Скачать 29.96 Kb.
|
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И.Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» ЮРГУЭС, к.т.н., доцент 1. Исходные положения 1.1. Компетентность и компетенция. «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской). В общем случае под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Любая компетенция интегративна по своей сути, поскольку её наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных, и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенция – это «владение целостной ситуацией действия» (В.В. Сериков). Компетентность – обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» (А.В. Хуторской). Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируется на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации. Компетентность - интегральная характеристика личности, распадающаяся на спектр отдельных компетенций. Если в самом обобщенном виде определить компетенцию как свойство или качество, то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности. Специалист, владеющий определенным набором профессиональных, личностных и других компетенций может быть назван компетентным. «Компетентный человек сможет продуктивно действовать и в том случае, когда он не обладает конкретным умением – он разработает требуемую ориентировку и выйдет из ситуации. Он не утрачивает своей эффективности и в тот момент, когда нет требуемого способа действия – он создаст его. Компетентность – это самообразующаяся форма существования деятельности, психологический механизм непрерывного самообразования, продуцирования новых знаний и умений, выявления и принятия задач» (В.В. Сериков). Компетентность это интегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций. 1.2. Структура компетенции Анализ сущностных характеристик компетенции и их компонентного состава показывает, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:
Когнитивный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности. Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике. Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся, прежде всего, в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций. Учитывая, что компетенция проявляется в качестве личностно осознаваемой, вошедшей в субъективный опыт, имеющей личностный смысл системы знаний, умений, навыков, мы полагаем, что для решения задачи диагностики компетенций необходима акцентуация внимания на данном компоненте. Можно ли научить компетенциям? Отечественные и большинство зарубежных исследователей полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению. Поэтому можно говорить об уровне сформированности компетенций, его мониторинге. Сформировать компетенцию значит выработать готовность, способность к конкретному действию, найти новый способ действия в нестандартной ситуации, иметь ценностную ориентацию. 1.3. Уровень сформированности компетенции Уровень сформированности компетенции является скрытым (латентным) параметром и непосредственно измерен быть не может. Он может быть оценен с определенной вероятностью. Поэтому при его оценивании следует использовать вероятностный подход. Примеры использования вероятностного подхода при оценке компетенций и личностных качеств, на которых базируются компетенции, можно найти в литературе [1-14] Объективность оценки компетенции связана с систематизацией и уточнением критериев, по которым выносится оценочное суждение, и использованием оценочных шкал. Измерение, в отличие от оценки, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого свойства (признака) с некоторым эталоном. Измерение объекта всегда сопровождается выработкой системы эмпирических индикаторов. В их качестве могут выступать задания, подобранные с целью измерения конкретной способности человека к выполнению тех или иных действий. Результат измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака - способности к решению задачи, готовности к действию в определенной ситуации с использованием конкретных знаний и информации. 2. Модели и методы исследования уровня сформированности компетенций 2.1 Методы исследования Оценивание компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос и т.д.) на основе самооценки, взаимооценки и экспертной оценки [15-25]. Обработка результатов диагностики, анализ полученных данных и их интерпретация проводятся методами математической статистики и теории латентных переменных. Примеры использования их можно найти в литературе [5, 9,11,14,26,27]. 2.2 Модели для измерения компетенций В качестве математических моделей, которые используются для обработки результатов диагностики, анализа полученных данных и их интерпретации возможно использование логистических моделей Раша. Предпосылки возможности применения этих моделей обусловлены следующими соображениями. Воплощение в участнике анкетирования психологического качества, определяемого каждым из индикаторов, имеет вероятностный характер и зависит от отношения уровня выраженности s этого качества в участнике к приемлемости t индикатора. Чем больше это отношение, тем больше вероятность p(s,t) результативного ответа (типа «1» или «mi») на индикатор. Чем меньше это отношение, тем меньше и упомянутая вероятность. В пределе, когда отношение s/t будет приближаться к нулю, вероятность p(s,t) тоже будет стремиться к нулю. Если уровень выраженности s качества будет равен уровню приемлемости t индикатора, возникнет максимальная неопределенность в предсказании выраженности качества в участнике (p(s,t)=0,5). Отмеченная взаимосвязь вероятности правильного предсказания выраженности качества в участнике и величин, характеризующих участников анкетирования и индикаторы опросника, присуща однопараметрической дихотомической и политомической моделям Раша [1-6]. Возможность использования моделей Раша для оценки личностных качеств студентов подтверждена результатами работ [1-14, 26, 27]. 3. Диагностические средства исследования уровня сформированности компетенций Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с помощью диагностических средств (ДС): анкет, опросников, диагностических тестов. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить какое-либо личностное качество студента, влияющее на его компетенцию, или какой-либо аспект его профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует зарубежный и отечественный опыт исследования личностных качеств респондентов в социологии и психологии, а также результаты работ [5-14, 26,27]. В соответствии с ФГОС компетенции по направлениям подготовки (НП) и профилям подготовки (ПП) бакалавров делятся на два блока: общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Для проведения диагностики уровня сформированности компетенций целесообразно разбить их в пределах блока на отдельные модули, объединяющие родственные компетенции разных НП и ПП с тем, чтобы подобрать для каждого модуля свои ДС. Для блока ПК сделать это достаточно сложно из-за больших различий способов профессиональной деятельности. Поэтому подбор ДС для оценки уровня сформированности ПК придётся решать в общем случае отдельно для каждой специальности, НП и ПП. Примеры таких ДС можно найти в литературе [5-7, 10]. ОК формируются на основе личностных качеств обучаемых, поэтому найти общее в компетенциях разных НП и ПП и разбить их на отдельные модули вполне возможно. В качестве примера в таблице 1 представлены результаты анализа компетенций блока ОК для разных НП и ПП бакалавров технического, экономического и гуманитарного профиля (080100 «Экономика», 100400 «Туризм», 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 210400 «Радиотехника», 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» (специальность)). 3.1 Таблица 1 – Перечень модулей ДС для оценки ОК
3.2 Таблица 2 - Перечень ДС для оценки личностной компоненты компетенций
|
![]() | Гоу спо «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск В данной статье рассмотрены особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа, сущность изменения в системе... | ![]() | Рабочая программа по преддипломной практике 280100 Безопасность жизнедеятельности «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного Минобразования... |
![]() | Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М0731 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» Безопасность жизнедеятельности; Охрана труда; Безопасность техники и технологии; Основы химической и биологической безопасности;... | ![]() | Заседания ученого совета иуфис Столбов В. П. – к э н., профессор, Беляева Т. Н. – к э н., доцент, Ксенофонтова О. Л., к э н., доцент, Смирнова Н. В. – к э н., доцент,... |
![]() | Программа производственной практики составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного Минобразования... | ![]() | Отчет о работе Ученого Совета за 2011/2012 уч г. и утверждение плана работы на 2012/2013 уч год (Декан Волынский В. Ю.) Солон Б. Я. – д ф-м н., профессор, зав кафедрой вм; Бумагина А. Н. – доцент; Столбов В. П. – к э н., профессор, зав кафедрой сэт;... |
![]() | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований» Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | ![]() | Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм... |
![]() | Рабочая программа дисциплины дс. 03. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело Закреплена за кафедрой: безопасности горного производства. Учебный план подготовки дипломированных специалистов направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280102 «Безопасность... | ![]() | Задача педагога в ходе представления письменного квалификационного испытания заключается в демонстрации достаточного уровня сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему на практике эффективно решать педагогические проблемы Настоящий порядок проведения письменного квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогического... |