Конкурс творческих работ старшеклассников




Скачать 43.64 Kb.
НазваниеКонкурс творческих работ старшеклассников
Дата03.02.2016
Размер43.64 Kb.
ТипКонкурс
Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачева и современность»


Конкурсное сочинение

ученицы 11 класса

ГБОУ СОШ №918 г. Москвы

Члоян Каролины Гагиковны



Педагог - наставник:

Куртлацкова Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №918 г. Москвы



Москва

2012




Слово о маленькой женщине

с огромной душой,

учителе и патриоте.


«Патриотизм - это тема, если так можно

сказать, жизни человека, его творчества»

Лихачев Д.С. Прошлое – будущему:

статьи и очерки. – Л., 1985. – С. 75.


Содержание


  1. Введение. Есть ли место патриотам сегодня?

  2. Учитель, Патриот, Творец.

  3. «Зри в корень».

  4. «Чтобы в жизни полезными стать…». Дело всей жизни.

  5. Заключение. «Память – преодоление времени, преодоление смерти».

  6. Библиография.




  1. Автобиография.




  1. Приложения.




  1. Введение. Есть ли место патриотам сегодня?


Одна просторная

Дорога - торная,

Страстей раба,

По ней громадная,

К соблазну жадная

Идет толпа…

Другая - тесная

Дорога, честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд…


Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»


Патриот, патриотизм, патриотическое воспитание… Часто ли вы слышите сегодня об этих понятиях на улице или в компании сверстников, в СМИ? Многие видят в них лишь символ безвозвратно ушедшего прошлого с его коммунистическими идеалами: бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии. В глазах нынешнего поколения это, как правило, не имеет никакой цены. Сейчас чаще услышишь слова «престиж», «креатив», «успешность». Модно быть богатым и успешным в делах, ходить в престижные спортивные клубы, покупать дорогие яхты, отправлять своих детей учиться в зарубежные вузы. Главным принципом жизни сегодняшних «героев нашего времени» стал принцип «после нас хоть потоп». Даты патриотических праздников (День Победы, День независимости, День защитника Отечества, День народного единства и др.) остаются только в календаре, а «гражданскую активность» в эти дни россияне заменяют активностью иной: шоппинг, корпоратив, перфоманс, шоу, фазенда …

А как относятся к этим понятиям мои одноклассники? Проведя анкетирование в 11 «А» классе, где я учусь, на тему «Патриотизм» (Приложение 1), неожиданных ответов я не получила. На вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?» многие ответили, что это «любовь к Родине, любовь к народу, уважение к своей Родине, гордость за страну». А вот на вопрос «Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чем это проявляется?» мнения разошлись: 7 человек ответили «да» (любовь к Родине, народу, служба в армии), и 6 человек сказали, что среди их знакомых нет таких людей, что, на мой взгляд, очень печально. Следующий вопрос звучал так: «Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за Вашу страну? чувство стыда?». 9 человек сказали, что гордятся своей страной за победу в ВОВ, за добросовестных людей, но также есть ребята, которые испытали чувство стыда (8 человек). Им было стыдно, что именно в их стране произошла фальсификация выборов. Данный ответ для меня достаточно показательный. Мне приятно, что мое поколение не остается равнодушным к достаточно серьёзным политическим событиям, имеет свою гражданскую позицию. Следующий вопрос, на который почти никто не затруднился ответить, звучал так: «Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово «Родина»?» Оказалось, что для большинства моих одноклассников «Родина» – это лес, поле, место рождения. Одним из самых интересующих меня вопросов был следующий: «Считаете ли вы себя патриотом?» Положительный ответ дали только 7 человек, а отрицательный 6 человек – практически 50%.

Как видим, в силу произошедших в стране преобразований нарушилась связь времен и резко изменилась шкала жизненных ценностей. Наверное, поэтому, знакомясь со списком конкурсных тем, я остановилась на данном выборе: «Патриотизм - это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества».

Обратимся к лексической структуре данного понятия. Оно происходит от слова патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его — и означает любовь к отчизне. Такую трактовку дает Владимир Даль. Патриотизм относится к числу сакраментальных слов в языке, объединяющих воедино граждан. Эту свою социально-историческую функцию патриотизм осуществлял во все времена, мобилизовал, поднимал, воодушевлял и спасал народы в часы великих исторических испытаний. Когда же патриотизм шел на убыль, начинались разброд и деградация общества.

Мне кажется, что сегодня циркуль времени установлен как раз на точке отсчета патриотического регресса, и мне бы не хотелось находиться в центре такой окружности, где национальное берет верх над патриотическим. Об этом много размышлял академик Д.С.Лихачев, для которого данное понятие не было абстрактным. Вспомним хотя бы его работу «Патриотизм против национализма»: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь порожден этим же. … Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами».

Рассуждения о патриотизме Лихачев продолжает и в другой своей работе «О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры». Здесь он говорит о созидательной функции патриотизма, оказывающей влияние на жизнь каждого из нас: «Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке, и все освещать. Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества».

В этом я солидарна с ученым. Своей работой мне хотелось бы уверить молодежь, что патриотам есть место в нашей жизни, что патриотизм – это не национализм, как думают многие сегодня, а это преданность делу, слову, Родине, бескорыстное служение Отечеству и людям. И вторя великому ревнителю о благе России Д.С.Лихачеву, я утверждаю, что «патриотизм, прежде всего, начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви к всей стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви, прежде всего, к своему учителю».

О таком Учителе с большой буквы, чья жизнь является суммой двух слагаемых – патриотизма и творчества, мне хотелось бы рассказать всем, кто уверился, что на нашей просторной земле утеряны «ключи» к отчизнолюбию. Это маленькая женщина с огромной душой. Запомните ее простое русское имя – Васина Галина Ивановна (Приложение 2). И пока есть среди нас такие люди, нам не придется, как когда-то некрасовским мужикам из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», отправиться по необъятным просторам нашей родины искать счастливца, истинный путь которого – это дорога «честная», по которой идут:

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд…



  1. Учитель, Патриот, Творец.


Он в нас, он жив, нетленна мысль,

Что билась в сердце у поэта,

Не скроет медленная Лета

Гиганта, сколько ни трудись…


Г.И.Васина «О Пушкине»

Любить Отечество свое,

Любить все наше, как мое…


Г.И.Васина


Кому, как ни нам, ученикам, восславить этих простых, но великих, таких незаметных, но с огромной душой людей, имя которым Учитель? Кому, как ни нам, преклонить головы перед их преданностью делу, бескорыстностью, душевной молодостью, непосредственностью и творчеством? У кого, как ни у них, учиться нам не только школьному предмету, но жизни?

Мне посчастливилось встретить таких людей. Одним из них была маленькая женщина, но Учитель с большой буквы - Васина Галина Ивановна.

Своей работой я хотела бы почтить память этого замечательного человека, истинного патриота своей профессии, творческую личность. Есть уроки в тягость, есть уроки – необходимость, а есть уроки – радость, когда с сожалением слышишь надоедливый звонок и задерживаешься на всю перемену у стола любимого педагога. Уроки русского языка и, особенно, литературы превращались для нас в моноспектакли о Вечном и Истинном. Галина Ивановна, будучи уже в преклонном возрасте, умела нам, детям «поколения пепси», так рассказать о любимых художественных произведениях, о Великой Отечественной войне, о ее героях, с которыми она лично была знакома, а главное, о ее детище – о школьном музее им. В.С.Гризодубовой, что я и многие мои подруги в том юном возрасте мечтали стать учителями, экскурсоводами, журналистами, зачитывались книжками, писали стихи, бежали в наш музей, чтобы снова и снова поговорить с любимым учителем. И пусть мы не станем учителями или экскурсоводами, но, благодаря усердному труду и непрестанной заботе о наших детских душах прекрасного педагога, мы сможем в наше противоречивое время «отделить зерна от плевел». И как когда-то Галина Ивановна сказала в своем стихотворении «О Пушкине» (Приложение 3), так же и мы можем провозгласить слова благодарности и глубокого почтения перед ее педагогическим талантом:

Он в нас, он жив, нетленна мысль,

Что билась в сердце у поэта,

Не скроет медленная Лета

Гиганта, сколько ни трудись…

Можно ли найти слово, значение которого будет столь емким, чтобы вместить в себя и любовь этого человека к своей профессии, и благородство души, и задор искрометный до последних дней, и всю совокупность качеств талантливого человека? Я думаю, объяснение этому было найдено Д.С.Лихачевым, и это слово «патриотизм», «тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества».

Именно в этом аспекте мне хотелось бы проследить жизненный путь Галины Ивановны Васиной, обратиться к корням, к источникам, которые питали, взрастили в одном человеке огромное сердечное богатство, которым она бескорыстно делилась и которого хватило бы на долгие годы и на не одно еще поколение учеников. Галина Ивановна говорит с нами сегодня своими стихами и сквозь завесу времени, разделившую нас, одобрительно улыбается и кивает головой в знак согласия. Ведь именно о патриотизме в профессии, а значит и в жизни, читаем в следующих строках стихотворения «Песня старого учителя» (Приложение 4):

Есть дело, которому служишь не зря.

Пусть ты проклинать его склонен.

Но если не занят тем делом хоть день,

Ты жизнью своей недоволен,

Ты жизнью своей недоволен –

Ты школою болен.

Наверное, только истинный Учитель и творец мог подарить нашей школе гимн, где есть замечательные слова – заветы Галины Ивановны будущим поколениям (Положение 5):

Вручает школа нам Судьбу Земли

И жизни учит нефальшивой, честной,

Чтоб в будущем спокойно мы могли

Занять свое, единственное, место…


А патриотом она была истинным, своим примером доказывая, что человек должен

Любить Отечество свое,

Любить все наше, как мое… (Приложение 6)



  1. «Зри в корень».


Пишу стихи…

И от кого досталось?..

Пред нами жившими

Мы должники во всем:

В них корни нашей силы ищем…


Г.И.Васина


Народная мудрость гласит: чем глубже корни, тем крепче крона. Каждый из нас, что бы мы ни думали о своей уникальности, есть совокупный результат действий, поступков, затраченных сил, событий, связанных с предыдущими поколениями. Мне кажется, Галина Ивановна Васина гордилась, что она потомок крепкого рода, где люди рождались сильные и духом, и телом, активные, творческие. И по законам природы Галина Ивановна стала продолжением в этой родовой цепи, приумножив в себе созидательную энергию. Зная ее больше как учителя, мне интересно было познакомиться с ней как с человеком, узнать о ее семье. И здесь мне очень помогла дочь Васиной Г.И. – Петрунина Антонина Сергеевна (Приложение 7), тоже учитель, которая когда-то преподавала в нашем классе математику. Она с большим удовольствием и интересом откликнулась на мою просьбу о встрече. Боль о потере мамы сквозила в каждом слове, в глазах, полных слез. Но я видела, с какой любовью и гордостью Антонина Сергеевна рассказывала о своей семье, ведь она тоже одно из звеньев родовой цепочки и уже учительской династии.

В стихах Галины Ивановны я нахожу строки, подтверждающие мои размышления о том, что сила человека в его корнях (Приложение 6):

Пишу стихи…

И от кого досталось?<...>

Пред нами жившими

Мы должники во всем:

В них корни нашей силы ищем<…>

Любить Отечество свое,

Любить все наше, как мое,

Чем раньше ты поймешь свой круг,

Узнаешь, кто твой враг, кто друг,

Тем больше счастья у тебя, и у него, и у меня!

А корни происхождения Васиной Г.И. (в девичестве Варнаковой) уходят в деревню Елдеж Воскресенского района Горьковской области, где 5 марта 1932 года родилась она в простой крестьянской семье (Приложение 8). Галина Ивановна часто шутила, что родилась неудачно, почти в праздник: все получают по 2 подарка (в день рождения и 8 марта), а она только один. Но, наверное, рождение в преддверии такого весеннего праздника одарило Галину Ивановну замечательными качествами. Она, как первый весенний цветок, была хороша собой (Приложение 9), женственна, хрупка и в то же время вынослива, целеустремленна, всегда стремилась к лучшему, прекрасному, как подснежник к солнцу.

Мать Галины Ивановны - Варнакова (в девичестве Ремезова) Анна Павлиновна 1895 года рождения - была из семьи зажиточной. Отец Анны, т.е. дед Галины Ивановны, с редким именем Павлин, был «крепким» хозяином в деревне Чихтино Горьковской области, работал у немца-предпринимателя и стал его правой рукой. Он держал много овец, свиней, кур. Кроме этого во дворе всегда была крепкая лошадь и две коровы. Одну он отдавал на прокорм какому-нибудь бедному мужику безвозмездно до тех пор, пока корова не телилась, и забирал телку себе на мясо, а корову оставлял у мужика насовсем. Анна Павлиновна окончила только 1,5 класса церковно-приходской школы. Но с детства знала много песен и стихов, читала, умела писать. Наверное, любовь к слову досталась Галине Ивановне от мамы. Учиться дальше Анна Павлиновна не смогла – отцу была нужна помощь в лесу. Он вывозил спиленные деревья, наваливал их на телегу (был очень могучим человеком), а Анна управлялась с лошадью. В 1915 году умерла Пестемея Родионовна, мать Анны (т.е. бабушка Галины Иванованы), а в 1916 году умер и Павлин (его покалечило спиленным деревом в лесу). Анне Павлиновне шел тогда только 21-й год. Одной справиться с большим хозяйством было невозможно, и Анна через несколько лет вышла замуж за Варнакова Ивана Григорьевича, 1898 года рождения. Он был из многодетной бедной семьи и пошёл, как тогда говорили, в примаки. Иван Григорьевич всегда был активистом. После революции он стал одним из организаторов первого колхоза в своей деревне, а затем первым председателем сельсовета. Он приказал, несмотря на сопротивление жены, согнать всю деревенскую скотину на общий двор. И тогда Анна Павлиновна подняла бабий бунт. Женщины самовольно разобрали свою скотину по домам. Пришлось Ивану Григорьевичу долго уговаривать их и объяснять, что этого делать нельзя. В то время очень жестко расправлялись с теми, кто был не согласен с линией партии. А организаторов подобного бунта, если бы о нем стало известно начальству, просто расстреляли. Так что Галина Ивановна вообще могла не появиться на этот свет.

У Галины Ивановны было три сестры и брат. И все они унаследовали от отца тягу к преобразованию жизни, к самопожертвованию ради людей, а также веру в лучшее. Старшая, Анна, родилась в 1922 году, окончила школу и работала избачом в своей деревне. Избачом называли первых библиотекарей в избах-читальнях. Она была также ликвидатором неграмотности, учила взрослых, и даже пожилых, людей читать и писать. Во время ВОВ многие благодарили её за это, ведь солдаты смогли читать письма из дома и сами писать ответы.

Средняя сестра Александра родилась в 1924 году, брат Михаил – в 1928 году, они закончили 7 классов и работали на лесозаготовках.

Младшая сестра Дина родилась в 1936 году, но в 5 лет заболела дизентерией и умерла. Так что Галина Ивановна осталась младшей в семье.

Отец Галины Ивановны, будучи председателем сельсовета, был в курсе всех событий того времени, рассказывал детям о крупных стройках, достижениях в промышленности и науке. Вся семья постоянно читала газеты, книги, в доме было радио.

Вот как она говорила о времени, в котором жила: « Я - давнишний, старый человек, можно сказать, и поэтому за жизнь накопилось много впечатлений. Мне всегда везло на хороших людей. И как бы ни говорили сейчас плохо о тех временах, когда проходила наша молодость (это послевоенные 50-е, потом 60-е и т.д. годы), но я помню только одно, что добрых людей, добрых помыслов, по моему мнению, тогда было больше, чем сейчас. Хотя бы потому, что явно ценили людей не по количеству денег в кошельке, а по тому, как человек трудился». Действительно, в то время ценности были иными. Человек жил на виду у всех, не было секретов, иногда жизнь твоя, твои поступки выносились на общественное обсуждение, и важным было мнение окружающих. Об этом тоже Галина Ивановна пишет в своих стихах (Приложение 10):

Коль упадешь в глазах товарищей,

И в собственных тебе не устоять!

Тогда ни с кем не сваришь щей наваристых,

И даже любящая не помянет мать!

Летом 1945 года Галина Ивановна за отличную учебу была награждена поездкой по Волге по маршруту Горький – Астрахань. Панорама разрушенных поволжских городов и сел поразила и ужаснула Галю. Впечатлений было много, а вот оголодавший детский организм не выдержал: на обратном пути многие дети, в том числе и Галина (ей было тогда 13 лет) заболели, Галину сняли с парохода и отправили сначала в больницу, а потом домой.

С детства Галина Ивановна хотела стать художником, она рисовала природу, деревню. Но в их районе не было художественной школы, и Галина поступила в Семеновский Учительский институт, который закончила в 1953 году (Приложение 11). От отца - активиста она унаследовала горячее, неспокойное сердце и, как Данко, в юношеском порыве способна была повести за собой. Так, учась в институте, она организовала группу студентов (Приложение 12), которые сразу же по окончании историко-филологического отделения в количестве 28 человек уехали добровольцами работать в Красноярский край.

В 21 год она стала сельской учительницей. Приехала по своему желанию именно в деревню, где не было ни электрического света, ни радио. Из удобств - только лампы керосиновые. Когда деревню заметало снегом, зажигали вместо керосина фитили в сальных плошках.

Учителей в деревенской школе не хватало, и Галина Ивановна вела 32 урока в неделю. Это была серьезная нагрузка для молодого, только что закончившего институт учителя, но Галина Ивановна горела работой, и это ее поддерживало.

Там, в Сибири она встретила много хороших людей, с которыми ей удалось прожить бок о бок, учиться у них; и эти шесть лет ее жизни - становление твердого характера, возмужание, приобретение неоценимого опыта.

Галина Ивановна поступила заочно в Красноярский педагогический институт, сразу на 3-ий курс, как и полагалось, а потом, когда в 1958 году, в целинные годы, вышла замуж за первоцелинника и у нее родилась дочь (Приложение 13), она уехала из Красноярского края в Москву.

И вот с 1958 года она трудилась в столице. Закончила заочно Московский педагогический институт (Приложение 14). Пятьдесят с лишним лет Васина Г.И. отдала работе в области образования (Приложение 15). Была учителем, директором школы (Приложение 16), заведующей кабинетом политического просвещения (Приложение 17), организатором по внеклассной работе, секретарем районного комитета ВЛКСМ (Приложение 18), окончила двухгодичный Университет лекторов по курсу теории и методики лекционной пропаганды (Приложение 19) и читала лекции по литературе на предприятиях (Приложение 20), подходила творчески к их подготовке, знала много стихов наизусть (Приложение 21).

Петрунина Антонина Сергеевна вспоминает: «Мама все свое время проводила в школе, в походах, дома мы мало ее видели, она никогда не сидела без дела. Так она прожила всю жизнь». Собирая материал о жизни Галины Ивановны, я встретилась с ее ученицей Пантелеевой Валерией. Лера рассказала мне, что Галина Ивановна была не только ее любимым учителем, но и лучшим другом, к которому она могла обратиться в любое время. «Я могла прийти к ней с любыми проблемами. Она умела успокоить, найти подход (ведь я была довольно трудным ребенком), умела усмирить мою юношескую гордость, внушить, что такое хорошо и что такое плохо. Я благодарна этому человеку. Трудно осознать, что Галины Ивановны не стало».

Твердость характера, сила духа, желание постоянно совершенствоваться и совершенствовать других, любовь к творчеству, к своей профессии, чувство долга – вот нравственный портрет человека, посвятившего всю жизнь одной из благороднейших профессий на Земле.

За многолетнее служение на благо просвещения Васина Г.И. награждена многочисленными грамотами, благодарственными письмами, имеет медали (Приложение 22). Но главная награда для любого человека, а особенно для учителя, – это доброе слово и отношение, память и благодарность тех, с кем сводила тебя жизнь, кому ты отдал частицу своего сердца. Но самым важным для Галины Ивановны, я думаю, было то, что она оставит для своих учеников дело, которому она посвятила большую часть ее профессиональной деятельности. Я говорю о музее имени В.С.Гризодубовой (Приложение 23). Это отдельная страница судьбы Васиной Г.И., где каждая строка, каждое слово являются подтверждением мысли Д.С.Лихачева: «Патриотизм - это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества».



  1. «Чтобы в жизни полезными стать…».

Дело всей жизни.


Чтобы мир на Земле сохранить,

Надо дружбу и силы крепить,

Чтобы верными Родине быть,

Надо честно трудиться и жить,

Чтобы в жизни полезными стать,

Надо много учиться и знать.


Г.И.Васина


«Чтобы в жизни полезными стать…» (Приложение 24). Эти слова из стихотворения Васиной Г.И. можно поставить эпиграфом не только к главе этой работы, но и к жизни Галины Ивановны в целом. Она жила по зову сердца, на примерах поступков своих родных, героев художественных произведений, кинофильмов. Так когда-то повлиял на нее недавно вышедший на экраны (в 1947 году) фильм "Сказание о земле Сибирской", где Владимир Дружинников читал кантату о Сибири, созданную И. Сельвинским, в которой говорилось о том, что земля Сибирская - это кладезь богатства. И молодая студентка, активистка, собирает добровольцев и едет в Сибирь работать.

Еще один случай из детства Галины Ивановны, который оказался знаковым в ее судьбе. Это она поняла гораздо позже. В 1938 году (Васиной Г.И. тогда было 6 лет) отец вывел детей в хмурое сентябрьское утро на улицу, показал на небо, где шумел пропеллерами (как мы называем теперь «кукурузник» или «стрекоза») двукрылый аэроплан и сказал: «Смотрите, дети, это наши три советские девушки, три героини летят на Дальний Восток». Маленькая Галя, конечно, тогда не понимала, что это был не тот самолет, на котором летел знаменитый экипаж, но отцу было нужно показать детям самолет, чтобы они лучше запомнили его слова и значимость этого события для страны. Он назвал им фамилии Гризодубовой, Осипенко и Расковой (Приложение 25). Фамилии Осипенко и Расковой у нее забылись скоро, а вот фамилия Гризодубовой привлекла необычностью, созвучием со словами «гроза», «гриза» (с укр. «тоска, печаль», «ссора»). И она надолго запомнила ее, а ровно в 1970 году, почти через 30 лет, Галина Ивановна встретилась с Гризодубовой В.С. (Приложение 26) уже воочию в музее 101 полка школы №491, и до самого конца жизни дела этой замечательной женщины, ее характер будут примером для Васиной Г.И., а создание музея имени Валентины Степановны Гризодубовой станет целью ее педагогического труда и данью памяти этой «крылатой» женщине, выигравшей войну, сократившей путь из Москвы в Сибирь и сделавшей Дальний Восток своим, близким, родным для многих людей. Так Сибирь во второй раз вошла в жизнь Васиной Г.И. вместе с именем летчицы.

Галина Ивановна знала Гризодубову близко. Знаменитая летчица принимала большое участие в жизни ее семьи. Дверь квартиры Валентины Степановны всегда была открыта для нуждающихся в ее помощи и днем, и ночью. Так однажды ночью Галина Ивановна с мужем приехали к Гризодубовой домой со своей бедою – у них сильно заболела родственница, но в воскресенье никто нигде не принимал их. Валентина Степановна, воспользовавшись своей славой Героя Советского Союза, написала записку в институт Бурденко. Как оказалось, медсестра, работавшая там, лично знала Валентину Степановну еще по военным годам (работала на аэродроме под Ленинградом, где дислоцировался полк Гризодубовой). Так слава и доброе имя Гризодубовой сыграли неоценимую роль в тот решающий для жизни человека час. Родственницу Васиной Г.И. спасли. И таких примеров бескорыстной помощи любому было множество. Каждый из однополчан, приходивших к Валентине Степановне после войны, всегда находил у нее приют, ласку, помощь.

Надежная рука Гризодубовой, как в те грозные боевые годы на штурвале самолета, оставалась надежной до конца ее жизни. Будучи депутатом, Гризодубова вела большую переписку. И не было ни одного не разобранного письма. Помогала ей принимать письма мама, Надежда Андреевна. В коммуналке, на кухне, они читали письма, и решали, чем конкретно может помочь людям депутат, Герой Советского Союза, прославленная летчица. Но будучи человеком бескомпромиссным, она не могла принять в людях подхалимство, ложь или какую-то несправедливость, или неуважение к хорошим людям, она переставала общаться с таким человеком и не прощала грехи даже людям высокого ранга.

Валентины Степановны не стало в 1993 году. Память о ней однополчане и все, кто знал ее, чтут до сих пор и ходят на Новодевичье кладбище к ее могиле в день рождения ежегодно. Кроме того, теперь на Кутузовском проспекте есть памятник В.С. Гризодубовой, открытый 1 сентября 2000 года. Об этом дне вспоминает в своем интервью В.И.Карпеев, директор МНИИП (1985-1988 г.г.), где работала после войны Гризодубова В.С. (Приложение 27).

А идея создания школьного музея пришла к Васиной Г.И., когда она еще работала в школе №491, где был уже замечательный музей им. 101-го Авиационного полка, который воссоздал пришедший работать в школу военруком подполковник Аркадий Александрович Саркисов, воевавший в Гризодубовском полку. Полк славился своей дружбой. Однополчане часто собирались в школьном музее, приезжали с разных концов Советского Союза, приходили к ребятам, рассказывали им о войне. На этих беседах Валентина Степановна всегда говорила, что главное – это любовь к своей стране. В 1973 году, в 35-ю годовщину перелета советского экипажа из Москвы на Дальний Восток, в телестудии «Орленок» состоялась встреча Гризодубовой со школьниками. Ребята запомнили ее слова о том, что человеку необходимо найти себя в любом деле и трудиться так, чтобы в каждой профессии ты достиг определенных вершин, что надо работать не спустя рукава, а добиваться наилучших результатов.

Очень много Валентина Степановна рассказывала о полетах гризодубовцев к партизанам, о том, как вывозили они в ночные полеты из партизанских отрядов раненных бойцов и мирных жителей, которые не могли оставаться в тылу врага, и летчики замечательно справлялись с этим делом. Делали несколько полетов иногда даже в одни сутки, причем ночных. Валентина Степановна сама лично участвовала в ночных полетах и была не раз у Сабурова, у Ковпака и во многих других партизанских соединениях (Приложение 28).

Валентина Степановна после войны всю свою энергию и силу отдавала на служение летно-испытательному центру, развитию российской авиации.

В Москве сейчас есть улица, которая названа в честь Валентины Степановны Гризодубовой, она находится на Хорошевском шоссе.

491 школа в Кузьминках перестала существовать и передала свой музей 333-ей школе. А когда Галина Ивановна Васина пришла работать в школу №918 (Приложение 29), в 2001 г. она обратилась к администрации с просьбой создать музей им. В.С. Гризодубовой. Этот музей записан в Энциклопедию Московских школьных музеев (Приложение 30).

В музее побывали все ветераны 101 полка, москвичи и иногородние. Галина Ивановна вспоминала: «И до сих пор мы встречаемся с ветеранами 101 полка. 10 октября 2010 года (знаменательная дата 10.10.10.) мы встречались на квартире у бывшего однополчанина 101 полка Вахтанга Михайловича Джапаридзе, который живет в Царицыно. Были на этой встрече Николай Григорьевич Никогосов, был биограф Валентины Степановны Гризодубовой Мстислав Степанович Листов, был незаменимый фотограф Евгений Викторович Богомолов, была дочь Михаила Евгеньевича Сахарова, которая привезла 918 школе, школьному музею подарки в память о недавно ушедшем отце - его шлем летчика и книгу, большую книгу- альбом с газетами 1938 года, которые издавались у нас в стране и особенно на Дальнем Востоке, где много портретов Валентины Степановны, ее боевых подруг, где много сведений о летчиках, у которых училась Валентина Степановна, скажем, о Валерии Павловиче Чкалове, о Михаиле Михайловиче Громове. Есть выступление ее отца - Степана Гризодубова, человека, который позвал свою дочь в небо (кстати, дочь Михаила Сахарова сейчас живет в г. Александрове под Москвой.). И материалы, переданные школьному музею, дадут большую пищу для работы школы и самого школьного музея».

Мечта Васиной Г.И. сбылась. Музей был создан, успешно работал (Приложение 31) и до сих пор продолжает делать свое нелегкое, но такое важное, особенно в наши дни, дело – патриотическое воспитание молодого поколения на примере великих личностей, отдавших свои жизни служению Отечеству и людям. Галина Ивановна в музее проводила конкурсы чтецов на патриотические темы, экскурсии (Приложение 32), руководила исследовательскими проектами учащихся, устраивала различные мероприятия патриотической направленности, сама была участником таких мероприятий и желанным гостем на ежегодных встречах с однополчанами Гризодубовой В.С. (Приложение 33). Мне посчастливилось самой в 2008 году принять участие в конкурсе, который назывался «Патриоты России», организованный Галиной Ивановной, на котором я заняла 2 место (Приложение 34). Для меня было огромной честью, когда диплом вручала сама Галина Ивановна.

Васина Г.И. говорила о Гризодубовой: «Она крылатая женщина и вестница света, идущим во след расскажите про это». Сегодня эти слова мы можем произнести и о самой Галине Ивановне. Она до последних дней продолжала служить своему любимому делу, приходила к нам в школу в музей, обязательно на празднование Дня Победы, читала свои стихи о ветеранах, о Гризодубовой В.С., о молодом поколении, о родном районе, о защитниках родины (Приложение 35), приводила на встречи ветеранов, которых осталось единицы, и людей, которым не безразлично имя Гризодубовой В.С. Самой главной наградой для Галины Ивановны, юных экскурсоводов были многочисленные благодарности посетителей (Приложение 36). С одним из них, Богомоловым Евгением Викторовичем (Приложение 37), хорошо знавшим Галину Ивановну, мы встретились, собирая материал к этой работе. Это очень интересный человек, радиолюбитель, фотограф, который встречался со многими интересными людьми, их потомками, собрал большую аудиотеку с их интервью. Из этой встречи я почерпнула много интересного о жизни славных людей моей страны. Он подарил нам фотографии, а также два интервью: встреча с Васиной Г.И., интервью В.И.Карпеева режиссеру киностудии «Радуга» О.Д.Якушенкову о В.С.Гризодубовой.

Галина Ивановна, как руководитель музея, имеет много благодарностей за добросовестный труд в патриотическом воспитании молодежи (Приложение 38). И патриотом в высоком понимании этого слова она оставалась до конца дней. Одним из последних значительных событий в ее жизни стал приезд друга Бурмистрова Владимира Ивановича (Приложение 39) – ветерана Отечественной войны – знаменитого лесовода России, посвятившего выращиванию «зеленого друга людей» - сибирского кедра - всю послевоенную жизнь. Об этом дне Галина Ивановна написала воспоминание «И снова ветеран побеждает». С другом она отправилась на Красную площадь, на Парад, посвященный 65-й годовщине Великой Победы над фашизмом (Приложение 40). Пропуска не было. Но была цель – попасть на Парад. Колоритную фигуру Бурмистрова В.И, огромного роста, с палочкой в руках (он получил ранение в ногу во время ВОВ), с наградами на строгом костюме, с георгиевской победной ленточкой, фотографировавшегося у памятника Г.К.Жукову, не могли не заметить корреспонденты, фотографы. С их помощью друзья попадают на Парад, прямо на Кремлевскую трибуну. Галина Ивановна описала свои незабываемые впечатления об этом зрелище: «Места 5, 9. Впереди – японские деловые люди, сзади – германская делегация. И настоящая сказка – парад… Где минута к минуте столько прошло, что напоминало о величии России, людей в военной форме Красной Армии в войну и в современных военных костюмах, техники той войны и сегодняшней военной, охраняющей нашу страну. Танки, бронемашины, ракеты, а в небе – вертолеты, самолеты. Поразительное зрелище. А сверху ясное голубое небо и солнце!»

Эти закаленные жизнью люди всегда добивались своей цели! А цель жизни и польза для других часто были для них синонимами.

И сегодня слова ее стихотворений звучат как заветы новым поколениям, по которым жила сама Галина Ивановна (Приложение 5):

<…>Себя привычкой вредной не круши

И верен будь достоинству и чести,

Гуманности и широте души,

Отсутствию жестокости и мести.


Мир познавая, помни о Великих,

Чье сердце жаждой истины полно,

Тогда основ лишится царство диких,

И станет царством разума оно. <…>


И помни свой домашний милый круг,

Отцов и матерей, и бабушек, и дедов,

Они в тебе уверены и ждут,

Что будешь продолженьем их победы! <…>



  1. Заключение. «Память – преодоление времени, преодоление смерти».


Жить для того, чтобы лучше стала жизнь

для всех людей, для простого человека.


Г.И.Васина


В заключении обычно подводят итоги, размышляют над вопросом «Зачем? Для чего?» Закончив свой труд, я, не задумываясь, отвечу на эти вопросы словами Р.Рождественского:

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!

Забывая о прошлом, мы теряем свое будущее. Тем более, когда прошлое еще крепко связано с нами, когда еще есть люди, участники тех событий, о которых вы пишите, говорите. Мы должны помнить о нашей истории, и «это нужно – не мертвым, это нужно – живым!» Об этом пишет Д.С.Лихачев в своей работе «Искусство памяти и память искусства»: «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, – память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. <…> История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления совершенствования. Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание. Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени и накапливает то, что называется культурой. Память, повторяю, – преодоление времени, преодоление смерти. В этом ее величайшее нравственное значение. "Беспамятный" – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, бессовестный, а следовательно, в какой-то мере и не способный на бескорыстные поступки. Показатель культуры – отношение к памятникам". И добавлю от себя, отношение к старшему поколению.

Мне горько, что я не успела при жизни взять интервью у Галины Ивановны Васиной, еще раз насладиться общением с этим замечательным человеком, увидеть ее искрящиеся глаза, почувствовать неиссякаемую энергию, которой она умела напитать всех окружающих, умела повести за собой, умела просто жить так, как описала в своих же стихах (Приложение 41):

Суета прошла - на смену ясность,

Пониманье сложностей проблем…

Широта шагов, разумность действий,

Точность глаза и просторы тем.


Только б не исчезли пыл и страстность,

Сообразность сердца и души!

Так что не исчерпан жизни праздник,

Лист бумаги – и стихи пиши!

В своем интервью Богомолову Е.В. Галина Ивановна заметила по поводу слов Н.С.Михалкова, где он в споре о жизни произнес такую фразу: «Важно не как жить, а зачем жить», что важно «жить для того, чтобы лучше стала жизнь для всех людей, для простого человека». Я могу с уверенностью сказать, что Васина Г.И. была человеком, который знал, как жить и зачем жить. И патриотизм – это тема ее жизни, ее творчества!

Задачу своего поколения я вижу в том, чтобы не потерять, что уже сделано нашими Учителями, в частности, продолжить работу музея им. В.С.Гризодубовой в нашей школе, использовать патриотическое творчество Васиной Г.И. и просто жить по достоинству и чести, быть полезным своей семье, городу, стране. И тогда высокие слова «чувство гордости и верности своему Отечеству!» приобретут осязаемый смысл и не будут уже звучать так пафосно и высокопарно!


Библиография



  1. Что такое патриотизм? / Фрагмент интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым из его книги "Заметки и наблюдения. / Из записных книжек разных лет". (Издательство "Советский писатель", 1989 г.)

  2. Устные источники:

- Воспоминание Васиной Г.И. «И снова ветеран побеждает».

- Встреча Богомолова Е.В. с Г.И.Васиной, создателем школьного музея им. В.С.Гризодубовой, на ее квартире.

- Интервью В.И.Карпеева, директора МНИИП, режиссеру киностудии «Радуга»О.Д.Якушенкову.

- Воспоминания А.С.Петруниной, дочери Васиной Г.И.


Интернет-источники


  1. http://ruheritage.ru/library/detail.php?ID=7

  2. www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=6c75df67-3795-4671-8d27

  3. http://www.librero.ru/article/social/patriotik.htm

  4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=32613

  5. http://www.russedina.ru/articul.php?aid=1060&pid=3

  6. http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-1731.htm

  7. http://evartist.narod.ru/text3/88.htm#_top



Автобиография

Члоян Каролины Гагиковны


Я, Члоян Каролина Гагиковна, родилась в Грузии, Ахалкалакский р-н, 16 декабря 1993 года.

Папа – Члоян Гагик Мясникович с раннего детства живет в Москве, учился в Плехановском институте на экономическом факультете, мама – Члоян (Саркисян) Сусанна Петровна родилась в Грузии, по профессии – парикмахер. Есть младший брат – Члоян Камо Гагикович, учится в колледже на первом курсе.

В 5 лет пошла в школу в Грузии, училась на «5». Потом переехали в Москву, т.к. папа работал и учился в Москве. Большую часть жизни я прожила в Москве, в 2001 году пошла в школу №918, в которой учусь по сегодняшний день.

Всю жизнь я брала пример со своего отца, он мой кумир. Именно он воспитал во мне чувство патриотизма, ответственности, самостоятельности, уверенности в себе, никогда ни в чем мне не отказывал. Очень уважаю и люблю своих родителей.

В школе я провела свои лучшие годы. Моя первая учительница - Надежда Анатольевна, которая стала моей второй мамой, воспитала во мне трудолюбие, целеустремленность, за что очень благодарна ей. Мы были первыми гимназистами школы, нами всегда гордились, нас всегда отправляли на олимпиады, конкурсы, мы принимали активное участие в школьных концертах.

Успешно сдавала все экзамены. В средней школе я начала заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Занимала призовые места. У меня есть много грамот за активное участие в жизни класса, школы.

Свою будущую профессию хочу связать с гуманитарными науками. Думаю, и в университете продолжу вести активную творческую, исследовательскую, общественную работу.


Похожие:

Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс "Лихачевские чтения" IV всероссийский Конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д. С. Лихачева и современность»
Цель: познакомить учащихся с биографическими сведениями выдающегося российского ученого, мыслителя, общественного деятеля Д. Лихачева,...
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги"
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс творческих работ «Антон Макаренко в судьбе страны и моего поколения»
Конкурс творческих работ «Антон Макаренко в судьбе страны и моего поколения» является продолжением работы по переосмыслению и пропаганде...
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс творческих работ старшеклассников
В XIX веке В. Г. Белинский сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сегодня рядом с именем...
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс творческих работ школьников «Шаг в науку»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс «Сказки красивого сердца»
«Сказки Красивого Сердца» – это конкурс творческих работ с позитивным содержанием, отражающих идеалы добра и ненасилия, созданных...
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс детских литературно творческих работ «великое русское слово»
Комитет по культуре нижегородской области и нижегородская государственная областная детская библиотека
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс творческих работ школьников
Научный трусова анжела Николаевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории моу «сош №48 г. Борзи»
Конкурс творческих работ старшеклассников iconПлан работы гоу сош №925 на ноябрь 2009 года №
Приём на конкурс эколого-биологических творческих работ учащихся общеобразовательных учреждений и удо
Конкурс творческих работ старшеклассников iconКонкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»
Литературный портрет как одно из важных средств создания образа персонажа 5
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница