Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков




Скачать 27.02 Kb.
НазваниеЭволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер27.02 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2





На правах рукописи


ЕПРЕМЯН МАНЭ РУБИКОВНА

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТА ЖЕНЩИНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ПИСАТЕЛЬНИЦ XIX-XX ВЕКОВ


Специальность 10.02.04 — Германские языки

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата филологических наук


Санкт-Петербург - 2011


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов»



Научный руководитель –

кандидат филологических наук, доцент

Нильсен Евгения Александровна







Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Беседина Наталья Анатольевна


кандидат филологических наук, доцент

Иванова Татьяна Николаевна







Ведущая организация

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»



Защита диссертации состоится “___” _____ 2011 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.15 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Москательный пер., д. 4, ауд. 102.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»


Автореферат разослан “____” _______ 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Барташова О.А.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертационная работа посвящена анализу динамики языковой репрезентации концепта ЖЕНЩИНА в английском языке на примере произведений британской литературы XIX-XX веков.

Когнитивная лингвистика, существующая и успешно развивающаяся уже не одно десятилетие, ставит своей целью «изучение когнитивной функции языка во всех его проявлениях» [Болдырев 2009: 25]. К числу важнейших задач, способствующих достижению данной цели, идеологи когнитивной лингвистики относят задачу «выявления и описания концептуальной основы языка как системы и как определенного рода деятельности» [там же]. Исследование концептуальной основы языка в деятельностном ключе предполагает более внимательное изучение актуальной для современного положении дел в когнитивной лингвистике проблемы выделения и описания динамического аспекта концептуализации, анализа концептуальных систем и отдельных фрагментов концептуальных систем в эволюционном плане.

Актуальность работы определяется динамическим фокусом в анализе отдельного фрагмента концептосферы языка, значимостью когнитивно-ономасиологических исследований в рамках современного когнитивно-дискурсивного подхода к анализу языковых явлений в целом. Непосредственно динамика становления концептосферы, специфичной для определенного лингвокультурного сообщества, является одним из ключевых направлений когнитивной ономасиологии, а именно – диахронической концептологии.

Целью данного исследования является выявление динамики концепта ЖЕНЩИНА как фрагмента гендерного сознания в рамках британской национальной концептосферы на определенном этапе его развития (XIX-XX вв.) с опорой на специфику языковой репрезентации избранного концепта.

Данная цель определяет следующие задачи исследования:

  1. Определить в рамках существующих теорий категоризации и концептуализации в языке основания динамической концептологии как отдельного направления исследований.

  2. Проанализировать существующие методологии анализа способов репрезентации в языке различных типов и форматов знания, взаимодействия структур знания и языковых структур.

  3. Раскрыть сущность культурного концепта и проанализировать методы выделения культурно-специфичных концептов.

  4. Выделить языковые средства реализации понятийной, образной и ценностной составляющей концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских писательниц XIX-XX веков.

  5. Представить модель концепта ЖЕНЩИНА в британской лингвокультуре XIX-XX веков и показать динамику развития исследуемого концепта в указанный период.

Объектом исследования является языковая репрезентация концепта ЖЕНЩИНА в произведениях британских романисток XIX-XX веков.

Предметом исследования является эволюция концепта ЖЕНЩИНА в как отдельного фрагмента национальной концептосферы британского лингвокультурного сообщества.

Теоретическую основу настоящего исследования составили исследования по когнитивной лингвистике отечественных и зарубежных авторов:

  • по общей теории концептуализации и категоризации в языке – труды Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева, М.В. Никитина, Н.А. Кобриной, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, О.В. Магировской, Т.Н. Булыгиной, Д.А. Шмелева, А. Вежбицкой, Д.С. Лихачева и др.;

  • по теории культурных концептов и лингвокультурологии – концепции Ю.С. Степанова, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина, А.П. Бабушкина, З.Д. Поповой, И.А. Стернина и др.;

  • по когнитивной ономасиологии – работы У. Бланка, Й. Гржега, Е.А. Селивановой и др.;

  • по динамическим и эволюционным аспектам концептуализаии и диахронической концептологии – труды В.А. Красавского, И.Б. Руберт, И.С. Шевченко, И.В. Кононовой, Е.А. Нильсен, С.А. Толстик, Л.В. Бронник и др.;

  • по гендерной лингвистике – Н.Н. Кирилиной, И.Г. Серовой и др.

В работе были использованы следующие методы исследования: дефиниционный анализ, контекстуальный анализ, анализ дистрибутивных характеристик лексем, семантическая интерпретация словосочетаний, компонентный анализ, концептуальный анализ.

Материалом исследования послужили художественные произведения английских писательниц XIX-XX веков – таких, как Дж. Остин, сестры Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот, В. Вулф, М. Спарк, А. Мердок. Выбор определялся вкладом указанных романисток не только в развитие британской и мировой литературы, но и в формирование общественного сознания нации, значимостью личностей данных писательниц, участием некоторых из них в феминистском движении. Учитывая, что индивидуальное знание представляет собой определенную конфигурацию коллективного знания с точки зрения его объема, содержания и интерпретации, анализ индивидуальных представлений отдельных представителей лингвокультурного сообщества о некотором фрагменте национальной концептосферы можно считать достаточно надежным свидетельством специфики коллективного концептуального опыта.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

  1. Национальная концептосфера в структурном и содержательном планах характеризуется динамичностью, изменчивостью не только в отношении набора и характера составляющих концептосферу концептов, но и в отношении эволюции отдельных концептов.

  2. Динамика концептуальных образований является необходимым следствием развития познавательных процессов, модификации форматов и типов знания, изменения условий протекания познавательных процессов, социума, культуры, ментальности лингвокультурного сообщества в целом.

  3. Основанием многомерности концептуальных образований и их динамики являются процессы бифуркации, тесно связанные с дифференциацией познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмысления).

  4. Трехмерная модель концепта (предметно-образная, понятийная, ценностная составляющие) соотносима с дифференциацией познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмысления).

  5. Динамика концептуализации фиксируется в языке, в употреблении номинантов концепта, изменении структуры концепта, изменении коннотативных параметров номинантов концепта. Средством изучения динамики концептуализации служит когнитивно-ономасиологический анализ.

  6. Структура концепта ЖЕНЩИНА в английском языке представляет собой сегментированное поле, включающее ядро и периферию (ближнюю и дальнюю). Выделяемые в структуре концепта ЖЕНЩИНА образная, понятийная и ценностная (значимостная) составляющие в той или иной мере подвержены эволюции.

  7. Образная составляющая концепта ЖЕНЩИНА в его репрезентации в произведения британских романисток 19-20 вв. является наиболее изменчивой в силу социокультурной динамики и соответствующего изменения внешнего облика концептуализируемой сущности и увеличения ресурса образов. В то же время образная составляющая характеризуется и определенной консервативностью в силу неизменности ряда образов, традиционно ассоциируемых с женщинами (фитометафоры, зоометафоры, мифологемы и под.).

  8. Понятийная составляющая концепта представляет собой наиболее консервативный слой концепта ЖЕНЩИНА в рамках исследуемого материала.

  9. Ценностная оставляющая характеризуется как консервативностью (в силу отражения традиционных для лингвокультуры и фиксируемых во фразеологическом фонде представлений), так и динамичностью (в силу активности субъектов интерпретационно-оценочной деятельности).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие когнитивной ономасиологии, исследование динамических параметров концептуализации и концептуальных образований. Теоретическая значимость также определяется и тем, что результаты работы позволяют сформулировать значимые в научном отношении выводы о становлении гендерного сознания и о специфике его репрезентации в языке. Выводы о соотношении составляющих концепта (образный, понятийный и оценочный) с типами познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмысления) являются новыми и теоретически значимыми.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассматриваются динамические аспекты концептуализации отдельного фрагмента национальной концептосферы английского языка в определенный период (концепт ЖЕНЩИНА).

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов работы в процессе изучения английского языка, в теории и практике преподавания когнитивной лингвистики, гендерной лингвистики, лексикологии, лексической семантики, стилистического анализа текста, лингвокультурологии, а также при написания курсовых и дипломных работ. Полученные данные могут быть применены в лексикографической практике при составлении толковых, словарей синонимов, концептуариев, тезаурусов и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на аспирантских семинарах гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, на конференциях в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования, а также отражены в 9 публикациях общим объемом 3,2 п.л (2,5 авторских листа), включая издание, рекомендованное ВАК РФ.

Объём и структура работы. Диссертация объемом 193 страниц состоит из введения, 2 глав, сопровождающихся выводами, и заключения. К тексту работы прилагаются библиографический список, насчитывающий 176 наименований, в том числе 22 на иностранных языках, список словарей, а также список источников иллюстративного материала.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика работы: определяется объект исследования, обосновываются актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна данной работы, формулируются основные цели и конкретные задачи, фиксируются основные методы, излагаются положения, выносимые на защиту, а также указываются возможные области практического применения полученных результатов.

В Главе I «Динамика концептуальных образований» рассматриваются вопросы, связанные с анализом существующих в современной лингвистике концепций, послуживших теоретическим основанием проведенного исследования. Это прежде всего основания и принципы когнитивной ономасиологии, динамической концептологии. Особое внимание уделено уровням концептуализации в языке, культурным концептам как концептам особого типа, формирующих специфику национально-культурной концептосферы отдельного лингво-культурного сообщества. В главе также представлены основные методологические положения, касающиеся структурирования концепта и описания отдельных его составляющих.

К числу важнейших исходных установок концептуализации относятся «представления о концепте как оперативной единице теоретического и/или обыденного знания, в которой осмыслен и репрезентирован опыт взаимодействия человека с миром» [Болдырев 2009: 26]. Согласно базовым постулатам отечественной школы когнитивно-дискурсивного анализа в лингвистике, концептуализация – это процесс образования и формирования концептов в сознании [Болдырев 2004], осмысление новой информации, приводящее к образованию новых концептов [Краткий словарь когнитивных терминов 1997: 93-94].

В настоящей работе концепт понимается как единица осмысленного, иными словами – осознанного, знания о предмете или событии, их отдельных свойствах, характеристиках, взаимосвязи с другими предметами и событиями, которой оперирует человек в процессе речемыслительной деятельности [Болдырев 2009: 26], как квант структурированного знания, «оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова 1997: 90].

Значимым для использования данного определения в практике научного анализа является вывод Н.Н. Болдырева о том, что разные источники формирования знаний (конкретно-чувственный опыт, предметно-практическая, научно-теоретическая, языковая деятельность, невербальное общение и т.д.) обуславливают разнообразие типов знания и, соответственно, его единиц [там же]. В реферируемой работе рассматриваются существующие на сегодняшний день в когнитивной лингвистике типологии концептов, наиболее известной из которых является типология, разработанная Н.Н. Болдыревым. В данной классификации выделяются следующие виды концептов в зависимости от степени абстракции: конкретно-чувственный образ, представление (обобщенный чувственный образ), схема, понятие (наиболее общие существенные признаки предмета, его объективные, логически конструируемые характеристики), прототип (типичный пример, социальный стереотип, образец, идеал), пропозиция (базовый предикат и его аргументы), фрейм, сценарий, гештальт [Болдырев 2000].

Анализ концепта ЖЕНЩИНА в настоящей работе обращен и к еще одному аспекту категоризации в языке – оценочному. Оценочная категоризация не менее значима для концептуализации мира, а в случае анализа национальной специфичности концептосферы в целом или отдельных ее фрагментов приобретает особое значение. В дальнейшей работе мы опираемся на положения теории оценочной категоризации, разрабатываемой Н.Н. Болдыревым [Болдырев 2009]. Прежде всего, оценочным категориям принадлежит существенная роль в интерпретации знаний о мире. В основе формирования оценочных категорий лежат оценочные концепты разного уровня абстракции. Специфика оценочных категорий заключается в том, что они характеризуются структурной и содержательной релятивностью, иными словами, структурной и содержательной зависимостью от оцениваемых знаний как концептуальной области своего определения [Болдырев 2009: 36].

Значения языковых выражений, репрезентируя концептуализации внеязыкового опыта человека, непосредственно связаны с физическим способом бытования сознания и являются социально и культурно-мотивированными сущностями [Albertazzi 2000: 15; Langacker 2000: 26]. При этом концептуализация понимается широко – как любой ментальный опыт, включающий:

(а) устоявшиеся и новые понятия,

(б) не только абстрактные, или интеллективные концепты, но также и непосредственный сенсорный, моторный и эмоциональный опыт,

(в) изменяемое с течением времени (в процессе когнитивной обработки) концептуальное содержание,

(г) полное осознание физического, социального и лингвистического контекста [Langacker 2000: 26].

Как представляется, такого рода подход к концептуализации позволяет взглянуть на концепт широко – как на многомерное и многогранное образование, динамичное по своей природе, адаптивное по характеру бытования в сознании человека, особенности репрезентации которого зависят от физического, социального и лингвистического контекста.

Дальнейший анализ проводился с опорой на ряд ключевых для описания концептуализации моментов, вытекающих из широкой трактовки концептуализации, предлагаемой Р. Лэнекером, к которым относятся:

  1. феномен концептуальной бифуркации;

  2. лингвокультурная контекстуальность концептуализации;

  3. изменчивость концептуального содержания, включающая как рост знания (knowledge enrichment), так и модификацию концептов (conceptual change).

Любая концептуализация как формирование структур знания в сознании человека, несмотря на универсальные нейробиологические основания данного процесса, является контекстуально зависимым феноменом. Вопрос о контекстуальной зависимости концепта проистекает из общих методологических проблем исследования процессов и результатов концептуализации и категоризации и их закрепления в языке. Прежде всего, это касается проблемы существования универсальных категорий, социальной когниции, культурно-специфичной, гендерно-специфичной когниции и т.д. [Cohen, Lefebre 2005]. Учитывая контекстуальный характер любой концептуализации [Langacker 2000], следует уточнить, что именно подразумевается под контекстом. Прежде всего, это социальный контекст, контекст культуры в самом широком понимании этого термина, поскольку вербализация концептов происходит в результате осознания коммуникативной потребности, необходимости в передаче некоторых смыслов. Такого рода осознание не может не быть коллективным, поскольку коммуникация – процесс, происходящий в социуме. Для диахронической концептологии выделяют особую значимость социального контекста – культурологического и исторического [Нильсен 2011].

Другим значимым для анализа фактором является фактор концептуализатора. Мы полагаем, что данный вопрос следует осветить более подробно, поскольку в данной работе в качестве «опорных точек» для анализа динамики концепта ЖЕНЩИНА выступают индивидуально-авторская концептуализация, представленная в работах британских романисток. В то же время индивидуально-авторская концептуализация так или иначе отражает существующие в рамках национального менталитета стереотипы, форматы знания, разделяемые всеми носителями языка. Как представляется, рассмотрение вопроса о неоднородности субъекта познания имеет самое непосредственное отношение к типу и характеру формирующихся в процессе концептуализации мыслительных сущностей. Соответственно, мы полагаем, что более пристальный взгляд на субъект концептуализации позволит более точно оценить структуру исследуемого концепта. Собственно говоря, и контекстуальность концептуализации, и бифуркационные процессы, происходящие при формировании и дальнейшей эволюции концептуальных сущностей, так или иначе связаны с субъектом познания, уровневым характером концептуализации, своего рода «расщеплением» субъекта познания.

Согласно О.В. Магировской, система ведущих антропоцентрических координат языка обусловлена набором основных когнитивных функций, активизируемых в процессе познания. Эта система демонстрирует строгое соответствие уровня познания конкретной антропоцентрической координате. Данное соотношение трехуровневое и представлено следующим образом:

  • эмпирическому познанию соответствует субъект эмпирического познания,

  • понятийному осмыслению соответствует субъект понятийного осмысления,

  • вторичному (интерпретационно-оценочному) осмыслению соответствует субъект вторичного осмысления (интерпретатор и субъект оценки). Базовой координатой выступает субъект понятийного осмысления [Магировская 20092: 10].

Опираясь на ключевые положения концепции О.В. Магировской, мы предлагаем выделить дальнейшие основания дифференциации субъекта концептуализации, которая может быть проведена по следующим признакам: принадлежность к этносу; принадлежность к социальной группе; принадлежность к возрастной группе. Отсюда и возможность определения субъекта познания как индивидуального или как коллективного (с уточнением по ограничению определенным социально-культурными и возрастными рамками). Соответственно, в динамическом/эволюционном плане бифуркационные процессы, происходящие в концепте можно рассмотреть как осмысление когнитивных классификаторов концепта разными типами познающего субъекта. Сознание определенного типа познающего субъекта можно полагать контекстом концепуализации.

Другим важным фактором концептуализации является сфера знания, к которой принадлежит концепт – то, что Н.Н. Болдырев называет «когнитивным фоном» концепта. В случае с концептом ЖЕНЩИНА таким фоном выступает гендерное сознание. В силу биологической предопределенности сознание человека оказывается гендерно-маркированным: принадлежность к определенному полу становится одной из основополагающих координат, оказывающих кардинальное влияние на концептуализацию определенных сфер внеязыкового опыта человека. Тем самым можно говорить о специфике гендерного сознания, совокупности концептуализаций, связанных с половой идентичностью, отношением между полами, функциональной спецификой полов и т.д.

Концепт как лингвокогнитивная сущность способен эволюционировать. Безусловно, динамика концептуальных систем зависит от социокультурного контекста и связана с динамикой формирования когнитивных функций в отногенезе и филогенезе. В то же время вопрос об изменении содержания концептуализации не ограничивается постулированием динамики данного когнитивного процесса. Эволюционный аспект анализа отдельных концептов требует анализа таких понятий, как накопление знания (knowledge enrichment) и концептуальные изменения (conceptual change). Иными словами, возникает вопрос о характере и природе эволюции концепта. С одной стороны, исследователей интересует, в какой степени эволюция концепта обусловлена развитием научных представлений о предмете, накоплением соответствующих знаний в процессе естественного развития науки и научных технологий. С другой стороны, изменчивость концепта может быть охарактеризована как ингерентное варьирование концепта, его эволюция [Carey, Johnson 2000]. С этой точки зрения развитие концепта приводит к его модификации, таким трансформациям концептуального содержания, когда исторически последующие версии гендерного сознания не могут быть интерпретированы в терминах предыдущих этапов концептуального развития.

Под концептуальной бифуркацией в когнитивной лингвистике понимается разграничение между концептами субъективного происхождения (абстрактные, интеллективные концепты) и концептами внешнего происхождения, репрезентирующими сенсомоторный опыт человека. В то же время, учитывая многомерную структуру концепта, позволим предположить, что даже в структуре одного и того же концепта оказывается возможным совместить ментальные образования интеллективной природы (результат абстракции) и ментальные образования, основанием возникновения которых стала перцептивная, сенсомоторная деятельность человека. Следует принять во внимание и не менее значимый по сравнению с указанными вид категоризации – оценочную категоризацию, результатом которой являются интерпретационно-оценочные, ценностные суждения, связывающие концепты. Таким образом, понятие бифуркации оказывается приложимым к моделированию концепта в динамическом аспекте. Бифуркационные процессы приводят к формированию сложного, комплексного, многомерного целого – ментального образования, компоненты которого являются продуктом различных модусов восприятия и способов обработки когнитивной информации – перцептивного, интеллективного и интерпретационного. Содержание концепта постоянно насыщается, а его объем увеличивается за счет новых концептуальных характеристик. В этом заключается специфика самого человеческого знания, которое постоянно меняется, отражая новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в нем изменениях.

Концепт ЖЕНЩИНА неоднократно становился предметом лингвокультурологического анализа, что не случайно – гендерная дифференциация сознания, культурологическая обусловленность концептуализации гендерных концептов, динамика концептуализации гендерно-ориентированных сущностей все больше и больше привлекают внимание лингвистов, культурологов, этнографов, социологов. Собственно говоря, вся гендерная лингвистика фокусируется именно на многогранности репрезентаций концептов МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА [Scaviila 1955; Battleground … 2008; Coates 2004; Nesset 2000 и многие другие]. Рассматривая языковые средства объективации концепта ЖЕНЩИНА, структуру и содержание данного концепта в языковом сознании на материале, в частности, русского языка, исследователи выделяют следующие когнитивные классификаторы: пол, производимое внешнее впечатление, репродуктивная функция, принадлежность к человеческому роду, характер, семейный статус, предмет любви мужчины [Адонина 2007: 15]. Выявляются также и дополнительные признаки, которые включаются в значение тех или иных единиц, но не являются обязательными: возраст, род деятельности, положение в обществе, родственные отношения, семейное положение, взаимоотношения с лицами мужского пола, характер/поведение.

  1   2

Похожие:

Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconЭволюция и особенности языковой репрезентации аксиологического концепта «democracy» в инаугурационных речах президентов США
«Эволюция и особенности языковой репрезентации аксиологического концепта democracy в инаугурационных речах президентов сша»
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconПрезентация концепта «любовь» (на материале польских песен)
В выступлении анализируется категория когнитивной лингвистики «концепт», предлагается классификация лексических средств объективации...
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков icon«Образ валдайской девы в произведениях писателей XVIII-XX веков»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconИстория русской журналистики 18-19 веков (часть 2)
История русской журналистики xviii–xix веков: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой. Спб., 2005
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconПрограмма элективного курса для профильного обучения на старшей ступени общего образования пояснительная записка Предлагаемый школьный курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков»
Предлагаемый школьный курс «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков» относится к числу курсов,...
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconОбраз дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX начала XX веков

Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков icon«Математика в литературных произведениях» а втор: Емануйлова Анастасия Александровна
Ii. Анализ задач встречающихся в художественных произведениях
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconПроблемы полового воспитания в отечественной школе и педагогике конца XIX начала XX веков
Проблемы полового воспитания в отечественной школе и педагогике конца XIX – начала XX веков
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconИверситет c. И. Беленцов Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX начале XX веков Курск 2005
Б43 Беленцов, С. И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX –...
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков iconПроект на тему: «Образ «маленького человека»
Цель: Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» писателей XIX – начала XX веков
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница