К. Д. Ушинский




Скачать 25.73 Kb.
НазваниеК. Д. Ушинский
Дата03.02.2016
Размер25.73 Kb.
ТипДокументы
Проектно-исследовательская деятельность

в коррекционном детском саду

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категории

Наркевич Вера Викторовна, старший воспитатель высшей категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)


«Знания и идеи, сообщаемые детям какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и жизнь».

К.Д.Ушинский


1. Особенности контингента и основные проблемы в работе.

Наш детский сад является коррекционным учреждением, которое посещают более 90 детей. Детский контингент достаточно сложный – это дети с амблиопией, косоглазием, другими нарушениями зрения –астигматизм, глаукома, катаракта, есть дети тотально слепые. По статистике, число детей с нарушениями зрения не имеет тенденции к сокращению; напротив, их количество увеличивается. Дети с нарушениями зрения составляют одну из самых представительных групп среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве эти нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно- потребностная, социально- личностная, моторно-двигательная, эмоционально- волевая, а также когнитивные процессы, деятельность, речь, поведение. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивный период, каким является дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная.

Практика показала, что работа с детьми с нарушениями зрения носит особый характер, так как дефект зрения значительно влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка, в том числе на развитие познавательной деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети с нарушениями зрения сталкиваются со множеством проблем – начиная с проблем в самообслуживании и заканчивая проблемами в восприятии элементарного дидактического материала. Дети с нарушениями зрения особенно чувствительны к условиям сенсорной депривации, которая обусловлена бедностью адекватных сенсорных стимулов в окружающей среде, их слабой структурированостью и, самое главное, недостаточностью эмоциональных контактов с окружающими людьми и социальной действительностью. У таких детей имеет место недостаточность двух ключевых факторов развития - предметной деятельности и полноценного восприятия окружающего мира. Кроме этого, как показывают наблюдения, социальная ситуация развития ребенка с нарушением зрения определяется педагогическими и личностными установками взрослых; эти установки не всегда адекватны и не всегда помогают ребенку в личностном плане, решая лишь проблемы дефектологического характера.

Таким образом, можно выделить ряд психологических проблем ребенка с нарушением зрения, основой которых является фиксированность на собственных переживаниях, неуверенность в своих силах, неадекватный Образ - “Я”:

1. Нарушения восприятия и внимания (как результат нарушения саморегуляции в поведении).

2. Низкий уровень всех видов памяти.

3.Двигательная расторможенность или заторможенность (как результат эмоциональной неустойчивости).

4. Повышенный уровень тревожности, проявление страхов.

5. Негативистическая демонстративность, агрессивность.

6.Замкнутость, скрытность.

7.Пессимистические тенденции.

В детском саду действует служба коррекционно-психологического сопровождения (СКПС), которая регулирует и координирует работу всех педагогов, занимается разработкой программ развития каждого ребенка и всего учреждения. Так, специалистами СКПС разработаны мини-программы по разным видам детской деятельности, конспекты развивающих занятий по познавательному развитию, социально-бытовой ориентировке, образно-пластической деятельности, нетрадиционному рисованию; введен в действие компьютерно-игровой комплекс. Разработаны, апробированы и рецензированы 4 авторские технологии.

2. Почему выбран именно метод проектов?

Перед нами, как педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Решение таких задач, на наш взгляд, позволяет осуществлять метод проектов (проектный метод), давно известный в мировой и зарубежной педагогической практике. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие разворачивалось как процесс саморазвития.

3. Какие проекты мы предлагаем детям?

Нами разработаны семь проектов для детей разных возрастов:

  1. «Я вижу, слышу, ощущаю!», направленный на развитие сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее важным периодом в развитии сенсорной сферы является возраст 3-4-х лет, поэтому для этого возраста реализация данного направления деятельности является преимущественным.

Направления деятельности в данном проекте разработаны с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов в разном возрасте. Детям предлагаются образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В систему входят также игровые задания, направленные на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из внешних действий во внутренние, с уровня манипулирования предметами на уровень сравнения их с сенсорными эталонами-образцами, а затем и аналитического сопоставления с эталонами-представлениями.

Для развития каждого вида восприятия разработана система дидактических игр, игровых упражнений и проблемных ситуаций, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий. В начале работы предлагаются игры с реальными предметами, в которых под руководством взрослого ребенок начинает воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с моделями предметов, их схематичными изображениями.


  1. «Хочу все знать!», развивающий у детей 4-5ти лет навыки опытной и экспериментальной деятельности.

Основная цель проекта – формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.

На наш взгляд, именно опытно-экспериментальная деятельность может помочь сформировать у ребёнка такие качества личности, как целеустремлённость, настойчивость, способность увидеть противоречия и неточности, умение преобразовывать опыт прошлых поколений. По мнению Н.А. Коротковой и других исследователей, такие занятия, в отличие от традиционных, проводятся в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

Как известно, в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития. Так, при экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие трудно получить в других формах деятельности.

Игры с песком и водой – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, устраивая водяные бури, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние человека, улучшает самочувствие взрослых и детей. Именно поэтому одним из разделов проекта является знакомство с песком и водой как материалами, способствующими расслаблению и коррекции отрицательных эмоциональных проявлений.


  1. «Особый театр», в процессе реализации которого дети 4-5ти лет приобретают опыт театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Прежде всего мы хотим отметить, что не ставим перед собой цель сделать из детей настоящих артистов. Наша задача – помочь детям с нарушениями зрения самовыразиться и раскрепоститься, научить их открыто и свободно выражать свои эмоции и чувства. Создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта нового ролевого поведения ребенка в семье и детском саду – наша задача.

Основная цель проекта – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Основным направлением этой работы является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, которая благоприятным образом сказывается на эмоциональном состоянии, настрое мыслей и чувств ребенка, а тем самым на характере его действий и поступков.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Кроме этого, мы используем в проекте некоторые арттерапевтичекие техники:

  • Моделирование ситуаций преодоления трудностей.

  • Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Развитие способности понимать язык прикосновений,

  • Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника спонтанного танца (с музыкой и без нее). Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

  • Образно-символическое рисование.

  • Игры-задания с изобразительным материалом.




  1. «Я в природе - природа во мне!», помогающий детям 5-6ти лет осознать свое место в природе и понять значение природы для человека.

Конечная цель нашего проекта – формирование у детей с нарушениями зрения основ экологического сознания, введение экологических знаний в их повседневную жизнедеятельность

Это возможно, на наш взгляд, только при системном подходе к ознакомлению с природой и деятельностью человека в природе, когда центральной линией обучения становится подготовка ребенка-дошкольника к восприятию и решению задач.

Приоритет в деятельности отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная идея проекта - осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

В качестве основных методов работы мы используем:

а) непосредственное наблюдение и эксперименты, цель которых - обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких направлений:

    • игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития;

    • игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов);

    • игры, способствующие формированию основ экологического самосознания;

    • игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска;

в) системный анализ.


  1. «В стране Вообразилии!», направленный на развитие эмоциональной сферы и творческого воображения у детей 5-6 лет.

Проект содержит в себе различные направления и виды деятельности, способствующие развитию творческого воображения у детей старшей группы детского сада – эмоциональное развитие, изобразительная деятельность, сказкотерапия, формирование смеховой культуры. Возраст 4-7 лет, по мнению исследователей, – период интенсивного развития воображения, поэтому наш проект рассчитан на детей старшей группы, когда основные способы воображения уже в целом сформированы, и необходимо их совершенствование, обогащение и дальнейшее развитие.

Специальными методами, развивающими воображение и творчество детей, являются следующие:

    • направленное воображение;

    • образно-символическое рисование, конструирование;

    • развивающие и игровые упражнения;

    • игры-задания с изобразительным материалом;

    • задания на совместную деятельность (со сверстниками, со взрослым);

    • метафорические сказки, рассказы, истории;

    • диагностирующие задания.

Эффективность использования сказки как воспитательного средства в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Поэтому одно из центральных мест в нашем проекте занимает направление «Сказкотерапия».

Известно, что способность замечать смешное в окружающей действительности и соответственно реагировать на него, является одной из важнейших сторон полноценного психического развития личности, предпосылкой ее оптимистической жизненной позиции, одним из средств мобилизации сил в борьбе с трудностями, своеобразной профилактикой против уныния и пессимизма, поэтому развитие чувства юмора у ребенка является условием воспитания жизнерадостной, оптимистически настроенной личности, средством преодоления замкнутости, угрюмости ребенка, необходимым условием разностороннего общения ребенка с окружающими его людьми


  1. «Я – журналист!», формирующий у детей 6-7 лет активную исследовательскую позицию средствами детской журналистики.

На седьмом году жизни ребенка происходят положительные сдвиги во всех звеньях коммуникативной компетенции: в освоении языка (звуковой стороны, словаря, грамматического строя речи), в умении строить связное высказывание (текст) и налаживать диалог с партнером (взрослым с сверстником).

Мы решили расширить сферу применения навыков построения диалога у старших дошкольников и разработали проект, реализуя который, дети могли бы не только отрабатывать диалогические умения, но и занимать активную исследовательскую позицию в процессе подготовки к этому диалогу. На наш взгляд, детская журналистика (дошкольная)– это одно из наиболее интересных и наименее разработанных направлений речевого, эмоционального, социального развития ребенка. Начиная исследовать, дети обращаются к разным формам сбора информации – и учатся сравнивать, обобщать, ставить гипотезы, проверять их и делать выводы. В ходе этого исследования возникают новые вопросы – и процесс поиска продолжается.

Познание - диалог – самопознание – творчество – саморазвитие - это та цепочка, по которой происходит формирование активной жизненной позиции ребенка в процессе реализации проекта «Я – журналист!».

Содержание деятельности по проекту было дополнено темами, которые расширяют представления дошкольников о себе, знакомят с миром человеческих переживаний, помогают открыть в себе мир индивидуальных предпочтений и др. В процессе реализации проекта идет эффективное формирование (воспитание) речи, соответствующей нормам литературного языка, прежде всего ясной и понятной, увеличивается словарный запас детей, активно отрабатываются лексические темы.


  1. «Моя малая Родина», направленный на формирование чувства патриотизма, причастности к своему народу, стране.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о каком-либо историческом моменте, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Важно также помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Мы считаем, что нраственно-патриотическое воспитание начинается со знакомства с традициями и историей своей семьи, а затем уже с традициями и историей своего города и страны. Именно деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста понятия «Малая Родина» позволяет активизировать весь дальнейший процесс развития у них нравственных и патриотических качеств. Также немаловажным мы считаем знакомство детей не только с их правами, но и с тем, какие требования общество предъявляет к человеку.


Темы проектов были подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями детей каждой группы, интересами воспитателей и запросами родителей. Срок реализации проектов – от года. В каждом проекте разработаны несколько мини - проектов, поэтапная реализация которых позволяет сформировать у детей обобщенные представления по основной теме доминантного направления.


4. Какие основные методы и приемы деятельности используются при реализации проектов?

Поскольку игра для дошкольников – это не только наиболее естественная, но и ведущая форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, мы используем игровые проблемные ситуации, исследовательские, дидактические игры и игровые упражнения в качестве основного метода работы по реализации проектов.

Для создания игровых проблемных ситуаций педагог может использовать следующие методические приемы (по Г.К. Селевко):

- взрослый (или сказочный персонаж) подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- выслушивает различные гипотезы и рассуждения детей, сам излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, от лица людей разных профессий, сказочных персонажей и др.);

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Творчество также непосредственно связано с игрой, имеет ряд общих черт с ней, поскольку игра – это не простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, которая отвечает потребностям и впечатлениям ребенка.

В развитии творчества детей преимущественно используется метод эмоционально-образного воздействия. Метод направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отождествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим (в реализации любого проекта). Он базируется на актуализации такой формы эмоционального реагирования, как эмоциональное обособление - воплощении субъективного образного содержания испытываемой ребенком эмоции, ее знака, качества, внешнего моторного оформления, выражении индивидуально неповторимого характера эмоциональных проявлений.

Метод успешно реализуется через «погружение» детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении. Эмоциональные проявления детей в данном случае во многом связаны с продуктивным воображением, которое выступает «механизмом проявления эмоций» (Е.Е. Кравцова), «клеточкой, из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка» (В.Т. Кудрявцев).

Не умаляя значения индивидуальной работы, мы все же отводим ей в данном направлении деятельности вспомогательную роль, а приоритетным направлением считаем групповые занятия, поскольку коллективное детское творчество и игра создают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека.

Структура занятия с использованием метода проектов включает:

- погружение детей в игровую ситуацию и создание мотивации к проектной деятельности;

- введение в проблему;

- ее поэтапное решение в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;

- обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизацию информации;

- продуктивную деятельность детей;

- презентацию результатов проектной деятельности.

При этом на каждом из этапов занятия могут быть использованы разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.


5. Основные функции проектов.

Таким образом, проекты, во-первых, выполняют адаптивную функцию. В них включается содержание, с которым ребенок будет знакомиться на следующих этапах развития, где опора на имеющийся запас знаний поможет ребенку освоить новую информацию.

Во-вторых, проекты реализуют компенсирующую функцию. В случае неусвоения каких-либо знаний, умений и способов действий на занятиях ребенок может заменить их другими, известными ему способами познания из проекта.

В-третьих, проекты выполняют креативную функцию, когда способность переносить знания из одной предметной области в другую стимулирует поиск нового применения имеющихся знаний. Главное внимание при этом уделяется познавательной мотивации и усвоению ребенком самостоятельных способов познания.

6. Основные принципы деятельности в проектах

В работе соблюдаются основные принципы:

1.Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.

2.Принцип «развивающейся интриги».

Интенсивное накопление и развитие неопределенных, разрозненных знаний, представлений детей создает мощную скрытую (потенциальную) энергию. Она проявляется на определенном этапе процесса обучения в виде собственных открытий ребенка. Иначе говоря, процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии. Этот путь обеспечивает активизацию творчества: ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки и предположения - и так вплоть до следующего занятия.

3. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

Формирование творчества может осуществляться не только после этапа накопления определенных знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса. Мы считаем, что формирование творчества детей необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Это положение реализуется в создании для детей условий, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом..

4.Принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии как основа преобразовательной деятельности. В основе данного принципа (О.В. Дыбина) лежат представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов, а также умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях (человек-предмет, ребенок-предмет), прогнозировать изменения объектов.


7. Результаты деятельности по проектам.

Нами специально был разработан план диагностических мероприятий для оценки эффективности деятельности по реализации проектов. Специалисты СКПС вывели трехбалльную систему оценки разных параметров познавательного и личностного развития детей разного возраста, и свели данные в одну таблицу. Мы можем увидеть достаточно высокую динамику по всем показателям во всех возрастах, особенно в старших и подготовительных группах.

Каждый год мы выпускаем в школу от 15ти до 36ти детей. Как показывают наблюдения, около 95% наших выпускников в начальной школе учатся на «хорошо» и «отлично». Также высок процент излечиваемости – более 90%.





Похожие:

К. Д. Ушинский iconМетоды и приёмы развития речи на материале фольклорных произведений
А. П. Усова, А. Я. Мацкевич, И. В. Черная, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Е. Н. Водовозова, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко,...
К. Д. Ушинский iconГ. Воскресенска Московской области историческая справка
В 1861 году К. Д. Ушинский в статье «Воскресные школы» высказал идею о необходимости связывать обучение взрослых с их непосредственной...
К. Д. Ушинский iconК. Д. Ушинский Введение. Познавательный интерес и уровни его развития
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер...
К. Д. Ушинский iconИнтегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства
В статье «О первоначальном преподавании родного языка» К. Д. Ушинский подчеркивал: «Недостаточно, чтобы дети поняли произведение,...
К. Д. Ушинский iconШкола, содействующая укреплению здоровья: перспективы развития
Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница