить назначение широких лавок и детской колыбели (кокы) в старину.

Удмуртская кухня.

Познакомить детей с особенностями удмуртской кухни. Дать для сравнения старинную и нынешнюю еду, познакомить со старинной посудой, сравнить с современной. Учить различать 1-2 блюда удмуртской кухни (табани, перепеч).

Удмуртская одежда

Учить различать мужскую и женскую одежду. Дать для сравнения старинную и современную удмуртскую одежду, оценить практичность, красоту и удобство ношения. Названия дублируются на удмуртском и русском языках.

4. человек в истории.

Я и время.

Познакомить детей с названием села, где они живут. Познакомить с названиями улиц. Познакомить с первыми улицами села, объяснить значение названий улиц.

5. человек в мире искусства.

Я и музыка.

Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную и плясовую. Разучивание песен на удмуртском языке.

Я и танец

Познакомить детей с удмуртским народным танцем (тыпыртон), показать 1-2 простых движения танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей.



Вторая младшая группа (Тематический план).




Название темы

Содержание работы

1

человек в мире людей.

*Игры «Клубочек имен», «Назови себя ласково», « как называют тебя дома»

* одень куклу – девочку и мальчика, в разное время года, чем отличается одежда, обувь, головной убор

*пальчиковые игры на удмуртском языке

* Беседы о мамах и папах.

* Изготовление подарков к празднику мам и пап.

* экскурсии по зданию детского сада,

* экскурсии по территории детского сада

2

человек в мире природы.

* Экскурсии к реке Тойме

* игры «угадай на вкус», «угадай по запаху», «угадай по голосу» и т.п.

* включение детей в сезонные праздники - масленица (вой), коляда (портмаськон) как зрителей.

* Рисование сезонных явлений

*чтение и заучивание потешек и закличек на удмуртском языке

3

человек в мире вещей

*Игры «построй дом» из строительного материала

*Посещение музея детского сада,

*Рассматривание старинных экспонатов музея (посуда, убранство дома, костюм самотканый и т.д.)

4

человек во времени

*Игра почта, на какой улице живешь.

*Прогулки по территории детского сада и обозначить прилегающие названия улиц.

*Работа с родителями: рассказывать детям, по какой улице они идут домой, в гости, в детский сад.

* разучивание народных удмуртских игр по возрасту детей

* чтение удмуртских сказок

5

человек в мире искусства

*Разучивание песен на удмуртском языке,

*Свободное слушанье удмуртских песен в повседневной деятельности

*Выступления детей старших групп детского сада перед малышами,

*Свободная пляска совместно с воспитателем на утренниках и в свободное время.
  1   2

Похожие:

Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconЛитература нашего края интересна и своеобразна, ею можно гордиться, но при условии: её нужно знать. Она помогает раскрыть учащимся связь литературы Тверской области с литературой великих классиков: А.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» icon«Культура, искусство, народное традиции моего города»
В ХХI веке на фоне компьютеризации, созидательного преобразования действительности, информационных коммуникаций стоит вопрос о любви...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» icon-
Родину; познакомить с историей возникновения г. Городца- нашей малой родины, достопримечательностями города,народными промыслами;...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная земля, но ее прелесть раскрывается не сразу, а постепенно. И чем больше узнаешь наш край, тем больше его любишь. Край лесов и полей, край берез и дубрав
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconМетодическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»
Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела»
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconМетодическая разработка 2013
Методическая разработка предназначена для логопедов, может быть использована воспитателями детских садов и родителями дошкольников...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconЛюбовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconВоспитание гражданственности и патриотизма посредством исследовательской деятельности обучающихся
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь,...
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconМбоу «Хову-Аксынская сош» Методическая разработка внеклассного мероприятия
Воспитание у учащихся гражданственности, уважительного отношения к истории своей страны
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру» iconПрограмма летней Школы Коммуникации 2010
Летняя школа коммуникации это программа для участников олимпиад (настоящих и будущих) по родному языку. Программа направлена на углубление...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница