«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве




Название«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве
Дата03.02.2016
Размер29.7 Kb.
ТипРеферат
Управление образования, молодежной политики и спорта

Администрации Шелеховского муниципального района

I РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЙ ШАГ»


Образ радуги в литературном

и устном народном творчестве


Автор: Величева Валерия, 2В класс,

МОУ «СОШ №1»

Руководитель: Резакова Анна

Анатольевна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №1»


Содержание:


Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Радуга, как физическое явление……………………………………5

1.1. Определение и происхождение радуги…………………………………6

1.2. Создание радуги в домашних условиях………………………………..6

1.3. Радуга в изображении и понимании современных школьников……..7

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….8

Глава 2. Радуга в художественном творчестве……………………………..9

2.1. Происхождение радуги с религиозной точки зрения………………...9

2.2. Радуга в устном народном творчестве…………………………………10

2.3. Радуга в литературном творчестве…………………..………………...11

2.4. Радуга в изображении шелеховских поэтов……………………………13

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………15

Приложение……………………………………………………………………16


После ливня и грозы –

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться-

Можно только любоваться.

Введение:


«А у нас над головой семицветной полосой вспыхнул ярко мост дугой».

Один мой знакомый мальчик по имени Витя очень любит рисовать, ему всё равно, где рисовать: в альбоме, в тетрадке, на газете или даже на асфальте. Лишь бы рисовать. Однажды на асфальте он нарисовал разноцветную радугу. Но пошёл дождь и смыл всю красоту. Снова выглянуло солнце и друзья, которые были в тот момент рядом, решили поддержать Витю, один подарил ему радугу в осколочке стекла, другой в росинке на кувшинке. Но тут что-то засияло в небе, и ребята увидели большую яркую небесную радугу.

-Значит, вот она какая – самая многоцветная, самая красивая радуга на свете. Это небесная радуга. Выходит, самая- самая– не от стёклышка, не от росинки, а от дождинки! Радугу больше небесной не сыскать. Глаза мальчишек просто сияли, будто от этой радуги исходила какая-то дополнительная энергия. Наблюдая за поведением и слушая разговор этих озорных ребят, мне стало любопытно и захотелось узнать. А какая же на самом деле эта небесная радуга? Когда она появляется? Из чего же она состоит? Какими цветами сияет? А какая ещё бывает реакция у других людей при виде этой красоты? А какие чувства испытывают? Какие эмоции переполняют?

Я начала с того, что задала вопрос маме и папе, но не была удовлетворена ответом. Потом я провела беседу с бабушками и дедушками и была немного разочарована, к сожалению, информация исчерпывающая. Поговорила со своими одноклассниками по поводу этой темы, но ничего интересного и нового я не узнала. Остался один вариант, самой изучить эти вопросы, и всё что касается радуги более подробно, разыскивая материал в библиотеке, работая с различными источниками, изучая и читая много увлекательной литературы.

Я считаю, что такое чудо природы, как радуга, очень занимательный объект исследования, изучая и познавая небесное явление, я уверенна, что будет достаточно интересно, познавательно. Я приобрету массу новых впечатлений и неописуемую радость.

Цель моей работы заключается изучить особенности изображения радуги в литературном и устном народном творчестве. Объектом соответственно является сама радуга, а предметом изучения - изображение радуги в литературном и устном народном творчестве.


На основании этой цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать радугу как физическое явление по научным источникам.

  2. Опробовать искусственный способ создания радуги в домашних условиях.

  3. Произвести поиск произведений о радуге в литературе и в устном на родном творчестве.

  4. Исследовать образ радуги в литературном и устном народном творчестве.



Глава 1. Радуга, как физическое явление.


    1. Определение и происхождение радуги.


Начнём с того, что когда-то давным-давно кто-то первый самый любопытный, увидев радугу, решил её изучить, более научным методом. Первым начал своё изучение Декарт в 1637 году. Продолжил в 1836 году английский астроном Джордж Эри. А более основательно закончил в конце 19 века австрийский геофизик Пертер. Эти теории основаны на расчёте явлений дифракции и интерференции, сопровождающих встречу солнечных лучей с решёткой, образуемой дождевыми каплями.

Перелистывая и читая различные энциклопедии, я узнала, что радуга – это оптическое явление в атмосфере, возникающее при отражении и преломлении солнечных лучей. После дождя, прошедшего в жаркий, душный день, в атмосфере может появиться разноцветная дуга на фоне завесы дождя. Это и есть радуга (приложение 1). Она состоит из семи чистых цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Нередко возникает и дополнительная дуга, где цвета следуют в обратном порядке от фиолетового к красному, и даже третья и четвёртая. Радугу можно наблюдать также в брызгах водопада (приложение 2), морского прибоя, но в любом случае для этого необходимо, чтобы Солнце было у нас за спиной.

С самолёта радуга выглядит замкнутым кругом. Чтобы мы лучше запомнили, какие они семь цветов радуги, в каком порядке выстраиваются друг за дружкой. Кто-то видно, очень сообразительный и заботливый сочинил что-то вроде присказки не слишком складной, зато полезной. Вот она: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Первая буква каждого из этих семи слов как бы подсказывает, какой цвет идёт за каким, в каком порядке цвета выстраиваются в световой шеренге – небесной ли, земной ли – любой радуги. Буква К – это Красный цвет, буква О – Оранжевый, З – Зелёный, Г – Голубой, С - Синий, Ф – Фиолетовый.

Как же объяснить образование радуги? Солнечный свет кажется белым. Но на самом деле он состоит из всех цветов спектра. Спектр – это полоса цветных линий. И когда солнце светит сквозь пелену дождя, мы наблюдаем разложение солнечных лучей на составляющие цвета.

В воздухе после дождя роль призмы выполняют капельки воды. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Когда солнечные лучи проходят через воздух, мы видим их прозрачными, светлыми. Но вот на их пути встречается дождевая капля. Она по форме близка к призме – геометрической фигуре. Когда луч солнечного цвета проходит через водяную каплю, составляющие его разноцветные лучи от красного до фиолетового образуют многоцветную ленту, большой дугой опоясывающую небо. Радуга и есть большой изогнутый спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы. Свет, входящий в дождевую каплю под определённым углом, преломляется и распадается на волны разной длины. Они отражаются от задней стенки капли, и выходя из капли, преломляются снова (приложение 3).В погожий день небо голубое. А ведь воздух прозрачен и не имеет света. Но в солнечных лучах, хоть они и кажутся нам белыми, присутствуют все цвета радуги. Радуга появляется только после ливня, когда атмосфера насыщена множеством водяных капель и одновременно светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть (приложение 4). Солнце посылает свои лучи, которые, попадая на капельки воды, создают спектр. Солнце, ваши глаза и центр, радуги должны находиться на одной линии. Если солнце высоко в небе провести такую прямую невозможно. Вот почему радугу чаще всего можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Утренняя радуга означает, что солнце находится на востоке, а дождь идёт на западе (приложение 5). При вечерней радуге солнце расположено на западе, а дождь на востоке (приложение 6).

Из всего выше сказанного, мне стало понятно, что радуга – это природная оптическая иллюзия, вроде бы я могу видеть радугу глазами, но не могу прикоснуться к ней, не могу ощутить её руками. Она возникает, когда солнечный свет отражается от капель дождя. Очень конечно интересное явление. Но ещё интереснее то, что радуга это взаимосвязь, какая-то необычная дружба солнечных лучей и дождевых капель.



    1. Создание радуги в домашних условиях


Иногда одновременно идёт дождь и светит солнце. Солнечные лучи преломляются в дождевых каплях, разбиваясь на различные цвета, и в небе появляется радуга. Это красивое, запоминающиеся, небесное создание. Очень жалко, что её можно не часто видеть. Потому, что для этого в основном нужен дождь или иногда может и снег. Но если будет часто идти дождь, в этом тоже нет ничего хорошего, во всём должен быть баланс. Но, оказывается, есть неплохой способ, благодаря которому, можно видеть радугу очень часто и для этого совсем не нужен дождь. Можно любоваться радугой, даже если нет дождя. Достаточно, чтобы светило солнце, а его-то порой хватает. Я решила провести своё небольшое расследование, попробовала получить радугу в домашних условиях. Для этого мне понадобилось: пластмассовый поднос или миска, лист бумаги и зеркало (приложение 7). Начала я с того, что загорелась огромным желанием добиться поставленной цели, конкретного результата. Главное что для этого нужно - солнечный день. Можно воспользоваться окном, наполненным солнечным светом или просто выйти на улицу. И так:

Я взяла миску с водой поставила на солнечное место. Это был подоконник в моей комнате.

Установила зеркало на краю миски, так чтобы солнечные лучи падали на её поверхность сквозь воду. Половина зеркала в воде, половина на краю миски.

Бумагу держала над миской, осторожно наклоняла зеркало до тех пор, пока не увидела на бумаге радугу. Это совершенство техники и природы.

Пока солнце светило в окно, а солнечные лучи падали через стекло, попадая на зеркало, касаясь воды, эксперимент удавался. Чётко было видно яркие насыщенные полоски, причём интересно, что каждый раз полоски были разной формы. Меня удивило: первые четыре полоски были сверху, это: красная, оранжевая, жёлтая и зелёная, а вот три тёмных цвета: голубой, синий и фиолетовый почему-то появились внизу. Между светлыми и тёмными полосами просвечивался белый цвет листа бумаги. Как только на небе появлялась тучка, и солнышко спряталось, на своём белом листе бумаги я уже ничего не могла видеть, кроме белого цвета этого листа. Мой эксперимент стал ещё интереснее после того, как я смогла увидеть радужные цвета и на тюле, что висит на окне, и на стене рядом с окном (приложение 8).

Вывод: Экспериментировать мне очень понравилось, успевать ловить солнечные лучики было очень необычно. А цветовые полоски похожие на радужные были действительно насыщенными, яркими цветами. Мне было очень приятно наблюдать и рассматривать на листе бумаги это сочетание природы и чудо техники. Но я для себя сделала вывод: какой бы качественный эксперимент не получился, настоящая небесная радуга ласкает глаз намного приятнее и естественнее.


    1. Радуга в изображении и понимании современных школьников.


Мне нравится рисовать красками, фломастерами, карандашами или ручками это не важно – главное сам процесс (приложение 9). Ещё быв совсем маленькой, если мне попало в руки что-нибудь, чем можно рисовать, то потом моими художествами можно было любоваться по всему дому, там, где рисующее устройство рисовало. Это были в частности обои, мебель и всё что попадало мне на глаза. Не знаю, как на это реагировала моя мама, но точно помню, мне это занятие доставляло большое удовольствие. Теперь часто в своё свободное время я просто рисую на различные темы. Однажды дома у меня появилось желание нарисовать радугу, я нарисовала её и как мне кажется, получилось неплохо. Я подумала, а интересно как с этим заданием справятся мои одноклассники, а что же они смогут нарисовать, а знают ли они какие цвета у радуги и в какой последовательности их нужно рисовать. Чтобы всё это узнать я решила с разрешения учителя провести урок рисования. Перед тем как приступить к творческой работе, чтобы настроить ребят на правильную волну, дать волю их воображению я прочитала им сказку, которую мы придумали вместе с мамой (приложение 14). Эта сказка дала ребятам возможность окунуться в мир фантазии и способствовала в выполнении необычных разнообразных рисунков. После того, как ребята прослушали сказку они взяли в руки кисти и краски и начали творить чудеса.

У всех ребят работы получились необычайно яркие, весёлые, красочные (приложение 9). Почти все мои одноклассники пытались передать в своих рисунках чувства радости, какого-то праздника от созерцания и создания своей радуги.


Вывод по 1 главе: Небесная радуга это действительно волнующий сердце, тревожащий душу объект для наблюдения. Чудо, которым нравиться любоваться и загадочная сказка, от которой не хочется отрывать глаза. Также радуга это и физическое явление, это встреча солнечных лучей и дождевых капель. Радуга это просто оптическая иллюзия. Человек изобретатель, и с каждым разом прогресс всё выше и выше. А то, что клона радуги можно сделать в домашних условиях, что тоже его заслуга. Хотя, чтобы человек не придумал и не разработал, какие бы его не посещали мысли и идеи, природу натуральную и живую ему не перешагнуть и не обогнать. Это доказывает и тем, что современные школьники, безусловно, любят рисовать радугу, любят фантазировать и воображать. Но при виде небесной радуги их переполняют самые искренние и настоящие чувства, что нельзя сказать о нарисованной или самодельной радуге.


Глава 2. Радуга в литературном и устном народном творчестве.


2.1. Происхождение радуги с религиозной точки зрения.


Всегда считалось, что радуга – это доброе предзнаменование.

В библейской легенде о Ноевом ковчеге говорится, что когда потоп кончился, Бог послал в небо радугу как знак того, что все трудные испытания уже позади. А одно старинное поверье гласит, что там, где радуга касается земли, можно найти клад. Узнаем, пожалуй, подробнее о библейской истории, как же было на самом деле.

Давным-давно после того как Бог создал человека прошло много времени, люди стали постепенно забывать своего Создателя. Он видел, что их интересуют только собственные дела и проблемы, что они не думают ни о ближнем своём, ни о Господе своём и, что в сердцах у них нет ничего, кроме зла. До чего же больно было Богу созерцать, как тот прекрасный мир, который Он создал, опутывает паутина зла! И пожалел Господь, что дал людям жизнь. Ведь они испортили всё, что было Им с такой любовью создано! Опечаленный, Господь пришёл к страшному решению. «Я истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил. Из многих миллионов мужчин и женщин, населявших землю, лишь семейство Ноя оставалось добропорядочным и праведным – эти люди по-прежнему старались жить в согласии с заветами Господа. И поэтому Бог возлюбил Ноя и пожелал пощадить его самого и всю его семью. И сказал Господь Ною: « Сделай, как я тебе велю, и будешь спасён. Я повелеваю тебе построить большой корабль из дерева гофер. А в своё время погрузи в этот ковчег по одной паре каждого вида животных и птиц мужского и женского пола, возьми с собой всякой пищи для себя и всех этих живых существ, и я затворю за тобою дверь». Ной сделал всё в точности так, как ему велел Господь, не обращая внимания на тех, кто смеялся над ним и считал его занятия нелепыми. Затем Господь надёжно запер ковчег. И в течение недели пассажиры ковчега наблюдали, как чёрные грозовые тучи клубятся в небесах, а их тени скользят по земле. Потом земля и вовсе скрылась во мгле. На исходе седьмого дня начался сильный ливень. Дождь лил 40 дней и 40 ночей. И услышал Ной голос Бога: « Пора тебе и твоему семейству оставить ковчег, И да покинут его все звери – выпусти их, пусть выбегают на сушу». Ной поступил, как ему было сказано, после стольких дней почти полной темноты и непрерывной качки люди и животные были просто счастливы вновь ощутить под ногами твёрдую землю. Ной тут же построил жертвенник и вознёс славу Господу. А Господь в ответ благословил Ноя и его сыновей с жёнами, повелев им счастливо жить всем вместе. «Я не стану более навлекать на людей и других живых существ такое страшное несчастье, какие бы отвратительные поступки они не совершали,- пообещал Господь. – А в подтверждение данного мною слова явлю в небесах знамение. Когда вы увидите, что среди туч появилась яркая разноцветная полоса, то сразу поймёте, что это знак Моего обета» (приложение 10). И Бог создал в небе радугу, чтобы она напоминала людям о данном Им обещании. Это обещание часто называют Заветом Ною.


2.2. Радуга в устном народном творчестве.

Радуга – это такое явление, при виде которого появляется немало положительных, радостных эмоций, переполняют чувства счастья, хорошего настроения. В старину наш русский народ тоже не оставался равнодушен к радуге , и благодаря этому было написано и придумано много разных закличек, приговорок, загадок, пословиц. А ещё мудрый наш народ много наблюдал за радугой, записывал, запоминал и вот, что из этого получилось:

Народные приметы о радуге:

Народное метео бюро определяет погоду по радуге.

Радуга вечерняя предвещает хорошую погоду, а утренняя – дождливую.

Двойная, тройная радуга – признак дождливой погоды впереди.

В приметах тексты нейтральны, неэмоциональны. В закличках встречается рифма, есть какая-то конкретная просьба, обычно их припевают как песенку, пританцовывая, присутствует радость, весёлое настроение.

Закличка:

Ах ты, радуга – дуга, ты высока и туга

Не дай дождичка, дай нам вёдрышко

Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать

Нужно солнышко, колоколнышко.


Приговорка:

Радуга – дуга перебей дождя – льёт всю мочь,

Перебей гром, не попал бы в дом.

Приговорки повторяют несколько раз, как будто уговаривают сделать то, о чём идёт речь.


Пословицы:

Поднялись врата всему миру красота.

Красное коромысло, через реку повисло.

В каждой пословице есть сокрытый смысл, правдивая мысль.


Загадки:

Что за чудо красота расписные ворота появились на пути

В них ни въехать, ни войти.

Только дождик удалился, в небе мостик появился,

Яркой выгнутой дугой, будто пояс дорогой.

В загадках радуга рассматривается эмоционально, встречается ритм, сравнение, олицетворение, оживление.


2.3. Радуга в литературном творчестве.


Оказывается не я первая, и не я последняя кого интересовала и ещё заинтересует такое чудное явление природы как радуга. Много талантливых людей обращали внимание на радугу (приложение 13), и после познания её глубже всегда оставался какой-то след. Вот несколько таких эмоциональных общений, точнее то что назревало после таких общений: Небольшое собрание стихов и не только о радуге.


Автор и название




Пшеничных С. «Радуга».

Будто маленькой сестричке заплела бы две косички.

Бутусова Ирина Михайловна. «Дождь».

Грянет гром, хлынет дождь, то-то будет радостно. А потом в семь цветов засияет радуга.

Макин.В.

Город стал цветным от радужного блеска.

С.Маршак.

По дороге, по радужке, по цветной дуге на одной ноге.

С.Маршак.

«Радуга-дуга».

Семицветный полукруг из семи широких дуг. А построили в два счёта поднебесные ворота.

Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.


Ф.Тютчев. «Радуга».

Как неожиданно и ярко на влажной небе синеве. Воздушная воздвиглась арка в своём минутном торжестве.

Галина Байнякшина «Веселый день»

Радугу он вытащил за павлиний хвост.

Шкруднев Виктор Андреевич.

«Радуга над городом».

Если в небе радуга покажется.

Знайте – это песенка моя.

Автор и название

Глаголы, которые показывают её как живую.

Пшеничных. С. «Радуга».

Чтобы радуге цвести нужно косы расплести.

Бутусова Ирина Михайловна, «Дождь».

Вдалеке над рекой радуга играет.

Макин.В.

Вчера такой ударил гром, что радуга упала.

С.Маршак.

В небе радуга стоит.

Елена Благинина. «Радуга».

Я на радугу – дугу полюбуюсь побегу.

С.Маршак. «Радуга – дуга».

Солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоём.

Ф.Тютчев. «Радуга».

Один конец в леса вонзила, другим за облака ушла. Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла.

Галина Байнакшина. «Весёлый день».

Через небо кинул разноцветный мост.

Шкруднев Виктор Андреевич. «Радуга над городом».

Колыхнётся радуга над городом, опускаясь к речке с высоты.

Автор и название.

Значение радуги.

Бутусова Ирина Михайловна. «Дождь».

Всё смеётся кругом, всё вокруг сияет!

Макин.В.

И сразу город стал цветным от радужного блеска.

С.Маршак.

Вниз по радуге верхом и на землю кувырком.

С.Маршак. «Радуга-. дуга».

Радужная арка. Расцветила, Засверкала ярко синеву. Разукрасили траву, блещет радуга-дуга, сквозь неё видны луга.

Ф.Тютчев. «Радуга».

О в этом радужном, виденье какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, лови его- лови скорей!

Шкруднев Виктор Андреевич «Радуга над городом».


И Раздумья перепишу радугой в светлые апрельские стихи. (вдохновение)


Вывод: Все авторы каждый по-своему дают определение для своей радуги. Пишут о том, что их с ней связывает. Но всех их объединяют свойства радуги, все они затрагивают определённые темы, рассматривают радугу по форме: коромысло над рекой повисло, воздушная арка, расписные ворота, пояс дорогой. По цвету: семицветный полукруг, по цветной дуге, многоцветная арка, разноцветный мост, город стал цветным от радужного блеска. По месту: в небе радуга стоит, на влажной неба синеве, колыхнётся радуга над городом. Одна мысль роднит поэтов между собой особым определением, что радуга – это настроение, всплеск эмоций и чувств.


2.4. Радуга в изображении шелеховских поэтов:


Современные поэты города Шелехова в своих стихах тоже изображают радугу. Я прочитала стихотворения поэтов-любителей Бутусовой Ирины Михайловны «Дождь» и Шкруднева Виктора Андреевича «Радуга над городом» (приложение 13). Ирина Михайловна в своём стихотворении (приложение 12.) сравнивает радугу с радостью, с хорошим настроением. С её точки зрения, когда видишь радугу, просто сразу хочется жить и начинаешь ценить такие моменты. В её строках радуга словно играет и благодаря радуге всё кругом смеётся и сияет. Ирина Михайловна видит в радуге очаровательную красоту природы.

Шкруднев Виктор Андреевич в своём стихотворении сравнивает радугу с вдохновением, с новыми мыслями, идеями, которые его посещали при виде радуги. Радуга была для него что-то в роде музы. Радуга в его строках подобна трепетному счастью, которое его переполняло и воодушевляло, радовало жизни. Радугу он назвал своей песенкой: яркой, запоминающейся, но исчезающей как мимолётное виденье.

Вывод: Немалый след остался на земле от восприятия людей небесной радуги, да еще, сколько будет написано, придумано, сказано об этом незабываемом чуде природы. А ведь как хорошо, что на земле есть радуга. Есть массу неописуемых впечатлений, море фантазий, леса воображения. И как прекрасна наша природа, как много в ней различных ярких красок, как много многоцветья, богата она своим разнообразием.


Заключение:


Прочитав не мало интересной литературы, различные энциклопедии, изучая другие источники информации я узнала:

Радуга – это природная оптическая иллюзия. Она возникает, когда солнечный свет отражается от капель дождя. Состоит радуга из семи чистых цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Чтобы увидеть радугу необходимо находиться строго между солнцем и дождём. Узнав О радуге с научной точки зрения, я решила попробовать создать радугу в домашних условиях, эксперимент удался. Вывод таков, что как не крути лучше небесной, натуральной радуги не найти. Я произвела поиск произведений о радуге в художественной литературе, в устном народном творчестве. Начала с того, что изучила библейскую историю и узнала, что радугу создал Бог, радуга – это завет между праведником Ноем и Господом Богом. Также я узнала, что наш мудрый русский народ внёс немалую лепту в творчество, придумав разные: заклички, пословицы, приговорки, загадки и даже пытался определять погоду по радуге. На этом познание творчества не было закончено и поэтому я прочла много стихотворений, просто мыслей творческих людей и даже сказку.

Получив сразу столько информации, у меня как бы открылось второе дыхание, и на творческих нотках, я тоже придумала небольшое стихотворение (приложение 11). Потому что невозможно, хоть раз увидев эту красоту просто остаться равнодушным не найти как выразить свои чувства.


Список используемой литературы:


1.Большая детская энциклопедия . Перевод с английского А.И.Кима, В.В.Демыкина. М.: «Росмен», 2007г.

2.Большая советская энциклопедия. Главный редактор А.М.Грохоров. М. 1975г.

3.Ветхий завет иллюстрированная библия для детей. Перевод с английского Ирины Тогоевой. «Эгмонт Россия Лтд»2002 г.

4.География, я познаю мир. Под общей редакцией О.П.Хинн. М.АСТ 2000г.

5.Галина Байныкшина. «Мамадай». Восточно-Сибирская издательская компания, Иркутск,2006г.

6.Детская энциклопедия, погода. Составитель: А.И.Бедрицкий. М2005г.

7.Какая завтра погода? Составители: М.Кривич, О.Ольгин. Издательство «Малыш». М.1986г.

8.Новая детская энциклопедия. Перевод с английского: Н.С.Ляпковой, В.В.Свечникова, В.В.Плещеева, М.Д.Лахути, Н.Н.Шафрановской, М.М.Жуковой, С.В.Морозова. М.: «Росмен», 2007 г.

9.Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём. Составитель: Г.Шалаева. ТКО АСТ. М.1994г.

10.Популярная детская энциклопедия. Всё обо всём. Составитель: А.Ликум. Компания «Ключ-С». Филологическое общество «Слово». АСТМ.1995г.

11.Потомучка, Весёлая энциклопедия. Составители: П.Юрмин, А.Дитрих. М. «Педагогика – Пресс»1999г.

12.Почемучка. Составители: А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кощурникова. М. «Педагогика» 1987г.

13.Ступенька. Учебник – хрестоматия для школьников 7-8 лет. Составители: В.А.Левин, И.М.Ачкасова, Л.В.Войнич, А.В.Охрименко.

14.Фольклорные заклички, песенки, приговорки. Составитель: Л.Е.Стрельцова.

15.Хрестоматия школьника. М. Астрель АСТ 2004г.

16.Энциклопедия окружающего мира. Авторы: Джон Кларк, Клинт Твист, Дэвид Фмент, Кейт Хэар, Тони Хэар. М. Махаон 2005г.

Похожие:

«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconУчебное пособие Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений 2-е издание, стереотипное
О том свидетельствует фольклор любой страны. Поэтому в устном народном творчестве самых разных, даже весьма отда­ленных друг от друга,...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconПрограмма для молодежи и школьников «Шаг в будущее- созвездие нттм»
Образ учителя в литературе
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconСостоялись заседания двух секций: «Байроновская мастерская» и«Интерпретация фаустовского сюжета в кинематографе, театральном и изобразительном искусстве». Этот
...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconСтендовые доклады (секция 2)
Компьютерный прогноз биологической активности органических соединений как первый шаг в их синтезе
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconУрок изучения нового материала
Цель урока: расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон»
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconОбраз Парижа в творчестве художников «Мира искусства»
Мы будем говорить о тех, кого принято называть собственно мирискусниками, тех, кто составлял ядро объединения, художников, которые...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве icon«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе, причин войны России с горцами на Кавказе и ее затяжного характера,...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconКлассный час. На тему: «Здоровый образ жизни и спорт»
Цели: Привить любовь к спорту, разбудить потребность вести здоровый образ жизни, научить упражнения развития памяти, тренировки внимания,...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconНа конференцию
Оргкомитет XVII научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» рекомендует вашу работу для участия в...
«первый шаг» Образ радуги в литературном и устном народном творчестве iconНа выставку
Оргкомитет XVII научно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в будущее» рекомендует вашу работу для участия в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница