Положение о гуманитарной конференции Окружная научно-практическая конференция по литературе «Духовно-нравственные истоки русской литературы»
Общие положения Гуманитарная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные истоки русской литературы» проходит в базовых школах ЮАО города Москвы при поддержке ЮОУО и ГБОУ МЦ ЮОУО города Москвы.
Состав участников Для участия в конференции приглашаются учащиеся 5–11-х классов, учителя, директора, заместители директоров, студенты гуманитарных и педагогических ВУЗов, аспиранты, ученые, деятели культуры, писатели.
II. Идеи конференции: Русская литература — достояние национальной культуры. Русская литература — средство духовно-нравственного и патриотического воспитания. Любовь к Родине начинается с любви к родному языку. Русская литература — путь к пониманию «вечных вопросов». Цели конференции: Выявление литературных талантов среди учащихся 5–11-х классов в области художественного словесного творчества. Повышение мотивации учебных и творческих достижений учащихся 5–11-х классов. Знакомство с новыми аспектами в содержании литературных произведений. Знакомство с традиционными и новыми исследованиями в области литературоведения. Распространение творческих методов и форм преподавания литературы в школе.
Задачи конференции Цели научно - практической конференции определяют её задачи: - формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в области литературы; - выявление талантливых, одарённых учащихся, способных к исследованию актуальных эстетических и духовно - нравственных проблем в области научного и художественного творчества; - формирование у обучающихся уважительного отношения к литературе, духовному и культурному наследию нашей страны; - НПК предоставляет возможность обмена результатами научно-исследовательской деятельности, а также освоения опыта публичной защиты результатов.
V. Порядок проведения конференции Конференция пройдет с 18.02.2013 по 28.02.2013 года в соответствии с планом. Регистрация по секциям является одновременно регистрацией на участие в конференции (форма заявки в приложении №1). В приложении №2 Вы найдете адреса школ, на базе которых будет проходить работа секций. В приложении №3 Вы найдете примерные темы для выступлений на НПК.
Приложение № 1 Форма заявки для взрослых Ф.И.О.________________________________________________________ Должность ____________________________________________________ Звание________________________________________________________ Страна, город__________________________________________________ Адрес, контактный телефон, адрес электронной почты _________________________________________________________ ________________________________________________________
Форма заявки для учащихся Ф.И.О.________________________________________________________ Школа, класс__________________________________________________ Страна, город__________________________________________________ Контактный телефон, если есть - электронная почта ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
Приложение № 2 Окружная конференция по литературе: «Духовно-нравственные истоки русской литературы»
Время проведения – с 18.02.13 по 28.02.13 г. Начало в 15.30
Тема секции | Базовая школа | Время проведения | Образ русской женщины в русской литературе. | № 1929 ул. Борисовские Пруды, д.12, к.2 | 26 февраля | Феномен духовной жизни как основная идея русской поэзии 20 века. (Н. Заболоцкий, А. Тарковский, Я. Смеляков и другие поэты по выбору ученика и учителя). | № 1526 ул. Дорожная, д. 20 А | 21 февраля | Творчество Василия Белова на рубеже столетий. | № 463 ул. Судостроительная, д.10, к.1 |
| Национальное своеобразие русской драматургии. (А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, А.В. Сухово-Кобылин, А.П. Чехов, А.М. Горький, А.В. Вампилов). | № 886 ул. Елецкая, д. 12, к.3 |
| Русская классика в контексте мировой литературы. (Автора и произведение выбирает докладчик). | № 924 ул. Газопровод, д. 5 А |
| Традиции древнерусской и православной литературы в русской классике. | № 549 ул. Кировоградская, дом 21 | 20 февраля | Традиции русской литературы и воспитание национального самосознания. | № 1207 ул. Домодедовская, д. 24, к. 7 | 26 февраля | Отражение русской истории в русской литературе. | № 877 ул. Бирюлевская, д.23, к. 1 | 21 февраля |
Приложение № 3
Примерные темы докладов на окружной конференции по литературе «Духовно- нравственные истоки русской литературы»
Тему доклада предлагается выбрать в соответствии с секцией, на которой вы собираетесь выступать.
Для учащихся:
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и русская ментальность. Россия и Европа. Опыт прочтения поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». «… одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» (А.С. Пушкин). Образ самодержца в русской поэзии. Он говорил о временах грядущих. Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. А. Пушкин «Адаму Мицкевичу» В.А. Жуковский. «Дневник (поездка в Оренбургский край)». Исторические события XX века и их отражение в поэзии … (А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Твардовского, Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, В. Шаламова). А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». Виктор Николаев. «Тяжелая штука – война! На ней действительно, как на войне». Тема детства в творчестве М.Ю. Лермонтова. Читатель-школьник в художественном произведении. «Дневник Кости Рябцева» Николая Огнева. Мир ребёнка в русской литературе. Современное прочтение повести А. Гайдара «Школа». «Поэзия есть высшее искусство духа» (Г.-В. Фридрих Гегель). Драматическое начало в песнях В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Городницкого. «Родник любви к поэзии святой» (по творчеству любого поэта). «Я встретил вас…» (по лирике любого поэта). «Плачь, муза, плачь!» (А. Пушкин «Андрей Шенье»). (По творчеству любого поэта). Философские мотивы творчества Николая Рубцова. Образы природного мира в поэзии Николая Заболоцкого. Уроки А.Т. Твардовского. «Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…» Тема ответственности перед временем и родиной в произведениях русских писателей и поэтов (автора и произведение выбирает докладчик). Проблема судьбы в творчестве … (автора выбирает докладчик). Проблема смысла жизни в творчестве … (автора выбирает докладчик). Гуманизм «Сказок» К.Г. Паустовского. Смысл финала … (автора и произведение выбирает докладчик). Философские новеллы А.П. Чехова («Студент», «Черный монах», «Архиерей»). «Неправильный герой» Андрея Платонова. Изображение «сознания» героя в романе … (автора и произведение выбирает докладчик). Диалог писателя со временем и самим собой. (А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой). В.А. Жуковский. Стихотворная повесть «Капитан Бопп» и её философский смысл. Творчество В.И. Даля. Просветительская деятельность. Василий Белов. Мастерство прозы писателя. Литературный портрет Василия Белова. Темы и идеи творчества Василия Белова. Значение публицистики Василия Белова. Тема дома и семьи в творчестве Василия Белова. Русская деревня в изображении Василия Белова. Тема народного счастья в творчестве Василия Белова. Образ человека-труженика в изображении Василия Белова. Тема любви к родине в произведениях Василия Белова. Василий Белов. Своеобразие художественного стиля писателя. Творчество Василия Белова в оценке современной критики. Образ женщины как хранительницы семейного очага в произведениях русской литературы. Образ невесты в русской литературе. Образ бабушки в произведениях русских писателей. Образы женщин в творчестве Валентина Распутина. Русская женщина и трагедия войны. У войны не женское лицо. «Нет, милая моя не может лицемерить, всё непритворно в ней…» (А.С. Пушкин). Героиня поэзии Н.А. Некрасова. Образ матери в поэзии Н.А. Некрасова. «На позицию девушка провожала бойца…» Образ женщины в современной поэзии. Н.В. Гоголь «Ревизор». Проблемы интерпретации. Пьесы А.П. Чехова. Тема утраченного счастья. Пьесы А.Н. Островского. Интеллектуально-эмоциональная жизнь героев. Диалог и монолог в пьесах русских драматургов. Тема любви в русской драме. Тема будущего в пьесах А.М. Горького. Роль пейзажа в пьесах русских драматургов. Исторические пьесы (тему необходимо соотнести с названием конференции). «Настоящая душа разложения» - Иудушка Головлев. (М.Е. Салтыков-Щедрин) Духовные концепты русской культуры в художественной системе М.Е. салтыкова-Щедрина. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и народные сказки. Единство темы и идеи. Публицистика В. Распутина. Художественный мир Валентина Распутина. Жанр жития в русской литературе как отражение народного самосознания. Образ сердца в Библии и русской литературе. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Древние тексты об эпохе борьбы русского народа с монголо-татарами. Тема победы в древнерусской литературе. Героические страницы древнерусской литературы. Идея человека в древнерусской литературе. Тема литературы Киевской Руси. Текст и его источник. «Житие Константина и Елены». «Повесть временных лет». «Житие Бориса и Глеба». Нестор – летописец. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Мысли о Русской земле. Сочинения Владимира Мономаха (поучения). «Слово о полку Игореве». Проблемы, образы, идеи. Сопоставительный анализ переводов «Слова о полку Игореве». «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского». Версии повести. «Слово о полку Игореве» в оценке литературоведов. «Задонщина». Особенности темы, стиля. «Слово о полку Игореве». Изображение русских князей в тексте произведения. «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Моление Даниила Заточника». «Слово о погибели Русской земли». «Житие Александра Невского». Тема семьи в древнерусской литературе. Тема воспитания в древнерусской литературе. Москва в текстах древнерусской литературы. «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву». Памятники Куликовского цикла. «Сказание о Мамаевом побоище». «Хожение за три моря Афанасия Никитина». «Повесть о старце, просившем руки царской дочери» - памятник ранней русской повествовательной литературы.
Темы докладов по методике преподавания для учителей:
О современном прочтении русской классической литературы в школе. Методика работы с мемуарной литературой. Интеграционные основы современного урока литературы. Осуществление рефлексивного подхода на уроках литературы в старших классах. Способы диагностики читательской памяти. Изучение публицистики на уроках литературы в средней школе как методическая проблема. Организация восприятия, изучения лирического произведения на уроках литературы в средней школе. Технология модульного обучения на уроках литературы. Организация учебного исследования на уроке-обзоре. Интеллектуальная игра на уроках литературы как средство обобщения и закрепления знаний. Анализ текста через инсценирование. Развитие воссоздающего и творческого воображения учащихся при знакомстве с лирическим произведением. Поисковые задания как основа проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках анализа художественного текста. Формирование творческих способностей учащихся в процессе анализа литературного произведения (из опыта работы над …) Современные педагогические технологии и проблемы анализа и интерпретации литературного произведения на уроке литературы. Лирика (автора выбирает учитель): урок – педагогическая мастерская.
Учитель имеет право определить тему доклада или реферата самостоятельно.
Другие возможные формы участия в окружной конференции.
Иллюстрации. Презентации. Мини-спектакли (не более 5-7мин.), элементы театрализации. Стендовые доклады. Стенгазеты. Фото- или видеорепортажи и другое.
Дополнительная информация: Работы сдаются до 07.02.2013 г. в печатном и электронном виде в базовые школы для предварительного рецензирования и обсуждения. В ОМЦ работы рассматривает экспертная группа. Работы не возвращаются.
Требования к печатным материалам НПК
Параметры страницы для оформления материалов, которые войдут в сборник. Требования даны для формата А 5 (или 14,8 х 21). Поля – 1,75; верхний колонтитул – 0, нижний – 1,75. Длина строчки не более 11,5 см., высота от первой до последней строчки, включая номера страниц, – 17,5 см. Шрифт 11, «Times»; межстрочный интервал одинарный. Рисунки (если будут) представлять соразмерно масштабу текста страницы; заголовки поуровневые (1, 1.1, 1 и т.п.).
Директор ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ А.М. Константинова.
Исполнители – методисты по русскому языку и литературе, т. 8 – 495 - 315 48 45.
|