Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2012 г. № 27-П
Областная целевая программа по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012 – 2013 годы
Паспорт областной целевой Программы по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012-2013 годы
Наименование Программы | - | областная целевая Программа по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012-2013 годы (далее именуется – Программа) | Основание для разработки Программы | - | 1) Трудовой кодекс Российской Федерации; 2) Закон Челябинской области от 11.09.2009 г. № 29-ЗО «Об охране труда в Челябинской области»; 3) распоряжение Губернатора Челябинской области от 25.05.2011 г. № 488-р «О создании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2011-2013 годы» | Государственный заказчик Программы | - | Правительство Челябинской области | Разработчик Программы | - | Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется – Главное управление по труду и занятости населения) | Государственный заказчик - координатор Программы | - | Главное управление по труду и занятости населения | Цель Программы | - | реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организациях Челябинской области | Задачи Программы | - | совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда; активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; организация проведения государственной экспертизы условий труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | Основные мероприятия Программы | - | совершенствование системы государственного управления охраной труда, создание системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте; экспертная и контрольная деятельность; информационно-статистическое обеспечение охраны труда в Челябинской области | Основные исполнители Программы | - | Главное управление по труду и занятости населения; Министерство здравоохранения Челябинской области (далее именуется – Минздрав); Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее именуется – Минпром); Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее именуется – Минсельхоз); Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее именуется – Минстрой); Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется – Минэкономразвития) | Срок реализации Программы | - | 2012-2013 годы | Объёмы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы за счёт средств областного бюджета: 2012 год – 250,00 тыс. рублей; 2013 год – 450,00 тыс. рублей | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | снижение численности пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более и со смертельным исходом в расчёте на 1000 работающих до 2,4 человека (2,5 человека – по итогам 2010 года); снижение численности пострадавших со смертельным исходом в расчёте на 1000 работающих до 0,1 человека (0,107 человека – по итогам 2010 года); снижение показателя профессиональной заболеваемости на 10 тысяч работающих до 1,75 (1,84 – по итогам 2010 года); снижение удельного веса численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, до 39 процентов от общей численности работников (41,7 процента – по итогам 2010 года); снижение средней продолжительности нетрудоспособности на одного пострадавшего в результате несчастного случая на производстве в целом по Челябинской области до 38 дней (40,2 дня – по итогам 2010 года); увеличение удельного веса рабочих мест, прошедших аттестацию по условиям http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Ftrud.samregion.ru%2FAttachment.axd%3Fid%3Deb5fbb1e-865d-4cb5-b6c8-e976468ed4f1&lr=56&text=%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%Dтруда http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Ftrud.samregion.ru%2FAttachment.axd%3Fid%3Deb5fbb1e-865d-4cb5-b6c8-e976468ed4f1&lr=56&text=%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D, от общего количества рабочих мест до 25 процентов (8 процентов – по итогам 2010 года); увеличение количества работников, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях, аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, до 17 тыс. человек (14973 человека – по итогам 2010 года) |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами 1. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Реализация мероприятий Программы обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти Челябинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, объединений работодателей и профессиональных союзов. 2. Основные социально-экономические показатели за 2010 год свидетельствуют о позитивном развитии экономики Челябинской области. Во всех основных видах экономической деятельности наблюдался рост объемов производства и предоставленных услуг населению. По итогам 2010 года индекс промышленного производства по основным видам деятельности составил 112,1 процента по отношению к 2009 году. Выпуск продукции по обрабатывающим производствам составил 112,4 процента. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличились на 4,2 процента, а выпуск продукции предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, - на 27,9 процента. Развитие социально-экономических показателей во многом связано с условиями и охраной труда на рабочих местах. 3. Однако состояние условий и охраны труда в ряде предприятий и организаций Челябинской области остаётся неудовлетворительным, наблюдается высокий уровень профессиональных рисков. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся более 177 тыс. человек, или 41,7 процента от списочной численности работающих, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи (таблица 1). Таблица 1 человек Год | Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
Занятые на тяжёлых работах | Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда | Занятые на работах, связанных с напряжённостью трудового процесса | | численность | * | численность | * | численность | * | численность | * | 2006 | 164072 | 33,3 | 49848 | 10,1 | 1297 | 0,3 | - | - | 2007 | 170709 | 35,2 | 56350 | 11,6 | 2002 | 0,4 | 52304 | 10,8 | 2008 | 173518 | 37,9 | 60993 | 13,3 | 1915 | 0,4 | 57411 | 12,5 | 2009 | 176496 | 41,0 | 57222 | 13,3 | 2077 | 0,5 | 55273 | 12,9 | 2010 | 177286 | 41,7 | 68962 | 16,2 | 1015 | 0,2 | 49157 | 11,6 | * - удельный вес в процентах от списочной численности работников, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи в Челябинской области. Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения Челябинской области. Неудовлетворительные условия труда, связанные с износом основных производственных фондов, несовершенные технологии продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Финансирование по обеспечению безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу, что также негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы. 4. Ежегодно в Челябинской области регистрируется более 200 случаев профессиональных заболеваний, травмы на производстве получают около 2000 человек. Существенно выше среднеобластного показателя - 2,5 человека (численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчёте на 1000 работающих) уровень производственного травматизма на предприятиях по добыче полезных ископаемых – 4,01 человека; строительства – 3,9 человека; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 3,36 человека; обрабатывающих производств – 2,85 человека. В период с 2006 года по 2010 год, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, в организациях Челябинской области уровень общего производственного травматизма (таблица 2) сократился на 19,4 процента. Снижение уровня производственного травматизма в кризисный 2009 год тесно связано со спадом объёмов производства и сокращением численности работающих. В 2010 году отмечен рост травматизма в целом на 12 процентов к уровню 2009 года. Таблица 2 человек Территория | Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Российская Федерация | 2,9 | 2,8 | 2,5 | 2,1 | 2,2 | Уральский федеральный округ | 3,0 | 2,9 | 2,7 | 2,2 | 2,4 | Челябинская область | 3,1 | 2,9 | 2,8 | 2,2 | 2,5 | Положительная динамика снижения уровня производственного травматизма в целом не даёт оснований для оптимизма, так как уровень травматизма со смертельным исходом и тяжёлыми последствиями за последние 20 лет остаётся стабильно высоким. Основными причинами производственного травматизма в организациях Челябинской области являются: неудовлетворительная организация производства работ; нарушения трудовой и производственной дисциплины; недостатки в обучении по охране труда, безопасным методам и приёмам выполнения работ и проверке знаний требований охраны труда; неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; нарушения правил дорожного движения; нарушения технологического процесса. 5. В целом ситуация в сфере охраны труда в http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Ftrud.samregion.ru%2FAttachment.axd%3Fid%3Deb5fbb1e-865d-4cb5-b6c8-e976468ed4f1&lr=56&text=%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%DЧелябинскойhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Ftrud.samregion.ru%2FAttachment.axd%3Fid%3Deb5fbb1e-865d-4cb5-b6c8-e976468ed4f1&lr=56&text=%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D области продолжает оставаться напряженной, поэтому требуется принятие дополнительных мер по ее улучшению. В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходима настоящая Программа, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий. Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут улучшить демографическую ситуацию в Челябинской области. Как показывает практика регионов Российской Федерации, наиболее эффективен в этом плане именно программный подход. Раздел II. Основные цели и задачи программы 6. Целью Программы является реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организациях Челябинской области. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач Программы: 1) совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда; 2) активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; 3) организация проведения государственной экспертизы условий труда; 4) непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; 5) совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения; 6) информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 7. Решение задач Программы обеспечивается путем реализации комплекса нормативных, организационных, финансовых мер, выполнения программных мероприятий. Раздел III. Сроки и этапы реализации Программы 8. Сроки реализации мероприятий Программы: 2012-2013 годы. Программа реализуется в один этап. Прекращение реализации мероприятий Программы осуществляется в случаях прекращения финансирования Программы или необоснованного недостижения целевых индикативных показателей. Раздел IV. Система программных мероприятий 9. В целях обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач, концентрации ресурсов здравоохранения на приоритетных направлениях программные мероприятия включают в себя деятельность по следующим направлениям: 1) совершенствование системы государственного управления охраной труда, создание системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте; 2) экспертная и контрольная деятельность; 3) информационно-статистическое обеспечение охраны труда. 10. Мероприятия Программы, исполнителями которых являются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, объединения работодателей и профессиональных союзов, а также заинтересованных организаций, осуществляются по согласованию с ними. 11. Особенностью Программы является организационно-методическая и координирующая направленность программных мероприятий. Система мероприятий Программы представлена в приложении 1 к Программе. Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы 12. Общий объем финансирования Программы в 2012-2013 годах на проведение мероприятий по улучшению ситуации в области охраны труда в Челябинской области за счет средств областного бюджета составит 700,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год – 250,00 тыс. рублей; 2013 год – 450,00 тыс. рублей. Финансово-экономическое обоснование Программы представлено в приложении 2 к Программе. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств представлена в приложении 3 к Программе. Раздел VI. Организация управления и механизм реализации Программы 13. Государственным заказчиком Программы является Правительство Челябинской области. Организацию и координацию работы органов исполнительной власти Челябинской области по реализации Программы осуществляет Главное управление по труду и занятости населения. 14. Главное управление по труду и занятости населения в качестве государственного координатора Программы: несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств; определяет формы и методы управления реализацией Программы; осуществляет текущее управление реализацией Программы; определяет формирование организационно-финансового плана реализации Программы; ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые индикативные показатели ожидаемых результатов мероприятий Программы, затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы, состав исполнителей; определяет механизм корректировки программных мероприятий и их ресурсное обеспечение в ходе реализации Программы; определяет процедуры обеспечения публичности информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей; ежегодно, в срок до 1 февраля, сообщает в Министерство экономического развития Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области обо всех заключаемых государственных контрактах (договорах) в целях реализации программных мероприятий; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное целевое использование бюджетных средств; 10) ежегодно, в срок до 1 марта, представляет Правительству Челябинской области информацию о ходе выполнения Программы. 15. Главное управление по труду и занятости населения на основе анализа выполнения мероприятий Программы и их эффективности в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования в очередном финансовом году, и предоставляет в установленном порядке проект бюджетной заявки на финансирование Программы за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году в Министерство экономического развития Челябинской области. 16. Внесение изменений в действующую Программу осуществляется в соответствии с законодательством. 17. Главное управление по труду и занятости населения в срок до 1 февраля каждого года предоставляет информацию о ходе выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, в Министерство финансов Челябинской области и Министерство экономического развития Челябинской области. 18. Главное управление по труду и занятости населения организует размещение информации о ходе реализации Программы в сети Интернет на официальном сайте. Процесс и результаты реализации Программы подлежат освещению в средствах массовой информации. Раздел VII. Ожидаемые результаты реализации Программы 19. В результате реализации Программы будет приостановлен рост, а с 2013 года начнётся снижение уровня производственного травматизма на 4-5 процентов, со смертельным исходом – на 7 процентов в год. 20. В ходе выполнения мероприятий по реализации коллективных договоров и соглашений по охране труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, ожидается улучшение условий труда более чем для 11 тыс. работников организаций по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи. 21. Достижение цели и решение задач Программы оцениваются индикативными показателями, которые приведены в приложении 5 к Программе. 22. Непосредственный финансовый эффект от выполнения Программы должен быть получен в организациях, где происходит улучшение условий и охраны труда, за счет сокращения непроизводственных затрат и повышения производительности труда. Количественная величина такого эффекта будет достоверно определена по фактическим результатам. 23. Социальный эффект от реализации Программы проявится в увеличении числа рабочих мест, отвечающих требованиям охраны труда, в повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда. |