Скачать 10.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МЕДИИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДЕНОДепартаментом учебных заведений Министерства здравоохранения РФ Межкафедральная программаПО КЛИНИЧЕСКОЙЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕдля студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВсероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию ______________________________________________________________________________ УтверждаюРуководитель департамента Образовательных медицинских учреждений и кадровой политики _________________ Н.Н. Володин “___” ___________________2001г. ПРОГРАММАПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕдля студентов высших медицинских учебных заведений Москва ВУНМЦ2001г. Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учреждений предназначена для преподавания дисциплины в высших медицинских учебных заведениях и сформирована в соответствии с Государственным образовательным стандартом 04.01.00. «Лечебное дело». Программа разработана заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Российской Медицинской Академии постдипломного образования, профессором В.В. Долговым, заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, профессором В.Л. Эмануэлем и доцентом Вавиловой Т.В. Правильность постановки диагноза зависит не только от опыта и знаний клинициста, но и от степени эффективности работы лабораторной службы, без тесного контакта, с которой трудно представить себе деятельность врача в любой отрасли медицины. Академик Е.М.Тареев Достижения современной медицинской науки, бурное развитие клинической фармакологии обуславливает необходимость изучения патогенеза заболеваний на клеточном и субклеточном уровнях и, следовательно, усиление роли клинической лабораторной диагностики. Лабораторные исследования, являясь методами объективной оценки состава и свойств биологического материала, формируют дифференциально-диагностические критерии, индивидуальные признаки патологического процесса, способствуют выработке правильной лечебной тактики и контролируют эффективность лечения. Клиническая лабораторная диагностика, как самостоятельная клиническая дисциплина, изучает диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов и является составной частью единого процесса, опирающегося на клиническое мышление врача. Для правильной клинической интерпретации результатов лабораторных исследований клиницисту необходимо иметь представление о технологии их выполнения, ориентироваться в понятиях чувствительности, специфичности, возможной точности лабораторных тестов. Самостоятельное значение приобретают знания о влиянии медикаментов на результаты лабораторных исследований, вопросы подготовки пациента к лабораторным исследованиям, правила сбора и хранения биоматериала. Современный арсенал исследований настолько велик, что клиницист, формируя программу обследования больного, должен учитывать диагностические и технологические особенности лабораторных тестов, их стоимость и структуру лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. В этих условиях большое значение приобретает стандартизация исследований. Метрологическое обеспечение диагностических процедур дает возможность единообразного подхода к проведению различных исследований. Оно обеспечивает сопоставимость результатов в эпоху интеграции и взаимодействия врачей различных специальностей, а также преемственность в лечении больного в разных у учреждениях здравоохранения. Формирование у студентов клинического мышления с обязательным включением знаний по специальности "клиническая лабораторная диагностика" и подготовка специалистов-выпускников медицинских вузов для работы в лабораториях представляется актуальной. ЦЕЛЬЮ обучения студентов клинической лабораторной диагностике является систематизация знаний по методам исследования состава и свойств биологических материалов при различных заболеваниях и формирование у студентов устойчивых навыков применения ее методов в лечебно-диагностическом процессе. В ЗАДАЧИ курса обучения входит:
Преподавание дисциплины проводится поэтапно. На медико-биологических кафедрах студентов знакомят с физическими и химическими принципами исследования биологического материала, гистологическими признаками идентификации клеточных структур, физиологическими, патофизиологическими и биохимическими критериями патогенетических механизмов на организменном, органном, клеточном и субклеточном уровнях. На клинических кафедрах студенты изучают технику лабораторных исследований, а также трактовку лабораторных методов при изучении семиотики и частной патологии на 3-4-5 курсах. На заключительном этапе формирования врача-лечебника на 6 курсе лечебного факультета в форме 36-часового курса изучается основной спектр лабораторных исследований, позволяющих характеризовать изменения свойств и состава биоматериала (кровь, моча и т.д.)при различных заболеваниях. Предусматривается самостоятельное выполнение студентами доступных в последующей практической деятельности лабораторных исследований: химический состав мочи, тест-диагностикумами "сухой химии", измерение относительной плотности мочи, микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, групп крови и т.д. На семинарских занятиях проводится разбор ситуационных задач, при решении которых, студент должен, исходя из клинических признаков, сформировать план лабораторного обследования, последовательность его реализации на основании знаний диагностических возможностей тестов, стоимости и организации лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. По результатам лабораторных исследований (с учетом их чувствительности, специфичности) формируется представление о больном и тактика лабораторного контроля эффективности терапии. Целесообразен так же разбор лабораторного обследования курируемых студентами больных. Для достижения максимальной эффективности и преемственности работы различных кафедр, принимающих участие в формировании знаний по лабораторной диагностике, в задачи курса входит и координация преподавания дисциплины по сквозной программе. СКВОЗНОЙ ПЛАН преподавания клинической лабораторной диагностики объединяет усилия медико-биологических и клинических кафедр. ПРОГРАММА преподавания дисциплины на указанных кафедрах, констатирует уровень ЗНАНИЙ и УМЕНИЯ, полученных студентом на каждой кафедре, принимающей участие в ее реализации, при этом, при наличии профильной кафедры клинической лабораторной диагностики, ее обеспечивается учебные подразделения ВУЗа методическими материалами. Клинической базой такой кафедры является лабораторная служба ВУЗа, а сотрудники кафедры осуществляя научно-методическое руководство лабораториями, принимают активное участие в апробации новых лабораторных технологий и медицинского оборудования, химических реактивов, программных диагностических комплексов, а также выполняют обязанности врача клинической лабораторной диагностики. Используя клиническую базу, студенты в процессе обучения не только знакомятся с современными лабораторными технологиями, но и привлекаются к научной работе, проводимой в тесном содружестве с другими кафедрами в рамках студенческого научного общества. Студент по окончании ВУЗа должен:
Контроль знаний студентов 6 курса происходит на итоговом занятии при сдаче устного и программированного зачета. На зачете проверяется его способность сформировать план лабораторного обследования в зависимости от предъявляемого патофизиологического или выявленного им самим лабораторного синдрома (например: билирубинурия, глюкозурия и т.д.) и способность дать клиническую интерпретацию его результатов. Знания по дисциплине включаются в программу междисциплинарного экзамена при компьютерном тестировании и проверке практических навыков, объединяющего проверку знаний по клинической биохимии, патофизиологии, микробиологии, клинической лабораторной диагностике, клиническим дисциплинам и проводимый в рамках Государственной итоговой аттестации. СКВОЗНОЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАНИЯ |
![]() | «Хирургические болезни» для студентов 6 курса Лечебного факультета Рабочая программа составлена на основании «Программы по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов медицинских высших... | ![]() | Рабочая программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» «Программы по медицинской реабилитации для студентов факультета сестринское дело высших медицинских учебных заведений» (Москва вунмц... |
![]() | Гидрология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию | ![]() | Социальная стратификация учебное пособие Для высших учебных заведений москва «наука» 1995 Программа обновление гуманитарного образования в россии в. В. Радаев, О. И. Шкаратан социальная стратификация учебное пособие Для... |
![]() | История литературы русского зарубежья Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию | ![]() | История русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию |
![]() | Курс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих | ![]() | Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело” «Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших... |
![]() | Программа по проведению производственной практики для специальности 151001. 65 «Технология машиностроения» Положение о практике студентов высших учебных заведений мпс рф, утвержденное приказом министерства путей сообщения Российской Федерации... | ![]() | Указом Президента РФ от 14 сентября 2011г. №1198 установлены стипендии Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям,... |