Скачать 19.46 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа «Земля родная» Панкратова Галина Петровна, учитель начальных классов Урок математики в 4 классе по теме « Движение по числовому лучу» Тезисы Решение задач на движение является традиционной темой для школьного курса математики. Урок по теме «Движение по числовому лучу» - это важный этап подготовки учащихся к решению задач на различные виды движения. Поэтому необходимо на этом уроке формировать у учащихся умение изображать движение объекта по числовому лучу и описывать его формулой зависимости между величинами S, V, t. На уроке использован деятельностный подход. Основная особенность его заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Большое внимание на уроке уделяется формированию у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности, развитию мыслительных операций, внимания, речи. Данная тема урока определяется практической целесообразностью, так как в повседневной жизни ученики сталкиваются с различными видами движения. На уроке использованы следующие формы работы: - фронтальная; - индивидуальная; - групповая; Обучение осуществляется с помощью следующих методов: - проблемно-поискового; - практического; -словесного; -наглядного; - исследовательского. Всё это позволяет создать на уроке комфортную обстановку для всех учащихся. г. Новый Уренгой 2009 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа «Земля родная» Статья Тема урока: Движение по числовому лучу Цели урока: 1.Научить показывать движение точек по координатному лучу. Закрепить понятие о движении по числовому лучу, научить читать и строить модели. 2.Сформировать умение изображать объекта на числовом луче и описывать его формулой. Учить пользоваться математическими терминами: числовой луч, цена деления, координата, переменная. 3.Подготовить учащихся к решению задач на движение. Повторить зависимость между величинами V, t, S, уметь применять формулы: S =V* t , V =S: t, t= S: V. 4.Совершенствовать вычислительные навыки и умение составлять буквенные выражения и решать задачи на нахождение части числа. 5.Способствовать развитию творческих способностей, речи, внимания. Оборудование урока: 1.Таблички с формулами, куб с формулами. 2. Таблицы с терминами: шкала, координата, числовой луч, квинтет, квартет, дюжина. 3.Индивидуальные карточки - тренажёры: «Быстрые величины», «Быстрые дроби», «Логическая задача», для самопроверки «Таблицы с ответами». 4. Карточки для решения «Блиц-турнира» (стр. 74, №4, учебник 4 класс, Л.Г. Петерсон). 5.Таблички с формулами (для описания движения точки по числовому лучу).
6. «Математика» 4 класс, часть 3, урок №22. Л.Г. Петерсон. 7. Числовые лучи (начертить на доске); движущиеся точки (картинки с изображением черепахи, муравья, лягушки, зайца, белки, мышонка). 8. Таблицы со схемами задач (стр. 74, № 6 , учебник). Ход урока I . Организационный момент. Учитель: Математика - это удивительный мир, который, помогая нам лучше ориентироваться в окружающей действительности, является так же источником сложных логических задач и головоломок, успешное решение которых, создаёт незабываемое состояние и вселяет в нас чувство уверенности в своих силах, чувство победы. Пусть же чувство уверенности и чувство победы сопровождает каждого из вас сегодня на уроке! II. Актуализация знаний. Учитель: В конце февраля в нашей школе будет проходить олимпиада по математике. И мы готовимся к ней. На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу. На парте в файле лежат прямоугольники: зелёные - выполнил работу без ошибок, жёлтые – допустил 1-2 ошибки, розовые – 3-4 ошибки. Гимнастика ума. Учитель: Возьмите тренажёр №1 «Быстрые дроби», запишите ответ. На выполнение задания даётся 3 минуты.
Учащиеся выполняют задание учителя. (У доски работают два ученика: записывают на обратной стороне доски ответы заданий тренажёра №1). Учитель: Решите примеры «Какое я число?» Я на 20 меньше, чем четверть числа 200. Отними « меня» от 100 и ты получишь число, которое соответствует четверти века. Учащиеся выполняют задание учителя. Ученики, работающие у доски, называют ответы, класс сверяет. Учитель: Возьмите тренажёр №2 «Быстрые задачи на величины», и повторим формулы зависимости между величинами. Время выполнения 3 минуты. К ![]()
и другие формулы. Учитель: Решим задачу: «Моя школа расположена на расстоянии 6 км от своего дома. Если папа отвозит меня в школу на машине и едет со скоростью 60 км / ч, сколько времени мы находимся в пути?» Какие величины участвуют в задаче? Какие формулы необходимо знать, чтобы решить эту задачу? Учащиеся самостоятельно решают логическую задачу, с дальнейшим объяснением её решения. III . Повторение пройденного. Учитель: Итак, мы с вами продолжаем изучать числовой луч. Дайте определение терминам, с которыми мы будем работать сегодня: «шкала», « числовой луч», « координата» (Термины написаны на табличке). Как найти расстояние между двумя точками на числовом луче? Что показывает стрелка на числовом луче? Чем можно показать пройденный путь за единицу времени? ( Учащиеся выполняют задание учителя). IV. Работа над темой: Движение по числовому лучу. Учитель: Какие формулы необходимо знать, чтобы записать формулу зависимости переменной координаты X от времени движения t? Определите координаты точек: А, Б, С, Д координатного луча. Найдите расстояния АБ, БС, ВД. На числовом луче поставлены точки: А (1/4), В (3/4), С (2), Д 2 ¼). Как найти расстояние между точками числового луча? (На доске начерчен числовой луч).
0 1 2 3 4 5 6 7 8 (Ученики выполняют задания в тетрадях и на доске.) АБ = 3/4 – 1/4 = 2/4 БС = 2 – 3/4= 4/4 – 3/3 = 1/4 БД = 2 ¼ - 3/4 = 1 5/4 - 3/4 V. Постановка проблемы. На доске начерчен числовой луч:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Учитель: Посмотрите на числовой луч и скажите, где будет девочка через 3 часа? Учащиеся: Ответить невозможно, т.к. мы не знаем, сколько единичных отрезков проходит за 1час (V). Учитель: Она проходит 10 единичных отрезков в час. Изобразите это на числовом луче. Учащиеся: Нельзя, так как неизвестно, откуда она идёт. VI. «Открытие» новых знаний. Учитель: Что необходимо знать, чтобы изобразить движение точки по числовому лучу? Учащиеся: Чтобы изобразить движение по числовому лучу, необходимо знать: - Откуда начало движения. - В каком направлении движется предмет или человек. - Скорость. Учитель: А как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Учащиеся: Будем учиться изображать на числовом луче движение точки. Учитель: Будем учиться записывать формулу зависимости переменной координаты Х от времени движения. Работа по учебнику: урок № 22. Задание № 1 (а), с. 73. «Изобрази движение по числовому лучу черепахи, муравья, лягушонка и зайчика. Запиши формулы зависимости, переменной координаты Х от времени движения t». Учитель: Прочитайте задание. На что указывает стрелка? Учащиеся: Стрелка указывает, откуда началось движение и в каком направлении. Длина стрелки соответствует скорости движения. Учитель: Обратите внимание: Движение объекта (черепахи) начинается не с координаты 0. Запишите формулу зависимости переменной координаты х от времени движения t. Учащиеся записывают формулу: Х = 20 + 10 * t № 1 (б), с. 73. Учитель: Откуда началось движение муравья? В каком направлении он движется? Учащиеся составляют и записывают формулу с комментированием (работа у доски): Х = 45 – 9 * t № 1 (в), 73. Учащиеся составляют и записывают формулу: Х = 12 + 4 * t Учащиеся составляют и записывают формулу: Х = 72 – 12 * t Учитель: От чего зависит переменная координата Х? Учащиеся: Переменная координата Х зависит от движения t VII . Первичное закрепление. 1.Работа по учебнику (работа в парах): №2, с.73: «Движение мышонка по числовому лучу описывается формулой х = 2+4 * t (время – в часах). Из какой точки луча мышонок вышел? В каком направлении и с какой скоростью он идёт? В какой точке числового луча он был через t ч после выхода, через 2ч, 3ч, 5ч? Проверь с помощью рисунка. Решение типовой задачи, используя вывод зависимости переменной координаты от времени движения. Учащиеся: 1ч Х = 2 + 4 * 1 Х = 6 2ч Х = 2 + 4 * 2 Х = 10 Х = 2 + 4 * t 3ч Х = 2 + 4 * 3 Х = 14 VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. (На обратной стороне доски записано решение задачи) №3, с. 73: «Движение белочки по числовому лучу описывается формулой х = 48 – 6 * t (время в минутах). Из какой точки луча она вышла? Определи координату точки. В которой находилась белочка через 1 мин после выхода, через 2 мин, 3 мин. Через сколько времени она придёт в начало луча? Сделай рисунок». Учащиеся: 1ч Х = 48 – 6 * 1 Х = 42 2ч Х = 48 – 6 * 2 Х = 36 Х = 48 – 6 * t 3ч Х = 48 – 6 * 3 Х = 30 IX . Подведение итогов изучения нового материала. Учитель: Какой вывод мы можем сделать по результатам решения этих задач? Учащиеся: Движение любой точки, предмета по числовому лучу можно описать формулой. Учитель: Чем отличается движение двух объектов, если их движения задаются формулами: Х = 22 + 4 * t Х = 22 – 4 * t X. Закрепление изученного материала. Учитель: А сейчас мы проведём « блиц – турнир» Учащиеся выполняют задания в технологии « блиц – турнира»: №4, с. 74: а) «3 кг яблок стоят а рублей. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?» б) « За 4 часа автомат закрывает с банок. За сколько времени он закрывает d банок? в) « b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?» г) « После того как Таня прочитала х страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?» д) «У Иры было b рублей. Она купила 2 книги по х рублей, и 5 тетрадей по у рублей. Сколько денег у неё осталось?» е) « В первом вагоне поезда а человек, во втором вагоне в 2 раза больше, чем в первом, а в третьем на n человек меньше, чем во втором. Сколько всего пассажиров в трёх вагонах?» Учитель: А сейчас мы проведём взаимопроверку. Вы будете работать на карточках: решение каждой задачи нужно записать в геометрической фигуре по цепочке. Попробуйте оценить друг друга: »5» - верно решены все задачи; «4» - верно решено 4 – 5 задач; « 3» - верно решено 3 задачи. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() При проверке задачи №1 надо назвать геометрическую фигуру и её свойства. Учитель: А сейчас мы повторим нахождение части числа, числа по его дроби, проценты (решение задачи № 6 (а) с объяснением). Учащиеся, решившие задачу самостоятельно, получают отметку. XI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель: Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке? Что не умели, чему научились? На протяжении всего урока, после каждого этапа вы оценивали себя: в свой конверт клали прямоугольники соответствующего цвета. А теперь посмотрите, каких прямоугольников у вас больше и напишите на карточке маркером дробь: - Правильная дробь – обозначает «Мне на уроке всё удалось», «Мне было интересно на уроке». - Смешанное число – «Были Затруднения» -- Неправильная дробь – «Мне было трудно». Выйдите по очереди к доске, прикрепите на доску магнитами свою карточку с написанной дробью, и мы оценим наши сегодняшние успехи. Учащиеся выполняют задания. XII. Формулирование домашнего задания. Учитель: Желаю, чтобы на следующем уроке, когда мы будем подводить итоги, у вас у всех получились правильные дроби. Дома выполните задание: « № 6 (б) на с. 74, № 8 на с. 75. Учащиеся отмечают задания. Литература: Демидов Т.Е., Козлова С.А., Тонких А. П., и др. «Моя математика». Учебник для 4-го класса в 3-х частях. – М.: « Баласс», Изд. Дом РАО, 2005. Демидова Т. Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. «Моя математика». 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: « Баласс», Изд. Дом РАО , 2005. Козлова С.А., Рубин А. Г. «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику « Моя математика» для 4-го класса. – М.:« Баласс», Изд. Дом РО, 2005. ЯНАО, г. Новый Уренгой 2009 г. |
![]() | Программа вступительных испытаний по физике Равномерное прямолинейное движение. Графические методы решения задач. Движение с переменной скоростью. Криволинейное движение. Движение... | ![]() | Урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» Цели урока: Обобщить знания по пройденным темам. Подготовиться к контрольной работе |
![]() | Программа вступительного испытания по физике Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Скорость. Ускорение. Равномерное движение. Прямолинейное... | ![]() | Простые лабораторные работы по теме «Движение и силы» Выполнили : ученики 7 А, б классов По теме «Движение и силы» программы 7 класса нами было составлено 15 экспериментальных заданий. Ниже приводятся тексты письменных... |
![]() | Урок по теме: «Движение и силы» Ответив на 6 вопросов и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово пароль. Затем надо быстро подбежать к доске... | ![]() | Урок по теме: «Мышцы и движение» 4 «А» класс 12. 10. 07 Цель: Показать учащимся значение, многообразие мышц, зависимость развития мышц от занятий физическими упражнениями |
![]() | Движение частицы материала по гравитационной кривой Если раньше объектами для таких задач были в основном гравитационные плоскости, то в настоящее время к ним добавляются различного... | ![]() | План-конспект урока механическое движение. Понятие материальной точки Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Механическое движение. Понятие материальной точки.» |
![]() | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение Наглядный материал (для оформления доски), тест на каждого ученика (приложение 1), презентация на тему урока, компьютер, экран | ![]() | Уроках химии. 8 класс Интегрированный урок химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию нестандартными способами решения» Ного освоения любой новой области деятельности – тренировка. В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач.... |