Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент




Скачать 29.96 Kb.
НазваниеМетодология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер29.96 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов


Елисеев И.Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» ЮРГУЭС, к.т.н., доцент


1. Исходные положения

1.1. Компетентность и компетенция.

«Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской).

В общем случае под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Любая компетенция интегративна по своей сути, поскольку её наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных, и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенция – это «владение целостной ситуацией действия» (В.В. Сериков).

Компетентность – обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» (А.В. Хуторской). Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируется на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации.

Компетентность - интегральная характеристика личности, распадающаяся на спектр отдельных компетенций. Если в самом обобщенном виде определить компетенцию как свойство или качество, то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности. Специалист, владеющий определенным набором профессиональных, личностных и других компетенций может быть назван компетентным.

«Компетентный человек сможет продуктивно действовать и в том случае, когда он не обладает конкретным умением – он разработает требуемую ориентировку и выйдет из ситуации. Он не утрачивает своей эффективности и в тот момент, когда нет требуемого способа действия – он создаст его. Компетентность – это самообразующаяся форма существования деятельности, психологический механизм непрерывного самообразования, продуцирования новых знаний и умений, выявления и принятия задач» (В.В. Сериков). Компетентность это интегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций.

1.2. Структура компетенции

Анализ сущностных характеристик компетенции и их компонентного состава показывает, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

  1. когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

  2. интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод», имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;

  3. личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Когнитивный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Он предусматривает знание теоретических и методологических основ предметной области, определяющих степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.

Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся, прежде всего, в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций. Учитывая, что компетенция проявляется в качестве личностно осознаваемой, вошедшей в субъективный опыт, имеющей личностный смысл системы знаний, умений, навыков, мы полагаем, что для решения задачи диагностики компетенций необходима акцентуация внимания на данном компоненте.

Можно ли научить компетенциям?

Отечественные и большинство зарубежных исследователей полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению. Поэтому можно говорить об уровне сформированности компетенций, его мониторинге.

Сформировать компетенцию значит выработать готовность, способность к конкретному действию, найти новый способ действия в нестандартной ситуации, иметь ценностную ориентацию.

1.3. Уровень сформированности компетенции

Уровень сформированности компетенции является скрытым (латентным) параметром и непосредственно измерен быть не может. Он может быть оценен с определенной вероятностью. Поэтому при его оценивании следует использовать вероятностный подход. Примеры использования вероятностного подхода при оценке компетенций и личностных качеств, на которых базируются компетенции, можно найти в литературе [1-14]

Объективность оценки компетенции связана с систематизацией и уточнением критериев, по которым выносится оценочное суждение, и использованием оценочных шкал. Измерение, в отличие от оценки, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого свойства (признака) с некоторым эталоном. Измерение объекта всегда сопровождается выработкой системы эмпирических индикаторов. В их качестве могут выступать задания, подобранные с целью измерения конкретной способности человека к выполнению тех или иных действий. Результат измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака - способности к решению задачи, готовности к действию в определенной ситуации с использованием конкретных знаний и информации.


2. Модели и методы исследования уровня сформированности компетенций

2.1 Методы исследования

Оценивание компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос и т.д.) на основе самооценки, взаимооценки и экспертной оценки [15-25]. Обработка результатов диагностики, анализ полученных данных и их интерпретация проводятся методами математической статистики и теории латентных переменных. Примеры использования их можно найти в литературе [5, 9,11,14,26,27].

2.2 Модели для измерения компетенций

В качестве математических моделей, которые используются для обработки результатов диагностики, анализа полученных данных и их интерпретации возможно использование логистических моделей Раша. Предпосылки возможности применения этих моделей обусловлены следующими соображениями. Воплощение в участнике анкетирования психологического качества, определяемого каждым из индикаторов, имеет вероятностный характер и зависит от отношения уровня выраженности s этого качества в участнике к приемлемости t индикатора. Чем больше это отношение, тем больше вероятность p(s,t) результативного ответа (типа «1» или «mi») на индикатор. Чем меньше это отношение, тем меньше и упомянутая вероятность. В пределе, когда отношение s/t будет приближаться к нулю, вероятность p(s,t) тоже будет стремиться к нулю. Если уровень выраженности s качества будет равен уровню приемлемости t индикатора, возникнет максимальная неопределенность в предсказании выраженности качества в участнике (p(s,t)=0,5). Отмеченная взаимосвязь вероятности правильного предсказания выраженности качества в участнике и величин, характеризующих участников анкетирования и индикаторы опросника, присуща однопараметрической дихотомической и политомической моделям Раша [1-6]. Возможность использования моделей Раша для оценки личностных качеств студентов подтверждена результатами работ [1-14, 26, 27].


3. Диагностические средства исследования уровня сформированности компетенций

Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с помощью диагностических средств (ДС): анкет, опросников, диагностических тестов. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить какое-либо личностное качество студента, влияющее на его компетенцию, или какой-либо аспект его профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует зарубежный и отечественный опыт исследования личностных качеств респондентов в социологии и психологии, а также результаты работ [5-14, 26,27].

В соответствии с ФГОС компетенции по направлениям подготовки (НП) и профилям подготовки (ПП) бакалавров делятся на два блока: общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Для проведения диагностики уровня сформированности компетенций целесообразно разбить их в пределах блока на отдельные модули, объединяющие родственные компетенции разных НП и ПП с тем, чтобы подобрать для каждого модуля свои ДС. Для блока ПК сделать это достаточно сложно из-за больших различий способов профессиональной деятельности. Поэтому подбор ДС для оценки уровня сформированности ПК придётся решать в общем случае отдельно для каждой специальности, НП и ПП. Примеры таких ДС можно найти в литературе [5-7, 10].

ОК формируются на основе личностных качеств обучаемых, поэтому найти общее в компетенциях разных НП и ПП и разбить их на отдельные модули вполне возможно. В качестве примера в таблице 1 представлены результаты анализа компетенций блока ОК для разных НП и ПП бакалавров технического, экономического и гуманитарного профиля (080100 «Экономика», 100400 «Туризм», 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 210400 «Радиотехника», 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» (специальность)).

3.1 Таблица 1 – Перечень модулей ДС для оценки ОК

Содержание модуля ОК



ОК

Код НП

ДС

1) способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

080100 140400 190600 210400 210601

-тест для оценки уровня интеллигентности личности;

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-тест Вудкока и Френсиса;

- тест для оценки способностей к принятию творческих, ответственных решений;

- тест Киртона для определения типа инновационного мышления;

-опросник Хони и Мамфорда;

ОК-4

100400

2) способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке – для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника»)

ОК-2

140400 190600 210400

210601

-опросник В.В. Бойко для оценки коммуникативной толерантности;

-тест для оценки уровня интеллигентности личности;

- тест Киртона для определения типа инновационного мышления;

ОК-6

080100

ОК-10

100400

3) способностью (готовностью) к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3

140400

190600

210400

210601

- опросник Т. Лири для диагностики межличностных отношений;

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-тест Вудкока и Френсиса;

- тест Киртона для определения типа инновационного мышления;

ОК-7

080100

ОК-6

100400

4) способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность

ОК-4

140400

190600

210400

210601

-оценка способности к саморазвитию и самообразованию

-оценка способностей к принятию творческих, ответственных решений

-тест Вудкока и Френсиса

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-опросник «Уровень субъективного контроля»;

ОК-8

080100

нет

100400

5) способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-5

080100

100400

190600

210400

210601

-анкета «Гражданственность и патриотизм»;

-анкета «Социально-правовая компетентность»;

нет

140400

6) способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии – для НП 100400 «Туризм»)

ОК-6

140400

190600

210400

210601

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-опросник «Уровень субъективного контроля»;

-тест для оценки способности к саморазвитию и самообразованию

-тест для оценки способностей к принятию творческих, ответственных решений;

-опросник Хони и Мамфорда;

ОК-8

100400

ОК-9

080100

7) способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

190600

210400

210601

-опросник «Уровень субъективного контроля»;

-тест для оценки способности к саморазвитию и самообразованию

-тест для оценки способностей к принятию творческих, ответственных решений;

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-опросник Хони и Мамфорда;

ОК-8

100400

ОК-10

080100

нет

140400

8) способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника» ОК не представлена)

ОК-8

190600

210400

210601

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-тест для оценки способности к саморазвитию и самообразованию

-тест для оценки способностей к принятию творческих, ответственных решений;

-тест Вудкока и Френсиса

ОК-9

100400

ОК-11

080100

нет

140400

9) способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9

190600

210400

210601

-опросник «Профиль личностных свойств» Калининского;

-тест для оценки способностей к принятию творческих, ответственных решений;

-тест для оценки уровня интеллигентности личности;

- тест Вудкока и Френсиса;

ОК-4

080100

ОК-3 (частично)

100400

ОК-10 (частично)

140400

10) способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (для НП 080100 «Экономика», 100400 «Туризм», 140400 «Электроэнергетика и электротехника» ОК не представлена)

ОК-10

190600

210400

210601

-диагоностический тест для измерения качества выпускной квалификационной работы; диагоностический тест для измерения качества курсовой работы и курсового проекта;

нет

080100

100400

140400

11) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ОК-11

100400

190600

210400

210601

необходимо разрабатывать;

ОК-12

080100

ОК-15

140400

12) способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-12

100400

190600

210400

210601

анкета для исследования уровня сформированности информационной компетентности;

ОК-11

140400

ОК-13

080100

13) способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-13

080100

190600

210400

210601

анкета для исследования уровня сформированности информационной компетентности (частично);

ОК-12

100400

нет

140400

14) способностью владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (как средством делового общения – для специальности 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы»); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовностью к работе в иноязычной среде (для НП 100400 «Туризм»); готовностью к использованию одного из иностранных языков (для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника»)

ОК-14

080100

140400

190600

210400

210601

-опросник В.В. Бойко для оценки коммуникативной толерантности;

-опросник «Межэтническая толерантность» П.В.Степанова

-тест для оценки уровня интеллигентности личности;

ОК-10 (частично)

100400

ОК-2 (частично)

140400

15) способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника» не представлена)

ОК-15

080100

190600

210400

210601

-необходимо разрабатывать;


ОК-13

100400

нет

140400

16) способностью владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОК-16

080100

140400

190600

210400

210601

-анкета «Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни»


ОК-14

100400

17) способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, терпимо (толерантно) воспринимать социальные и культурные различия; способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника»); готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (для НП 100400 «Туризм»)

ОК-17

190600

210400

210601

-анкета «Гражданственность и патриотизм»

-опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко

-опросник «Межэтническая толерантность» П.В.Степанова


ОК-9,

ОК-13 (частично)

140400

нет

080100

100400

18) способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (для НП 100400 «Туризм» ОК не представлена)

ОК-18

190600

210400

210601

-опросник «Межэтническая толерантность» П.В.Степанова;


ОК-3

080100

ОК-5

140400

нет

100400

19) способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (для НП 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» ОК не представлены)

ОК-19

210400

210601

необходимо разрабатывать.

ОК-2

080100

ОК-3

100400

нет

140400

190600


3.2 Таблица 2 - Перечень ДС для оценки личностной компоненты компетенций

3.2.1

Тест М. Вудкока и Д. Фрэнсиса «Анализ своих ограничений «Вы сами»»...............................

3.2.2

Анкета «Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни»....................

3.2.3

Анкета «Гражданственность и патриотизм».................................................................................

3.2.4

Опросник Киртона и его использование для оценки компетенций............................................

3.2.5

Опросник Хони и Мамфорда и его использование для оценки компетенций...........................

3.2.6

Тест для оценки способностей к принятию творческих ответственных решений....................

3.2.7

Анкета «Информационная компетентность»................................................................................

3.2.8

Тест по оценке способности к саморазвитию и самообразованию.............................................

3.2.9

Тест для оценки интеллигентности личности...............................................................................

3.2.10

Опросник В.В. Бойко для оценки коммуникативной толерантности.........................................

3.2 11

Анкета П.В. Степанова «Межэтническая толерантность»..........................................................

3.2.12

Опросник Т. Лири для оценки межличностных отношений.......................................................

3.2.13

Опросник Л.П. Калининского «Профиль личностных свойств»...............................................

3.2.14

Опросник «Уровень субъективного контроля»............................................................................

  1   2

Похожие:

Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconГоу спо «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск
В данной статье рассмотрены особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа, сущность изменения в системе...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconРабочая программа по преддипломной практике 280100 Безопасность жизнедеятельности
«Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного Минобразования...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М0731 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
Безопасность жизнедеятельности; Охрана труда; Безопасность техники и технологии; Основы химической и биологической безопасности;...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconЗаседания ученого совета иуфис
Столбов В. П. – к э н., профессор, Беляева Т. Н. – к э н., доцент, Ксенофонтова О. Л., к э н., доцент, Смирнова Н. В. – к э н., доцент,...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconПрограмма производственной практики составлена на основе: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» по специальности 330500 «Безопасность технологических процессов и производств», утвержденного Минобразования...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconОтчет о работе Ученого Совета за 2011/2012 уч г. и утверждение плана работы на 2012/2013 уч год (Декан Волынский В. Ю.)
Солон Б. Я. – д ф-м н., профессор, зав кафедрой вм; Бумагина А. Н. – доцент; Столбов В. П. – к э н., профессор, зав кафедрой сэт;...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconРабочая программа дисциплины дс. 03. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело Закреплена за кафедрой: безопасности горного производства.
Учебный план подготовки дипломированных специалистов направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280102 «Безопасность...
Методология оценки уровня сформированности компетенций студентов Елисеев И. Н., профессор кафедры «Энергетика и безопасность жизнедеятельности» юргуэс, к т. н., доцент iconЗадача педагога в ходе представления письменного квалификационного испытания заключается в демонстрации достаточного уровня сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему на практике эффективно решать педагогические проблемы
Настоящий порядок проведения письменного квалификационного испытания на подтверждение соответствия занимаемой должности педагогического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница