Скачать 4.03 Kb.
|
Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Раневская - дама, имеющая взрослую дочь, владелица заложенного поместья с прекрасным вишневым садом. Этот чеховский образ разительно отличается от многого созданного им раньше, в период веселых рассказов. С одной стороны, Раневская непрактична и эгоистична. Неспособная вести дела, она всегда идет на поводу у своих эмоций. Ее имение в долгах, и потому будет продано с аукциона, но о том, чтобы получать с него доход, она и слышать не хочет. Зато вспоминает о том, каким был ее сад в прошлом, когда не было всех тех неурядиц, что довели ее теперь до краха: «...Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!» Вишневый сад - одна из самых сокровенных частей ее души, но она так и не желает бороться за свое счастье, свою душу. Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав». Когда называется уже покупатель, Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, - Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые свекровь прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее. Она мелка и пошла в своем любовном увлечении, и готова ради этого мига настоящего лишить будущего свою дочь. Раневская живет настоящим - и прошлым. Это роскошная женщина, которая осталась без привычной роскоши, и она смешна и жалка в своем новом положении. И тем не менее ее образ остается одним из самых светлых в пьесе. Это добрая, слабая женщина; все, что она умеет - ценить красоту. В ней самой живет красота, настолько она слилась со своим вишневым садом, настолько он вошел в ее жизнь, в ее плоть и кровь. Она с детства жила с этим садом. Раневская возвращается в свое имение весной. В вишневом саду - «белые массы цветов», поют скворцы, над садом - голубое небо. «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» Лопахин, возможно, с детства влюблен в Раневскую, хотя в тексте пьесы об этом и не сказано ничего. Он вспоминает, как в детстве маленькая барышня отнеслась к нему с добротой, и не может забыть этого. Теперь он стал выше ее - у него гораздо больше денег, он может купить вишневый сад, в котором когда-то его предки трудились, как рабы. Это было бы его торжеством, но ему и не хочется такого торжества, он искренне желает помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Он настоятельно советует Раневской, как следует вести дела, пытается научить ее выжить в новом мире, в новых условиях, но она не слушает его, предпочитая ему неблагодарного парижского любовника. И тогда Лопахин сам покупает вишневый сад. Его чувства при этом почти невозможно выразить словами. Он взял в свои грубые руки саму душу Раневской: «Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!» И вот совершается трагедия. Лопахин вырубает сад, а Раневская навсегда уезжает оттуда, куда ей уже никогда не суждено вернуться. Да, Лопахин груб, лишен многих душевных качеств, свойственных людям круга Раневской, и неудивительно, что Раневская никогда не смогла бы полюбить его. Но в трагедии виновата именно она. Она не смогла отстоять свое достояние, она как будто намеренно не стала ничего делать, когда вишневый сад еще можно было спасти. Трагедия Раневской - это трагедия красоты. Красота не может защитить себя сама, и потому вынуждена исчезнуть. Но, если бы у нее была возможность справиться с собой и поступить против своего влечения, она бы перестала быть тем, чем является. Красота - это и эгоизм, и бесцельность, и неспособность к подлинным поступкам, но вместе с ней из мира уходит нечто очень важное. То, чего не выразить словами. |