Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош




Скачать 22.34 Kb.
НазваниеЭлективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош
Дата03.02.2016
Размер22.34 Kb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс 10 класс «Мой выбор - моё здоровье» Паначёва И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Мой выбор - моё здоровье

Актуальность

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности.

Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья. Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. Неразумный образ жизни часто ведет к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять и укреплять свое здоровье, заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и миром. Важно помнить, что педагог, как и врач должен всегда придерживаться заповеди «не навреди»: ни в коем случае нельзя действовать методом давления на еще не окрепшую психику ребенка.

На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Особую тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией подростков: пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам.

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля и внедрения дифференцированного подхода в обучение.


Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии,


направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем каждый школьник должен стать человеком, имеющим социальную цену, основное качество которого – здоровье, обучение здоровью и здоровьесберегающим технологиям.


В современном мире злоупотребление алкоголем, наркотиками, никотином и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По предположительным подсчетам экспертов ВОЗ, жители планеты тратят на все эти вещества денежных средств больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые. По данным ВОЗ, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.


Актуальность проблемы профилактики определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, алкоголезависимых, прежде всего, среди детей и подростков.


Распространение наркомании, алкоголизма, табакокурения, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности этому злу в стране, привели к тому, что в употребление всех этих веществ началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом часть общества – детей и подростков.


Причин, толкающих ребят на употребление тех или иных одурманивающих веществ, много. Вот некоторые из них: любопытство, бегство от реальности и самого себя, низкая самооценка, давление сверстников, чувство протеста. Играют роль и социально-экономические факторы современного общества – это и экономическое расслоение общества, и безработица, и снижение мотивации к обучению, и потеря престижности многих профессий, и легкая доступность алкоголя, сигарет, наркотиков, токсических веществ. Длительный и постоянный


просмотр телевизионных развлекательных программ, боевиков и т.д., препятствуют развитию творческих возможностей, воспитывает пассивное отношение к жизни. Среди социально-психологических факторов преобладают: жестокое обращение с подростком в семье, эмоциональное отвержение со стороны матери, ослабление контроля в неблагополучной семье, нарушение общения с коллективом класса или группой, принадлежность к группе сверстников, где допускается прием алкоголя, наркотиков, никотина.


Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими веществами и больных алкоголизмом, наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7 – 11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих болезней: в первую очередь, СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11 – 14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с девиантными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13 – 24 лет), под угрозой, фактически, оказалось будущее страны. Очень высокая криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ.


Программа курса «Мой выбор – моё здоровье» в рамках программы «Мой выбор» проводится в целях профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и СПИДа среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни и направлена на обучение умению противостоять различным факторам риска, выработку и развитие навыков защиты.


Программа курса предусматривает разбор факторов, влияющих на нравственность, мораль подрастающего поколения. Одним из таких факторов являются СМИ,  без которых современному человеку жить крайне сложно. Но роль СМИ неоднозначна. На занятиях учащиеся составляют «Шкалу мнений» о пользе и вреде человеку и обществу от СМИ. Особо анализируются передачи, пропагандирующие насилие и жестокость, которые развращают людей, наносят в целом вред здоровью. При разборе передач, реклам учащиеся делают свой выбор, что им полезно и что вредно, при этом каждый обосновывает его. Не всегда этот выбор способствует формированию ЗОЖ, но характеристика предполагаемых последствий заставляет учеников проанализировать свой выбор. Ведь критическое осмысление что полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, это и есть осознанный выбор человека в его становлении как личности.


Поскольку материал данного курса не подкреплен конкретным учебным пособием, то преподавание его предполагается вести в основном в виде лекций. Занятия проводятся в виде лекций, практических занятий, просмотра фильма, самоанкетирования. Но в то же время педагог вправе выбирать для себя любую форму ведения урока. Контроль осуществляется путем индивидуального (устного, письменного) опроса, диктанта, тестового контроля, проверки заполнения анкет. Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем. Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.


Цели и задачи


Цель занятий – не столько получение учащимися определенных знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом соблюдается определенная последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.


Цель курса: углубление теоретических знаний учащихся о видах вредных привычек, причинах их возникновения и увеличения распространенности в России, мерах борьбы и профилактики вредных зависимостей, последствиях для организма человека в современном аспекте, а также получение практических навыков оценки степени влияния той или иной вредной привычки на организм, используя биологические методы оценки физического состояния и физической подготовленности.


Задачи:
•Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья.
• Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни.
• Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе.
•Получение знаний о степени вредного воздействия каждого вида вредной зависимости на органы и системы организма, продолжительность жизни, уровень работоспособности, уровень психического и социального здоровья, генетический уровень, о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,

При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.

Планируемый результат.

В результате проведенного учебного курса учащиеся должны имеет представление:

-о вредных привычках и их последствиях;

-о ценности жизни

должны осознавать

- необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

- необходимость личностного контроля над ситуацией, умения принимать на себя

ответственность за собственную жизнь.

должны уметь:

-применять свои знания в жизни;

-правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;

-противостоять групповому давлению;

-вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 10 класса посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 16-18 часов. Элективный курс “Мой выбор - моё здоровье” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.


Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 16-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Форма контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценивания: Итоговая оценка по данному элективному курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». «Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени.


Распределение учебных часов по темам



Тема

Количество часов

Демонстрации

лекции

анкетирование

фильмы

презентации

1

Вредные привычки и здоровье нации. Понятия, виды, причины возникновения вредных привычек.

1

«Моё понятие о ЗОЖ»

Ролик. Жизнь наркомана

ЭП.ЗОЖ

2

Анализ исходного уровня осведомленности учащихся о распространении вредных привычек и о методах их профилактике.

1

«Что я знаю о вредных привычках»

Упражнение – активатор. Умение сказать "нет".




ЭП. Жизнь даётся один раз

3

Социально-педагогические и наследственные факторы возникновения вредных привычек у детей и подростков.

1

«Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни».




ЭП. Здоровье профессия

4

Влияние СМИ на распространение вредных привычек

1




Растление молодёжи




5

Курение. Предпосылки к курению. История употребления табака в России и странах Европы.

1

Определение склонности к табакокурению.

Сущность табакокурения




6

Курение и его влияние на основные функции организма. Курение и потомство. Меры профилактики.

1

Работа со статистическими данными

Упражнение – активатор. Умение сказать "нет".

Вредные привычки! Круто!


ЭП. Мифы о табаке

7

Алкоголизм и здоровье. История употребления алкоголя в России и странах Европы.

1

Работа со статистическими данными. Викторина «Что я знаю об алкоголе»

Довгань - О вреде алкоголя

ЭП. Мифы об алкоголе

8

Пивной алкоголизм беда молодых

1

Определение склонности к алкоголизации..

Чижик-пыжик, где ты был?

ЭП. Пивной алкоголизм беда молодых

9

Наркомания и токсикомания. Обзор современного состояния проблемы в России и в мире.

10

Работа со статистическими данными

Упражнение – активатор. Умение сказать "нет".

Наркомания в России




10

Виды наркозависимости. Краткая классификация наркотиков и токсикосредств.
Наркомания и психическое здоровье.

11

Определение склонности к употреблению наркотиков .Упражнение – активатор. Умение сказать "нет"

Жизнь наркомана

ЭП. Мифы о наркомании.

11

Минусы ранней беременности.

12

Определение уровня знаний о супружеской жизни

Вред абортов

ЭП.Женская ошибка

12

“Болезни поведения” или болезни ППП

13

Работа со статистическими данными




ЭП. Болезни ППП

13

СПИД. Группы риска. Социальные предпосылки. Меры профилактики.

14

Работа со статистическими данными




ЭП. СПИД

14

Ознакомление со статьями законодательства РФ, касающимися нарушений и преступлений, связанных с вредными привычками.

15

Упражнение – активатор. Умение сказать "нет".

Предел возможностей человека


ЭП. Ответственность

Законадательство РФ.

15

Социальные программы, препятствующие распространению вредных привычек.

18

Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья

Проект ТВ.

Общее дело

ЭП. Социальные программы

16-16-18

18

Обобщающее занятие

Тренинг

3

Что для себя я почерпнул.

Упражнение – активатор. Умение сказать "нет".

Профессор Жданов. Над пропастью во лжи

ЭП. Профессия и здоровье

ЭП. Профилактика вредных привычек



Итого:

18











Рекомендуемая литература


1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999. –125 с.
2. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М., 1991.
3. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 1999. – 559 с.
4. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб, 1998. – 231 с.
5. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 256 с.
6. Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.108–121.

7. Сизанова А.Н., Хриптова В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004 г.

8. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997. – 246 с.
9. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 384 с.
10. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.- Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000. – 348 с.
11. Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие.-Смоленск.-2003
12. Макаревич А. Занимательная наркология: - М.: Махаон, 2006.-160 с  

13. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов /под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Плюс, 2007.

14.Сизанова А.Н., Хриптова В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004 г.

Похожие:

Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconОбразовательная программа моу уйско-Чебаркульская сош
Моу уйско-Чебаркульской сош следует понимать нормативный документ, определяющий содержание образования соответственного уровня и...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconТематическое планирование кружка «Я и мое здоровье»1 класс
Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам причину многих заболеваний, заставит их задуматься...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconПрограмма «Здоровье» моу сош №6 г. Магнитогорска г. Магнитогорск 2010 г. Паспорт комплексной программы «Здоровье» моу «сош №6»
Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс по биологии «Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесберегающую компетенцию…» ( 34 часа)
Данный элективный курс ставит реализацию целей и задач
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс по биологии
Планирование составлено на основе Программы элективных курсов по биологии: " жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс по литературе «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс по физике для учащихся 9 классов
Семтина Т. Н.– учитель физики моу «сош с углубленным изучением отдельных предметов №38»
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс «Уравнения и неравенства» 9 класс Автор курса учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике «Уравнения и неравенства», рассчитан на 17 часов. Курс построен в соответствии со схемой «от простого...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconМуниципальное общеобразовательное учреждение уйско-чебаркульская средняя общеобразовательная школа
...
Элективный курс 10 класс «Мой выбор моё здоровье» Паначёва И. Е. Моу уйско-Чебаркульская сош iconЭлективный курс Основы педиатрии (9 класс)
Данный элективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница