Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону




Скачать 16.81 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Н.Н.Приходченко



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины


Зоопсихология и

сравнительная психология


для студентов заочного отделения


Ростов–на-Дону

2009


Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине ОПД.Ф.06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 «Психология».

Учебно-методический комплекс включает учебно–тематический план дисциплины, содержание учебной программы курса, планы проведения семинарско - практических занятий, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, контрольные задания и темы рефератов для студентов ОЗО, перечень контрольных вопросов по дисциплине, тестовое задание и глоссарий.


Составитель: к.б.н., профессор Приходченко Н.Н.


Рецензент: к.п.н, проффесор Левчук Л.В. (РИИЯ)


СОДЕРЖАНИЕ





  1. 1.

1.Введение

4

  1. 2.

2.Учебно-тематический план дисциплины

5

  1. 3.

3.Учебная программа

6



3.1. Содержание программы

6



3.2. Семинарско-практические занятия

9

  1. 4.

4.Информационно – методическое обеспечение курса

10

  1. 5.

5.Контрольные задания по дисциплине для студентов ОЗО и ВО

11

  1. 6.

6.Тестовые задания (итоговый рейтинг)

12

  1. 7.

7. Приложение

20



7.1. Глоссарий

20



7.2.Практические задания в природе

23



1. ВВЕДЕНИЕ

Современная реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый базис знаний для качественной подготовки молодых специалистов-психологов, повысить уровень их профессионализма.

В требованиях к профессиональной подготовленности специалиста психолога, утверждённых от 02.03.2000 № 686 приказом Министерства образования Российской Федерации, говорится о необходимости накопления теоретических знаний для профессиональной ориентации в современных концепциях, теориях и гипотезах, а также владеть комплексом знаний и практических навыков, позволяющих наиболее полно реализоваться в практической психологии.

«Зоопсихология и сравнительная психология» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, читаемых для будущих психологов.

Цель курса «Зоопсихология и сравнительная психология» образовательная - раскрыть студентам-психологам суть знаний по зоопсихологии и сравнительной психологии, чтобы они могли проследить появление, формы проявления и закономерности психических процессов у животных как в процессе их индивидуального развития, так и при установлении пути эволюции психических способностей в животном мире – эволюции, которая приводит к пониманию генезиса нашего собственного «Я».

К задачам курса можно отнести овладение понятийным аппаратом, объективными и субъективными методами изучения поведения и психики животных, историей наблюдений и исследований; изучить основные современные направления, общую характеристику психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюцию психики; развитие психики животных в онтогенезе; рассудочную деятельность животных, разум животных как самостоятельное явление, являющееся предисторией разума человека.

Курс для студентов специальности 030301 «Психология» расчитан на 136 часов. Для заочной формы обучения: 6 аудиторных часов (4 – лекции, 2 – практические занятия), 130 – самостоятельная работа. Занятия проводятся в течение 2-ого семестра. В межсессионный период студентами ОЗО выполняется контрольная работа (тематический реферат – презентация, наблюдение в природе и конспектирование первоисточников). В течении семестра со всеми студентами проводятся контрольные тестирования по тематическим блокам (контроль качества за самостоятелным усвоением знаний). На зачётном занятии с каждым студентом проводится итоговое собеседование по содержанию выполненной контрольной работы и заслушиваются все презентации, выполненные студентами.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта курс «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя рекомендуемые темы (согласно ОПД.Ф.06), составляющие «ядро» программы, а также дополнительные темы, позволяющие отразить современный уровень развития данной дисциплины. Это определяет структуру и содержание предлагаемой программы курса.

Допускается модификация последовательности изложения материала, дополнение и изменение некоторых вопросов при обязательном сохранении «ядра» знаний.


2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ


«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для специальности 030301 «Психология»


Наименование темы


Всего

Аудиторная работа

Самост.

работа

лекции

практ.

Тема 1. Вводная

1,2

0,2

-

1

Тема 2. Основные направления исследования психики животных

5,4

0,4

-

5

Тема 3. Поведение животных. Основы этологии


6,45


0,2

0,25


6


Тема 4. Инстинкты и инстинктивное поведение


8,65


0,4


0,25


8

Тема 5. Игровое поведение животных. Концепции игры


8,65


0,4


0,25


8

Тема 6.Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных



8,7



0,2


0,5


8


Тема 7. Коммуникации у животных


6,45


0,2


0,25


6

Тема 8. Развитие пси- деятельности животных в онтогенезе. Пренатальный период



3,2



0,2



-



3

Тема 9.Психическая деятельность в постнатальном периоде


3,2


0,2


-


3

Тема 10. Эволюция психики животных. Элементарная сенсорная психика



3,4



0,4



-




3

Тема 11. Перцептивная психика


3,65




0,4



0,25



3

Тема 12. Проблема интеллекта животных


4,45


0,2


0,25


4

Тема 13. Сравнительная психология. Филогенез психики животных. Психика животных и человека



5,4



0,4



-



5


Тема 14. Место зоопсихологии в современных пси- хологических науках


1,2


0,2


-



1

Подготовка и написание отчёта по практике в зоопарке












6

Работа с дополнительной литературой в течение семестра












20

Реферат - презентация










20

Конспектирование первоисточников










20

ИТОГО:

136

4

2

130



3.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.Содержание программы


ТЕМА 1. Вводная

Цель и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии, предмет и объект изучения, понятийный аппарат. Обзор методов исследования. История становления дисциплины. Взаимосвязь психики и поведения животных.


ТЕМА 2. Основные направления исследования психики животных в отечественной и зарубежной психологии

Характеристика основных направлений, исследующих психические явления и поведение животных и вклад каждого из них в изучение проблемы психики животных.

Зоопсихология как самостоятельное направление, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных (Фабри К.Э., Ладыгина-Котс Н.Н., Леонтьев А.Н. и др.). Сравнительная психология (Вагнер В.А.). Бихевиоризм-направление американской экспериментальной психологии (Дж.Уотсон). Концепция «стимул-реакция». Физиология ВНД (Павлов И.П.). Гештальтпсихология (М.Ветргеймер, В.Келлер, К.Коффка). Этология (К.Лоренц, Н.Тинберген). Генетика поведения.


ТЕМА 3. Поведение животных. Основы этологии

Этология – наука о поведении животных (К. Лоренц, Н.Тинберген). Механицизм и антропоморфизм. Методы, принципы и задачи изучения поведения животных. Принципы классификации поведения. Классификация основных форм поведения: репродуктивное, индивидуальное и социальное (по Д.Дьюсбери,1981). Этограмма. Иерархии у животных. Территориальные отношения и поведение.


ТЕМА 4. Инстинкты. Инстинктивное поведение животных

Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретённые). Инстинкты – генетические программы поведения. Свойства инстинктов. Фиксированные комплексы действий (ФКД). Классификации инстинктов (Симонов П.В., Конорски Ю.,). Структура инстинктивного поведения (по К.Лоренцу и У.Крэгу). Концепция драйва и драв-рефлекса Ю.Конорского (1970). Потребность как основа поведенческого акта (по Симонову П.В., 1987).

Пластичность инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение – основа поведения вида и особи. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении.


ТЕМА 5. Игровое поведение животных. Концепции игры

Общая характеристика игры у животных. Концепция «избыточной энергии» Г. Спенсера. Концепция «вакуумной активности» К.Лоренца. Концепция К.Грооса (игра-практика для взрослого поведения). Синтетическая концепция К.Э.Фабри: игра – совокупность специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Игра – «само поведение в процессе становления». Функциональная система как механизм непрерывного программирования поведения (Анохин П.К.,1978).


ТЕМА 6.Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных

Общая характеристика процесса научения. Научение и обучение. Классификация и характеристика основных видов научения у животных.

Облигатное (неассоциативное) научение как индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям вида, независимо от частных условий жизни особи. Простые и сложные формы. Импринтинг, его свойства и значение. Имитация (подражание).

Факультативное (ассоциативное) научение – все формы индивидуальной адаптации животного. Навык, методы изучения, свойства. Формы навыка (Смолл В., Скиннер Б.): пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное). Формирование навыков. Дрессировка. Модификация инстинктивного поведения процессами научения как расширение возможностей адаптационного поведения. Когнитивные формы обучения у животных.

Инсайт и элементарная рассудочная деятельность. Способности к обобщению, абстрагированию и символизации.


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология» для студентов заочного отделения всех специальностей0503 ростов-на-дону
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону
Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- дону. Издательство юфу. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины геополитика направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины сравнительная теория закона для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительная теория закона» / авт сост. В. В. Оксамытный. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-меодический комплекс дисциплины психофизиология ростов-на-Дону
Опд. Ф. 18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconДисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «страхование» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс дисциплины «Страхование» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону iconМетодический комплекс по дисциплине «Общий психологический практикум» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница