Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ




Скачать 30.01 Kb.
НазваниеПолитика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ
страница1/19
Дата03.02.2016
Размер30.01 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи




БОЛОТНИКОВА Екатерина Геннадьевна


Политика «Северного измерения» и её влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ


Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития


Диссертация на соискание учёной степени

кандидата политических наук


Научный руководитель –


доктор экономических наук, профессор Н. М. Межевич


Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3


Глава 1. Новый регионализм в теории международных отношений ….19

    1. Концепция нового регионализма и её реализация на Севере Европы......19

1.2. Программа «Северное измерение» – постмодернистские трактовки…...36

1.3. Обновление «Северного измерения» и формирование новых межправительственных подходов к нему …………………………..……..…………57


Глава 2. Политика «Северного измерения» ……………………………….72

2.1. «Северное измерение» как инициатива Европейского союза (1997-2006 гг.) ……………………………………………………………………………………….72

2.2. Изменение внешней политики России как предпосылка обновления «Северного измерения» ……………………………………………………………….88

2.3. Обновлённое «Северное измерение» – совместная политика Европейского союза, России, Норвегии и Исландии (2006-2011 гг.) ………………97

2.4. «Северное измерение» в контексте других форматов международного сотрудничества на Севере Европы …………………………………………………..115


Глава 3. Влияние политики «Северного измерения» на внешние связи субъектов Северо-Западного федерального округа ……………………………137

3.1. Внешние связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ ……………………………………………………….137

3.2. Место политики «Северного измерения» во внешних связях субъектов Северо-Западного федерального округа …………………………………………….163

3.3. Развитие приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа ……………………………………………183


Заключение …………………………………………………………………...199


Список источников и литературы ………………………………………...210


Введение


Современный этап развития международных отношений характеризуется сочетанием процессов глобализации и регионализации. В полной мере это проявляется на Севере Европы – в регионе, испытавшем в последние двадцать лет бурный рост разнообразных форм международного сотрудничества.

В региональное взаимодействие на Севере Европы вовлекается широкий круг государственных и негосударственных акторов, сотрудничающих в рамках огромного количества структур и форматов. Политика «Северного измерения», призванная активно содействовать международному сотрудничеству, претендует на роль рамочной концепции, способствующей достижению синергии всех форм международного взаимодействия на Севере Европы.

После обновления 2006 года «Северное измерение» из программы Евросоюза превратилось в совместную политику России, ЕС, Норвегии и Исландии, ставших равноправными партнёрами. Это одновременно послужило отражением тенденций, присущих отношениям РФ-ЕС, и повысило потенциал «Северного измерения», сделав его одним из самых перспективных форматов регионального сотрудничества. Соответственно, возрос интерес к «Северному измерению» со стороны всех акторов международного сотрудничества на Севере Европы, в том числе субъектов СЗФО, активно и разнообразно развивающих свои внешние связи.

Актуальность темы исследования связана со следующими факторами:

Во-первых, Север Европы является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира, чьё значение постоянно возрастает в связи с усиливающимся во всём мире интересом к Арктике. В последние годы заметна тенденция к активизации российского присутствия на Севере – соответственно, растёт и внимание, уделяемое этому региону в российской внешней политике.

Во-вторых, «Северное измерение» является форматом регионального сотрудничества России, ЕС, Норвегии и Исландии, получившим официальное признание всех партнёров и представляющим широкие возможности многостороннего сотрудничества на Севере Европы. Во время обновления 2006 года «Северное измерение» приобрело форму, сделавшую его одним из наиболее удачных совместных проектов России и Европейского союза, в котором заложен большой потенциал. «Северное измерение» принадлежит к тем форматам регионального сотрудничества, в которых Российская Федерация участвует как полноценный, равноправный партнёр, что повышает его значимость для России.

В-третьих, на практическом уровне «Северное измерение» не достигло серьёзных успехов и не оправдало ожиданий, возложенных на него при обновлении. Для реализации потенциала «Северного измерения» необходимо представлять причины недостаточной практической эффективности этой политики.

В-четвёртых, в связи с интенсивным развитием регионального сотрудничества на Севере Европы, а также с ростом активности субъектов РФ на международной арене изучение их внешних связей представляет особый интерес. Важно представлять роль и место, занимаемое в международных связях субъектов СЗФО таким форматом регионального сотрудничества, как «Северное измерение», а также перспективы участия субъектов в деятельности этой политики.

Объектом диссертационного исследования выступает политика «Северного измерения». Предметом диссертационного исследования является влияние политики «Северного измерения» на международные связи субъектов Северо-Западного федерального округа.

Объектом диссертационного исследования выступает политика «Северного измерения». Предметом диссертационного исследования является изучение влияния политики «Северного измерения» на международные связи субъектов Северо-Западного федерального округа.

Цель диссертационного исследования: определить содержательные этапы эволюции «Северного измерения» в контексте его влияния на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Исходя из сформулированной цели, автор поставил перед собой следующие задачи:

  • Определить концептуальные основы обновлённого «Северного измерения» в контексте отношений Россия-ЕС и с точки зрения регионального сотрудничества на Севере Европы;

  • Выявить изменения, произошедшие в практической деятельности «Северного измерения» после его обновления; дать оценку эффективности политики «Северного измерения» и перспективам её развития;

  • Оценить влияние «Северного измерения» на внешние связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ; сравнить активность, проявляемую субъектами СЗФО в деятельности «Северного измерения» и других форматов поддержки приграничного и межрегионального сотрудничества.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента инициирования «Северного измерения» в 1997 г. и до конца 2011 г. При этом особое внимание автор уделил развитию «Северного измерения» и участию в его деятельности субъектов СЗФО после обновления «Северного измерения», произошедшего в 2006 г.

Результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сделать ряд выводов о состоянии и перспективах развития политики «Северного измерения», а также о её роли в международных связях субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- Впервые в российской политической науке анализируются концептуальные основы «Северного измерения» после его обновления. С теоретической точки зрения обновлённое «Северное измерение» рассматривается как в контексте отношений Россия-ЕС, так и с точки зрения регионального сотрудничества на Севере Европы.

- Получены собственные оригинальные результаты обработки данных конкретных социологических исследований, проведённых аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

- Проанализирована политика субъектов СЗФО в рамках «Северного измерения» и установлено место «Северного измерения» в общем комплексе внешних связей субъектов Северо-Запада.


Положения, выносимые на защиту:

  • В концептуальном плане обновление «Северного измерения» привело к переходу от принципов транснационализма и сетевого правления (которые приписывали «старому» «Северному измерению» постмодернистские трактовки) к принципам межправительственного подхода и правилам переговоров/торга, исполняемым по преимуществу в рамках неолиберальных и неореалистических подходов.

  • С приданием партнёрам по «Северному измерению» равноправного статуса Российская Федерация превратилась из объекта программы ЕС в субъекта общей политики. В совокупности с закреплённым прагматизмом «Северного измерения» (вместо постсуверенной повестки дня, навязываемой России в «старом» «Северном измерении») это даёт основания трактовать его обновление как внешнеполитический успех России.

  • Обновлённое «Северное измерение» стало значительно более централизованным, чем прежде. Переключение деятельности «Северного измерения» на межправительственный уровень принесло этой политике больше трудностей, чем пользы. Централизация ставит работу «Северного измерения» в зависимость от общего климата отношений России и Евросоюза, а также препятствует активному вовлечению в эту работу региональных акторов, накопивших богатый опыт международного сотрудничества на Севере Европы.

  • В практическом плане обновление «Северного измерения» не привело к ожидаемой активизации сотрудничества и значительным успехам.

  • Несмотря на преимущественно положительное восприятие «Северного измерения» субъектами Северо-Западного федерального округа, его влияние на их внешние связи остаётся небольшим. Вместе с тем, «Северное измерение» остаётся перспективным форматом развития международных связей субъектов СЗФО, способствующим изменению институциональной среды, регулирующей внешние связи субъектов, под влиянием опыта взаимодействия с партнёрами по «Северному измерению».

  • Субъекты СЗФО активно развивают свои международные связи, на Северо-Западе успешно действует множество различных форматов приграничного и межрегионального сотрудничества. Сравнительно низкая активность субъектов Северо-Запада в деятельности «Северного измерения» объясняется, прежде всего, невысокой эффективностью этой политики.

  • Основные причины недостаточной эффективности «Северного измерения» и его сравнительно небольшого влияния на международные связи субъектов СЗФО – это нехватка финансирования, недостаточно чёткий механизм работы «Северного измерения» и недостаточная вовлечённость региональных акторов в деятельность этой политики.

Методологической основой настоящей работы в первую очередь послужили комплексный, системный, сравнительный и междисциплинарный подходы. При этом автор руководствовался общенаучными принципами исследования, такими как анализ, синтез и прогноз. Использовались и политологические методы, в частности, метод институциализации, структурно-функционального анализа. Теоретическими основаниями исследования «Северного измерения» до его обновления выступают фундаментальные положения нового регионализма. В процессе теоретического осмысления политики «Северного измерения» на современном этапе её развития наиболее эффективным представляется межправительственный подход. При этом автор демонстрирует, что постмодернистские подходы для конструирования и анализа «Северного измерения», которые хорошо зарекомендовали себя на первом этапе, показали свою ограниченность и недостаточную эффективность в долгосрочном плане, что привело к необходимости возврата в политических практиках к старым позитивистским подходам регионального управления.

Источниковую базу диссертационного исследования можно представить следующим образом:

Наиболее важными источниками являются документы по обновлённому «Северному измерению». Прежде всего, это Рамочный документ по политике «Северного измерения»1 и Политическая декларация по политике «Северного измерения»2. Кроме того, это меморандумы о взаимопонимании, устанавливающие механизмы учреждения институтов «Северного измерения»3; заявления и выступления глав государств и министров иностранных дел партнёров по «Северному измерению», членов Европейской комиссии4; заявления и резолюции конференций5; отчёты и материалы институтов «Северного измерения»6. Важными источниками также являлись документы, регулировавшие развитие «Северного измерения» до его обновления: «План действий для Северного измерения во внешней и трансграничной политике Европейского союза на 2001-2003 гг»7 и Второй план действий по «Северному измерению»8.

Вторую группу источников составляют документы Российской Федерации, представленные Конституцией РФ, федеральными законами, регулирующие международную и внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ, Концепция внешней политики РФ, Концепция приграничного сотрудничества РФ и др.9

Среди других источников можно выделить международные соглашения10, а также документы и материалы Комиссии ЕС и Европейского парламента11.

Отдельно следует отметить результаты опросов субъектов Северо-Западного федерального округа по теме их участия в деятельности «Северного измерения» и в приграничном и межрегиональном сотрудничестве, проведённых в 2007 и 2010 гг. аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Особого упоминания заслуживают также материалы Координационного Совета по приграничному (с 2009 г. – по приграничному и межрегиональному) сотрудничеству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе12. В данном диссертационном исследовании эти материалы впервые вводятся в научный оборот.

Степень научной разработанности темы.

«Северное измерение» сразу после своего запуска привлекло внимание как российских, так и иностранных исследователей. Восприятие «Северного измерения» в период, когда оно было программой Европейского союза, у российских авторов варьируется от положительного до критического. Наиболее оптимистичный взгляд представлен в монографии «Россия в «Северном измерении» В. А. Шлямина13, торгового представителя России в Финляндии. Более настороженное отношение к перспективам «Северного измерения» и его влиянию на Россию отражено, например, в статье К. В. Воронова14. Взвешенный и комплексный подход к «Северному измерению» и его роли для России нашёл отражение в работах Ю. С. Дерябина, Чрезвычайного и Полномочного посла России, руководителя Центра Северной Европы Института Европы РАН15, в статье заместителя губернатора Вологодской области Л. Г. Иогмана16.

Согласно классификации А. А. Сергунина, всех российских исследователей «Северного измерения» на первом этапе его развития можно разделить на три категории с точки зрения их трактовок мотивации ЕС. К первой группе можно отнести экспертов, по своим теоретическим воззрениям близким к политическому реализму: они видят за «Северным измерением» прежде всего попытки Евросоюза получить доступ к российским сырьевым ресурсам. Ко второй группе принадлежат исследователи либерально-идеалистической парадигмы, считающие «Северное измерение» добрым жестом ЕС, который таким образом пытается интегрировать Россию в единое европейское пространство. Наконец, к третьей группе учёных можно отнести приверженцев глобалистской парадигмы: они трактуют «Северное измерение» как естественный результат глобализации, дающий шанс для развития на Севере Европы региона нового типа.17 В целом российские исследователи сосредоточили своё внимание на практической реализации «Северного измерения», потенциальных выгоде и угрозах для России, на рекомендациях по усовершенствованию программы.

Среди иностранных исследований, посвящённых «Северному измерению» до его обновления, необходимо отметить сборник статей «Динамические аспекты «Северного измерения» («Dynamic aspects of the Northern Dimension»)18, вышедший в 1999 г. под редакцией Х. Хауккалы, профессора Университета Тампере, а также сборник статей «The Northern Dimension: fuel for the EU?»19, опубликованный в 2001 г. под редакцией Х. Оянен, старшего научного сотрудника Финского института международных отношений. Ещё одной комплексной работой является коллективная монография старшего научного сотрудника Датского института международных исследований П. Йоенниеми и профессора факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Сергунина «Россия и «Северное измерение» Европейского союза: встреча или столкновение цивилизаций?» («Russia and the European Union’s Northern Dimension: encounter or clash of civilizations?»)20 В этих исследованиях аналитического характера освещается место «Северного измерения» в контексте международного сотрудничества на Севере Европы и развития отношений ЕС-России.

Появление программы «Северное измерение» привело к появлению широкого пласта научной литературы, трактующей его как инновационную инициативу, отвечающую постмодернистскому духу развития Севера Европы. В работах таких авторов, как П. Йоенниеми21, К. Браунинг22, С. Медведев23 высказывались идеи о том, что «Северное измерение» будет способствовать коренному изменению отношений ЕС с соседними странами и что Север Европы станет примером сотрудничества, основанного на логике транснационализма и концепции Европы регионов.

Обновление «Северного измерения» придало новый импульс исследованиям в этой области: появился целый ряд работ российских и иностранных авторов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что, во-первых, интерес к тематике «Северного измерения» в целом снизился, а во-вторых, вышедшие работы концентрируются, прежде всего, на практических аспектах сотрудничества в рамках этой политики, почти не затрагивая её концептуальных основ.

Среди российских работ можно отметить статью М. Л. Энтина24, директора Института европейского права МГИМО, вышедшую в преддверии превращения «Северного измерения» в общую политику партнёров и затрагивающую как предпосылки обновления, так и общий контекст отношений России и Европейского союза. Необходимо также отметить статью профессора факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета К.К. Худолея25, освещающую «Северное измерение» в контексте отношений России и Европейского союза. Перспективы обновлённого «Северного измерения» рассматриваются в статье доцента МГИМО О. Б. Александрова «"Северное измерение": новая форма или новое содержание?»26 Проблематика «Северного измерения» также нашла отражение в коллективной монографии «Северная Европа. Регион нового развития»27, выпущенной в 2008 г. Институтом Европы РАН. В работе сочетаются политический, экономический и культурологический подходы к изучению региона Северной Европы, под которым понимаются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция.28 Среди форм многостороннего сотрудничества на Севере Европы в монографии анализируется и «Северное измерение».

Наиболее комплексное исследование «Северного измерения» на современном этапе его развития – сборник статей («Новое «Северное измерение» европейского Соседства») «The new Northern Dimension of the European Neighbourhood»29, опубликованный в 2008 г. под редакцией П. Аалто, профессора Университета Тампере, Х. Блаккисруд, главы отдела российских и евразийских исследований Норвежского института международных отношений, и Х. Смит, исследователя из Александровского института в Финляндии. В книге освещены почти все аспекты практической деятельности «Северного измерения»: работа уже функционирующих партнёрств, перспективы запуска новых, а также возможности для развития международного сотрудничества в энергетической сфере. Кроме того, приводятся рекомендации для повышения эффективности «Северного измерения». Две главы книги – «Российская внешняя политика, региональное сотрудничество и отношения на Севере» («Russian foreign policy, regional cooperation and northern relations»30) и «Заключительные комментарии: отношения ЕС-РФ и пределы «Северного измерения» («End comment: EU-Russia relations and the limits of the Northern Dimension»31) – вписывают сотрудничество в рамках «Северного измерения» в общий контекст международного взаимодействия на Севере Европы, а также отношений России и Европейского союза. В то же время обращает на себя внимание, что авторы сборника заинтересованы в освещении, прежде всего, практической составляющей политики «Северного измерения».

В ещё меньшей степени теоретические аспекты затрагиваются в монографии финского журналиста М. Хеиккилы «Северное измерение» («The Northern Dimension»32, подводящей итоги деятельности программы на пороге её превращения в совместную политику.

Место обновлённого «Северного измерения» в общем контексте отношений РФ-ЕС на современном этапе отражено в книге профессора Х. Хауккалы из Университета Тампере «Стратегическое партнёрство ЕС и России. Пределы пост-суверенности в международных отношениях» («The EU-Russia strategic partnership. The limits of post-sovereignty in international relations»)33. Исследователь анализирует динамику отношений России и Европейского союза, рассматривая «Северное измерение» как отражение общей тенденции к переходу от первоначальных надежд и энтузиазма, свойственных 1990-м годам, к напряжённым и противоречивым отношениям в начале нового тысячелетия.

В теоретической перспективе – а именно как часть стратегически взаимосвязанных многоуровневых взаимодействий между Россией и ЕС – «Северное измерение» рассматривается в статье И. М. Бусыгиной и М. Г. Филиппова «"Северное измерение": стратегии участников»34.

Концептуальные основы «Северного измерения» и их эволюция после его обновления также затрагиваются в статье британских исследователей К. Арчера и Т. Этзолда.35 В целом же в работах, посвящённых обновлённому «Северному измерению», уделяется сравнительно немного внимания его концептуальным основам. Вероятно, это объясняется осознанием исследователями того, что амбициозные ожидания, возлагавшиеся на первоначальное «Северное измерение», не оправдались, «Северное измерение» не совершило переворота в основах регионального сотрудничества и взаимодействия России и Европейского союза. Исследования по обновлённому «Северному измерению» значительно умереннее и реалистичнее трактуют эту политику, не ожидая от неё прорывного воздействия на международные отношения на Севере Европы и на сотрудничество РФ-ЕС.

Ещё слабее, чем концептуальные основы обновлённого «Северного измерения», в научной литературе освещена проблематика участия субъектов Северо-Западного федерального округа в деятельности «Северного измерения». В качестве примера исследования, затрагивающего эти вопросы в первые годы функционирования «Северного измерения», можно привести уже упоминавшуюся монографию В. А. Шлямина36. Среди более поздних работ нужно упомянуть, прежде всего, исследования преподавателей факультета международных отношений СПбГУ. Так, в монографии Н. Ю. Маркушиной и Н. К. Харлампьевой «Северо-Западный федеральный округ: внешние связи»37, где рассматриваются международные связи субъектов Северо-Запада, отдельная глава посвящена «Северному измерению». В этой главе освещается эволюция «Северного измерения» в контексте отношений РФ-ЕС, а также перспективы участия субъектов Северо-Запада в «Северном измерении» после его обновления.

Тема «Северного измерения» и его места в международных связях российских субъектов также отражена в работах Д. А. Ланко38. В монографии «Процессы глобализации, регионализации и локализации вокруг Балтийского моря» среди прочего прослеживается трансформация «Северного измерения», которое на разных этапах было «идеей», «инициативой», «концепцией», «программой», «политикой».

В целом проблема влияния политики «Северного измерения» на международные связи субъектов СЗФО изучена недостаточно – особенно с позиций самих субъектов.

При этом общетеоретические вопросы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации достаточно хорошо освещены в российской научной литературе39. Отдельного внимания заслуживают исследования, посвящённые приграничному и межрегиональному сотрудничеству у российских границ40. В связи с тем, что Северо-Западный федеральный округ является самым опытным и успешным в развитии этого сотрудничества, большинство исследований фокусируются именно на Северо-Западе. Наиболее актуальными и комплексными из этих работ являются монография профессора факультета международных отношений СПбГУ Н. М. Межевича41 и его совместное исследование с литовским экспертом Ш. Радвилавичюсом42. Нужно также упомянуть работу петрозаводского исследователя С. В. Прозорова43, анализирующую влияние на осуществление региональное сотрудничество России и ЕС нового в российской политической системе уровня – уровня федерального округа. На фоне достаточно хорошо разработанных в научной литературе тем развития международных связей субъектов и приграничного и межрегионального сотрудничества на Северо-Западе, становится особенно очевидным недостаток исследований, посвящённых участию субъектов СЗФО в деятельности «Северного измерения».

Таким образом, анализ научной литературы, посвящённой «Северному измерению» в целом и его роли во внешних связях субъектов Северо-Западного федерального округа в частности, обнаруживает малую проработанность, прежде всего, двух тем. Во-первых, недостаточно проанализированы концептуальные основы обновлённого «Северного измерения», особенно с точки зрения перспектив международного сотрудничества на Севере Европы, а также с позиций таких акторов этого сотрудничества, как субъекты СЗФО. Во-вторых, практически отсутствуют исследования по выявлению влияния обновлённого «Северного измерения» на международные связи субъектов Северо-Западного федерального округа.

Структурно работа подразделяется на введение, три главы и заключение. Структура диссертационного исследования обусловлена логикой исследовательского подхода и отражает основную мысль автора, в соответствии с которой обновление «Северного измерения» требуется рассматривать с точки зрения изменений как политического плана, так и практического, а также в контексте его влияния на внешние связи субъектов СЗФО.

В первой главе автор проводит анализ основных положений нового регионализма в теории международных отношений и рассматривает его проявления на Севере Европы. Диссертант рассматривает постмодернистские трактовки программы «Северное измерение» и их критику. Анализируются концептуальные основы обновлённого «Северного измерения».

Во второй главе рассматривается запуск программы Европейского союза «Северного измерения», её эволюция и трансформация в политику «Северного измерения», общую для России, ЕС, Норвегии и Исландии. В качестве важнейшей предпосылки обновления «Северного измерения» рассматриваются изменения внешней политики России. Анализируется «Северное измерение» на современном этапе, его институциональное развитие и практические достижения. Автор изучает другие форматы международного сотрудничества, составляющие конкуренцию «Северному измерению»: программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнёрства и Стратегию ЕС для региона Балтийского моря. Диссертант также сравнивает «Северное измерение» и «Восточное партнёрство».

В третьей главе автор анализирует внешние связи субъектов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и выявляет, какое место в них занимает политика «Северного измерения». При этом определяется общий контекст развития внешних связей субъектов СЗФО: рассматривается эволюция внешних связей регионов РФ, связанная с общими тенденциями развития российского федерализма, а также с развитием правового регулирования международной деятельности субъектов. Кроме того, анализируются последствия учреждения федеральных округов, которое ввело новый – макрорегиональный – уровень развития международных связей.

Диссертант изучает восприятие «Северного измерения» субъектами СЗФО, а также их участие в деятельности этой политики. Автор также рассматривает различные виды приграничного и межрегионального сотрудничества на Северо-Западе, чтобы сравнить деятельность субъектов СЗФО в рамках «Северного измерения» и их успехи в осуществлении других видов международных связей. Делается вывод о причинах недостаточного влияния «Северного измерения» на внешние связи субъектов Северо-Западного федерального округа.

В Заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования и даны практические рекомендации по активизации деятельности «Северного измерения» и превращению его в эффективный инструмент развития международных связей субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconПеречень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в сфере земельного законодательства, в которых
Перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, в сфере земельного...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconЗакон Российской Федерации от 19. 04. 1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Обзор нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в сфере...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconВысшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
«Федеральный портал управленческих кадров» уполномоченных сотрудников и уполномоченных должностных лиц органов государственной власти...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconРоссийская федерация федеральный закон
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconРоссийская федерация федеральный закон об обязательном медицинском страховании
Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconРоссийская федерация федеральный закон
Российской Федерации об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconЗао «Имбит» Северо-Западный округ, Ленинградская область, г санкт-петербург, Шоссе Митрофаньевское, 10 А
Обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения, Обработка металлов и нанесение...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconРоссийская федерация федеральный закон о государственном языке российской федерации
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconМ. Ю. Соколов Присутствовали
Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации,...
Политика «Северного измерения» иеё влияние на международные связи субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ iconПрограмма дисциплины «Европейская политика и институты Европейского союза» для направления 031900. 68 «Международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница