Наименование конференции: Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Название работы: «Использование статистических методов в здоровьесберегающих педагогических технологиях учреждений дополнительного образования детей» Предметная область: дополнительное образование детей Ф.И.О автора: Чихарева Марина Николаевна-педагог дополнительного образования Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Володарского района города Брянска
Брянск-2013
1. Введение От состояния здоровья подрастающего поколения зависит благополучие и развитие общества. При правильной направленности в вопросах физической подготовки спортивной молодежи расширяется выборка для отбора физически более развитых детей и подростков в школы олимпийского резерва и другие спортивные учреждения для спортивной конкуренции в стране и на международной арене. Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья. Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности. Образовательные учреждения дополнительного образования детей, как важное звено непрерывного спортивного образования, предлагает выбор альтернативных форм и методов организации учебного процесса. Формируется он на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости [3]. Практические занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности [4]. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья детей и подростков находятся экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, новые формы вирусов, и т.д. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и обучающихся, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. Данные статистики свидетельствуют о том, что на текущий момент только 6-8% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. В современных условиях развития отечественного образования становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей во многом зависит от совместных усилий педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, психологов и врачей. И именно здесь роль педагога физкультурно-спортивного направления становится ключевой. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий является актуальным аспектом преподавания физической культуры в программе физического воспитания как в средней образовательной школы, так и у учреждениях дополнительного образования. Педагог физической культуры должен подходить к обучению комплексно, используя различные эффективные методы, в том числе использовать статистические методы для анализа эффективности своей работы. 2. Основное содержание Активное использование методов математической статистики становится возможным в педагогической практике педагога дополнительного образования, благодаря внедрению в учебный процесс ряда педагогических вузов дополнительных дисциплин по основам математической обработки информации и информационным технологиям. Отсутствие адаптации математической статистики для нужд педагогики и спорта, привело к тому, что её точные методы не находят своего достаточного применения в повседневной организации педагогических экспериментов [1]. Ниже приводятся приемы математической статистики. Её методы расширяют возможности научного предсказания и принятия решения, где существенные параметры не могут быть известны или контролируемы с достаточной точностью. Методы математико-статистического анализа экспериментальных данных, полученных при научных исследованиях в спорте, используются давно. Этот факт объясняется тем, что спортивные показатели в спорте поддаются измерению и позволяют исследователю работать с теми или иными выборочными совокупностями цифр. При этом вычисляются: средняя арифметическая, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, ошибка среднего значения, коэффициенты корреляции признаков выборочной совокупности. К числу основных статистических критериев проверки достоверности результатов эксперимента обычно относят: t-Стъюдента (проверка гипотезы о равенстве центров распределения нормальных генеральных совокупностей при неизвестном стандартном отклонении); f-Фишера (проверка гипотезы о равенстве дисперсий двух нормальных генеральных совокупностей); v-Пирсона (проверка гипотезы о законе распределения). Существуют и другие, более мощные, показатели определения значимости отклонений эмпирических распределений от теоретических. Например, критерии хи-квадрат или Колмогорова-Смирнова. В спортивно-педагогических исследованиях все чаще применяются разнообразные методы регрессионного и факторного анализов, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. Математическая статистика занимается статистическим описанием результатов опытов или наблюдений, так и построением и проверкой подходящих математических моделей, содержащих понятие вероятности. Статистическое описание и вероятностные модели применяются к физическим процессам, обладающим тем свойством, что хотя результат отдельного измерения физической величины x не может быть предсказан с достаточной точностью, значение некоторой подходящей функции y = y(x1, …, xn) от множества результатов x1, …, xn повторных измерений может быть предсказано с существенно лучшей точностью. Такая функция называется статистикой, а указанное свойство физического процесса его статистической устойчивостью [2]. Статистическая устойчивость в каждой конкретной ситуации есть эмпирический физический закон, который может быть проверен только опытом. Простым примером могут служить измерения длины прыжка, пульса до и после нагрузки и так далее, т.е. в качестве xi может выступать любая величина, которую можно измерить. При статистической обработке результатов педагогических наблюдений основная проблема, стоящая перед исследователем - это малый объем выборки, и как следствие, низкая точность полученных результатов (широкий доверительный интервал). Дисперсионный анализ - метод позволяющий уменьшить дисперсии получаемых оценок. Проведение различных тестов, анкет и опросов является в настоящий момент единственным методом получения информации о результатах педагогического эксперимента, психическом состоянии обучающегося, тренера, вопросах усвоения материала и многое, многое другое. Практически в каждом педагогическом исследовании собираются многочисленные данные анкетирования, тестирования, опроса, имеющие попытку исследования внутреннего мира ребенка. Все вопросы, связанные с анкетированием, опросом и т.п. называют диагностической задачей. Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи: 1) прослеживает результативность работы обучающихся и педагога; 2) выступает как инструмент формирования. Ведущие функции диагностики образовательного процесса включают: а) установление обратной связи; б) оценку результативности; в) воспитательно-побуждающее воздействие; г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией; д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность обучающегося); е) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности детей и подростков. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, альбомы по рисованию, журналы и т.п. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Моделирование — это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в детском объединении (кружке) на компьютере. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (то есть численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест — это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: -точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал); -временные ограничения; -устные инструкции испытуемому; -предварительный показ задания; -учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого. Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. Из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются: 1) личностные опросники; 2) тесты интеллекта; 3) проективные методы; 4) репертуарные методы; 5) тесты достижений. Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность обучающихся и педагога. В качестве цели исследования выступает реализация педагогических условий формирования готовности детей к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в учреждении дополнительного образования или в школе. Объект исследования — динамика здоровья обучающихся в период обучения в учреждении дополнительного образования. Предмет исследования — процесс организации и содержания обучения детей в учреждении дополнительного образования. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование культуры здорового образа жизни обучающихся учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности может осуществляться более эффективно, если проводится первичная диагностика состояния здоровья детей; определяются основные критерии сформированности культуры здорового образа жизни; применяется адаптированная физкультурно-оздоровительная программа обучающихся, анализируемая статистическими методами, как критериями её эффективности; осуществляется взаимодействие с родителями обучающихся, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи. Планирование задач удобно проводить по следующей схеме: -формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; -воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; -развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервнопсихического здоровья и развития детей; -совершенствование практических навыков здорового образа жизни; -экспериментально и статистически оценить эффективность разработанных технологий. Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие двигательных и физических качеств, укрепление психологического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности. Задачи: -культивировать и воспитывать у детей и подростков осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению внешним воздействиям); -закрепить у обучающихся способности к самосозиданию собственной телесной организации в приемлемых для него формах; - помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекции, привить чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях; -способствовать развитию познавательного интереса к своему телу, его возможностям. Программа включает в себя пять основных направлений. 1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса: - занятия; -дни здоровья. 2. Физическое развитие и оздоровление школьников: -закаливание; -самомассаж; -спортивные игры; -дыхательная гимнастика; -организация двигательного режима. 3. Лечебно-профилактическая работа: -лечебная физкультура; -самомассаж; -физиотерапия; -витаминотерапия и фитолечение. 4. Работа с родителями. 5. Обеспечение психологического благополучия: -коррекционно-развивающая работа с детьми, отстающими от возрастных требований физических норм. Это позволяет преодолевать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к воспитательной и оздоровительной работе. В занятиях это нашло выражение в следующем: -составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей; -организация предметно-пространственной среды; -освоение технологий личностно-пространственной среды, развивающей ребенка; -освоение технологий личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимися; -создание условий для самореализации детей и обеспечение их психологической безопасности. В ходе выполнения работы рекомендуется дополнительно использовать статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация), синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы в целях сохранения и укрепления здоровья школьников. Принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа жизни (ЗОЖ), поскольку ЗОЖ представляет собой категорию, соотносимую с идеалами — представление о достойном человека образа жизни, с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном его этапе и с критериями оценки здоровья, причем не только физического, но психологического и духовно-нравственного. Востребованность категории здоровья в практике проявляется в определении здоровьезатратного или здоровьесберегающего потенциала педагогического процесса. Положительной тенденцией является стремление проектировать педагогический процесс как здоровьесберегающий. Под здоровьесберегающим педагогическим процессом мы понимаем педагогический процесс, в основе которого находится здоровьесберегающий (валеологический) принцип. Для разработки подходов к обучению детей и подростков проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса необходимо определить сущность педагогического проектирования. В.Н. Максимова предлагает проектировать на основе акмеологического подхода валеологическое образование, рассматривая здоровую личность как цель и результат образования [5]. Решение оздоровительных задач должно осуществляется не только средства физической культуры, но инновационной деятельностью по укреплению и сохранению здоровья детей в учреждениях дополнительного образования и в школе (проведение деловых игр, дискуссий, и других форм проведения лекций). Для обработки полученных результатов исследований подходят первичные и вторичные методы статистической обработки результатов исследования. В целях доказательств гипотез, связанных с экспериментом, используется подгруппа вторичных методов статистической обработки — методы сравнения между собой нескольких элементарных статистик, относящихся к разным выборам: t — критерий Стьюдента, v - критерий Пирсона (когда результаты представлены в виде процентных соотношений). Основными направлениями педагогических исследований для подтверждения результативности программ выбирают [6]: 1. Изучение динамики развития физических способностей воспитанников. Приложение №1. Результаты данного исследования заносились в индивидуальную карту физического развития в виде графика. 2. Определение уровня сформированности культуры здорового образа жизни. 3. Изучение уровня физического развития. На основе результатов врачебно-педагогического контроля: 3.1 Антропологические измерения. 3.2 Оценку типа телосложения и изучение осанки. 3.3 Исследование состояние кардиореспиративной системы. На основе полученных данных исследований, заполняется индивидуальная карта физического развития каждого ребенка. Мониторинг образовательного процесса физкультурно-оздоровительной деятельности, позволил сопоставить результаты наблюдений, опроса, тестирования и получить представления об действительных тенденциях физической, гигиенической культуры каждого ребенка. 3. Выводы В результате проведенного анализа литературы определены возможности использования статистических методов в энергосберегающих технологиях в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Опираясь на основания проектирования содержания образования в аспекте здоровьесбережения, нами подтверждена справедливость использования системы статистической оценки оздоровительной программы для укрепления и сохранения здоровья детей, которая как прогнозируется, выявит свою эффективность в ходе экспериментальной (аналитической) проверки.
4.Список литературы 1. Баева Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании: учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. Под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук М.В.Прохоровой. — СПб.: НИИХ, 2001. — 81 с. 2. Виленкин В.Я., Потапов В.Г. Задачник-практикум по теории вероятности с элементами комбинаторики и математической статистики. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с. 3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. 4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с. 5. Ковалева О.И. Условия эффективности содержания образования как становление готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения // Проблемы детской антропологии: Материалы международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2003. - С. 18-19. 6. Рихтер О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений ДО в процессе физкультурной деятельности: диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 Компоненты структуры потенциальной ценности личности обучающегося Подструктура | Группа качеств | Отдельные качества, умения, навыки | I. Психологическая | Психофизиологические качества | Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость) Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная) Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное) | | Эмоциональная сфера | Отсутствие повышенной нервозности Осторожность Эмоциональная устойчивость Тревожность Фрустрация Эмоциональная возбудимость Эмоционально-моторная устойчивость Стеничность эмоций | | Волевые качества | Самообладание Настойчивость Решительность Умение мобилизовать свои резервы | | Состояние анализаторов и их взаимодействие | Абсолютный порог Дифференцировочный порог Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов Чувствительность вестибулярного анализатора | | Психомоторика | Скорость простых сенсомоторных реакций Скорость реакций с выбором Антиципация Умение работать в оптимальном темпе | II. Профессиональная (спортивного мастерства) | Спортивный результат | Наивысшее спортивное достижение Наивысшее достижение в текущем сезоне Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат Частота срывов на ответственных состязаниях Стабильность результатов, опыт соревнований Динамика результатов за годы тренировок | | Техническое мастерство | Арсенал технических приемов Техника на фоне утомления Арсенал технических приемов в условиях стресса | | Тактическое мастерство | Умение строить программы действий Умение реализовать намеченную программу действий Умение сочетать простые действия со сложными Умение быстро перестроить свою деятельность Умение не теряться в сложной обстановке | | Специальная физическая подготовленность | Состояние специальных физических качеств Объем тренировочных нагрузок Объем соревновательных нагрузок | | Восстанавливаемость | Способность восстанавливаться во время соревнований Способность восстанавливаться между соревнованиями Способность восстанавливаться после напряженного сезона | III.Медико-биологическая (спортивных возможностей) | Анатомо-морфологические | Росто-весовой показатель Силовой индекс Жировая масса Рост Вес | | Физические качества | Выносливость: общая силовая скоростная статическая Скорость Сила Ловкость | | Компоненты оценки здоровья | Острые и хронические заболевания Острые и хронические травмы Обращаемость к врачам (жалобы) Трудотерапия Способность переносить большие нагрузки | |