«Россия во второй четверти 19 века»




Скачать 27.46 Kb.
Название«Россия во второй четверти 19 века»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер27.46 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
МБОУ средняя общеобразовательная школа №3

г. Богородск Нижегородская область

Методическая разработка раздела


«Россия во второй четверти 19 века»


Выполнила:

Борисова А. А.

учитель истории МБОУ СОШ №3

607600 Нижегородская область

г. Богородск ул. Ленина д. 227

тел. 8(83170)20079


г. Богородск

2012 год

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи раздела

3. Психолого-педагогическая характеристика 8 - а класса

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

6. Система знаний и система деятельности

7. Календарно-тематическое планирование по разделу

8. Разработка урока



  1. Пояснительная записка

Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия во второй четверти 19 века», периоду правления Николая Первого, который рассчитан на 9 часов.

Уже в течение нескольких лет я работаю по программе: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Россия в XX – начале XXI века».- М.: Просвещение, 2007.

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 8 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: А. А. Данилова История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2009; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России ХIX век». – М.: Просвещение, 2007.

Основной целью данного раздела является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Данная программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

В результате изучения курса истории России в 8-ом классе ученик должен знать/ понимать:

1) Основные даты и ключевые события истории России в XIX в.

2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ.

3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; места военных действий и походов.

4) Составлять описание памятников; предметов быта; произведений художественной культуры.

5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России XIX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии общественных движений, .изучают основные положения крестьянской реформы П.Д.Киселева, определяют ее значение и последствия.

7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, «Международный жандарм», западники, славянофилы, общинный социализм, сословность образования, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, причины создания новых кружков, их основные идеи и вопросы, обсуждаемые в 30-е гг. представителей науки и культуры.

9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.

Заработка составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Россия во второй четверти 19 века», учебной программы по истории России для 8 -го класса.

Задачи методической разработки раздела учебной программы по истории России:

1) определить формы и методы изучения содержания раздела «Россия во второй четверти 19 века» данной программы;

2) раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела;

3) описать виды деятельности педагога и учащихся;

4) описать методику использования элементов современных педагогических технологий;

5) показать приемы использования информационных средств обучения.

1 час отводиться на повторение основных аспектов раздела: основные даты и понятия, крупнейшие события и выдающихся деятелей данного периода.

Ключевую роль в данном разделе играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития общественного движения в России XIX в..



  1. Цели и задачи раздела

1. Обучающая цель:

формирование знаний об основных этапах и ключевых событиях исторического процесса в России; создание представлений о закономерностях развития общества и государства в данный период на основе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

2. Развивающая цель:

обучающиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.

3. Воспитывающая цель:

обучающиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Задачи раздела

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;

  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  6. способствование социализации, осознанию своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;



3. Психолого-педагогическая характеристика 8 - а класса

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности.

Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

В 8 - а классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков – 11, девочек - 17. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть 1 обучающийся: замкнутый, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, часто болеющий, который стесняется давать ответы в устной форме. В работе с этим учащимся применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям ребенка, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и социальной мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом уровне, но и на продвинутом уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению домашних заданий.

На уроке, используются различные формы организации деятельности, частые смены видов работы, что повышает эффективность учебного занятия.

В содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на разных этапах урока. В организации работы с обучающимися учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, поэтому им предлагается выполнять задания творческого характера.

У каждого свои индивидные особенности: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.


4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В ходе изучения учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.

Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

Научатся искать собственные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, уметь видеть и решать проблемы, выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Овладеют способами и навыками организации совместной деятельности.

В результате изучения курса истории России в 8-ом классе ученик должен знать/ понимать:

1) Основные даты и ключевые события истории России в XIX в.

2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ.

3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; места военных действий и походов.

4) Составлять описание памятников; предметов быта; произведений художественной культуры.

5) Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России XIX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии общественных движений, .изучают основные положения крестьянской реформы П.Д.Киселева, определяют ее значение и последствия.

7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, династический кризис, Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм, кризис крепостнической системы, «капиталисты» крестьяне, «Международный жандарм», западники, славянофилы, общинный социализм, сословность образования, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, причины создания новых кружков, их основные идеи и вопросы, обсуждаемые в 30-е гг. представителей науки и культуры.

9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн.


5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

І. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности обучающихся.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Например, решить проблемный вопрос: «Почему внешнеполитические успехи России в первой половине 19 века сменились поражением в Крымской войне?»

Составление кластера: «Какие шаги необходимо сделать для решения поставленного вопроса?»

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

Например, работа с документами: «ИЗ ДОНЕСЕНИЯ М. Д. ГОРЧАКОВА АЛЕКСАНДРУ II О СДАЧЕ СЕВАСТОПОЛЯ. 27 АВГУСТА 1855 г.», «ИЗ ДОКЛАДА СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛУ ПЕТРАШЕВЦЕВ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ I», «ИЗ ОТЧЕТОВ III ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

1827 г.» и т. д.

Для формирования навыков работы с источниками использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Например, работа с документом «Из отчетов III отделения императорской канцелярии»

Позиция: В николаевское время крепостнические порядки вступили в стадию кризиса.

Обоснование: Потому что, крепостные невольно учатся ценить те преимущества, коими пользуются свободные сословия.

Подтверждение: Я могу подтвердить это словами «всякий крепостной, которому удалось своим трудом скопить несколько тысяч рублей, употребляет их прежде всего на то, чтобы купить себе свободу... Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя».

Следствие: Следовательно, нарастали крестьянские волнения.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

-помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Например, Был ли решен проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Все шаги намеченные были выполнены? Если нет, то какие дальнейшие будут шаги предприняты?

ІІ. Метод проектов

На уроках истории в настоящее время проблема активизации познавательной деятельности стоит достаточно остро. На мой взгляд, проект – это именно та форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, даст возможность детям проявить свое творчество, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.

При осуществлении проекта необходимо учитывать возраст школьников. Исходя из этого, определяются цели и задачи проекта, его сроки и форма.

Я считаю, что проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать для проведения повторительно-обобщающих уроков.

В 8 классе проект я предлагаю ученикам проект по теме «Жандарм Европы» или « Дон- Кихот самодержавия»?

Основной проблемный вопрос: Николай 1 душитель свободы или спаситель России?

Данный проект имеет прежде всего образовательные задачи. Закрепление изученного материала, подбор дополнительного материала по основным проблемам истории России, конкретизация знаний об отдельных личностях отечественной истории, формирование навыков и умений работы с историческими источниками, историческими картами, совершенствование навыков исследовательской деятельности, закрепление умений публичного выступления и ведения дискуссий.

Воспитательными задачами будут являться: воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, восприятие опыта предшествующих поколений, извлечение уроков из деятельности предшествующих поколений.

Первым этапом проекта будет представление его ученикам, обсуждение предложенных проблем, разделение на группы и определение старшего в группе. Кроме того, определяются критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Затем проводятся консультации, поэтапно ведется оценивание деятельности каждого из участников группы.

Для совершенствования навыков исследовательской работы, ученикам предлагается, помимо создания презентации, написать сообщение о проделанной работы. В этом случае учащиеся начинают знакомиться с правилами оформления научной работы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, обучающимся уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходиться использовать научные статьи и монографии, что позволяет им совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав.

Например, «Время Николая I – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних правлениях его фактического царствования и принципиальной идеологии» - писал историк А.Е. Пресняков. А.И. Герцен называл Николая I «жандармом Европы», Н.А. Добролюбов – «удавом, 30 лет душившим Россию». А фрейлина А.Ф. Тютчева, современница императора, именовала его «Дон Кихотом самодержавия». Философ А.И. Ильин писал о Николае I как о «рыцаре монархической идеи, сумевшем удержать Российскую империю на путях ее самобытного развития». Столь же высокую оценку давал царю К.Н. Леонтьев: Николай I «был призван задержать на время всеобщее разложение, имя которому революция». Сам же император Николай I говорил о задачах своего правления так: «Революция стоит на пороге России, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока я буду императором».

Этим самым активизируется не только познавательная деятельность, но также и мыслительная, приобретаются и совершенствуются навыки анализа и сравнения полученной информации. Работа заставляет учеников обсуждать проблему не только с учителем, но также между собой и с родителями. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать.

На этапе защиты проекта заслушиваются выступления рабочих групп, оценивается их выступление, оформление презентации, выбирается лучшее выступление.

Рефлексия может быть проведена в форме тестирования учащихся по материалу истории России изученного периода.

Результатом работы над данным проектом, который будет достигнут учителем и учениками, становится активизация исследовательской деятельности, закрепление навыков самостоятельного отбора материалов, совершенствование умений анализировать информацию и формулировать выводы, формирование дополнительных знаний по истории России.

ІІІ. Проблемное обучение

Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Этапы проблемного обучения

I. Разработка проблемных вопросов

Вопрос должен быть:

сложным, сопряженным с противоречиями;

увлекательным, но соответствующим логике науки;

емким, способным охватить широкий круг вопросов;

предполагающим научный спор;

создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории России

Восстание декабристов – военный переворот дворцовый переворот или революция?

Как бы могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу?

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию

Проблемный вопрос к уроку – дискуссии «Николай 1 душитель свободы или спаситель России?»

Групповая работа:

1 группа - поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы».

2 группа – поиск информации, аргументация вопроса НИКОЛАЙ I – «Спаситель России».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ.


Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай I не должен был царствовать, поэтому и воспитание его ограничивалось обычной для великих князей подготовкой к военной деятельности. До своего восшествия на престол он не получил опыта в государственных делах и в реальной военной практике.

Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно повторял он. Император считал, что лучшее решение любого вопроса может и должен предложить именно он – самодержавный монарх.

НИКОЛАЙ I-«Душитель свободы»:

- Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии

НИКОЛАЙ – «Спаситель России»

Николай 1 – спаситель России от революции

II. Формы решения проблемных ситуаций.

Дискуссия;

Проблемный семинар;

Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

  1   2

Похожие:

«Россия во второй четверти 19 века» iconIiiроссия в XIX столетии Глава Россия в первой четверти XIX века
Многонациональный состав российских народов пополнился в первой половине 19 века за счет вхождения
«Россия во второй четверти 19 века» iconНеофициальная культура в СССР во второй половине
России и национальных республиках Советского Союза в последней четверти XX века невозможно не принимать во внимание то влияние, которое...
«Россия во второй четверти 19 века» iconЛитература второй половины 19 века Литература конца 19 и начала 20 века Литература первой половины 20 века Литература второй половины 20 века Тест имеет следующую структуру: Раздел «Теория литературы»
Тест состоит из 30 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. Задания расположены по принципу возрастания трудности. При...
«Россия во второй четверти 19 века» iconНовые явления в экономике России второй половины XVII века
Оборудование урока: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России», карта «Россия в XVII веке»
«Россия во второй четверти 19 века» icon«Приглашение на казнь» Владимира Набокова и тенденции западноевропейской литературы первой четверти XX века
Это обусловлено многими факторами и особенно политическим, ведь истоки этого пласта русской литературы относятся к концу ХIХ началу...
«Россия во второй четверти 19 века» iconСоциальный протест работников образования и здравоохранения иркутской области в конце ХХ века
Охватывает период до второй половины 1990-х годов, но даёт представление о социально-экономическом положении в сферах образования...
«Россия во второй четверти 19 века» iconУрок литературы на конкурс «откуда есть пошла земля русская»
«Роман «Петр Первый» как художественная история России первой четверти ХVIII века»
«Россия во второй четверти 19 века» iconРабочая программа по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.) составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащегося 10 класса, предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений и включае
Русь в IX- начале XII в.; Раздел III. Русские земли и княжества в XII –середине XV в.; Раздел IV. Российское государство во второй...
«Россия во второй четверти 19 века» iconФилософские основания американского романтизма первой половины ХIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо
Охватывает период примерно от позднего Возрождения до середины ХХ века. Как реакция на модерн в среде западных интеллектуалов и молодёжных...
«Россия во второй четверти 19 века» iconКарточка №2 Типология цивилизаций по Н. Я. Данилевскому из книги «Россия и Европа»
Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница