Скачать 16.89 Kb.
|
Раздел I. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов С.И. Львовой. Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для 5-9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка Цели обучения русскому языку Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Преподавание русского языка в 5-9 классе направлено на достижение следующих целей; обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися. Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся основной школы». Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс основной школы по русскому языку Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; ТЕКСТ: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.); - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: - разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; МОРФОЛОГИЯ: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; ОРФОГРАФИЯ: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, используя на письме специальные графические обозначения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. |
![]() | Пояснительная записка Статус документа В. В. Бабайцева и рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне по учебникам для 10-11 кл. В. В. Бабайцевой и А. И.... | ![]() | Пояснительная записка статус документа Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под... |
![]() | Пояснительная записка статус документа Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов... | ![]() | Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
![]() | Пояснительная записка статус документа Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа Положения о рабочей программе моу уйско-Чебаркульской сош, обуп и уп образовательного учреждения. Рабочая программа конкретизирует... |
![]() | Пояснительная записка. Статус документа В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |
![]() | Пояснительная записка. Статус документа С. И. Львова, В. В. Львов, 2-е издание, М., Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | ![]() | Пояснительная записка статус документа Образовательная программа по литературе моу сош с. Пушанина, Белинского района, Пензенской области составлена на основе поу среднего... |