Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи




Скачать 38.83 Kb.
НазваниеОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер38.83 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2


Федеральная научно-образовательная программа

творческого и научно-технического развития детей и молодежи

« Юность, наука, культура»


Всероссийский открытый конкурс

научно-исследовательских и творческих работ обучающихся


Направление: Историческое краеведение

Название работы

История Староселенгинска- столицы Забайкалья в XVII-XVIII вв.


Автор работы

Дугарова Эржена

Место выполнения работы

МОУ СОШ №2, 9 класс, г. Гусиноозерск

Научный руководитель

Тайсаев Т.Т., проф. БГУ. д.г.н.,

Банзаракцаева С.С., учитель СОШ №2

2007


Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………….3

  2. Основная часть…………………………………………………………………...5

II.1 Путешествие в старый город…………………………………………………....5

II.2 Исторические памятники………………………………………………………..8

II.3. Они живут в памяти народной…………………………………………………11

II.4. Декабристы………………………………………………………………………14

II.5. Великие деятели, вышедшие из Староселенгинска…………………………...15

  1. Заключение………………………………………………………………………19

  2. Список использованной литературы…………………………………………...20

Приложения


Введение

Напротив нынешнего Новоселенгинска, на правом берегу реки Селенги, сегодня видны Спасский собор и часовня - единственные свидетели драматической истории города Селенгинска – столицы Забайкалья в 17-18 веков.

Город, выполнив свою историческую миссию, тихо и незаметно ушел со сцены. Старый Селенгинск, защитив забайкальские рубежи русского государства в 17 веке, создав основу для рождения Троицкосавска - Кяхты и процветания Верхнеудинска в веке 18, угасал, обессиленный напором сыпучих песков и водами своенравной реки. Как старик- родитель, взирал он на торговые успехи любимого дитяти- Кяхты, не завидуя, радуясь им. И не ревновал к брату- близнецу своему Верхнеудинску, когда ушла к тому власть и сила. Так было нужно для державы, а его удел - коротать теперь в тени истории годы и дни. Так и ушел, не требуя признания, не ожидая благодарности.

Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега Селенги кипела и бурлила когда - то жизнь десятков тысяч людей со всеми человеческими проявлениями. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, войнов, дипломатов, торговых людей, ссыльных и землепашцев. Этот город сыграл в исторической судьбе Забайкальского края прогрессивную роль. Селенгинск был одним из ранних административных, военных и торговых центров Забайкалья. Многое пришлось испытать и видеть ему, он знал славу взлета и горечь падения.

Поэтому исследование истории Староселенгинска, его славной страницы в истории Российской империи на восточных рубежах- актуальная тема для изучения дипломатических и торговых отношений между Китаем, культурного наследия и краеведения Забайкалья. В местных периодических изданиях, газетах и СМИ Бурятии в последние годы (1990-2004) уделяется большое внимание истории Забайкалья и ее городов- богатого культурного наследия России, представляющего ценность для науки и образования. В настоящее время Селенгинск привлекает внимание путешественников своей славной, берущей начало в далеком прошлом, историей.

Цель моей работы: исследование истории и роли города Селенгинска в истории Российской империи на ее восточных рубежах.

Задачи:

  1. Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью Староселенгинска.

  2. Показать роль деятелей, живших в Селенгинском остроге.

  3. Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.

  4. Выяснить историческую значимость людей Староселенгинска, которые оставили след в истории Забайкалья.

Объект исследования: изучение истории городов Забайкалья.

Предмет исследования: история Староселенгинска- столицы Забайкалья 17-18 вв.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории Староселенгинска из архивов и фондов музеев, библиотек городов Кяхты, Гусиноозерска и с. Новоселенгинска, экскурсии в окрестностях Старого и Нового Селенгинска, Гусиного озера, где происходили исторические события, связанные с жизнью городов Забайкалья.


Путешествие в старый город.

Впервые русские пытались проникнуть в Селенгинский край дважды в 1647-48 и 1652 гг. Тогда они получили первое представление о крае, о жизни и о быте местных народов. С третьей попытки, 27 сентября 1665 г. на парусных судах казаки добрались по Селенге до устья Чикоя.

В течении длительного времени Селенгинск будет играть роль важного стратегического пункта. Роль эта усиливалась ещё и тем, что вместе с основанием острога «русские» призвали тамошних жителей в «ясачный платеж». Правительство быстро оценило высокое значение вновь поставленного острога. Царской грамотой вскоре было дано задание острог тот «переписать» и составить чертеж и дать общее представление о крае. Острог был взят на учёт. А за острогом на надолбах поставлена церковь Божия во имя нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другой престол – образ во имя Михаила Архангела, а 3-й престол во имя Николы Чудотворца.

Длительное время в остроге было малолюдно. Из 22 живших в остроге 19 служащих, основавших его, и 3 человека, нанятых на службу. Имея такой незначительный состав, служилые использовали самые мирные способы приведения в покорность местного населения. Они «задаривали» нерусских товарами, о которых те не имели представления или пользовались у них известным спросом. В течение длительного времени Селенгинск жил напряженной жизнью, постоянно подвергаясь угрозам и набегам, отражая нападки «мунгальских» князей, которые долго не могли смириться с появлением на их, как они считали, земле острога и даже посылали к царю послов несколько раз удостовериться в том, что острог поставлен по государеву повелению. Впоследствии, в связи с признанием монгольскими племенами владычества маньчжурского императора, отношения стали ухудшаться. Начались враждебные действия против русской крепости на Селенге. Поэтому в 1685 году в предельно короткий срок, всего за три месяца, острог был перестроен. Он получил деревянные стены, которые были сделаны с «великой крепостью с нагороднями, с верхним и подошвенным боем», по углам стояли башни.[10]

Оборонительные качества крепости вскоре подверглись серьезному испытанию. Под давлением китайского богдыхана монгольский правитель Тушету-хан направил в Забайкалье свои отряды, которые в первых числах января 1688 года осадили Селенгинск. Мужественная оборона крепости под командованием ссыльного украинского гетмана Демьяна Многогрешного окончилась поражением и отступлением вторгшихся отрядов, что способствовало переходу ряда бурятских и монгольских племен в российское подданство и заключению Нерчинского договора 1689 года, закрепившего Забайкалье за Россией. В дальнейшем Селенгинск продолжал оставаться главным военным и административным центром Западного Забайкалья. Из Селенгинска стали отправлять наземные торговые караваны, что привело к увеличению населения города, появлению здесь «торговых» людей, оживлению строительства.

В 1697 году стены и башни крепости перестраивали, но состояние укреплений и застройки Селенгинска, по мнению прибывшего сюда царского посла Саввы Рагузинского, не соответствовали его назначению пограничной крепости «Селенгинск ни город, ни село, ни деревня, - докладывал он в столицу,- понеже в оном токмо 250 дворов и строен на месте ни к чему не годном и ко всяким набегам опасным ни чем не огорожен, к тому ж оной за низкостью места повсегодно водою и реки Селенги размытием затопляется».[11] Служба и жизнь служилых в Забайкалье были тяжелыми. Денежное и хлебное жалование получалось нерегулярно, служилые часто голодали. Это приведет к тому, что служилые люди начинают заниматься земледелием, хлебопашеством, скотоводством.

.По указу 1743 года в Селенгинск был учрежден магистрат, ведавший Кяхтинскими и Верхнеудинскими делами.До установления в 1728 году Буринского тракта через Селенгинск шли поиски торговых путей с соседними государствами – Монголией и Китаем. С 1705 года русские начали попадать в Китай через Селенгинск. Это способствовало экономическому подъему города, занявшего на некоторое время позицию важного пограничного пункта. Здесь бывали послы, купцы с товарами, сюда стремились поселенцы, склонные к торговле. Это отражалось в целом на развитии города. Длительное время, начиная с момента основания, Селенгинск был центром и главным пунктом «военных операций за Байкалом». В 17 веке и в течение 18 веков в нем посменно квартировали штабы войск мушкетерских полков и Тобольский полк. Здесь находился Селенгинский гарнизон и Селенгинский полк, Екатеринский полк, эскадрон драгун, конные карабинеры. В городе находилась полевая и гарнизонная артиллерия. Все это время военных здесь было гораздо больше, чем гражданских жителей.

Административное значение Селенгинска упало с 1775 года, когда в Иркутской губернии образовались два провинциальных управления в Удинске и Якутске. Главным основанием перемещения администрации из Селенгинска в Удинск было расположение последнего в центре Западного Забайкалья. Селенгинский уезд был ликвидирован, а для сбора податей, решения маловажных дел и «размножения хлебопашества» образовано Селенгинское комиссарство, входившее в состав Удинской провинции. В 1783 году заштатный город Селенгинск с прилегающими к нему землями вошел в состав Верхнеудинского уезда Иркутской области. В конце 18 века Селенгинском управляла «земская изба», подчинявшаяся Верхнеудинскому городовому магистрату.

В конце 18 века из Селенгинска были выведены почти все квартировавшие в нем войска. Рост города прекратился. Упадок Селенгинска довершили два больших пожара, в апреле и октябре 1780 года, почти полностью уничтожившие город. Но Селенгинск страдал не только от пожаров. Город систематически разрушался наводнениями, засыпался песком. Селенгинск был расположен у подножия песчаной горы, называемой Обманным хребтом, и ветер, развевая песок, заносил им улицы города. Ежегодно река разливалась и затопляла город, отмывала берег, сносила строения. Эти бедствия особенно усилились после 1785 года, когда большое наводнение Селенги отмыло целый квартал города. В конце 18- в начале 19 века многие жители Селенгинска стали переселяться в «другие города и крестьянские общества».[15]

К концу 1830 года, в Селенгинске числилось 230 «ревизских душ», четыре купеческих семьи и находилась небольшая артиллерийская команда (шесть офицеров и 110 нижних чинов). В Селенгинске насчитывалось 188 «обывательских» домов и имелись «городническое правление» почтовая контора, словесный суд, соляной и винный магазины, приходское училище, торговые лавки, питейный дом, различные здания артиллерийской команды и две церкви: каменная и деревянная. Напротив города на левом берегу Селенги располагались три деревни – Верхняя, Средняя и Нижняя, отделенные друг от друга горами, а вокруг стояли бурятские юрты.[13].

Чистый горный воздух, быстрая река, отсутствие болот делали климат окрестностей Селенгинска полезным для здоровья. Несмотря на обилие песка, почвы были плодородны и давали урожаи, во много раз превышавшие урожаи в Европейской России. Распахав участок, на второй или третий год оставляли его и пахали на новом месте. Хлебопашеством занимались не только русские, но и буряты.Однако главным занятием жителей Селенгинска и его окрестностей было скотоводство, особенно овцеводство. Буряты, земли которых окружали Селенгинск, также занимались преимущественно овцеводством, разводили крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов.

Частые наводнения и занесение города песком привели к тому, что был поставлен вопрос о перенесении города на другое место. В 1830 году на город обрушилось сильное наводнение. Часть домов была совершенно разрушена, некоторые дома повреждены настолько, что их владельцы не стали их исправлять. Жители Селенгинска обратились к местному начальству с просьбой о перенесении города. Для постройки нового города они избрали место на левом, возвышенном берегу Селенги в трех с половиной верстах выше старого, в урочище Тоенском.

6 сентября 1840 года Николай 1 утвердил «положение» Комитета министров о перенесении Селенгинска, а 6 октября 1840 года во все концы Российской империи был разослан указ: «Государь император… высочайше повелеть соизволил заштатный город Селенгинск Иркутской губернии, расположенный на правом берегу протока реки Селенги при подошве песчаной горы и претерпевающей частые разорения от наводнений во время розлива сей реки, перенести на избранное местным начальством удобнейшее место, находящееся на противоположной стороне упомянутой реки в 3-5 верстах выше настоящего, в урочище, именуемом Тоенским». Жители Селенгинска, начавшие строить дома на новом месте, на первые три года освобождались от платежа податей, а следующие семь должны были вносить половину оклада. [11]

Таким образом, со времени возникновения Селенгинск стал центром ясака с бурят и тунгусов, кочевавших по среднему течению Селенги, а затем – административным центром Западного Забайкалья и главным пунктом торговли России с Китаем. О значении Селенгинска в жизни забайкальского края свидетельствует то, что он одним из первых был втянут в орбиту почтовой связи, учрежденной в России государевым указом в 1731 году.

Исторические памятники.

На территории Староселенгинска сосредоточено множество исторических памятников, позволяющих восстановить немало забытых страниц истории: Спасский собор, Вознесенский собор, памятник на могиле английских миссионеров, памятник- обелиск Селенгинскому коменданту Якобию, часовня Святого Креста.[4,6,14]

Становление православия в Западном Забайкалье связано с Староселенгинском и его окрестностями. По сведениям Степана Полякова- « за острогом на надолбах поставлена церковь Божия во имя нерукотворного образа Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, а другой престол- во имя Михаила Архангела, а 3-й престол- во имя Николая Чудотворца.»[11] В церкви были иконостасы: «Деисусов- три пояса с Апостолы, и с праздники Господские и с Пророки». Кроме того, в остроге «над воротами поставлена бревенчатая часовня, а с приходу в киоте образ грозных сил воеводы Михаила Архангела.»

Всего же Селенгинску подчинялись 15 церквей Западного Забайкалья. В 1735 году Староселенгинск посетил Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Нерунович. Здесь « встретил его спор местных священников о первенстве. Владыко решил, что б Спасской церкви быть отныне соборную, и ее священнику первенствовать».[9]

Краткой была история двух церквей в основанной Саввой Рагузинским Петропавловской крепости. Одна из них церковь крепостная – во имя Верховных апостолов Петра и Павла, другая деревянная – во имя Живоначальной троицы. Крепость была заброшена в 50-е годы 18 века, а в 1787 году ее совершенно снесло наводнение.

Мало известно и о священниках, служивших в селенгинских церквах. В архивных документах встречаются имена священников Спасской церкви Кирилла Кириллова, Петра Филиппова, благочинного протопопа Алексея Данилова, священников Покровской Церкви Ивана Георгиева и Алексея Федорова. Главным в истории является пребывание в Забайкалье, на Селенге первого сибирского, Иркутского и Нерчинского епископа Иннокентия Кульчицкого. Время и природа не пощадили первые храмы Селенгинска. В 1870 году в результате двух пожаров сгорел фактически весь город, в том числе и его церкви – Спасская, Троицкая, Покровская, а в 1805 году сгорела Казанская. Однако возродился, уже каменным, собор Спасский, восстановили деревянную Покровскую. Несмотря на то, что стал Селенгинск в 19 веке городом заштатным, а потом уездным, церковная жизнь его оставалась по-прежнему активной и интересной.[6]

Сегодня в дни важных христианских праздников, по городам и селам юга Бурятии верующие возят интересный памятник старины. Это огромный, до 3 метров высотою, деревянный крест, совершенно почерневший от времени. На лицевой стороне барельефное цветное изображение распятого Иисуса Христа, а вот тыльная сторона привлекает внимание любого человека. На ней глубоко вырезана старославянская надпись: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Лето от сотворения 7198 года. Строил атаман Диятьев».[4] Крест уцелел во время пожаров в Селенгинске. Жители почитают крест и называют его чудотворным. Как сам крест, так и резная работа, лико Христа Спасителя, краски и надпись сохраняют почти первобытное свое состояние и достоинство, несмотря на то, что крест три раза находился после пожаров, и по нескольку лет, засыпанным землею и подвергался сырости и протчему». [4]

Старый Селенгинск исчез с лица земли, оставив после себя также и могилу генерала В. В Якоби (коменданта Забайкалья). За заслуги перед государством в укреплении Забайкальской границы и за патриотические взгляды генералу Якоби благодарные потомки воздвигли памятник, который стоит сейчас в Старом городке.Личность командира Якутского полка генерал- майора Варфоломея Валентиновича Якоби известна довольно хорошо. Выходец из Швеции, этот человек 20 лет прослужил в действующей армии России, до 1740 года участвовал во всех кампаниях (в двух турецких, шведской, польской и крымской войнах). Был замечен Екатериной 1, которая при коронации произвела его в кавалергарды в чине капитана. с этого времени начался стремительный взлет карьеры В. В. Якоби. Он был полковником и занимал видное место в светской элите. Опасаясь дальнейшего роста влияния В. В. Якоби при дворе, Военная коллегия 27 мая 1740 года удалила его из столицы, назначив командиром самого отдаленного Якутского гарнизонного пехотного полка в Селенгинске, с производством в чин бренадира (первый генеральский чин).Несмотря на кажущуюся свободу и неограниченность власти Якоби в Забайкалье, особые условия его жизни заключались в том, что ему не разрешали пригласить, семью, жившую за границей. Единственное, что ему удалось сделать – это выписать малолетнего сына и всецело отдаться его воспитанию. Причем оторванность от семьи компенсировали присвоением чина генерал- майора и «оставили в чине генералитета», т. е генералом для поручений. А 19 октября 1764 года Якоби сняли почти со всех должностей. Умер генерал в 1769 году, в течение 30 лет так и неповидавший семью.

После смерти Николая, отъезда Михаила Бестужева их ученик А. М. Лушников, ставший знаменитым купцом увековечил память о своих учителях. Он воздвиг над могилами К. П. Торсона, Н. А. Бестужева и их родных в Посадской долине единый некрополь (ныне объект туризма), построил каменную часовню Святого Креста и перенес туда все исторические реликвии.

Известен Селенгинск и как торговый центр. Недалеко от него на одном из островков в устье Чикоя (Стрелка) находилась крупная таможня. « Золотую россыпь» исторических фактов, касающихся Селенгинска, нужно еще дополнить одним малоизвестным обстоятельством. В1758 году в окрестностях Селенгинского острога был похоронен национальный герой монгольского народа Амурсана. В самом Селенгинске и его окрестностях сохранилось много интересных зданий. Это прежде всего дом купца Д.Д. Старцева, построенный по проекту декабриста Николая Бестужева. Сейчас в нем располагается музей декабристов. В Селенгинске очень много живописнейших природных памятников. Это скала Англичанку (Наддачин), связанная с пребыванием английских миссионеров, Острая сопка, Караульный камень и Высокая гора - любимые места отдыха декабристов.[14] Большой интерес представляет Бестужевская падь (Посадская) с архитектурным ансамблем, воспроизводящим усадьбу семьи Бестужевых со знаменитым мостом, который назывался « Буерак». Не менее интересна и Зуевская падь (Бестужевский покос).

Таким образом, к 1745 г., Селенгинск был крупнейшим городом за Байкалом, и его население составляло более 4 тысяч человек. Спасский собор и Святой Крест уже в середине 19 столетия считались главными историческими святынями юга Забайкалья, живыми свидетелями далекого времени русского освоения края в 17 веке. Обилие самых разнообразных памятников и исторических мест на довольно небольшой территории наводит на мысль о необходимости создать здесь историко-архитектурный музей – заповедник.

Они живут в памяти народной

Селенгинский воевода

Тайн, связанных с пребыванием в Сибири опального запорожского гетмана Демьяна Игнатьевича Многогрешного, много.[8] Почти тридцать лет пробыл в сибирской ссылке, из которых большая часть прошла в Селенгинске. Забайкалье стало для него, «сидельца» Тобольской, Иркутской и Селенгинской тюрем, второй родиной. Он обрел здесь свободу, всеобщее призвание и власть. И защищал он древний город отчаянно, не щадя живота своего, как бы предчувствуя, что суждено ему будет здесь успокоиться. Одной из главных заслуг Многогрешного в период Селенгинской службы было активное участие в обороне Селенгинска и его окрестностей от набегов и грабежей некоторых монгольских племен, провоцируемых китайцами. Именно его воинская доблесть и искусство снискали ему здесь народную славу и послужили основой для местных преданий и легенд. Созданный в то время при непосредственном и активном участии Многогрешного военный авторитет русских в районе Селенгинского Забайкалья дал возможность бурятам-табангутам окончательно поверить в надежность русской защиты и решить вскоре вопрос о добровольном вхождении в состав Российского государства. В связи с этим особенно интересной страницей Селенгинской биографии опального гетмана является его служба под началом известного дипломата, царского посла в Забайкалье Ф.А.Головина, который, опираясь на воинское искусство Многогрешного, подготовил, а затем в 1689 году подписал трудный, но очень важный для России мирный договор с Китаем. Ссыльный гетман был одним из первых воевод Селенгинска и до глубокой старости, потеряв здесь двух сыновей и, очевидно, жену, беззаветно служил нашему краю. Этнограф В.В. Птицын, долго живший в Кяхте, пишет: «Тогда, среди общей паники, посла и город спас сосланный туда за любовь к свободе Малороссии запорожский гетман Демьян Многогрешный, которому правители города догадались вручить главное начальство над гарнизоном и стрельцами. За эту услугу гетмана сына его Сергея пожаловали в сыны боярские».[8] Напомним, что в местах сражений гетмана с монголами, возникли дошедшие до нас через три столетия географические названия – «гора Убиенная», «падь Убиенная» в районе города Гусиноозерска.

А.П. Ганнибал в Селенгинске

С историческим прошлым Селенгинска связан малоизвестный, трехлетний период жизни бомбардирской роты Лейб-гвардии Преображенского полка поручика Абрама Петрова- снтичнымым прозванием Ганнибал!о его чудотворным.утешественников своей славной, берущей начало в далеком прошлом, историей.айкалзнаменитого «Арапа Петра Великого».[1,12] Волею судеб ему довелось быть пассивно причастным к воплощению идеи графа С.Л. Рагузинского – о возведении новой Селенгинской крепости на возвышенном левом берегу реки Селенги – замысла, так и не претворенного в жизнь. 28 мая 1727 года сибирскому губернатору, действительному тайному советнику князю М.Д. Долгорукову последовало предписание, «по прибытии отправить Ганнибала и подалее, совсем уже в глушь – в Селенгинск, для построения крепости, как то предусматривалось еще указом от 30 декабря 1726 года»… - гласила грозная бумага. Злосчастный изгнанник через Тобольск прибыл в декабре 1727 года в Иркутск, а оттуда 15 января 1728 года был уже в первоначальном Селенгинске в ставке графа Саввы Рагузинского. Привыкший к жизни в Москве, Петербурге и Париже, Ганнибал- военный инженер прозябал в селенгинском захолустье, скучая и бездельничая, так как предполагаемое строительство крепости не было подготовлено и отсутствовали нужные книги, инструменты, бумаги и краски, да и жалованья ему и его людям. Скорбное трехлетнее пребывание Ганнибала в Селенгинске после прошений графу Савве Рагузинскому и императору Петру закончилось двухмесячным арестом его и высылкой в Томск.

Летом 1827 года А.С. Пушкин начал работу над историческим романом «Арап Петра Великого». Речь идет о прадеде А.С. Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале и Савве Лукиче Владиславиче-Рагузинском, человеке, выполнявшем многочисленные поручения Петра 1 и его преемников, видном дипломате своего времени.[12] Впервые судьба свела малолетнего арапа Ибрагима-Абрама с Саввой на русской службе в 1704 году в Стамбуле. Он находился там в качестве заложника турецкого султана. Посланник России в Турции П.А. Толстой, получив задание Петра 1 доставить в Россию несколько способных к обучению мальчиков арапов, обратился за помощью к Савве Владиславичу, своему тайному агенту, который спасался от турок в качестве купца деревянным маслом, кумачом и бумагой хлопчатой. Рагузинский быстро завоевал авторитет у окружения Петра 1. Он был тесно связан торговыми операциями с правительством, ввозя самые нужные стране товары. А.С. Пушкин записывал все, что относится к Савве Лукичу, потому что с ним была связана судьба его прадеда. Он отмечает активную деятельность Рагузинского во время Прусского похода. 5 июня 1725 года чрезвычайным и полномочным министром был назначен Савва Лукич Рагузинский. В 1726 году посольство, в которое входил он и Бухольц, отправилось в Китай через бескрайние просторы Сибири. До этого Савва Лукич о Сибири знал по ее дарам – мягкой рухляди (пушнины), которую за рубежом послы использовали как валюту. В 1704 году он доставил в Стамбул пушнины на 5 тысяч рублей. Теперь Сибирь предстала перед ним в своей суровости и многообразии. Прежние посольства в Китай шли через Даурию и Маньчжурию. Савва Лукич пошел через Монголию. Посольство в Пекине встретили с почестями, но с первых же часов пребывания в столице началось давление на него. Оно было лишено свободы передвижения. 15 ноября 1726 года начались переговоры, на которых тайская сторона предъявила претензии на огромные территории России, включая южную часть Восточной Сибири и Западной Сибири. В итоге было решено перенести переговоры на границу, что ставило стороны в равные условия. Место для них выбрали на реке Бурее в 100 км от Селенгинска. В конце концов, русская сторона сделала некоторые территориальные уступки, что вместе с укреплением границы привело к завершению переговоров 20 августа 1727 года и подписанию Буринского договора. С русской стороны его подписал чрезвычайный посланник и полномочный министр С.Л. Рагузинский. Положение на границе упрочилось: были установлены границы, пункты для пограничной торговли. С подписанием договора спала страшная напряженность тех девятимесячных переговоров с изощренным, хитрым и коварным партнером, пустившим в ход и угрозы, и давление, и обман, - Савва Лукич смог оглядеться и заняться другими делами. Ожидая обмена экземплярами договоров, Савва занимался вопросами укрепления обороноспособности крепостей. Его служба в Селенгинске продолжалась до июля 1728 года. Он составлял проекты переноса Селенгинска и строительства Кяхты и Троицкосавска. 14 июня 1728 года делегации обменялись договорами в Кяхте, а в июле Савва выехал вначале в Иркутск, а затем в столицу.

С приездом Саввы Рагузинского И.Д.Бухольц поступил в его подчинение и участвовал в русско-китайском размежевании. Возвращаясь в столицу, Рагузинский оставил Бухольцу бумагу, проливающую свет на его дальнейшую роль. В ней значилось: «Инструкция, данная по Указу Его Императорского Величества из походной канцелярии китайской экспедиции и по силе врученной мне полной мочи, Благородному Полковнику Ивану Дмитриевичу Бухольцу «Понеже по силе сочиненного в 1797 (1689) году мира при Нерчинском многие противности, непорядки и остановки между Российским и Китайским империями вечный мир сочинен, граница разведена, корреспонденция равномерная и коммерция установлена и все протчее… ныне и впредь содержать и исполнять».[11] И.Д.Бухольц единолично управлял пограничными делами до 12 сентября 1713 года, когда заниматься русско-китайскими отношениями был назначен иркутский вице-губернатор А.И. Жолобов. Однако, оставаясь по-прежнему селенгинским комендантом и командиром Якутского полка, И.Д. Бухольц продолжал нести главную ответственность за охрану границы вплоть до 1741 года, пока не был по возрасту уволен в отставку.

Таким образом, Селенгинск с момента своего основания становится местом ссылки и каторги. Здесь были прадед А. С Пушкина генерал- аншеф Абрам Ганнибал, опальный гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный. С Селенгинском были связаны и выдающиеся деятели российской истории- дипломат, серб по национальности Савва Рагузинский и сподвижник Петра 1 по созданию регулярной армии Иван Дмитриевич Бухольц

Декабристы

В сентябре 1839г.декабристы братья Бестужевы- Николай и Михаил Александровичи- прибыли на поселение в Селенгинск. Жители Селенгинска, и русские, и буряты, встретили с большим радушием, приходили к ним за советом и помощью. Братья во всем оказывали постоянную и бескорыстную помощь бурятскому населению, часто защищали жителей от произвола местных властей. Михаил Бестужев писал: « Кругом нас живут добрые буряты. Старики любят и уважают нас. Что за добрый народ эти буряты, я большую часть времени провожу с ними в расспросах и в разговорах». [2] А Николая Бестужева селенгинцы называли «источником ума, знаний и добра». Они называли его «Улан- Наран»- «Красное Солнышко». С приездом в Селенгинск братья получили свои наделы пахотной и сенокосной земли и начали заниматься земледелием, но урожаи хлеба приносили убытки. Братья открыли часовую, ювелирную и оптическую мастерские.[5] Учениками и помощниками были буряты. Они учили их ремеслу не только у себя в мастерской, но и выезжали в улусы. Буряты загорались желанием учиться, приезжали к Бестужевым, проходили курс обучения, а затем, запасшись инструментами, возвращались домой. Безусловно, Николай Бестужев- фигура яркая, колоритная, обладавшая удивительным « сплавом талантов». «Николай Бестужев был гениальным человеком,- писал декабрист Н.И. Лорер, - и, боже мой, чего он не знал, к чему не был способен!» Декабрист А.Е. Розен писал о нем: «У него были золотая голова, золотые руки и золотое сердце».[5] Бестужев провел вокруг Гусиного озера и Гусиноозерской впадины ценные геолого- географические наблюдения; описал берега озера; нашел выходы бурого угля. На поселении в Селенгинске декабристы показали себя новаторами ведения земледелия. Они добывали себе хлеб, на их огородах росли овощи, в парниках- арбузы, дыни и китайские огурцы. Их дом с усадьбой представлял оазис на пустынном берегу Селенги, где был большой огород, искусственное орошение. Огромное колесо с черпаками приводилось в движение течением реки и поднимало воду на высоту более пяти метров в желоба, по которым вода уже сбегала в поля, сады. В Зуевской пади росла пшеница, зеленел луг. У себя они организовали мастерские по изготовлению образцовых сидеек, получивших название «бестужевок».В Селенгинске жил и декабрист Константин Торсон, переселившийся из Петровского завода. В своем доме Торсоны открыли домашнюю школу.

Таким образом, жизнь декабристов в Селенгинске- это живая повесть борьбы передовых людей за создание в глухом краю образцового хозяйства, опирающегося на технику и науку. Своей деятельностью они поднимали экономику края, бросали семена просвещения, будили сознание у населения.

Великие деятели, вышедшие из Староселенгинска

Старый Селенгинск славен многими замечательными именами, и среди них особое место принадлежит селенгинскому купцу Андреяну Толстых.[3] Он оставил заметный след в истории русских географических открытий, совершил три похода к Алеутским островам в 1747-1760 гг.

Андреян Толстых, обессмертил третьим походом к Алеутским островам. На судне «Андреян и Наталия» Толстых 27 октября 1760 года вышел «из реки Камчатки». Экипаж состоял из 32 русских и 22 камчадалов. А.Толстых открыл и описал острова Канага, Б.Ситхин (Чешхина), Тагалах, Аха, Адахи и другие, которые на картах мира зовут сегодня Андреяновскими. Подлинные документы и все исследователи подтверждают высокий гуманизм Толстых в отношениях с коренным населением островов, его дальновидный государственный подход к этому вопросу. За сделанные открытия Толстых получил награду от правительства.

Галсан Гомбоев был современником и наставником первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Он родился в 1818 году в Селенгинске. Светского образования он не имел. Происходил он из казачьих детей 5-й сотни Атаганова полка,был посвящен в хувараки 10 мая 1829 года и в течение последующих 12 лет прошел по ступенькам до гецула, читал и писал по-монгольски, по-тибетски и по-русски. В течение 14 лет Галсан Гомбоев принимал активное участие в работе Первой Казанской гимназии, Казанского университета и Казанской духовной семинарии. Галсан Гомбоев свою большую учебно- педагогическую работу сочетал с научно- исследовательской.[11,15] В Казанском университете он получил высшее европейское образование, владел русским языком, совершенствовал свои знания по монгольскому и тибетскому языкам, изучал санскрит. Здесь он получил основательную научную подготовку, что в будущем во многом предопределило его научно-исследовательскую работу. Так, в Петербургском университете он был избран членом- корреспондентом восточного отделения Императорского археологического общества. Он опубликовал основные работы, которые принесли ему известность в научном мире. Широк был круг его научных интересов: вопросы истории, филологии, религии и этнографии народов Монголии и Центральной Азии. Своими научными трудами Галсан Гомбоев оставил заметный след в монголоведении. На его труды ссылались академики Б. Я. Владимирцов, С.А.Козин, представители последующих поколений, монголоведы не только нашей страны, но и многих зарубежных стран. Короткую жизнь Галсан Гомбоев посвятил одной цели: ознакомлению русских с народом соседней страны- монголами, их языком, их памятниками культуры и поэтическими сказаниями.

В начале второй половины прошлого века Селенгинский «филиал» декабристской «сибирской академии» подготовил и вывел на общественную арену самобытного самодеятельного ученого Петра Андреевича Кельберга. Забайкалец П.А.Кельберг, медик Селенгинского солеваренного завода, домашний врач и друг декабристов К.И. Торсона, М.А. и Н.А. Бестужевых.[7] Большой патриот нашего края, пионер постоянных инструментальных наблюдений за землетрясениями и климатом, геолог и географ- исследователь Гусиного озера, гидролог, фенолог, археолог, знаток народной медицины, этнограф и один из первых активистов музейного дела. Ко всему этому попечитель древнейшего за Байкалом храма- Староселенгинского Спасского собора. Все это был Кельберг, человек, помыслами и делами своими направленный на пользу отечества. П.А.Кельберг был корреспондентом нескольких научных обществ и активным членом Русского Географического Общества. Его статьи и заметки печатали ведущие научные издания Сибири и центральной России, а работы по сейсмологии перепечатывались за границей. Особое признание ученых прошлого века получили метеорологические и сейсмические наблюдения П.А.Кельберга в Селенгинске.

В последнее десятилетие 18 века существовал кружок бурятской интеллигенции, сыгравший значительную роль в распространении знаний о Востоке, о бурятах и буддизме. Участники этого кружка- последователи братьев Бестужевых в основном происходили из Селенгинска.[13,15] Кружок составляли: купец Алексей Дмитриевич Старцев ( Бадмажап Ирдыниев, 1841-1900), муж его сестры Екатерины- начальник русской почты в Пекине Николай (Найдан) Иванович Гомбоев(1833-1905), его родной брат Хамбо лама Дампил Гомбоев (1831-1896), коммерсант и журналист Петр Иванович Першин (1835-1912), женатый на Анне Старцевой, и удунгинский казак Юмжап Лумбунович Лумбунов. Все они, кроме Першина, родились в окрестностях Селенгинска.

Алексей Дмитриевич Старцев- сын Николая Бестужева, став богатым предпринимателем, большую часть жизни провел в Китае и на Дальнем Востоке, но связи с Забайкальем не терял и при первой возможности оказывал помощь разнообразным культурным направлениям. Селенгинская городская библиотека, Троицкосавский детский приют, Иркутское общество вспомоществования учащимся, Вознесенский собор в Селенгинске, стипендии- это далеко не полный список тех, кому оказывал материальную помощь Старцев.

Во всех делах Старцева рядом с ним был Найдан Гомбоев. Молодой Гомбоев принимал активное участие в качестве переводчика в экспедициях в Монголии и Маньчжурии, предполагалось отправить его в Тибет от Географического Общества. Многие годы, служа в Пекине, он постоянно оказывал помощь путешественникам. Одна страсть объединяла его со Старцевым- коллекционирование. Старцеву и Гомбоеву принадлежали великолепные коллекции предметов буддийского культа.

Петр Иванович Першин- первый городской голова Нерчинска, много и плодотворно писал в сибирских и дальневосточных газетах. Он за свой счет выпускал брошюры по исследованию Сибири, был одним из создателей Общества попечительства о начальном образовании.

Дампил Гомбоев в 1838 году семи лет поступил в дацан хувараком (учеником), а в 1873 году стал ширетуем (настоятелем) Гусиноозерского дацана. В 1876 году он был избран Бандидо Хамбо ламой, духовным главой бурят. На этом поприще он сделал очень много и как религиозный деятель, и как просветитель своего народа. Культурный, образованный человек, он активно способствовал созданию буддийских и этнографических коллекций в музеях, финансировал издание литературы по истории и этнографии бурят.

Наконец, Юмжап Лумбунов, богатый удунгинский казак, фактический содержатель известного удунгинского чайного торгового тракта, не ограничивал свои интересы коммерцией.[11,15] В 1880 году открыл за свой счет школу «для своих окрестных сородичей». Получив, видимо, лишь начальное образование, он стремился к знаниям, особенно по истории своего народа. Он собирал археологический материал, рукописи, книги. Лумбуновым был составлен ряд сочинений, в том числе «Поколения селенгинских бурят», «Сведения о Баргузинских бурятах», «Краткая записка о происхождении русско- бурят, исповедующих буддийскую веру, обитающих в Забайкальской области», « Сведения о Селенгинском ведомстве».

Итак, мы делаем вывод, что имя Андреяна Толстых должно встать в галерею замечательных людей Селенгинска рядом с другими дорогими именами. Был он из породы «колумбов русских», им по праву может гордиться Селенгинская земля. А труды ученого- монголоведа Галсана Гомбоева, особенно по монголоведению и источниковедению, не потеряли своей значимости до сих пор. Путевой журнал П.И.Кельберга может быть представлен самостоятельно как экспонат в музеях краеведческого профиля. Материалы журнала могут служить отправной точкой для изучения экологии района, охранной зоны оз. Байкала. Много сделали члены кружка и для сближения России со странами Востока, Китаем, даже с Японией.

  1   2

Похожие:

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»
...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconОбразовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»
...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconИсследовательская работа в номинации «Традиции и обычаи родного края» Тема «Игры моей малой Родины»
Областной центр творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодежи
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconПрограмма дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconПрограмма развития и обучения «По дороге в школу» творческого объединения
Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей в условиях Центра детского творчества
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества»
Концептуальные идеи образовательной деятельности моу дод «Центр детского технического творчества»
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconПостановление от 28 февраля 2012 года n 171 о плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы
Особствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, воспитанию технически грамотных...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconЗадача конкурса
Ежегодные международные фестивали и конкурсы – это познание нового творческого пути, международный обмен идеями и опытом, укрепление...
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи iconОтчет об итогах Всероссийского молодежного научного форума «Молодые исследователи регионам»
Общее число проектов – победителей выставки научно-технического творчества молодежи «нттм-2011» – 2
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница