Рекомендована к утверждению в качестве базовой




Скачать 10.76 Kb.
НазваниеРекомендована к утверждению в качестве базовой
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер10.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.М. Масло

«_27» июня ______________ 2011 г.

Регистрационный № 11/7-30-29____ / баз.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Учебная программа для студентов

всех специальностей


Мозырь 2011


УДК 008

ББК 71.0

К 90


Составители: Чернышова Т.В., старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук УО МГПУ; Трегуб В.А. старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук УО МГПУ им. И.П. Шамякина.


Рецензенты: Салеев В.А.., доктор философских наук, профессор кафедры мировой и национальной культуры БГУ.

Телепень С.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и МПИ УО МГПУ им И.П. Шамякина


Рекомендована к утверждению в качестве базовой:


кафедрой социально-гуманитарных наук УО МГПУ им И.П. Шамякина.

протокол № 8 от 17.03.2011 г.

Зав. кафедрой Кириллов Ю.Н.;


научно-методическим советом филологического факультета УО МГПУ им И.П. Шамякина

протокол № 8 от 13.04.2011 г.

председатель Татаринова Т.И.;


научно-методическим советом УО МГПУ им И.П. Шамякина

протокол № 7 от 27.06.2011 г.

председатель Лебедев Н.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Введение

Культурологическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и осмысление им координат, определяющих направленность переживания бытия в конкретных социокультурных обстоятельствах, т.е. выработку ориентировав для самоопределения. Для этого необходимы знания о социальной значимости культуры, ее структуре, роли в формировании ценностной системы, норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями картины мира, формами поведения и их отражением в сознании людей различных культур. Таким образом, и теоретическая, и историческая компоненты культурологического знания призваны способствовать решению принципиально важной проблемы, связанной с формированием целостного и обоснованного мировосприятия.

Проблема культурных норм и ценностей является актуальной в условиях Республики Беларусь. Пограничная белорусская культура, находящаяся на месте встречи европейских и евразийских культур представляет собой некий ценностный синтез, нуждающийся в осмыслении и изучении. Сфера диалога культур была и остается пространством формирования белорусской культуры.


1.2. Цели

Основная цель преподавания культурологии состоит в том, чтобы дать студентам развернутое представление о сущности, строении, типах культур, формах их коммуникации, закономерностях их исторического развития, а также способах распространения и социального освоения содержащихся в них образцов и норм. Выявление этих «инвариантов» культуры должно помочь понять, что бытие человека есть прежде всего «бытие в культуре». Культурология призвана сформировать понимание необходимости новых парадигм нашего бытия, основанных на культуре как универсальной ценности.

1.3. Задачи

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

1. Получение студентами научно-обоснованных знаний о месте и роли культуры в жизни общества и человека, значение культуры для формирования и изменения системы социальных норм и идеалов в различные исторические эпохи и периоды.

2. Изучение разнообразных механизмов межнациональных, межрегиональных культурных связей и обменов, содержания и исторической смены культурных эпох, развитии и трансформации хозяйственно-культурных регионов и целых цивилизаций в прошлом, в настоящем и будущем.

3. Теоретическое освоение исторических путей, закономерностей формирования и развития мировой культуры и той роли, которую играла и играет в этом процессе европейская культура.

4. Предметное знакомство с исторически меняющими картинами языковых миров, с речевыми формами поведения, присущими различным народам мира, с их менталитетами, чертами национальных характеров и т.д.

5. Уяснения содержательного и структурного единства экономической, политической, правовой, нравственной, религиозной, художественной, философской культур в обществах определенных типов.

6. Объёмное изучение типологии культур. Рассмотрение характерных черт и взаимоотношений этнических, национальных, религиозных, локальных культур. Выработка научных представлений о социальной динамике элитарной, массовой, маргинальной культур в системе массовых коммуникаций.

7. Определение места и роли пограничной этнически и регионально структурированной культуры Беларуси в европейском и мировом культурно-историческом процессе.


1.4. В результате изучения дисциплины студент должен


а) знать:

  • основных понятий культурологии;

  • ключевых моделей культурологического знания (философии и теории культуры);

  • персоналий культурологического знания;

  • прикладных аспектов культурологии;

б) уменить характеризовать:

  • культуры прошлого и современности с позиций многомерности;

  • культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии;

  • культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

в) уменить анализировать:

  • роль культуры в жизни человека;

  • основные культурные эпохи, стили и образцы;

  • соотношение традиций и инноваций в культуре;

  • национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурной коммуникации;

  • особенности современных культурных изменений в Беларуси и зарубежных странах;

г) приобрести навыки и качества:

  • межкультурной коммуникации и диалога;

  • культурной толерантности.


1.5. Перечень дисциплин, изучение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины


  • Философия;

  • теория и история культуры;

  • мировая художественная культура;

  • религиоведение;

  • эстетика.

1.6. Тематический план



Темы лекций


Кол-во

часов

Темы практических занятий

Кол-во

часов

1.

Культура как предмет культурологии.

2

Возникновение культуры и ранние формы ее развития

2

2.

Развитие исторических представлений о культуре

2

Миф и традиция в культуре

2

3.

Типология культуры.

2

Индо-буддийский тип культуры

2

4.

Основные школы и концепции культурологии

4

Конфуцианско-даосистский тип культуры

2

5.

Культура первобытного общества

2

Мусульманский тип культуры

2

6.

Культура Древнего Востока

2

Античность – колыбель европейской культуры

2

7.

Античная культура

2

Христианство и христианская традиция в культуре Европы

2

8.

Культура западно-европейского средневековья

2

Культура эпохи Возрождения

2

9.

Культура западно-европейского Возрождения

2

Культура Нового времени

2

10.

Культура эпохи Просвещения

2

НТР и культура

2

11.

Художественная культура ХХ в.: модернизм и постмодернизм

2

Массовая и элитарная культура

2

12.

Кризис культуры ХХ в. и пути его преодоления

2

Человек в искусстве ХХ в. Художественные поиски.

2

13.

Белорусская культура в контексте мировой культуры.

2

Беларусь в контексте евразийского культурного пространства.


2




Всего:

28




26
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. А. Карпюк, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Л. Н. Марченко, заведующая кафедрой глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Г. П. Рычагов, профессор кафедры общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор...
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconПояснительная записка «Геополитика»
Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международного туризма фмо
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconРабочая программа Учебная дисциплина «Политология»
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии общеуниверситетских кафедр
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconПрограмма для специальности: 1-54 01 01-04 Метрология, стандартизация и сертификация
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования “Витебский государственный технологический...
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconРабочая программа Учебная дисциплина б 3 Естественнонаучная картина мира
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/учебно-методического совета
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconПовар, кондитер базовой подготовки Профессиональные компетенции
Ком предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 04. Приготовление блюд из рыбы по профессии...
Рекомендована к утверждению в качестве базовой iconПрограмма «мир руками детей» (анимация) (на 3 года) программа «мир руками детей»
Моу дод «цдод» в студии мультипликации «Анимэ» прошла внутреннюю экспертизу и рекомендована Методическому совету для рассмотрения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница