Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне




Скачать 21.23 Kb.
НазваниеКлассный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне
Дата03.02.2016
Размер21.23 Kb.
ТипКлассный час





Классный час “Память, за собою позови… “,

посвященный победе в Великой Отечественной войне

( с презентацией фильма А.Котта “Брестская крепость”)


Подготовила

учитель английского языка Кондакова Ю.А.





Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.


Задачи:

познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями,

прививать интерес к истории,

формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.


Оформление, оборудование.

1. Выставка книг и открыток о ВОВ.

2. Запись голоса Левитана с объявлением о начале войны, песня “Священная война”, песня “22 июня ровно в 4 часа”.

3. DVD-проигрыватель

4. План Брестской крепости


На доске тема классного часа и эпиграф.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остаётся молодой.


Ход классного часа


Ребята, посмотрите внимательно на тему классного часа. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Звучит фонограмма песни “22 июня ровно в 4 часа”.

- 9 мая 2007 года в 62 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. (Начинается сама песня.)


1 ученик.

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 ученик.

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.


Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).

- Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для русского народа.

Фонограмма песни “Священная война”.

- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…


Но сегодня разговор об июне 1941-го. О самом начале войне. О тех, кто встретил врага первыми. Мы поговорим сегодня о героях Брестской крепости. И свой рассказ мы дополним фрагментами из одноимённого фильма А Котта “Брестская крепость”.


Учитель 1 Брестская крепость... Эти два слова, опаленные жестокой войной, заставляют сильнее биться сердце каждого советского человека, когда свою память мы отсылаем к событиям сорок первого года. Я часто беру в руки оплавленный огнем осколок кирпича, вырванный вражеским снарядом из крепостной стены. Его подобрал себе однажды на память при посещении крепости. Смотрю на него, а перед глазами - море огня, грохот фашистских бомб и снарядов, смертоносный свинцовый ливень, идущие в штыковую атаку защитники Брестской крепости. Мне довелось быть одним из участников ее обороны, которая героической страницей вошла в летопись Великой Отечественной войны.


Советские люди с чувством гордости и большого уважения называют сегодня имена тех, кто совершил легендарный подвиг. Это капитаны И. Н. Зубачев, В. В. Шабловский, полковой комиссар Е. М. Фомин, старший политрук Н. В. Нестерчук, старшие лейтенанты В. И. Бытко, С. Ф. Шрамко, лейтенанты И. Ф. Акимочкин, А. Е. Потапов, А. М. Кижеватов, А. Ф. Наганов, младший лейтенант М. Яковлев, сержант Г. И. Кукурика, младший сержант И. Н. Борейко, рядовые В. А. Иванцов, В. К. Калугин,, X. С. Шамьянов, Г. Д. Гаврилов, И. А. Босташвили, А. А. Кожевников, В. Л. Маковей, И. Я. Зедгенидзе, В.П. Вавилов, А. Г. Никитин, И. Я. Лысенко, воспитанники стрелковых полков Петя Васильев, Коля Новиков и многие, многие другие.


Несколько недель защитники Брестской крепости стояли насмерть, сдерживая во много раз превосходящие силы противника, который с бешеной злобой рвался на восток, к сердцу нашей Родины - Москве. Это был массовый подвиг многонационального гарнизона, в котором мужественно сражались до последнего патрона, гранаты, штыкового удара русские и украинцы, белорусы и грузины, узбеки и казахи, армяне и азербайджанцы, адыгейцы и черкесы, татары и башкиры. Здесь стояли насмерть многие славные сыны более тридцати национальностей Советского Союза. Многие из защитников крепости на Буге пали смертью храбрых на поле боя, некоторые из них ранеными и контужеными оказались во вражеском плену, прошли через муки и страдания, но не склонили головы перед врагом: продолжали бороться в подпольных организациях, а те, кому удалось бежать из-за колючей проволоки, сражались с фашистами в рядах партизан на земле Чехословакии, Польши, Франции, Италии, Югославии и других европейских стран.

Никто не забыт, ничто не забыто…

Здесь каждая пядь советской земли, каждый камень обагрены кровью верных сынов и дочерей нашего Отечества. Сюда, к опаленным огнем, израненным металлов крепостным стенам, ежедневно приходят сотни и тысяч людей, чтобы поклониться священным реликвиям воинской доблести и отваги, навсегда сохранить в памяти своих сердец бессмертные образы защитников Брестской крепости, которые отдали за нашу любимую Родину самое дорогое, что есть у человека, жизнь!

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым…

Учитель 2

«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина» - надпись, сделанная неизвестным защитником Брестской крепости 20 июля 1941 года. Надпись была обнаружена в казарме 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР, одного из четырёх подразделений войск НКВД, которые вместе с гарнизоном Красной Армии дислоцировались в крепости. Позднее надпись была перенесена из Бреста в Москву.


В 1992 году фразу повторил в своём предсмертном письме участник обороны Брестской крепости Тимерян Хабулович Зинатов. По словам научного сотрудника музея, Зинатов служил курсантом, в первые дни обороны был ранен, 30 июня попал в плен, бежал из немецкого концлагеря, закончив войну в действующей армии. За участие в обороне он был награждён орденом Отечественной войны II степени. После войны Зинатов каждый год приезжал в крепость. В сентябре 1992 года Зинатов после посещения крепости бросился под поезд, оставив письмо с посланием «ельцинско-гайдаровскому правительству», в котором писал: «…я хочу умереть стоя, чем на коленях просить нищенское пособие для продолжения своей старости и дотянуть до гроба с протянутой рукой! <...> Мы были героями, а умираем в нищете! Будьте здоровы, не горюйте за одного татарина, который протестует один за всех: "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!"». На могиле Зинатова были установлены памятники от Брестского горисполкома и от правительства и ветеранов Татарстана.


1 ученик А теперь рассказ о героях Бреста. Пётр Михайлович Гаврилов

Родился 17 (30) июня 1900 г. в селе Альвидино Казанской губернии (ныне Пестричинский район респ. Татарстан). Из крещёных татар. Отец умер ещё до его рождения. В ранней юности батрачил, в 15 лет ушёл в Казань и поступил на завод чернорабочим; участвовал в установлении Советской власти в Казани; весной 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, сражался на Восточном фронте против Учредительного собрания и Колчака, затем против Деникина и повстанцев на Северном Кавказе; где остался в рядах армии после окончания войны; с 1922 г. член ВКП(б). В сентябре 1925 г. окончил Владикавказскую пехотную школу; на Кавказе женился и усыновил мальчика-сироту. В 1939 г. окончил Военную академию имени Фрунзе. В звании майора назначается командиром 44-го стрелкового полка. Участник Советско-финской войны. После окончания войны, его полк переводится в Западную Белоруссию и в мае 1941 г. - в Брест.


После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом. После общего штурма 30 июня, предпринятого немцами и окончившегося захватом Восточного форта, Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулемётами) укрывается в казематах. Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен.


После освобождения восстановлен в армии и прежнем звании (но не в партии). Осенью 1945 г. - начальник лагеря для японских военнопленных в Сибири. В 1946-1947 гг. проживал на родине, затем по официальным советским данным переехал в Краснодар. В Краснодаре же поселился после смерти Сталина и своего освобождения по адресу ул. Светлая 103 (в 1980 году переименована в ул. Гаврилова); там в 1955 г. он находит свою семью, потерянную в первый день войны. После выхода в 1956 г. книги С.Смирнова «Брестская крепость» восстановлен в партии и награждён орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза.


Пётр Михайлович Гаврилов скончался 26 января 1979 года. Похоронен в Бресте.


2 ученик И ещё об одном из героев Брестской крепости. Он некоторое время жил и работал в Коломне. Ефим Моисеевич Фомин

Родился в семье кузнеца. После смерти родителей воспитывался теткой, потом дядей.

1921 г. - Ученик парикмахера, затем сапожника в г. Витебске.

1922 г.- Принят воспитанником в Витебский детский дом.

1929 г. - Коломенская совпартшкола. По окончании работал инструктором Коломенского райкома партии.

1932 г. - По партийной мобилизации направлен на партийно-политическую работу в РККА.


Секретарь комсомольской организации зенитного полка, политрук роты, инструктор политотдела стрелковой дивизии, военный комиссар стрелкового полка.

1938 г. - Окончил курсы при политуправлении Харьковского военного округа. За отличную учебу и активную общественную работу получил благодарность от командования, а от политуправления - именные часы с надписью «За особые успехи в овладении большевизмом».

Август 1938 г. - Военный комиссар 23-й Харьковской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии.

Сентябрь 1939 г. - В составе дивизии участвовал в походе в Западную Украину.

Лето 1940 г. - В составе дивизии вступил на территорию Латвии и расположился в Даугавпилсе.

Март 1941 г. - По незаслуженному обвинению переведен в Брест на должность заместителя командира 84-го стрелкового полка 6-й Орловской Краснознаменной стрелковой дивизии.

22 июня 1941 г. - Возглавил оборону Брестской крепости в кольцевой казарме на участке у Холмских ворот.

24 июня 1941 г. - Заместитель командира штаба обороны крепости.

30 июня 1941 г. - В плену выдан предателем и расстрелян у Холмских ворот крепости

3 января 1957 г. - Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно награжден орденом Ленина.

8 мая 1991 г. - По ходатайству ветеранов 23-й дивизии Министр обороны СССР отменил пункт приказа 1941 года о применении к Е. М. Фомину незаслуженного взыскания и восстановил его в должности заместителя командира дивизии.


1 ученик Андрей Митрофанович Кижеватов

С первых секунд войны он - начальник 9-й пограничной заставы 17-го Брестского Краснознаменного пограничного отряда - руководит действиями пограничников, позже вместе с командирами из 333-го стрелкового полка - оборонительного участка у Тереспольских ворот Цитадели крепости. Смелый и решительный человек, всегда был в первых рядах атакующих, воодушевлял товарищей, вселял веру в победу. Несколько раз раненный, он не выходил из строя. Оставшиеся в живых бойцы помнят слова своего командира: «Здесь моя застава, и я её командир. Отсюда я никуда не уйду». Вместе с Кижеватовым в крепости находилась его семья - мать, жена и трое детей.

Дочь, четырнадцатилетняя Нюра, тоже была в рядах сражающихся. Осенью 1942 года неподалеку от села Великорита Брестской области семья Кижеватова была расстреляна гитлеровцами.


6 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенанту Кижеватову Андрею Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.


Именем Андрея Кижеватова названа одна из застав Западного Краснознаменного пограничного округа, улицы в Бресте и Минске. В 1965 года село Селикса переименовано в село Кижеватово.


Учитель 1

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 г. в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск. В конце 1940-х гг. в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах; в 1951 г. художник П.Кривоногов рисует известную картину «Защитники Брестской крепости».

Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С. С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К. М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был популяризован Смирновым в книге «Брестская крепость» (1957, расширенное издание 1964, Ленинская премия 1965). После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом официальной патриотической пропаганды.

8 мая 1965 Брестской крепости присвоено звание крепость-герой.




Учитель 2 К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов и 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего 7-8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек), во взаимодействии с частями соседних соединений (31-я пехотной и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии, а также 2 танковые дивизии 2-й танковой группы. По плану, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.


22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Тереспольском укреплении, где дело доходило до штыковых атак, и особенно на Кобринском.


К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольским укреплением; остатки гарнизона последнего, видя невозможность держаться, ночью переправились в Цитадель. Таким образом, оборона сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники (около 400 человек, под командованием майора П. Гаврилова) сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причем применялись огнемёты; 29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели. В тот же день немцы овладели Восточным фортом. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.


1 ученик Фильм “Брестская крепость” рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Линией, связывающей всех героев, является история Сашки Акимова (Алеша Копашов). Именно его глазами мы видим события фильма. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости.

Фильм рассказывает не только о войне - человеческие отношения главных героев являются очень важной частью фильма. Главная же идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов «УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ». И чень важно отметить, что снята она была российскими и белорусскими кинематографистами.


2 ученик Защита Брестской крепости имела и имеет не военный смысл, прежде всего она имеет смысл духовный. Это символ, который останется в мировой истории, как подвиг 300 спартанцев. Причем именно символическое значение Брестская крепость приобрела с первых часов войны - в громовой, триумфальный ход германского наступления на СССР - вкрался диссонанс. Это был шквал, но внутри него что-то уже лопнуло, что-то сломалось. Несколько раз Гитлеру докладывали, что Брестская крепость взята. И каждый раз выяснялось, что очаг сопротивления не погашен, что воля советских воинов не сломлена. По сути это был знаменательный сбой якобы непобедимой машины вермахта. Этот сбой уловили, почувствовали по обе стороны фронта. Это был несомненный признак конца авантюры Гитлера.

Историческая достоверность - ключевая позиция фильма.

Память о Великой Отечественной войне живет в нас генетически. Эта война живёт у нас в подсознании, звучит где-то на уровне подкорки, она была и остается важнейшим событием нашей национальной судьбы.

Мы - своим трудом, своим отношением, своим уважением, своим пониманием прошлого - испытываем сами себя. Война - это ключ к пониманию не только истории, но это ключ к самосознанию.

Важность этого проекта для Беларуси и России - в сопряжении усилий наших государств, двух близких друг к другу славянских народов, в демонстрации нашего единства, связанного общей историей, общей судьбой, общей драмой.


1 ученик Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир, поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.

Звучит фонограмма песни “В защиту мира”.

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок, мой и твой.

Пусть мир взорвётся криком: “Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мёртвый, а живой!”


Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов?

В чем истоки массового героизма?

Учащиеся рассуждают.

Как вы понимаете свою обязанность перед павшими героями?


Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Меняется наше отношение к Германии, русские девушки выходят замуж за немцев, немцы женятся на россиянках. Но есть то, что неподвластно времени. Па мять о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны. Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человека.


Демонстрация кадров из фильма “Брестская крепость”.





Похожие:

Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconКлассный час по теме "Дети и Великая Отечественная война"
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconЗадачи: Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Развивать психические процессы
Воспитывать глубокое уважительное отношение к героическому подвигу защитников отечества, благодарность участникам Великой Отечественной...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне icon«Как могут эти дни забыться…»
Победы в Великой Отечественной войне; познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времён Великой Отечественной...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconПодвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 Список литературы
Военные железнодорожники в битве за Ленинград. (К 60-летию Победы в великой Отечественной войне)/Н. Н. назарчук, А. Ф. Столяров,...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconУрок пресс конференция поэзия подвига
Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов современников, пишущих...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconПлан подготовки общеобразовательных учреждений Ачинского района к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Размещение в районных газетах «Уголок России», «Молодежный портал», городских газетах «Ачинская газета», «Новая Причулымка» и школьных...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconКлассный час, посвященный 200-летию Бородинского сражения
Задачи: Познакомить с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войны;...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconКомплексный план воспитательной работы на 2012-2013 учебный год по гбоу сош №333
В 2012-2013 учебном году воспитательная работа будет вестись под девизом «Я гражданин России!», «Помнить, чтобы жить!», посвященному...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconТема: Мой дед Герой Советского Союза
Актуальность: страшная война унесла миллионы человеческих жизней, принесла горе и страдания, голод и разруху… Нет ни одной семьи...
Классный час “Память, за собою позови… “, посвященный победе в Великой Отечественной войне iconКак научиться сдавать экзамены
Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем, связанных с экзаменами
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница