Скачать 39.88 Kb.
|
1.Целевой раздел 1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный документ разработан педагогическим коллективом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» Мытищинского муниципального района в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010); - с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2010) - концептуальных положений учебно-методического комплекта под редакцией Л.В. Занкова; -концептуальных положений учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой; - с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования на 2011-2015 года. Участники образовательного процесса: обучающиеся (от 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка с более раннего возраста, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) обучающихся, Управляющий совет гимназии, ООО «Родительский совет». Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребенка, поступающего в первый класс. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующие современного первоклассника: - резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, реклама, Интернет), зачастую ненужной и даже вредной; - уменьшился интерес детей к чтению, уходят в прошлое традиции семейного чтения, что привело к определенному «эмоциональному голоду» и к потере у детей навыков смыслового чтения и слушания; - возрос объем учебной деятельности ребенка до поступления в школу и, как следствие, уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении дошкольников; - уменьшилось время общения дошкольника со сверстниками; - увеличилось расслоение детей по уровню умственного и познавательного развития; - возросла критичность мышления современных детей и, как следствие, усилилось чувство тревожности и недоверия к людям; - увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло за собой, с одной стороны, развитие чувства толерантности, сопричастности ко всему человечеству, а с другой – рост ксенофобских настроений. Отмеченные выше особенности современной эпохи существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования. Образовательная программа начальной школы гимназии направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты. В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа гимназии работает по учебным методическим комплектам систем развивающего обучения Л.В. Занкова и «Начальная школа 21 век». Системы обучения основываются на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе: - на проблемно-ориентированном развивающем образовании - системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); - на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения; - на идеях непрерывности, а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз). Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, в первую очередь гуманитарной и научной направленности. Обучение в начальной школе направлено на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад), разного уровня владения русским языком. Специфика контингента учащихся начальной школы определяется тем, что, в основной массе, они посещают ДОУ №47,ДОУ № 56,ДОУ №57, центр дошкольной подготовки «Рощица». Во всех ДОУ имеются логопедические группы, проводится дошкольная подготовка. Между гимназией и ДОУ осуществляется непрерывная работа по преемственности в соответствии с планом работы в этом направлении. Это безусловно сказывается на подборе материала к урокам и занятиям по внеурочной деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Дети имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; умеют произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем. Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться. Исходя из вышесказанного, целью основной образовательной программы начального общего образования (в дальнейшем – ООП НОО) становится достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Для нас ценно: 1. Выполнение образовательного государственного заказа 2.Положительная динамика личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов на основе освоения УУД. 3. Комфортность обучения и работы всего коллектива гимназии 4.Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями 5. Конкурентоспособность гимназии в нише предоставления образовательных услуг. Средства реализации заявленной цели: 1. Усвоение учащимися базового содержания учебных предметов и развитие личности обучающихся на основе освоения УУД. 2.Предоставление учащимся возможности выбора занятий по внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг. 3.Широкое внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, информационно-коммуникативных технологий. 4. Реализация системно-деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса Направленность ООП НОО МБОУ «Гимназия №1»: 1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. 2. Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека. 3. Создание основы для основного общего образования. Исходя из целей ООП НОО гимназии определены задачи: - представление учащимся целостной широкой картины мира средствами науки, литературы и искусства и непосредственного познания; - формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в разных областях науки; - выявление и раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся для составления маршрута обучения; - повышенный уровень экономического и информационного образования, как пропедевтика к обучению в основной школе; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся; - формирование желания и умения учиться. В основе реализации ООП НОО МБОУ «Гимназия №1» лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы дидактических принципов:
Работа над развитием каждого ребенка. Этот принцип требует создания каждому ученику таких условий, в которых он, исходя из своего детского опыта и своих способностей, мог бы оптимально продвигаться в общем развитии. Построение образовательного процесса по УМК «начальная школа 21 век» подчиняется следующим принципам:
Специфика педагогических кадров МБОУ «Гимназия №1» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. ООП НОО МБОУ «Гимназия №1» предусматривает достижение:
У выпускника начальной школы МБОУ «Гимназия №1» должны быть сформированы основы творческой и исследовательской деятельности в различных областях науки (математика, филология, информатика, экономика), начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута. Наш выпускник – это человек:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» предусматривает:
Мы видим гимназию как массовое общеобразовательное многопрофильное учреждение, в котором реальностью становится процесс индивидуального развития ребенка путем создания на каждой ступени обучения условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста, процесс формирования у учеников поисковой активности (она предполагает познавательную, творческую активность, самостоятельный поиск необходимой информации, готовность в ситуации выбора принять решение). Учреждение, в котором развиты системы внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования. Учреждение, которое координирует работу в районе по созданию условий для позитивной социализации личности. При обучении в гимназии на начальной ступени:
Научить ребенка учиться – обеспечить успешность его школьной жизни вплоть до самого выпуска. МБОУ «Гимназия №1» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: - с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в учреждении; - с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом гимназии. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования гимназии №1 закреплены в заключённом между ними и гимназией договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №1» содержит следующие разделы: 1.Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка; 1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2. Содержательны раздел: 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов; 2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 2.4.Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; 2.5. Программа коррекционной работы. 3. Организационный раздел: 3.1.Учебный план; 3.2.План внеурочной деятельности; 3.3.Система условий реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Основными пользователями планируемых результатов являются: • лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); • учащиеся и их родители;
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями: 1) служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся); 2) являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса. Ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования: — формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; — воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; — индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции. По каждому предмету выделяются следующие уровни описания: 1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. («Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?»). Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам курса. Первый блок результатов описывает основной, сущностный вклад данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях. 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. («Выпускник научится»). Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся как минимум, на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий с ними, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения. Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. 3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. («Выпускник получит возможность научиться»). Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в связи с повышенной сложностью учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения таких целей ведется преимущественно в ходе неперсонифицированных (анонимных) исследований. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев оценку достижения планируемых результатов этой группы целесообразно проводить в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитывать при определении итоговой оценки. Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов (см. Планируемы результаты. Издательство «Просвещение», 2010г). Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт. В основе реализации данной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; - ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения. Данная образовательная программа предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; - выявление и развитие способностей обучающихся через систему секций, клубов, кружков, организацию общественно-полезной деятельности детей; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов. |
![]() | Пояснительная записка Основная образовательная программа разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красносельская средняя общеобразовательная школа» ... | ![]() | Анализ методической работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы №23 за 2011-2012 учебный год Выявление степени реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей совершенствования образовательной и воспитательной... |
![]() | Программа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №44» С целью качественного выполнения федерального Базисного Учебного плана (2004 г.), Концепции профильного обучения на старшей ступени... | ![]() | Размер персональных выплат заместителям руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Положению об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нижнекурятская средняя общеобразовательная... |
![]() | Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу Учебно-методический комплекс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города... | ![]() | Пояснительная записка паспорт основной образовательной программы (далее ооп) ноо основная образовательная программа начального общего образования (далее ооп ноо) муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1» Ооп ноо муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №1» пгт Палана, это программный документ,... |
![]() | Отчет о самообследовании муниципальноготобщеобразовательного учреждения Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №21» проведено на основании приказа по моу «Гимназия №21»... | ![]() | Пояснительная записка. 1 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар |
![]() | Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения Отчет о самообследовании муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» г. Ивантеевки подготовлен на основании приказа... | ![]() | Отчет о результатах самообследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Самообследование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №7 «Ступени» проводилось согласно приказу директора... |