Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского




НазваниеЖизнь и творчество Ф. М. Достоевского
Дата03.02.2016
Размер13.4 Kb.
ТипУрок
Вавина Л.

Урок-лекция

Тема: Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Класс: 10

Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Ф.М. Достоевского

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского


Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы “Творчество Ф.М. Достоевского”. На первом уроке я вам расскажу об основных этапах жизни и творчества писателя, а на следующих мы приступим к анализу его произведений, и подробно будем говорить о романе “Преступление и наказание”.


Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве. “Я происходил, — писал он, — из семейства русского и благочестивого”. Отец – Михаил Андреевич — сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных , в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная.

Достоевские были небогаты, но вполне обеспечены и, не позволяя себе никакой роскоши и излишеств, никогда не нуждались в необходимом. Часто говорят о деспотизме отца Достоевского, но это не так. По воспоминаниям современников, Михаил Андреевич был странный человек обладал трудным, тяжёлым характером: строгий и требовательный к себе, он был ещё строже и требовательнее к другим; постоянно угрюмый, нервный, подозрительный и, часто ревнивый и вспыльчивый, он заставлял часто страдать и жену, и детей. Но отец Достоевский был в то же время добрым, прекрасным семьянином и в высшей степени гуманным, просвещённым человеком. Он любил своих детей и умел их воспитывать; своим восторженным идеализмом и стремлением к прекрасному писатель Достоевский больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию. В тот век, когда главным средством воспитания были розги, он не только никогда не применял к детям телесного наказания, но не ставил их на колени в угол и, при своих ограниченных средствах, не отдавал своих детей в казённую гимназию только потому, что там детей пороли... Вдова Достоевского говорила, что её муж любил вспоминать о своём “счастливом и безмятежном детстве” - с нежной, любящей и любимой матерью, любящими нянями, рассказывавшими интересные сказки, с самым большим другом – братом Михаилом, с богатым детским миром – кроме Федора в семье было еще 6 детей: все его воспоминания говорят не только о “счастливом”, но и о хорошем детстве, воспитавшем в нём человека и писателя.

Достоевский вспоминал: “С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным”.

И если Достоевский в 16 лет пережил смерть Пушкина как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье, рано привившей ему любовь к литературе? Как ни важно, что Достоевский на всю жизнь сохранил хорошую память о своём детстве, ещё важнее, что эта память дала ему большой творческий материал. Как не увидеть в рассказе старца Зосимы о своём детстве отголосок воспоминаний самого Достоевского: “Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе только чуть-чуть любовь и мир. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное. К воспоминаниям домашним причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя и ребёнком, я очень любопытствовал знать. Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: “Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета”, и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке лежит, как драгоценную память сохраняю”. Эта черта подлинно автобиографическая: Достоевский действительно учился читать по этой книге, и когда в 1870 году нашёл у букиниста точно такую же книгу, очень обрадовался и сохранял её как реликвию.

Достоевский вынес много хороших воспоминаний из детства, но одно следует отметить, которое приобрело для него значение символа веры в русский народ.

Когда Достоевскому было 10 лет (1831), его родители приобрели имение, и с тех пор дети с матерью проводили летние месяцы в деревне. Достоевский видел жизнь простого, трудового русского крестьянина. Как-то в августовский день мальчик блуждал в лесу, и вдруг он услышал (или ему послышался) страшный крик: "Волк!". Мальчик со всех ног бросился бежать из лесу и оказался на поляне, где мужик Марей пахал землю. Достоевский бросился к нему и схватил его за руку, дрожа всем телом и повторяя всё одно и то же: "Волк! Волк!" Большой рыжий мужик стал ласкать его и успокаивать: "Что ты? Какой волк? Померещилось... Окстись. Христос с тобой! Уж я тебя волку не выдам!" – и своими заскорузлыми пальцами в земле Марей перекрестил дрожащего мальчика.

Это воспоминание сохранилось на всю жизнь в Достоевском. "Уж я тебя волку не выдам" — он всегда верит, что простой русский народ, с которым родители Достоевского старались сблизить своих детей, а не отделять от него (иначе такая оценка была бы немыслима), не "выдаст его волку", защитит и не обманет его веры в Россию.

Родители рано начали обучать его, и с ним, как и с другими детьми, занимались мать и диакон, затем он с братом Михаилом был отвезён в полупансион Дракусова, но продолжал жить в семье, которая заботилась о его воспитании и продолжала заботиться и тогда, когда тринадцатилетнего мальчика отдали (в 1834 году) в пансион Чермака, и тогда Достоевский со своим братом Михаилом проводили каждую субботу и воскресенье дома, да и в самом пансионе он продолжал жить теми же интересами, которые в нём воспитали его родители. Он много читал (Жорж Санд, В.Гюго, Диккенса), но не сближался с товарищами и дружил только со своим верным другом-братом. Последний год пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери.

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Достоевский старался уйти — в мир Пушкина, Шиллера и Корнеля. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — “Мария Стюарт” и “Борис Годунов. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Зимой 1844 Достоевский задумал роман “Бедные люди”, работу над которым он начал, по его словам, “вдруг”, неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали “Бедных людей”. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами “Новый Гоголь явился!” Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: “... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому”. Роман был напечатан в 1846 в “Петербургском сборнике” Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь “Бедных людей” с гоголевской “Шинелью”, имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. Тема “маленького человека” и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма “романа в письмах”), система двойников, “сопутствующих” главным героям.

В 1846 г. Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847г. Достоевский начал посещать “пятницы” М. В. Петрашевского, зимой 1848-49гг. — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю. В 1848г. вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью “произвести переворот в России”. Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он “читал социальных писателей, но относился к ним критически”. 23 апреля 1849г. в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

После 8 месяцев, проведенных в крепости, он был признан виновным “в умысле на ниспровержение... государственного порядка” и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после “ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти”, 4 годами каторги с лишением “всех прав состояния” и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников (“это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе”). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, “суд над собой”, “строгий пересмотр прежней жизни”, сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, — весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой “Записок из Мертвого дома” (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Достоевский был убежден, что жизнь на каторге была не только испытанием, но и благом – он смог по-настоящему узнать русский народ, начался его “возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного”. Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал. Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири “народных типах” и знании “черного, горемычного быта” — опыте, которого “на целые томы достанет”.

С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково и его обитатели” (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского: театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненный психологический рисунок.

В 1859 Достоевский вышел в отставку “по болезни” и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы “Время”, затем “Эпоха”, сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения.

В 1861 г. Достоевский пишет роман “Униженные и оскорбленные”, в который уходят корнями все его последующие романы – т.н. “пятикнижие”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

Последние годы Достоевский посвятил созданию “Дневника писателя”, своеобразного отчета о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. “Дневник” он вел с перерывами до конца жизни.

В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о “всечеловечности” как высшем выражении русского идеала, о “русском скитальце”, которому необходимо “всемирное счастье”. Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть “Братьев Карамазовых” и издавать “Дневник писателя”, в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.


Домашнее задание: 1. Романы Достоевского (конспект статьи в учебнике). 2. Письменная работа: “Маленький человек” Гоголя и Достоевского.

Похожие:

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
Жизнь и творчество В. М. Шукшина Жизнь и творчество М. М. Пришвина Жизнь и творчество В. П. Астафьева Жизнь и творчество И. А. Бунина...
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconСценарий литературно-музыкальной композиции на тему: «Жизнь и творчество Шекспира»
Я композиция «Жизнь и творчество Шекспира» была разработана преподавателями иностранного языка Шевчик Н. М. и Колтун Н. Л. и проведена...
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconРеферат по литературе на тему: «Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconТемы докладов Классика отечественной исторической науки (жизнь и научное творчество Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева)
Классика отечественной исторической науки (жизнь и научное творчество Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева)
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconЛичность и творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881)
Родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. Божедомка. Отец – врач. Религиозность матери. Няня. Строгое воспитание. Детские...
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского icon«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы
Ключ, которым открывается своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов». М. Белкин....
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconРеферат Понимание Бога и дьявола в творчестве Ф. М. Достоевского
Философско-религиозные взгляды Ф. М. Достоевского
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconПрограмма принята советом маоу сош №2 им. Ф. М. Достоевского
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2 им. Ф. М. Достоевского с углубленным...
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconЛитературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А. П. Чехова
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского iconЗа что и кем наказан главный герой романа Ф. М. Достоевского?
Описывая жизнь отдельных людей, автор одновременно раскрывал больные стороны современного ему общества. Достоевский талантливо рисовал...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница