Курсовая работа




НазваниеКурсовая работа
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер29.3 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии


Курсовая работа

Использование звукоусиливающей аппаратуры в работе по развитию слухового восприятия со слабослышащими детьми


Выполнила:

студентка 3 курса

специальности 050713

(сурдопедагогика)

Губарева Дарья Владимировна

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Типикина Ирина Алексеевна


Самара 2010

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………...3

Глава 1. Выявление нарушений слуховой функции у детей

1.1. Роль слуха в психофизическом развитии детей……………………6

1.2. История возникновения методов исследования слуха…………….9

1.3. Медицинские методы диагностики нарушений слуховой функции………………………………………………………………………….12

1.4. Педагогические методы диагностики нарушений слуховой функции………………………………………………………………………….18

Глава 2. Особенности развития слухового восприятия слабослышащих детей

2.1. Слуховые возможности детей с сохранным слухом………………21

2.2. Характеристика состояния слуховой функции слабослышащих детей……………………………………………………………………………….23

Глава 3. Качественное слухопротезирование – основа для развития слухового восприятия слабослышащих школьников

3.1. История возникновения и развития слухопротезирования………29

3.2. Классификация звукоусиливающей аппаратуры и значение её использования……………………………………………………………………33

3.3. Подбор и настройка индивидуальных слуховых аппаратов……41

3.4. Использование беспроводной звукоусиливающей аппаратуры, работающей на радиопринципе………………………………………………...47

Заключение……………………………………………………………………....50

Библиография……………………………………………………………………51


Введение.

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть - 64% - составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи  закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

В нашей работе мы бы хотели определить, насколько использование звукоусиливающей аппаратуры различных типов влияют в первую очередь на развитие слухового восприятия слабослышащих детей.

Объектом данной работы является особенности развития слухового восприятия слабослышащих детей.

Предмет исследования – влияние использования ЗУА на процесс развития слухового восприятия.

В соответствии с объектом и предметом была сформулирована следующая гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития слухового восприятия слабослышащих детей зависит от своевременного выявления нарушения слуха, качественного подбора, настройки и систематического использования звукоусиливающей аппаратуры. Если учитывать данные факторы, то они могут оказать положительное влияние на развитие слухового восприятия как основы для формирования речи и познания окружающего мира и приблизить возможности слуха таких детей к норме.

На основе гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. по данным литературных источников изучить методы исследования слуховой функции;

  2. проанализировать данные о развитии слухового восприятия слабослышащих детей;

  3. изучить информацию по слухопротезированию детей с нарушенным слухом.



Глава 1. Выявление нарушений слуховой функции.

    1. Роль слуха в психофизическом развитии детей.

Среди различных анализаторов, ориентирующих человека в окружающей его действительности, особое место принадлежит слуховому, так как с помощью слуха человек воспринимает не только первосигнальные многообразные сигналы внешнего мира, которые помогают ему ориентироваться в нем и регулировать свое поведение, но и звучащую речь.

Нормальный слух является условием свободного общения с помощью устной речи и важным фактором ее формирования. Способствуя обогащению представлений человека об окружающем мире, обуславливая формирование речи, слух выступает в качестве мощного фактора развития мышления, общего психического развития человека [16.275].

Различными возможностями восприятия речи с по­мощью слухового анализатора определяется и различная значимость сохранившейся слуховой функции для форми­рования речи у слабослышащих детей. Если у детей с легкой степенью тугоухости ведущая роль в этом отно­шении принадлежит слуху, то у детей с очень тяжелой степенью тугоухости — зрению. Однако и у детей с очень тяжелой степенью тугоухости при условии использования качественной звукоусиливающей аппаратуры оста­точному слуху принадлежит значительная роль, как при восприятии речи, так и в особенности в процессе усвоения произносительной стороны речи. Филогенетически обу­словленная тесная функциональная связь между слуховым и речевым аппаратами значительно облегчает детям с тяжелой степенью тугоухости воспроизведение в про­изношении тех фонетических элементов, которые оказы­ваются доступными их слуховому восприятию [14.20-23].

Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям:

  • в развитии речи;

  • в формировании устной речи;

  • в общем развитии ребенка.

По мнению Р.М. Боскис, одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей является самостоятельное овладение устной речью. У детей с нормальным слухом этот процесс происходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом – в результате специального обучения. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Глухие дети могут овладевать речью только в условиях специального обучения.

Речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на их умственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности, такими как познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная и т.д. Умственная деятельность отображается в речи, предвосхищает процесс и результат практической деятельности. А на успешность обучения оказывает влияние развитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития. Следовательно, недоразвитие речи оказывает влияние на учебную деятельность.

Процесс обучения связан с общением, благодаря которому происходит познание, усвоение опыта предыдущей деятельности людей, воспроизведение конкретной деятельности. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен [14.20-23].

В отношении неречевых звучаний следует также иметь в виду, что слабослышащим де­тям в той или иной мере доступно восприятие музыки. Следовательно, слуховое восприятие играет известную роль и в эстетическом воспитании слабослышащих детей.

Сохранность возможности восприятия звуков окружающего мира облегчает ориентировку в условиях обыденной жизни. Достаточно ука­зать на ту роль, которую играют в жизни различного ро­да звуковые сигналы (окрик, сигналы транспорта, звук пионерского горна), чтобы понять, какую ценность имеет слуховое восприятие для слабослышащих даже с очень большой степенью снижения слуха.

Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями, навыками.

Суммируя все изложенное, следует сказать, что со­хранившаяся в той или иной мере слуховая функция име­ет существенное значение как фактор, способствующий успеху учебно-воспитательной работы [16].


1.2 История возникновения методов исследования слуха.

Основной задачей аудиологии - одной из наиболее молодых областей науки, является всестороннее изучение слуховой функции в норме и при различных патологических состояниях. Оформление этой науки как самостоятельной медицинской специальности состоялось в 1948 г. на Международном конгрессе в Стокгольме.

История аудиологии неразрывно связана с достижениями клинической отиатрии, физики, физиологии, электроники, акустики. Практические основы аудиологии были заложены в глубокой древности. Человечество издавна стремилось познать сущность окружающих звуков и использовать их в своих интересах. С помощью звуковых сигналов люди обрели возможность общаться друг с другом, ориентироваться в различной обстановке, предупреждать об опасности и т.д. [25].

В 1711 году Дж. Шор разработал и предложил использовать для исследования слуха первые камертоны [18.7].

XIX век характеризуется бурным развитием физиологии, акустики, физики. В это время были выполнены оригинальные исследования по физиологии слуха и вестибулярного аппарата, разработаны новые методы лечения ушных заболеваний [25].

Во второй половине XIX века наиболее значимые исследования проводились в Германии и Австрии. Е.Вебер, Е. Ринне и д. Швабах опубликовали описания исследований по тестированию слуха с помощью камертона, в которых были даны разработанные ими тесты для диагностики поражений органа слуха. Эти тесты нашли широкое применение при акуметрических обследованиях, т.е. исследовании функции звукового анализатора для определения характера и ло­кализации патологического процесса при различных за­болеваниях уха, для показаний к операции на среднем ухе, а также для профессионального отбора, и до настоящего времени не утратили своего диагностического значения в аудиологии как пробы, взаимно контролирующие и дополняющие друг друга.

В конце XIX века была создана вакуумная трубка. Ее высокая чувствительность позволила регистрировать электрические потенциалы в слуховой системе и разработать с использованием ее возможностей специальные электронные устройства для измерения слуховой чувствительности – аудиометры. Первый аудиометр был создан в 1898 году М.Р. Хатчинсоном, с его помощью можно было измерять различные частоты и громкости как по воздушной, так и по костной проводимости. Для проведения точных акустических исследований были оборудованы специальные помещения – камеры, изолированные от внешних звуков. Одна из первых звуконепроницаемых камер была сооружена Г. Цвардемакером в 1904 году в Утрехте.

В развитии отечественной отиатрии особое место принадлежит приват-доценту Московского университета С.Ф. Штейну. Он одним из первых разработал центрифугу для исследования вестибулярного аппарата, гониометр для определения устойчивости равновесия, дал точное обоснование явлению головокружения при вестибулярных нарушениях [18. 7-8].

Во время второй мировой войны и вскоре после нее в ряде стран были предложены новые тесты для исследования слуха. К ним относятся: тесты надпороговой аудиометрии для выявления слуховой гиперчувствительности к изменениям интенсивности звука — так называемого феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Из этих тестов в аудиологической практике широко применялся метод определения дифференциального порога восприятия силы звука (опыт E. Luscher, 1951) и индекса малых приращений интенсивности - SISI-тест (J.-R. Jerger, E. Harford, 1960).

Были разработаны и другие методы исследования слуха, которые получили широкое распространение:

  • метод автоматической аудиометрии, предложенный Д. Бекеши (1947);

  • методы клинической идентификации и оценки глухоты центрального генеза (Е. Восса, C. Calearo, 1963);

  • исследования слуховой адаптации (Ф. Д. Шейхон, 1953, Р.Кар-харт, 1957);

  • шумовая аудиометрия по методике Б. Лангенбека (1963).

В 1946 г. О. Метц сконструировал импедансный мост и впервые применил его в аудиологии для измерения акустического импеданса среднего уха. В настоящее время импедансная аудиометрия широко используется во многих странах для дифференциальной диагностики заболеваний уха, а также в научных исследованиях.

Трудность обследования грудных детей, детей с умственной отсталостью, больных с нарушениями психики обусловила потребность в разработке объективных методов исследования слуха на основе достоверных электрофизиологических измерений. Э. Дж. Уивер и К. У. Брей еще в 1930 г. успешно регистрировали кохлеарные потенциалы общего действия VIII нерва в экспериментах на животных, однако эта работа не была замечена отиатрами. Лишь в дальнейшем метод электрокохлеографии стал постоянно использоваться в аудиологии. Благодаря компьютерной технике объективная аудиометрия получила широкое распространение во всем мире 25.



    1. Медицинские методы диагностики нарушения слуховой функции

Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.

Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.

К субъективным методикам относятся такие, как:

  • регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;

  • условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;

  • игровая аудиометрия;

  • тональная аудиометрия.

Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.

Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].

Главными недостатками данного метода является:

  1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;

  2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;

  3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].

Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.

Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.

Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].

Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии. Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

Преимущества данного метода следующие:

  • есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;

  • колебания постоянные, незатухающие;

  • звук можно усиливать до определенного предела;

  • Недостатками являются:

  • требуется специальная аппаратура;

  • аппаратура немобильна;

  • требуется специальное заглушение помещений.

Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.

В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:

  • импедансометрию;

  • аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;

  • регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.

Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.

Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала.

На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.

Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.

Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).

Преимущества данного метода:

  • КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;

  • регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);

  • регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.

Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).

Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR (Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.

Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].

Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.

При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.

ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].


1.4 Педагогические методы диагностики нарушения слуховой функции.

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

  1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;

  2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;

  3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;

  4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].

Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

  • в слуховом сосредоточении;

  • активизации или торможении общих или сосательных движений;

  • в расширении глазных щелей;

  • в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюда­теля, крике [6.18].

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].

После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выяв­ляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо 6.20-22.


  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа является учебной работой
Согласно стандартам Минобразования рф, курсовая работа – самостоятельная комплексная работа учащихся, выполняемая на завершающем...
Курсовая работа iconКурсовая работа Кузнецовой Е. А
Курсовая работа Кузнецовой Е. А.: Игры, стихи и песни, как обязательные элементы здоровье сберегающей технологии на уроках иностранного...
Курсовая работа iconКурсовая работа, тема «Анализ ассортимента бытовых пылесосов»
Курсовая работа, тема «Анализ ассортимента бытовых пылесосов», 50 страниц, 300 руб
Курсовая работа iconКурсовая работа по теме: «Некоторые диофантовы уравнения»
Данная работа посвящена одному из наиболее интересных разделов теории чисел решение диофантовых уравнений(ДУ)
Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине “Менеджмент”
Работа выполняется применительно к конкретному строительному предприятию в соответствии с вариантом задания, определяемым индивидуально...
Курсовая работа iconКурсовая работа

Курсовая работа iconКурсовая работа на тему: singapoure

Курсовая работа iconКурсовая работа
1914 год с. 8
Курсовая работа iconКурсовая работа по дисциплине: «Финансы и кредит»

Курсовая работа iconКурсовая работа на тему: «Геометрия Лобачевского и ее модели»
Список литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница