Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку




Скачать 16.32 Kb.
НазваниеКлючи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16.32 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Система оценивания отдельных заданий и олимпиадной работы в целом на муниципальном этапе Всероссийской школьной олимпиады по русскому языку в 2012 году


Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

В олимпиадной работе представлены задания двух типов: 1) тестовые задания и 2) задания, связанные с лингвистическим анализом текста.

Каждое правильно выполненное тестовое задание оценивается в 1 балл. Некоторые тестовые задания содержат в себе несколько правильных вариантов ответа, но оцениваются также в один балл (преимущественно это задания по культуре речи, проверяющие уровень знаний, а не исследовательских навыков).

Задание № 20 в каждом варианте олимпиадной работы связано с лингвистическим анализом текста. Выделение критериев оценивания зависит от специфики предложенного в работе текста (критерии даны применительно к каждому тексту в ключах).


Максимальная сумма баллов за тестовые задания составляет 19 баллов.

Максимальное количество баллов за задание № 20 – 21 балл.

Максимальное количество баллов за выполнение всей олимпиадной работы – 40 баллов.


Ключи к олимпиадным заданиям

Задания олимпиадной работы охватывают разные области науки о языке. В тесте содержатся задания, связанные с историей языка и диалектологией, культурой речи (орфоэпией, акцентологией, лексическими, морфологическими, синтаксическими нормами языка), морфемикой и словообразованием, лексикой и фразеологией, морфологией, синтаксисом, а также филологическим анализом текста.


Ключи к заданиям для муниципального этапа олимпиады школьников

по русскому языку


7 КЛАСС


В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.


1. Какие из приведенных фразеологизмов содержат названия букв только греческого алфавита?

1) стоять фертом;

2) прописать ижицу;

3) альфа и омега;

4) начинать с азов.


2. В ходе орфографической реформы в русский алфавит была добавлена буква, которую А.П. Сумароков назвал «уродом», а М.В. Ломоносов отметил, что «вновь вымышленное или, справедливее сказать, старое “е”, на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно…». Это буква…

1) ё;

2) э;

3) й.


3.  Кто из известных русских составителей словарей показал себя как блестящий военный врач и медицинская знаменитость Петербурга? В медицине он трудился «неутомимо, приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока … операций снятия катаракты, и все вполне успешно…»

1) И.И. Срезневский;

2) В.И. Даль;

3) А.Х. Востоков;

4) Д.Н. Ушаков.


4. Как называется стихотворение Ф.И. Тютчева, в котором речь идет о «водомёте»?

О смертной мысли водомёт,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?

1) «Источник»;

2) «Родник»;

3) «Фонтан»;

4) «Ключ».


5. Какие слова исторически были однокоренными?

1) страна, сторона, простор;

2) полка, положить, полоскать;

3) спать, сон, сопеть;

4) еда, едет, единый.


6. Укажите количество вариантов корня локоть путем подбора родственных слов и форм слов с этим корнем, слова и формы напишите рядом с цифрой:

1) один;

2) два;

3) три;

4) четыре (локоть, локтевой, облокачиваться, облокочусь).


7. Укажите слово, образованное приставочным способом:

1) треножник;

2) разъехаться;

3) бахвалиться;

4) постройка.


8. В какой паре слов формы единственного и множественного числа могут быть лексическими омонимам?

1) стол – столы;

2) город – города;

3) очко – очки;

4) лист – листы.


9. На каком языковом явлении построена игра слов в отрывке из книги К.И. Чуковского?

- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

- А я тогда не выйду на улицу.

- Почему?

- А чтобы меня морозы не ударили.

1) метафора;

2) метонимия;

3) фразеологизм.


10. Какое из прилагательных в приведенных предложениях употреблено в переносном значении и поэтому изменяет свой разряд?

С улыбкой на лице и со слезами осталась ты на пристани морской (Н. Рубцов.); Тучи – как озера, Месяц – рыжий гусь (С. Есенин.); Не торговец я на слова. Запрокинулась и отяжелела золотая моя голова (С. Есенин.); В холодных переливах лир Какая замирает осень! (О. Мандельштам).

1) морской;

2) рыжий;

3) золотой;

4) холодный.


11. Укажите случаи неправильной постановки ударения в слове:

1) фарфо́р;

2) пулове́р;

3) (они) добры́;

4) це́мент.


12. Укажите вариант, в котором на месте орфографического чн произносится [шн]:

1) черничный;

2) гречневый;

3) фабричный;

4) скучный.


13. Отметьте случаи неверного толкования лексического значения слова

1) Диалектология – философское направление о наиболее общих

законах развития природы, общества и мышления.

2) Абонемент – документ, подтверждающий право пользования

чем-либо в течение определенного срока.

3) Гармонический – исполняемый на гармони.

4) Жупел – нечто внушающее страх, отвращение.


14. Укажите вариант с ошибкой в сочетании слов:

1) зеленая гуашь;

2) вымыть шампунем;

3) важная бандероль;

4) купить билет с плацкартом.


15. Укажите вариант, в котором есть грамматическая ошибка:

1) преимущество над противником;

2) оплатить работу;

3) обрадован известием;

4) обосновывать ответ.


16. В каком слове выбор чередующейся гласной в корне зависит от значения этого слова?

1) загорать;

2) вытирать;

3) намокать;

4) излагать.


17. Охарактеризуйте ошибку, допущенную в предложении Выражаем благодарность автору статьи Л.А. Иванченко, опубликованной в последнем номере научного журнала.

1) нарушение порядка слов в предложении;

2) ошибка в лексической сочетаемости;

3) фактическая ошибка;

4) логическая ошибка.


18. От какого из этих глаголов можно образовать все четыре формы причастий?

1) ехать;

2) читать;

3) сидеть;

4) петь.


19. Отметьте сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

1) Природа раскинулась кругом точно великий храм приготовленный к

празднику.

2) Нахмурилась елка и стало темно.

3) Заглянуло солнце и росой умыло стекла.

4) Вчера после обеда сосед с нижнего этажа попросил мою дочь долго

извиняясь при этом принести из школьной библиотеки книгу по

истории русского языка.


20. Прочитайте стихотворение С. Есенина. Какие образные средства использованы в организации текста? Какими выразительными средствами показано в этом стихотворении противопоставление разных периодов жизни лирического героя? Что еще чему противопоставлено? Какова главная тема стихотворения и как в ее выражении участвуют языковые и образные средства?

Представьте свой ответ в виде связного текста.


Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.


Снег у крыльца, как песок зыбучий.

Вот при такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий кров.


Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я, как странник гонимый, –

Старый хозяин своей избы.


Молча я комкаю новую шапку,

Не по душе мне соболий мех.

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,

Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.


Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей, не радей, –

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.


Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас, –

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Ключи

За выявление выразительных средств максимум 8 баллов.

Указать не менее 8 образных и выразительных средств, среди них желательно указать:

– антитезы образов и понятий (шапка из кошки – шапка из собольего меха; старый/новый; помнят/позабыл; родимый/гонимый);

– назывные, безличные предложения;

– сравнения;

– синтаксический параллелизм, анафору, эпитеты, аллитерацию (1 строфа), оксюморон (улыбаясь, душой погас) и т.д.


За связный текст максимум 13 баллов:

- текст оценивается по следующим параметрам: доказательность, логичность, композиционная стройность, выразительность, жанровое соответствие, речевое своеобразие – максимум 6 баллов (отсутствие одного из параметров минус один балл);

- грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм) – максимум 7 баллов (за каждую ошибку – минус один балл, если ошибок больше 7 – 0 баллов).


Максимум за 20-е задание – 21 балл.

Ключи к заданиям для муниципального этапа олимпиады школьников

по русскому языку


8 КЛАСС


В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.




4. Какие слова исторически были однокоренными?

1) пестрый, испещренный;

2) лесть, лестница;

3) хоровой, хоромы.


5. В каком слове окончание –а выполняет особую роль?

1) вода;

2) телега;

3) сосна;

4) супруга.


6. Найдите слово, образованное приставочным способом:

1) супердержава;

2) треволнение;

3) поддакивать;

4) погибель.


7. Вставьте слово, обозначающее меру длины.

С каждой минутой вода приближалась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше … земли в ширину,

Меньше сажени в длину (Н. Некрасов)

1) вершок;

2) пядь;

3) гектар;

4) аршин.


8. Укажите значение фразеологизма ничтоже сумняшеся:

1) немножко посомневавшись;

2) капелька сомнений;

3) сомневающееся ничтожество;

4) нисколько не сомневаясь.


9. Как называются пары слов типа дорогидроги, абонентабонемент, претворитьпритворить:

1) омонимы;

2) паронимы;

3) синонимы;

4) конверсивы.


10. В каком варианте допущена ошибка в образовании формы множественного числа существительного?

1) брело́ки;

2) рукава́;

3) почерка́;

4) шофе́ры.


11. В каком ряду все собирательные числительные употреблены правильно?

1) двое ботинок, трое щенков, нас шестеро, трое кубиков;

2) пятеро котят, четверо жирафов, двое путников, четверо футболистов;

3) обои девочки, трое ружей, шестеро альпинистов, четверо ножниц;

4) семеро козлят, оба мальчика, трое брюк, их двое.


12. Укажите предложения с грамматической ошибкой:

1) Читая роман, нами переживаются все описанные в нем

события.

2) Сколько можно делать вид о том, что нас это не касается.

3) Мы действовали согласно данным нам заранее указаниям.

4) Много времени ушло на подготовку к празднику.


13. В каком слове перед е произносится твердый согласный звук?

1) термин;

2) шинель;

3) бутерброд;

4) академия.


14. В каком ряду допущены ошибки в сочетании слов?

1) полное фиаско;

2) маленькое колибри;

3) строгое табу;

4) широкое авеню.


15. Определите характер ошибки в предложении из школьного сочинения

Татьяна целиком погрязла в мечтах об Онегине.

1) нарушение лексической сочетаемости;

2) незнание значения фразеологического оборота;

3) смешение паронимов;

4) употребление в предложении жаргонного слова.


16. В каком из приведенных предложений существительное употреблено в родительном падеже?

1) У нас цвели лишь две яблони.

2) Книги необходимо беречь.

3) Привели коней.

4) Приятно встретить друга.


17. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Что было задано на дом?

1) наречие;

2) причастие;

3) глагол;

4) прилагательное.


18. В каком из словосочетаний представлен такой способ синтаксической связи, как согласование?

1) три пальмы;

2) весь день;

3) ее работа;

4) колеблемый ветром.


19. Отметьте сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

1) На мокрую полоску песка у самой воды приглаженную волнами сел

куличок и стал неторопливо расхаживать на длинных ногах.

2) Скоро стало жарко и всех потянуло на палубу.

3) Коляска покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и

покатила далее.

4) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в

путешествиях по Кавказу.

  1   2   3

Похожие:

Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconОтветы к общим заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч года

Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк)
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconО порядке проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Школа определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, его организационное, методическое...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации и олимпиадные задания по английскому языку для 10-11 классов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (2009-2010 уч год) Содержание
Методические рекомендации и олимпиадные задания по английскому языку для 10-11 классов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconПобедители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconУчастники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2012-2013 учебном году
...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconО порядке проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в моу средняя общеобразовательная школа №2
Положение определяет статус, цели и задачи, порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников,...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике в 2009/2010 учебном году Москва 2009
Настоящие методические рекомендации подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по математике и направлены на помощь...
Ключи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку iconПоложение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Канска
Настоящее Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – школьный этап Олимпиады) определяет полномочия по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница