Скачать 38.49 Kb.
|
История моей семьи в XIX-XXI веках на фоне исторических событий в Восточной Европе ![]() ПРОГИМНАЗИЯ №1723, 4А КЛАСС Фролова Анна Владимировна НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Борухина Дина Борисовна Москва 2012г I. Введение Актуальность выбранной темы. «История (на древнегреческом ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом» – такое определение истории как науки дано в Википедии [4.1]. Действительно, история человечества и все его значимые исторические события состоят из судеб отдельных людей. Мне было интересно взглянуть на историю не с точки зрения масштабных событий, о которых пишут книги, снимают фильмы, рассказывают в школе, а проследить живую историю отдельных людей и то, какое влияние на них оказывал так называемый «ход истории». Целью данной работы является изучение истории моей семьи, когда за сухими фактами и цифрами проступает живая реакция людей на те события, которые происходили вокруг них. Источники. В этой работе я использовала генеалогическое древо, составленное моим дедушкой Витей около 30 лет назад [3.1], наш семейный архив, архивы города Вена, открытые источники в интернете и историческую литературу. Методики исследования. Я взяла перечисленные выше материалы за основу и использовала современную компьютерную программу GenoPro для составления генеалогического древа. В результате работы я смогла расширить список известных мне родственников со 109 до 334. Узнав о том, какими орденами был награжден мой прадедушка, я прочла ряд статей по фалеристике [4.8] и изучила историю возникновения и статут орденов СССР. Ценность работы. Результаты данной работы позволяют объективно оценить исторические события, в которых участвовали мои предки. Это особенно важно в наше время, когда некоторые псевдоисторики пытаются переоценить итоги Второй Мировой Войны, а пособники неофашистов отрицают Холокост, организованный фашистской Германией. В этой работе так же показана братоубийственная сущность Гражданской войны – так оказалось, что в моей семье предки воевали в противоборствующих армиях. В результате этой работы я смогла установить ряд неизвестных моим родственникам до этого фактов. Побывав два года назад в Вене с родителями, нам удалось достать древние архивные документы [1.4 – 1.10], которые позволили мне узнать об одном моем предке на одно поколение старше, чем знала моя бабушка, а так же побывать в доме, где жила моя пра-прабабушка! II. История моей семьи с конца XVIII века и до наших дней. ![]() ![]() ![]() Моя бабушка Люба не знала где и когда они родились, и где и когда точно умерли. Но она рассказала, что у них было пять детей, и она знает их имена и адрес последнего места жительства в городе Вена – Одеон Гассе, 9. Два года назад я с родителями побывала в Вене, и мы вместе с папой решили изучить архивы, чтобы побольше разузнать о наших предках. И нам повезло – в старой синагоге, несмотря на фашистскую оккупацию во время Второй Мировой Войны, сохранились все метрические книги того времени и под руководством профессора Эпштейна данные из этих книг были занесены в компьютер. Несмотря на то, что мы пришли к профессору без предварительной договоренности, он нас любезно принял, быстро нашел в базе данных информацию о наших родственниках и отвел нас в хранилище, где показал старинные записи о рождении, бракосочетании и смерти моих предков [1.5], [1.6], [1.7]. ![]() Тогда мы точно узнали даты рождения всех детей Натана и Софии Берес:
Там же было указанно и место их рождения – город Броды. Моя бабушка Люба не знала этого и думала, что Розалия родилась в Вене. ![]() Там же мы узнали о дате смерти Натана и Софии Берес, а так же месте их рождения – город Броды, Галиция. Это тоже была новая для меня информация, так как моя бабушка этого не знала – Розалия Берес – бабушка моей бабушки умерла до рождения своей внучки. Для нашей семьи всегда была загадка – почему Розалия Берес, которая жила в Вене, вышла замуж за моего пра-прадедушку Симху Шульца и переехала жить к нему в Умань. Действительно, найти логичное объяснение, почему девушка из столичного Австрийского города вышла замуж и переехала в небольшой город в России было сложно. Тогда я смогла выдвинуть интересную гипотезу о том как смогли познакомиться и пожениться мой пра-прадедушка Симха Шульц и моя пра-прабабушка Розалия Берес. Так как по сведениям моей бабушки Любы, Симха Шульц до Умани жил в Бродах и, наверняка, либо знал свою будущую жену Розалию, либо их родители были знакомы и, посредством существовавшей тогда процедуры сватовства, организовали их свадьбу. После этого я захотела установить, когда и почему эта семья переехала из Брод в Вену. Работая над этим докладом, в конце 2011 года я изучила много материалов в интернете об истории города Броды и Галиции [2.1], [2.2], [4.2], [4.3.1], [4.4]. Я узнала, что в конце XIX – начале XX века, в результате экономического спада, резко ухудшилось положение широких масс населения в Галиции. В связи с этим началась массовая эмиграция (в 1887–1910 г.г. из Галиции эмигрировало 236 тысяч человек) [4.3.1]. Вероятно, из-за этого семья Берес переехала в Вену, а мой пра-прадедушка Симха Шмулевич Шульц, будущий муж Розалии Берес переехал из Брод в город Харьков - в Россию. Несмотря на долгие поиски, точно установить год переезда Бересов в Вену мне не удалось, но в интернете я нашла список учащихся школы в городе Броды 1890 года [4.5] ![]() На основании этого я выдвинула гипотезу, что он переехал со своей семьей в Вену, после 1890 года. По сведениям бабушки Любы, Розалия Берес обучалась в Вене в каком-то закрытом женском пансионе для девушек, где изучали иностранные языки (английский и французский), живопись, музыку и другие гуманитарные предметы. Известно, что Розалия очень хорошо играла на пианино и ее пианино немецкой фирмы «Bekker» сохранилось до сих пор у нас дома. Получается, что Розалия училась в пансионе в период с 1890 до 1896, когда вышла замуж, что тоже похоже на правду, т.к. в 1890 году ей было 19 лет. В ходе этого исследования выяснилось одно существенное несовпадение – по данным метрических книг [1.5], [1.6], [1.7] оказалось, что семья Берес жила по адресу Odeongasse, дом 6, а не 9 как утверждала до этого моя бабушка. Чтобы убедиться в том, что мы нашли правильную информацию, мы обратились в городской архив города Вены по адресу Gasometet D, Guglgasse, 14. Там нам дали возможность просмотреть с помощью специального увеличительного аппарата записанные на микропленку домовые книги тех лет [1.4]. Оказалось, что по адресу Odeongasse, 9 люди по фамилии Берес не проживали, а по адресу Odeogasse, 6 жила семья Берес. Совпадение фамилий практически исключено, потому что совпадают так же и имена родителей, и детей, живших по данному адресу. Таким образом, мы установили еще один исторический факт о жизни моих предков и смогли посмотреть на дом, где они жили. По свидетельству моей бабушки Любы Натан Берес работал в транспортной компании «Шенкер и Ко» в Вене, его сын Зигмунд был активным участником Социал-Демократической Партии Австрии, а сын Давид был фармацевтом. В метрических книгах эта информация подтвердилась, и там нашлись данные о том, что Давид Берес владел аптекой в Вене [1.7]. Там же в архиве нам дали копии свидетельств о смерти Натана [1.5] и Софии Берес [1.6]. Натан Берес скончался 18 февраля 1920 года в Вене, а София Берес 11 августа в том же году. У меня возникла гипотеза, что Натан Берес до переезда в Вену имел хорошие деловые связи с компанией «Шенкер и Ко», так как на момент переезда в Вену Натану было больше 50 лет и навряд ли он смог бы просто так устроиться на работу, не имея предварительной договоренности. ![]() ![]() О судьбе братьев и сестры моей пра-прабабушки Розалии, моей бабушке Любе было мало что известно. Дело в том, что в первое время после того, как Розалия вышла замуж и уехала в Россию, она постоянно переписывалась со своими родными и периодически ездила в Вену со своим сыном Михаилом во время гимназических каникул. Во многом благодаря этим поездкам, мой прадедушка Миша в совершенстве знал немецкий язык, и у нас сохранились его личные записи, которые он делал практически до конца своей жизни на немецком языке. Но в 1914 году началась Первая Мировая Война, в которой Россия и Австрия были противниками. Из-за этого прекратились тесные контакты между Розалией и ее родителями. А после Октябрьской Революции 1917 года в России сведений о Венских родственниках практически стало очень мало, к тому же в 1920 году умерли родители Розалии. ![]() В 1942 году фашисты начали отправлять евреев из Вены в концлагеря. Последние документы, которые свидетельствуют о жизни Макс и Зигмунда – это справки о том, когда, каким транспортом и куда они были высланы[1.8], [1.9]. Их копии нам тоже дали в архиве Антифашистского Сопротивления в Вене. ![]() ![]() На сайте музея холокоста в Иерусалиме [4.7] есть информация, что: Зигмунд Берес в 1942 году был интернирован фашистами в концлагерь Малый Тростенец, Белоруссия (СССР), где погиб. Макс Берес в 1942 году был интернирован фашистами в концлагерь Терезиенштадт, Чехословакия вместе с женой Розой, где оба погибли. Сабина Берес перед войной переехала жить в Лондон и таким образом спаслась. Сведений о Давиде мне обнаружить не удалось. ![]() В Умани Розалия прожила до самой смерти в 1924 году. Ее муж, Симха, родился в 1866 году в городе Броды в очень бедной семье местного цадика (то есть благочестивого и верующего человека) Шмуэля Шульца. По другой версии он был старостой общины, так как фамилия Шульц в переводе с немецкого означает староста [4.6]. Почти все свое время он посвящал изучению религиозных книг, а хозяйством занималась его жена. Из-за этого в семье не хватало денег, и в возрасте 16 лет Симха ушел из дома, чтобы получить профессию и начать работать. Крайняя нужда, которую он испытывал в юности, сделала его очень целеустремленным человеком. Когда он пришел в Харьков, то устроился работать учеником дантиста. Он присутствовал при зубоврачебных операциях и помогал врачу готовить инструменты и лекарства. Таким образом, он научился лечить зубы. ![]() ![]() ![]() ![]() В гимназии он учился хорошо и окончил ее с серебряной медалью. У нас сохранился похвальный лист, выданный ему в 1913 году, когда он учился в 7 классе [3.7]. В 1913 году широко отмечалось знаменательное событие – 300 лет правления Дома Романовых, и поэтому похвальный лист оформлен очень красиво, с изображением семейного древа рода правящей династии. С июля 1915 по декабрь 1919 прадедушка Миша учился в Киевском Медицинском Институте. Его учеба в университете проходила в не простое время. После революции 1917 года началась гражданская война. На Украине власть постоянно менялась, и города переходили из рук в руки то Белых, то Красных. Чтобы учиться, прадедушка вскладчину с другими студентами покупали книги. В какой-то момент, чтобы прокормиться, он устроился рабочим на шоколадную фабрику. Бабушка рассказывала про него смешной случай - как хозяин фабрики в первый день работы разрешал есть шоколад в любом количестве. Естественно голодный студент объелся шоколадом так, что ему стало настолько плохо, что после этого он уже не мог даже смотреть на шоколад [1.1]. ![]() Так мой прадедушка стал военным врачом и прослужил в Красной Армии 31 год с 1919 по 1951 [3.9]. Он стал участником двух войн – Гражданской (1918-1922) и Великой Отечественной (1941-1945). Во время Гражданской войны, с декабря 1919 по январь 1921, прадедушка Миша прослужил ординатором тифозного отделения двухвзводного военного госпиталя [3.9]. Работа в тифозных бараках тогда была очень опасна, дедушка сам несколько раз переболел тифом. Мало кто соглашался там работать, медсестер просто ссылали в тифозные бараки за какие-то провинности. С врачами не могли так поступать, и мой прадедушка, как и многие другие врачи, пошел туда добровольцем. ![]() - «Вы не бойтесь – у меня гарные хлопцы, они с других штаны снимут и на Вас наденут!», и не отпустил прадедушку [1.1]. Во время Гражданской войны мой прадедушка каким-то образом имел доступ к научным немецким медицинским журналам, и узнал, как правильно проводить раненым переливание крови, предварительно выяснив ее группу, написал по этому поводу научную работу, начал практически внедрять эту методику. С сентября 1921 по декабрь 1922 он прошел усовершенствование квалификации в окружном военно-санаторном управлении Петроградского военного округа [3.9]. После этого с декабря 1922 по сентябрь 1926 служил врачом 2-го кавалерийского корпуса Катовского [3.9]. С сентября 1926 по май 1928 получил научное прикомандирование к терапевтической клинике Военно-Медицинской Академии[3.9]. С мая 1928 по июнь 1931 служил старшим ординатором терапевтического отделения Киевского Военно-Клинического госпиталя[3.9]. С июня 1931 по январь 1934 был начальником медицинского отделения Сочинского санатория Р.К.К.А. им. Фабрициуса[3.9]. ![]() 5 марта 1937 он женился на Фроловой Таисии Александровне [3.11], которая до этого жила в соседнем городе Ессентуки, и 10 августа 1938 года у них родилась дочь Люба – моя бабушка [3.13], которая и рассказала мне о своих предках. Прабабушка Таисия до замужества работала в Сберкассе в отделе последконтроля, а потом была домохозяйкой. Интересно, что ее брат Василий и Иван во время Граждаской войны служил в Белой Армии на Юге России. При этом Иван вынужден был иммигрировать во Францию, а брат Василий остался в России и в последствии был репрессирован в 1937 году как белый офицер и отсидел 10 в лагерях ГУЛАГа. Во время войны прадедушка Миша в 1942 году выполнил опасное задание по вывозу 40 тяжелораненых костыльных офицеров непосредственно перед оккупацией Кисловодска. Дело в том, что Кисловодск находится в окружении гор и когда фашисты наступали, то захватили единственную дорогу, которая вела к основным силам Советской Армии через Пятигорск во Владикавказ. Войска из Кисловодска вынуждены были отступать через горные перевалы, а раненые офицеры на костылях не могли уйти со всеми и после захвата Кисловодска фашисты бы их расстреляли. Почему-то их заранее не успели эвакуировать. И тогда прадедушка нашел грузовик, собрал в госпитале раненых офицеров и поехал с ними во Владикавказ, где стояли наши войска. Машина должна была проехать по дороге через оккупированный Пятигорск, но он знал в этом районе проселочные дороги, и ему удалось объехать немецкие блок-посты и перевезти раненых во Владикавказ. Когда они выезжали из Кисловодска, то было неизвестно, до какой степени продвинулись немцы, и могли нарваться на их части, но оставить раненых офицеров в Кисловодске означало обречь их на верную смерть. Прадедушка самостоятельно принял решение вывезти раненых, так как во время отступления связь с командованием была прервана. За этот подвиг он был удостоен ордена Ленина – высшей наградой СССР. ![]() Но все оказалось не так. Кисловодск был оккупирован фашистами с августа 1942 по январь 1943 года. Когда фашисты установили в Кисловодске свою администрацию, то мой пра-прадедушка Симха вынужден был каждый день ходить отмечаться в Гестапо, потому что он еврей. В конце оккупации фашисты захотели убить всех евреев. В отличии от Западной Европы, где фашисты уничтожали евреев в концлагерях, на оккупированных территориях СССР действовали так называемые айнзатцгруппы. Для этого фашисты развесили объявления по городу, что, как будто, всех евреев переселяют в малонаселенные места Украины [4.9]. Они приказали всем евреям собраться для отправки по железной дороге в определенное время на вокзале, с вещами, а потом всех вывезли и расстреляли на окраине Кисловодске под горой Кольцо. В дом пра-прадедушки приходил накануне фашистский патруль и лично предупреждал о приказе прийти на станцию. ![]() Мой пра-прадедушка просидел там несколько недель, пока не ушли немцы и, таким образом, спасся. Когда прадедушка Миша приехал домой вместе с первыми частями нашей армии и узнал, сколько мирных людей расстреляли немцы, то он возненавидел немцев и сжег во дворе дома немецкую энциклопедию, которая у него была. Пра-прадедушка Симха умер после войны в 1945 году, дождавшись возвращения сына с фронта. ![]() Прадедушка Миша имеет следующие награды [3.8]:
Михаил Симхович Шульц был настоящим героем. Ордена, которые есть у него, обычно вручали только за боевые подвиги. При этом за свою жизнь он прослужил 31 год в армии и никого не убил. Все свои награды прадедушка получил за спасение больных и раненых в экстремальных условиях, и поэтому его подвиги приравняли к боевым. Моя бабушка Фролова Любовь Михайловна родилась 10 августа 1938 году в г. Кисловодске, там же окончила женскую школу №1 с серебряной медалью в 1955 году. У них был очень дружный класс и моя бабушка до сих пор дружит со своими одноклассницами, многие из которых теперь живут в Москве. После школы она училась в Ленинградском Государственном Университете на биологическом факультете в 1955-1960 г. ![]() После свадьбы они с дедушкой Витей перебрались жить в Кисловодск, а работу бабушка нашла в соседнем Пятигорске младшим научным сотрудником в НИИ Курортологии. В 1965 году у них родился сын Александр. В 1971 году дедушка Витя стал работать в Пятигорске и они с бабушкой Любой переехали жить в Пятигорск. Там в 1973 году у них родился мой папа Владимир. В этом же году, незадолго до рождения моего папы бабушка защитила кандидатскую диссертацию по теме «Питьевое использование радоновых вод в лечебных целях» и перешла на работу в Пятигорский фармацевтический институт, в котором проработала до 2002 года и прошла там путь от ассистента до доцента кафедры биохимии. До сих пор по всей стране она часто встречает в аптеках своих бывших студентов и они тепло ее встречают. Бабушка вела активную научно-педагогическая деятельность в результате которой она получила и опубликовала [1.1]:
![]() ![]() После школы в 1990 году мой папа решил пойти по стопам своего отца и деда и поступил в Московский Институт Связи, и закончил его в 1995 году [3.16]. ![]() Папа прибыл на Байконур в очень сложное время. Дело в том, что после распада СССР, космодром перешел в управление независимого государства Казахстан, у которого не было ресурсов для его нормальной эксплуатации. Коммунальные сети, переданные в 1993-1994 году местным властям, не были подготовлены к зиме и из-за этого часть домов в городе оказались заморожены. Когда мой папа прибыл на Байконур, то у него сложилось такое впечатление, как будто в городе прошла война, потому что треть домов была необитаема и заколочена досками. В городе не было ни одного магазина, не работала даже хлебопекарня. Несмотря на это, папа говорит, что служба на Байконуре ему понравилась. Там он приобрел много друзей, с которыми дружит до сих пор. Папа даже участвовал в нескольких запусках космических ракет. В 1994 году Россия взяла Байконур в аренду, и жизнь постепенно там стала налаживаться. В 1997 году папа демобилизовался и вернулся в Москву. С того времени он освоил несколько профессий, получил второе высшее образование [3.17]. В 1998 году папа женился на моей маме Розе, с которой познакомился еще во время студенческой жизни. В 1999 году родилась моя сестра Мария, в 2001 году родилась я, а в 2008 году – моя младшая сестра Полина. III. Заключение В данной работе изложена история моей семьи. Из нее видно, как тесно были переплетены события в Восточной и Центральной Европе, войны и территориальные разделы разных стран с судьбой моих предков. Галиция, откуда были родом мои предки, более 200 лет назад находилась в составе Польши, потом перешли в состав Австро-Венгрии, затем России, а сейчас это Украина. Из-за этого мои родственники оказались разбросаны по разным странам. В результате проведенного исследования мне удалось выдвинуть несколько гипотез, в том числе о профессиональных занятиях моего пра-пра-прадеда Натан Береса. В списке учащихся городской школы города Броды есть упоминание о его сыне и там же сказано, что отец ученика по профессии был «kaufmann», то есть купец или лавочник. Мне так же известно, что позже, переехав в Вену он работал в крупной фрахтовой компании, то есть он занимался организацией перевозки грузов между городами. Наверняка, чем-то подобным он занимался и в Бродах, но не в качестве служащего компании, а самостоятельно. В ходе исследования я поняла, как хорошее образование помогало моим предкам добиться успеха в жизни. Мой папа, мама, бабушка и даже прадедушка окончили школу с медалью, и это во многом предопределило их жизненный путь. Самый важный вывод, к которому я пришла в результате выполнения этой работы – это то, что войны никогда и никого не делают счастливыми, а всегда приносят людям только горе и смерть. Изучая историю люди должны научиться жить в мире. Во Второй Мировой войне 8 моих родственников были убиты фашистами во время Холокоста. Моему пра-прадедушке удалось выжить благодаря мужеству одной женщины, которая спрятала его. Так что не всегда, казалось бы неизбежные и страшные, события истории воплощаются в жизни. Честные и мужественные люди всегда имеют возможность противостоять жестокости и несправедливости и таким образом изменять «ход истории». Я планирую продолжить свое исследование и хочу составить наиболее полное генеалогическое древо моей семьи. Сейчас я знаю о 334 своих родственниках и я думаю, что мне удастся узнать еще о многих. IV. Библиография
|
![]() | - В курсе будут рассмотрены влияние на еврейские общины Восточной Европы экономической и политической модернизации в регионе, становления... | ![]() | Тема: «История моей семьи как часть истории страны» Щукины: Иван Николаевич и Валентина Евгеньевна, Глеб Иванович и Екатерина Павловна 7 |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История» Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий в России, об их месте в... | ![]() | Раисова Айгерим Мерекекызы Недаром понятия родина, отечество и отчество взаимосвязаны. Отечество значит не только «страна отцов», но также «род» и «наследственные,... |
![]() | Программа учебной дисциплины «История России» Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий в России, об их месте в... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «история» Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «история» Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «история» Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий... |
![]() | Представление о памяти как основе культуры является ныне очевидным и общепризнанным. История культуры это история человеческой памяти, её углубления и Запечатлевая восприятие исторических фактов, память человека обладает способностью воспроизводить эти явления такими, как наблюдал... | ![]() | Контрольная работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках)» Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? |