Скачать 43.85 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №814 ЗАПАДНОГО ОКРУГА г.МОСКВЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ Класс: 6 (базовый уровень) ФИО педагога-разработчика программы: Асеева Анна Александровна Педагогический стаж: 17 лет Количество часов за год: 68-70, количество часов в неделю: 2 Планирование составлено на основе программы: Программа федеральная Учебники: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011. Дополнительная литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс», М., «Просвещение», 2011. Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008 года. Рабочая программа рассчитана на 68-70 часов в год (2 часа в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Количество часов Количество часов по программе – 68-70 часов в год. Программа расширена за счёт перенесения содержания контрольных часов в уроки, а также уплотнения некоторых тем. Добавлены следующие дидактические единицы:
Литература Реквизиты: Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова; под ред. Л.Н.Савиной. – м.: «Планета», 2011 Учебно-методический комплект учащихся: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс», М., «Просвещение», 2011. Учебно-методический комплект учителя: Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: «Просвещение», 2008. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: «Дрофа», 2010. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: «Вербум», 2008. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: «Просвещение», 2010. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009. Тумина Л.Е. Творческие задания.5-7 классы. – М.: «Дрофа», 2009. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова. – М.: «ВАКО» 2010. Содержание тем учебного курса ВВЕДЕНИЕ (1ч) Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3ч) Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке. Понятие о мифологическом сюжете. Жизнь мифа в литературе. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1ч) «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33ч) И. И. Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха». Истоки басенного жанра, русские басни. Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Идейное содержание повести «Станционный смотритель». Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Смысл названия повести «Метель». Судьба русского дворянства в течение первой трети XIX века в повести «Выстрел». Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». ![]() Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Нравственные проблемы рассказа «Человек на часах». Жанр анекдота. Понятие о парадоксе. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. «Смерть чиновника». Рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни. Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18ч) Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Юрий Маркович Нагибин. Краткий рассказ о писателе. «Мой первый друг, мои друг бесценный...». Истинная дружба в судьбе героев. Автобиографичность рассказа. Произведения о Великой Отечественной войне. Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Срезал». Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина. «Сельские жители». Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице».Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(7ч) Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы. Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. Морис Метерлинк. Рассказ о писателе. «Синяя птица». Философская сказка о смысле жизни и всемогуществе человека. Значимость ценностных ориентиров: ценность семьи, добра, жизни, истины, ценность материнской любви Произведения для заучивания наизусть. И.И.Дмитриев «Муха» И.А.Крылов «Ларчик» А.С. Пушкин «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро». М.Ю. Лермонтов «Парус», «Тучи», «На севере диком…», «Утес». Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело...» А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок «Летний вечер». С.А.Есенин «Пороша» А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война». Произведения для самостоятельного чтения. Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин «Лебедь». Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов «Партизан». Ф. Н. Глинка «Луна», «Утро вечера мудренее», «Москва». А. С. Пушкин «Жених». К. Ф. Рылеев «Державин». Е. А. Баратынский «Родина». Н. М. Языков «Родина», «Настоящее», «Две картины». Ф. И. Тютчев «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов «Не шуми ты, рожь...», «Лес». М. Ю. Лермонтов «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна». А. Н. Майков «Боже мой! Вчера — ненастье...», «Сенокос», «Емшан». И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов «Влас». Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». А. П. Чехов «Беззащитное существо», «Жалобная книга». Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский «Бакенщик», «Растрепанный воробей». В. К. Железников «Чудак из шестого «Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов «Последние холода». В. П. Астафье. «Деревья растут для всех». М. М. Пришвин «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель». В. П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем». Из зарубежной литературы Э. По «Овальный портрет». М. Твен «История с привидением». О. Генри «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл «Горбун». Г. Честертон «Тайна отца Брауна». Примерное содержание календарно-тематического плана
|
![]() | Рабочая программа по русскому языку класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2008 | ![]() | Лебедев Ю. В., Журавлев В. П.) ( базовый и профильный уровни). 1 1 класс Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень) |
![]() | Рабочая программа по литературе 10 класс Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе... | ![]() | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования... |
![]() | Рабочая программа по литературе (11 класс) Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Сухих И. Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование.... | ![]() | Основное содержание Рабочая программа по литературе для 10 класса (базовый уровень) разработана на основе авторской программы по литературе под ред.... |
![]() | Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара Н. Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии... | ![]() | Рабочая программа по математике 11 класс (базовый уровень) А. Г. Мордковича по алгебре и началам математического анализа 10-11 классы (базовый уровень) (Программы математика 5-6 классы. Алгебра... |
![]() | Рабочая программа по физике Дорониной Елены Анатольевны 11 «А», «Б» класс (базовый уровень) 2012 г Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных... | ![]() | Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю) Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного)... |